Воцерковление в современном мире: Как духовно трудиться, чтобы не потерять первоначальную благодать?
Многим из нас знакомо чувство охлаждения и рутины, приходящее после первых нескольких лет воцерковления. Мы уже более-менее разобрались как надо себя вести в храме, выучили минимум молитв, соблюдаем посты, как умеем, более-менее регулярно приступаем к Святым Дарам.
Формально мы живем духовной жизнью, но почему тогда благодать чувствуется все меньше, куда уходят силы, которые помогали нам прощать, любить и трудится ради Бога, где радость, которая переполняла нас в начале пути?
Согласно наставлениям святых отцов, причина в том, что Бог изначально дает нам много сил как бы авансом, но каждый год ждет чтобы мы возрастали к святости, испытывает наше желание и решимость быть с Ним и работать для исправления себя по Его образу.
Тот уровень усилий, который был достаточен в прошлом, сейчас уже не подходит, но что это означает? Еще больше молиться, строже поститься, всем и во всем уступать, уйти из мира, стать священником?
В принципе, это самый прямой путь, монахи так и делают, и мы должны, в пределах своих возможностей, ибо "инокам свет — Ангелы, а мирянам свет — иноки", сказал Оптинский старец Варсонофий.
Мирские же люди, в силу своих семейных и общественных обязанностей не имеющие сил "молиться больше и поститься строже", в чем могут проявлять свое усердие?
Как мирянину духовно трудиться и бороться со страстями?
Здесь полезно вспомнить наставление преп. Серафима Саровского, что молитва и пост - это средства, а не цель. При этом благодатные силы мы получаем в Таинствах Церкви даром.
Так вот, как мы трудимся и служим Богу, определяется тем, насколько силы, полученные в Причастии, станут реальными делами и изменениями нашей жизни.
А каких реальных дел ждет от нас Бог?
Обратимся к нагорной проповеди, возьмем следующий отрывок: "Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой" (Мф 5:23-5:24).
Согласно святым отцам, в этих словах прямое указание к действию: хочешь послужить Богу - переступи через себя и помирись с врагом.
И если вы откроете толкования на Евангелие, поучения святых отцов, их жития, вы вы найдете, что они переполнены примерами конкретных действий, которыми мы можем послужить Богу.
Большинство из нас знакомы со страстями - склонностями и изматывающими желаниями совершать грех. Большинство из нас знает, что страсти можно погасить покаянными молитвами и воздержанием, но часто они возвращаются снова, иногда сразу, как закончишь молиться.
В поучениях святых отцов мы читаем, что страсти - это, в том числе, "привычка ко злу" (свт. Василий Великий), а греховная привычка - "вторая природа, с которой человеку приходится бороться" (свт. Иоанн Златоуст). То есть страсти зачастую являются следствием повторения определенного поведения, которое повреждает нашу душу, неким шаблоном реагирования на ситуацию, рождающем мысли и желания, которые нас и мучают.
Поэтому одним волевым усилием страсть победить невозможно, надо менять шаблоны своего поведения, а для этого надо совершать дела, формировать добрые привычки, которые позволят нам сохранить благодать, полученную в Таинствах, и не дать бесам власти искушать нас.
Если не менять свои привычки, то душа будет травмироваться вновь и вновь, принося нам раз за разом одни и те же страдания. Привычки же изменяются не просто сопротивлением греху, а тренировкой - многократным повторением одних и тех же правильных действий. "Уклонись от зла и сотвори благо" (Пс. 33:15).
Говоря проще и на примере: если вас мучает чревоугодие, то не только воздержитесь от пищи, но и начните кормить голодных, чтобы поменять свое отношение к ней в принципе. Отказав себе, вы избежите греха, но не перестанете любить вкусно есть. По крайней мере, это будет вас мучить гораздо дольше, чем если вы займетесь делами милосердия, противоположными своему греху.
То же самое действует относительно любой другой страсти, хотя иногда бывает сложно понять, какие именно поступки требуются. На этот случай святые отцы и оставили нам свои труды и жития, в которых можно прочитать прямые указания на то, что надо делать, или как они сами поступали в конкретных жизненных ситуациях.
Некоторые могут заметить, что мы спасаемся по милости Бога, а не от дел, и это верно, но это значит, что на каждый наш шаг, Бог пронесет нас еще на сто шагов: "Везде сначала наше действие, а потом уже Божие содействие", - наставляет блж. Феофилакт Болгарский.
Да будет нам всем, ищущим спасения в современном мире православным, в утешение следующие слова свт. Игнатия (Брянчанинова): "Насильственная борьба против порочных навыков вменяется Богом человеку в мученичество, и одержавший в этой борьбе победу венчается венцом исповедников, как подвизающийся ради закона Христова"!
Александр Топоров
(публикуется с незначительной правкой)
Источник: Редакционная почта
___________________
См. также:
<-назад в раздел