Крещенские купания Церковью не предписываются: Разъяснения об Агиасме и праздновании Богоявления на основе богослужебных и исторических книг
Духовенство призывает верующий народ осмысленно подходить к омовению в купели на Крещение и не воспринимать этот обычай как избавление от грехов или спортивный праздник.
"Бытует мнение, что если ты погружаешься в купель, смываются все грехи. Спешу расстроить: это совершенно не так. Если ты целый год вел неправильный образ жизни, позволял себе что угодно и решил, что придешь 18 или 19 января, окунешься и будешь чистым, непорочным и замечательным, то это мнение ошибочно", - сообщил настоятель храма в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" Санкт-Петербургского подворья Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря священник Богдан Полевой.
Он призвал горожан осознанно воспринимать сакральный смысл этого обычая, без которого омовение становится "не более чем какой-то спортивной или экстремальной процедурой".
"Официальная позиция Церкви по поводу крещенских купаний состоит в том, что это не является конкретно церковной традицией или церковным праздником. Церковь не призывает никого идти и окунаться в купель. Окунание в купель - это скорее благочестивый, хороший и добрый народный обычай, появившийся сравнительно недавно", - добавил священнослужитель. Показателем благочестия этого обычая является молитвенная обстановка у водоема, благопристойный вид окунающегося - длинная сорочка (срачица) как у женщин, так и у мужчин и благоговейная вера.
В действительности, в дореволюционных церковных изданиях о праздновании Крещения ничего не говорится об окунании, а чин Великого освящения воды (Агиасмы), сопровождающийся крестными ходами на источники водные (Иордань), совершается никак не ради купания там. В его молитвах говорится об "исцелении души и тела черплющим ю (черпающим ее) и емлющим (берущим) - во освящение домов..., и на всяку пользу изрядну (сильную)...". Встречаются в молитве прошения и "о мажущихся" святою водою, но не о купающихся в святыне.
В "Настольной книге для священноцерковнослужителей" С.В. Булгакова написано: "К освящённой воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Освященная вода называется в Православной Церкви великою агиасмою (святынею). Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, назначает пить её тем, кои не могут быть допущены до святого причащения. Благочестивые христиане тоже издревле имеют обычай в навечерие или в самый праздник Крещения почерпать освящённую воду для своего домашнего употребления и хранить её при святых иконах" (издание 1913 г., стр. 21).
Эта вода употребляется и для освящения храмов, алтарей, святой чаши для причастия, святых икон и пр. Для таинства крещения вода в купели освящается другим образом и с соответствующими молитвами.
Далее в той же книге обличаются намерения тех людей, с которыми в основном приходят на Крещенскую Иордань (природный водоем, приготовленный для церковного чина освящения воды) окунаться: "Купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанию очистительную силу от этих грехов. Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем" (стр. 24-25).
Этому вторит и видный фольклорист XIX века А.А.Коринфский, упоминая крещенские купания в перечне прочих суеверий в книге "Народная Русь": "Купаются и те, кто святошничал-рядился о Святках, – чтобы очиститься от греховной скверны в освящённой воде; купаются и просто – 'для здоровья'. Последнее, однако, далеко-таки не всегда оправдывается на деле" (глава "Крещенские сказанья").
У святителя Иоанна Златоуста, равно как и в проповедях других отцов Церкви раннего периода и после революции, объясняется духовный смысл Крещения Господня и церковных богослужебных обрядов, сопутствующих празднику, и нигде не встречается предписание крещенских купаний. Из Слова в день Богоявления: "Настоящий день есть тот самый, в который Господь крестился и освятил естество вод. Поэтому в этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года остается неповрежденною и свежею и после долгого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников".
Кстати, люди, настроенные атеистически, нередко пытаются объяснить чудесные свойства Крещенской воды естественными причинами. Например, говорят, что вода не портится, так как священник погружает в нее серебряный крест и она тем самым ионизируется. По этому поводу есть такая, можно сказать, православная задачка: "Сколько ионов серебра содержится в литре освященной крещенской воды, если освящение проводилось в проруби, вырубленной во льду Волги, в месте, где ширина реки достигает километра, глубина – десяти метров, скорость течения – 5 км/час, а крест, которым деревенский батюшка освящал воду, – деревянный?" Ответ очевиден!..
Итак, существует еще один аргумент, опровергающий убеждение, что на Крещение Церковью "предписывается" купание. В книге для священнослужителей (XX века) о чинопоследовании Таинства Крещения говорится: "Освящение воды для Крещения – одна из важнейших частей чинопоследования, имеющая глубочайшую связь с самим Таинством. О важности этих молитв говорит то, что даже в сокращенном чине Крещения 'страха ради смертнаго', где опускается чин запрещения злых духов и Символ веры, молитва на освящение воды сохраняется... Употребление при Крещении Богоявленской воды, как и вообще святой воды, допускается только в тех случаях, когда разрешается употребление даже неосвященной воды, то есть при Крещении младенцев мирянами страха ради смертного". Настолько великая святыня – Агиасма!
При этом, как говорилось в начале, Церковь не осуждает своих чад, которые между праздничными богослужениями Крещения (Богоявления) с благоговейной верой и молитвой приходят к освященным источникам вод и в благопристойном виде окунаются в них. Однако, как показывает современная практика на множащихся фото- и видеозаписях в соцсетях, большинство народа руководствуется совершенно не подобными побуждениями.
___________________
См. также:
<-назад в раздел