Четверг, 28 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

Митр.Агафангел
В настоящий исторический момент абсолютно все, происходящее в мире, имеет причины духовные, а последствия – апокалиптические! Без учета этого невозможно правильно понять суть происходящего. Всему православному миру, в том числе и России, брошен вызов глобализма. В этом понятии сконцентрирована вся мировая ложь, и обличение этой величайшей лжи нашего времени является на сегодняшний день главной задачей Православия... Нынешний процесс глобализации, несомненно, приведет к воцарению антихриста и кончине мира. Это мы должны свидетельствовать перед всеми...
Митр. Агафангел Одесский и Измаильский

Прп. Лаврентий о зарубежниках
Берегитесь так называемой зарубежной церкви и знайте, что она не стоит в диптихе Православных Церквей. Многострадальная Церковь наша выстояла в безбожном государстве. Ей честь и слава и вечная похвала! Наша страна не зарубежная и наша Церковь не зарубежная! Наша страна постоянная! У нас нет зарубежных церквей.
Прп. Лаврентий Черниговский про РПЦЗ

О.Иона о возрождении
Мы слишком рано обрадовались возрождению веры и слишком быстро забыли, что иная вера хуже безверия и что Христа распяли отнюдь не атеисты.
Старец Иона Одесский об апостасии

свт.Василий Великий об общении с еретиками
Если некоторые претендуют, что исповедывают здравую веру, имеют же, тем не менее, общение с инакомыслящими, если и после увещания не перестанут так поступать, то надлежит иметь и их самих не только отлученными, но даже и братией не называть.
Свт. Василий Великий об экуменических контактах

Прп. Паисий о печати

Помаленьку, после введения карточек и удостоверений личности, то есть составления персональных досье, они лукавым образом приступят к нанесению печати. С помощью разнообразных ухищрений людей станут принуждать принимать печать на лоб или руку. В компьютере будет высвечиваться, запечатлен ли ты, и в зависимости от этого тебя станут или не станут обслуживать.

Прп. Паисий Святогорец

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
После долгой советской ночи: Почему современным монархистам необходимо читать Л.А. Тихомирова, бывшего революционера?
После долгой советской ночи: Почему современным монархистам необходимо читать Л.А. Тихомирова, бывшего революционера?

РОССИЯ ДОЛЖНА УСТРАИВАТЬСЯ ПО-РУССКИ

В связи с выходом книги выдающегося русского мыслителя Л. А. Тихомирова «Монархическое начало в России» на сайте Общества русского исторического просвещения «Двуглавый орел» появилась заметка, разъясняющая необходимость обращения к наследию этого автора.
 
«Сейчас в России постепенно поднимается монархическое движение, притом не в виде отдельных кружков, группок и клубов, а как один из массовых потоков общественной жизни. Но современное общество наше отнюдь не является традиционным, каким было, скажем, в XVI, XVII или XVIII веке. В ту пору верность Государю была чем-то естественным и органичным; люди дышали ею; она была как здоровье – массовой нормой.

В XIX столетии, с постепенным разрушением веры, Церкви и, соответственно, традиционных ценностей, являвшихся главной опорой общества, потребовалось интеллектуальное осмысление всего того, что прежде являлось естественным состоянием. И авторы с монархическим идеалом, от старших славянофилов до писателей и публицистов, защищавших последнего Государя, накопили колоссальный опыт подобного осмысления.

Сейчас, после долгой советской ночи, монархизм вновь расправляет крылья. Однако образованная среда, интеллектуалитет, поддерживающий знамя монархизма, сталкивается ровно с той же проблемой, которая стояла во времена, скажем, Хомякова и Леонтьева: в обществе традиционные ценности лишь возрастают постепенно, восстанавливаются не без труда, и процесс этой реставрации традиционного сознания не обещает скорых и твердых побед. Это работа на годы и годы, возможно, на десятилетия. Следовательно, и монархическое чувство еще далеко не сформировалось у большинства, оно еще не является общественной нормой. Идет обдумывание того, что такое монархия для России, что она вообще за феномен общественного развития. И обдумывание это идет разными путями, многообразно, порой – кто в лес, кто по дрова.

Следовательно, чтобы не изобретать велосипед, чтобы ускорить путь осмысления монархизма в его историко-философских и религиозных аспектах, следует обратиться к наследию тех людей, которые уже занимались этой работой и сделали многое. А среди них Лев Тихомиров – звезда первой величины. Побывав на иной, революционной, стороне, он сознательно отошел от нее и впоследствии со всей основательностью, фундаментально разрабатывал основы монархической идеи в России. Он в нашей общественной ситуации – добрый советчик, если не сказать – лучший советчик. Приобщиться к его трудам значит сделать колоссальный шаг вперед в понимании сущностных вещей монархизма. 

Тихомиров – необходимый ликбез в „монархическом самообразовании".

Без него в наши дни – нельзя».
 
Мы полностью согласны со сказанным и предлагаем нашим читателям небольшую статью из сокровищницы мысли Льва Александровича.

СПАСАЮЩАЯ ЛИЧНОСТЬ И СПАСАЮЩАЯ ИДЕЯ

Можно сказать, не обинуясь, что Россия теперь жаждет появления спасающего человека. Она ищет его, тоскует по нем, и малейшее подобие такого человека готова, так сказать, «в кредит» окружить славой. Это настроение видимо нарастает. В нем выражается потребность найти исчезнувший центр национального единения.

Конечно, недостаточно одной охоты стать таким центром: нужно иметь еще силу духа и понимание центрального пункта устроения расшатанной страны. Но такого человека Россия ждет, без него она чувствует себя неспособной воскреснуть, не загорается энтузиазмом. Это понятно: в критические эпохи и англосаксам нужны великие люди – Кромвель, Вашингтон. А русские более всех народов проникнуты чувством доверия к человеку, к единоличному выразителю национального движения или идеи. Но такое настроение нации делает наивыгоднейшим действие под знаменем нашей исторической власти, которая по самой сущности своей подразумевает личного носителя национального движения.

Иной, быть может, скажет: где же теперь русская нация? Как говорить о ней в современном вавилонском раздроблении народа, в этой несвязной путанице партий? Но ведь русская нация не исчезла, она только рассыпалась, и она может быстро сплотиться, как только найдет единящий центр притяжения.

Если бы русская нация действительно умерла, то нечего бы было и толковать об Империи на Европейско-Азиатском Севере. Эта Империя создана русскими и без них непременно должна распасться. Единящий центр Империи может быть или русским, или его совсем не может существовать.

Другой властвующей идеи у нас нет. Политический идеал федерации – среди народов Империи – это жалкая книжная выдумка интеллигенции, утратившей политическое чутье. Социализм, даже в наиболее унитарных учениях своих, может обещать единство Германии, но не России, уж хотя бы потому, что по состоянию нашего производства социализм у нас еще на очень долгое время может быть доктриной и партией, но не устрояющей системой. Вообще никакой другой объединяющей силы, кроме национально-русской, у нас не может быть.

Для России поэтому нужна гегемония русского народа.

Та сила, которая возьмет на себя роль единящего центра рассыпающейся страны, мыслима только в виде выражения русской национальной государственной идеи. Для государства необходим скрепляющий цемент, а им может быть лишь воспрянувшая русская нация, государственно организуемая в ее духе, на основе ее сильных государственных способностей и применительно к восполнению слабых сторон этих способностей.

Возродить нас может лишь сила, опирающаяся на русскую нацию.

Но что такое «опереться на русскую нацию?» Не всякий сброд русских есть «русская нация». В смутное время XVII века все попытки патриотов устроить рассыпавшееся государство оставались тщетными до тех пор, пока, по совету Патриарха Гермогена из его тюрьмы, не догадались различить в нации элементы «земские» и элементы «воровские» и, отвергши прежнюю мысль опираться на всех, усвоили систему «утвердиться на земщине». С этого момента движение оказалось непобедимым.

Патриарх Гермоген указал ту систему, которая выражает вечное явление государственности. Устроить государство можно лишь опираясь на прочные социальные элементы, – на те элементы, которым нужен порядок для их труда, для их внутренней жизни. Элементы толпы, сброда, внеобщественных людей годны только на революцию, государства же они ни устраивать, ни поддерживать не могут, ибо оно им ни на что не нужно. Одна из обязанностей государства и прямой интерес его состоит в том, чтобы постоянно как-нибудь устраивать этих «воровских людей», «пролетариат», по нынешней терминологии, выводить их из состояния внеобщественного сброда и вводить в ряды и рамки общественности. Но опираться государство может лишь на тех, кто уже устроен.

Эту простую истину социального строя важно помнить во всякие эпохи революции.

Революция начинается тогда, когда государство, дрогнув пред внеобщественными элементами, допускает их брать над собою верх, позволяет им предписывать себе то или иное поведение. Революция кончается тогда, когда государство выходит из этого помрачения и решается опереться на тех, для кого оно нужно, кто создает его и кому оно обязано служить, то есть на людей прочных социальных слоев. Государство есть, по природе своей, не более, как завершение этой социальной организации: ею оно живет, для нее работает, на нее обязано опираться, имея постоянной политикой приводить в ряды социальной организации и все толпы «воровских людей», но подчиняя их идее этой социальной организации, а никак не подчиняясь им само.

В моменты смуты и анархии опереться на нацию – это значит опереться на те твердые социальные слои, которые несут в себе дух национального устройства, те симпатии, те потребности, тот способ взаимных отношений, которые характеризуют данный народ, когда он не бушует в разрушении, а устраивается. Ведь и «воровские элементы», когда принуждены бывают начать свое устройство, создавали у нас совершенно то же самое, что и «земщина»: достаточно взглянуть на общины бывшей казачьей «вольницы», представляющие типичнейшие образцы русского национально-общественного творчества.

И нынешний «пролетариат», такой бунтовской и антисоциальный, устроился бы в чисто русском духе, если бы заставить его не разрушать, а устраиваться.

Таким образом, только при гегемонии русского народа возможно устроить Империю и, только опираясь на твердые социальные слои русского народа, возможно создать государство, которое способно дать гегемонию русской нации. Это есть основа той спасающей идеи, которая должна созреть в нации прежде, чем у нее может явиться спасающий человек, столь страстно ею ожидаемый. Идея есть предтеча личности.

Но эта спасающая идея русской гегемонии состоит вовсе не в том, чтобы русские всех эксплуатировали. Весьма ошибочна формула «Россия для русских». Эта формула совсем не русская, а взятая нами у американцев. Наша истинная национальная формула совсем иная: «Россия должна устраиваться по-русски». Русская гегемония в этом и состоит. И нам теперь необходимо глубоко вдуматься, как устроиться сообразно русской исторической идее, как получить государственную власть, во всех действиях проникнутую национальным духом, народу понятную и опирающуюся на этическое содержание, общее ей самой и русской нации.

Такое политическое задание разрешается в полноте следующей схемой учреждений:
1) Верховная Самодержавная Власть Царя, юридически неограниченная; 
2) вооружение этой Верховной Власти близостью к нации, общением с ней, осведомленностью в нуждах страны, ее средствах, обладанием, наконец, хорошим управительным механизмом; 
3) для последней цели – приведение бюрократии в должные границы, – уничтожение ее тенденций захвата власти и освежение всего ее духа; 
4) введение в государственные учреждения народного представительства, с разумно и практично поставленными целями и разумно в соответствии с ними организованного; 
5) восстановление церковного строя, обезпечивающего сильную, нравственно-авторитетную церковную власть, союзные государственно-церковные отношения и нравственное влияние православной веры на общество и народ; 
6) народная самодеятельность в местном и социальном управлении, обеспеченная необходимыми правами и представительством пред агентами центральной власти. 

Для установки учреждений в таком смысле необходим пересмотр как прошлого законодательства, так и позднейшего в отношении Верховной Власти, управительных учреждений, народного представительства, местного управления, прав личности и связанного с ними законодательства о свободе совести, слова, печати, организаций.

Достижение этого пересмотра нужно для России по возможности скоро, так как в современном строе жить очень опасно и вредно для нации. Но в то же время были бы опасны быстрые перевороты, которых у нас и без того совершено слишком много и которые неизбежно сопряжены с недостаточной обдуманностью. Тот строй, которого желательно достигнуть, должен быть на сей раз окончательным, а потому в построении его не должно быть никаких ошибок.

Впервые опубликовано: «Московские ведомости», № 138 (15 июня) за 1912 год
Тихомиров Л. А. Церковный собор, единоличная власть и рабочий вопрос. М., 2003.


___________________
См. также:



Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100