Пятница, 17 Августа 2018 г.
Духовная мудрость

Прп. Паисий Святогорец о гностиках +

Некоторые современные «гностики» пеленают своих духовных чад, как младенцев, якобы для того, чтобы те не волновались. «Это неважно, – говорят они, – ничего страшного, лишь бы вы имели веру внутри себя». Или же причитают: «Не говорите вы на эту тему – об удостоверениях, о печати, чтобы люди не волновались!» Тогда как, говори они людям: «Давайте постараемся жить более духовно, быть близ Христа и ничего не бояться, ведь самое большее – мы станем мучениками», они бы хоть как-то готовили их к грядущим трудностям. Узнав истину, человек задумается и отрясет с себя сон...

Прп. Паисий Святогорец

Свт. Серафим о святых отцах
Во всех догматических вопросах и в особенности спорных богословских мнениях мы должны строго держаться святоотеческого учения. Только святые отцы могут дать нам безошибочное и самое истинное миросозерцание в области нашей веры. Они являются для нас спасительным критерием Православия.
Свт. Серафим (Соболев) о святых отцах

Свт. Филарет о европе и России
Поспешим вполне воздать неотъемлемую славу Царю Небесному на земле, еще взирающей к вечному Востоку, еще не объятой мраком Запада, еще не примесившейся к новому смешению Вавилонскому!
Свт. Филарет Московский о России и Европе

Прп.Паисий

Следует проявлять духовное безпокойство и помогать христианам, всевая в них добрую обезпокоенность (происходящим) ради того, чтобы те укрепились в вере и ощутили Божественное утешение.

Прп. Паисий о наших последних временах

свт. Игнатий об обольщении миром
Признаком кончины мира и близости второго пришествия Господня будет необыкновенное вещественное развитие: люди забудут Бога,.. и, в обольщении своем, как бы вечные на земле, все внимание устремят на землю, на доставление себе на ней возвышенного и неизменного состояния... Разврат в обширном значении этого слова, соделается достоянием человечества в последние времена.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

В кулуарах

Мертвых душ не продадите?: Об Апокалипсисе, пиаре и его основателе – племяннике Фрейда и правнуке главного раввина
Помните, как в безсмертной поэме Гоголя некто Чичиков скупает мертвые души? Гоголь – великий мистификатор, и в этой купле-продаже зашит глубокий религиозный смысл. Многие комментаторы раскрывают образ Павла Ивановича как агента диавола, собирающего прибыль для своего хозяина. Выходит, по-настоящему мертвыми...

Скажи мне, что ты слушаешь, и я скажу, кто ты: Беседа с преподавателем епархиальных курсов о музыке и духовности
Должно внутренне оценивать, что слушаем и задаваться вопросом, нужно ли оно нам, и чему оно служит. «Истинная красота… не возносится над волей слушателя, не угашает в ней божественные стремления тепла, надежды, веры и любви, вдохновение. Она распускается в нашей душе как дивный цветок сущностной свободы и увеличивает в нас тяготения к чистоте». Вот это тяготение к чистоте и должно присутствовать во всем, что мы слушаем и чем наполняем свою душу.

Насаждается «либерально-фостерное Православие»: Только церковные общины могут противостоять искушениям последних времен
...Если бы не общественные и родительские протесты, то мы бы сегодня жили уже в совсем другой стране, в стране с уничтоженной основой общества — традиционной семьёй. Но недавно я обнаружил, что попытки уничтожить семью происходят и внутри Православной Церкви...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Столп Самодержавия: В день памяти благоверного Великого Князя-мученика Сергия Александровича Романова

2018-02-16_181450.jpg4/17 февраля 1905 года, в два часа сорок минут пополудни, от Малого Николаевского дворца в Московском Кремле по направлению к Никольским воротам отъехала черная лаковая карета, запряженная парой лошадей. Ее сопровождали два агента охранного отделения. В глубине кареты сидел немолодой уже господин, худощавое лицо которого было непроницаемо. Едва карета поравнялась со зданием Окружного суда, раздался оглушительный взрыв, из окон близлежащих зданий посыпались стекла и некоторые люди решили, что в Москве произошло землетрясение. Канцелярские чиновники и случайные прохожие, которых в этот морозный день было в Кремле и на Красной площади немного, бросились к Никольским воротам. Их взорам предстала жуткая картина. На месте взрыва громоздилась безформенная куча обломков кареты вперемешку с кусками одежды и окровавленными частями тела. Это все что осталось от дяди Императора Николая II, пятого сына Царя Освободителя Александра II, Великого Князя Сергия Александровича.

Намечая в качестве мишени Великого Князя, эсеровские убийцы выбрали для удара не просто высшее должностное лицо, не только ближайшего родственника Царя, но поистине того, кто олицетворял исконную Россию, ее историческую власть, служил одним из столпов самодержавного режима в последние десятилетия его существования.
 
Сергий Александрович появился на свет 29 апреля 1857 года. Он стал седьмым ребенком в семье Императора Александра II, имевшего восемь детей.

1 марта 1881 года в центре Петербурга бомбой террориста был смертельно ранен Александр II. После смерти матери и гибели отца у Сергия Александровича очень усилилось религиозное настроение. Обращаясь к брату Павлу в 1894 году, он писал: «Пути Господни неисповедимы и нам – непостижимы. Когда-нибудь все узнаем и все поймем. Дай только Бог нам быть достойными этого и счастья встретиться с чистой совестью с теми, кого любили на земле!»

В 1882 году в жизни Великого Князя произошло важное событие. В январе он поступил на службу в Преображенский полк – самое престижное подразделение императорской гвардии. Почти десять лет его жизнь неразрывно была связана с Преображенским полком, где он сначала выполнял обязанности командира Первого (царского) батальона, а с 1887 года – командира полка. К воинской службе Князь с первого и до последнего дня относился очень серьезно, неукоснительно сам выполнял все положения устава и начальственные распоряжения и того же требовал от других.

Вскоре после прихода в Преображенский полк в высшем свете стали циркулировать слухи о том, что брат Императора Александра III ведет предосудительный образ жизни. Говорили, что он пьянствует, богохульничает, развратничает. Никто не приводил никаких конкретных фактов, никто не ссылался на собственные наблюдения, но повторенные многократно эти утверждения принимали характер общеизвестной истины. В сентябре 1883 года Великий Князь писал своему воспитателю Д. С. Арсеньеву: «Я все больше и больше убеждаюсь, что чем больше иметь сердца здесь, на земле, тем больше приходиться страдать и нравственно, и физически. Сердце ничего не стоит для людей, и они никогда его не ценят…»

Вся его жизнь была окутана кривотолками и измышлениями, и даже женитьба не успокоила инсинуаторов. Элла (принцесса Гессен-Дармштадтская Елизавета Александра Луиза Алиса, в России – Великая Княгиня Елисавета Феодоровна; прославлена РПЦ как преподобномученица. – Примеч. ред.) искренне любила Сергия и была счастлива, когда он сделал предложение. 

2018-02-16_183834.jpg

Между ноябрем 1883-го и маем 1884 года Князь уже в качестве жениха посещал Дармштадт для обсуждения деталей предстоящего события. В феврале 1884 года он поехал туда с дорогими подарками для невесты. Через несколько дней по прибытии Сергий писал брату Павлу: «Элла, если можно, еще красивее. Мы с ней много сидим вместе; по утрам она в моей комнате, и я ее немного учу по-русски, что очень забавно, даже заставляю писать. Между прочим, учу ее словам „Боже, Царя храни". Мы уже гуляем одни по всему Дармштадту».

В апреле 1892 года Император Александр III в письме жене, Императрице Марии Феодоровне, говоря о своих радостных отцовских чувствах, с грустью заметил: «Бедный Сергий и Элла, часто о них думаю; на всю жизнь лишены они этого великого утешения в жизни и великого благословения Господня». По каким-то причинам детей у Сергия и Эллы быть не могло, и когда в 1892 году Великий Князь составлял завещание, то распорядился передать все имущество, после своей смерти и смерти Елисаветы, своим племянникам, детям брата Павла – Марии и Дмитрию. Хотя ему было тогда всего 35 лет, но на появление прямых потомков он не рассчитывал.

Любил ли Сергий Александрович свою жену? Да. Это не подлежит сомнению. Элла для него стала самым близким, самым дорогим существом, человеком, с которым он был совершенно откровенен и делился своими радостями и печалями. Он считал своим долгом заботиться не только о ее благополучии, но и о духовном и эстетическом развитии. 

В 1891 году произошло важное событие в жизни Русской императорской фамилии. После семи лет сомнений и колебаний Елисавета Феодоровна приняла Православие. Объясняя свой шаг, она писала в январе 1891 году отцу в Дармштадт: «Я все время думала и читала и молилась Богу – указать мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти свою настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином. Это было бы грехом оставаться так, как теперь – принадлежать к одной церкви по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и верить так, как и мой муж. Вы не можете себе представить, каким он был добрым, что никогда не старался принудить меня никакими средствами, представляя все это совершенно одной моей совести».

Начало 1891 года ознаменовалось для Великого Князя Сергия событием, существенно изменившим его жизнь. В феврале он был назначен Московским генерал-губернатором.

Великому Князю пришлось учиться многому. Встречи, приемы, смотры, парады, молебны – на это уходила основная часть служебного времени. Его слезно звали и нижайше просили присутствовать на освящении церквей, богаделен, приютов, больниц, школ, выставок, на открытии различных съездов и собраний; на его имя шел огромный поток корреспонденции с различными просьбами, ходатайствами, а нередко и прямыми доносами на неугодных кому-то лиц.

Ситуация для Князя Сергия осложнялась тем, что лично он почти никого не знал и приходилось с первого дня пребывания в Москве вести себя крайне осторожно, чтобы не попасть впросак. Постоянное пребывание на публике требовало огромного нервного напряжения. Несколько лет ушли на то, чтобы объехать свои подведомственные территории, познакомиться с администрацией, бытом и условиями жизни и хозяйствования в различных районах. Особое внимание им было уделено Московской губернии, которую он с женой исколесил вдоль и поперек.

Сергий Александрович находился в центре трагических событий октября 1894 года, когда в Ливадии скончался Александр III. В день похорон, 7 ноября, он занес в дневник: «Невыносимо тяжела была минута, когда опускали моего Государя в могилу; мне все казалось, что это не Он. Он не может лежать в гробу! И снова приходится начинать жизнь – ужасно без Него! Не для Него жить и работать мне кажется невероятным». Высохли слезы, отслужили панихиды, и надо было жить дальше, служить России, своему Государю.

На престол взошел Николай II Александрович, человек, которого его дядя знал с малолетства. Дружеские и верноподданейшие чувства по отношению к Николаю II существовали в душе Великого Князя неразрывно. Но они не мешали ему видеть нежелаемое и критически реагировать на целый ряд аспектов государственной политики. Он с самого первого дня воцарения молодого Монарха очень внимательно наблюдал за господствующими направлениями в правящих верхах и стремился донести до Императора свое мнение о происходящих событиях, собственный взгляд на людей.

13 марта 1901 года Великий Князь писал Монарху: «Признаюсь Тебе, что мне очень трудно; веяния нехорошие, проявления прямо революционные – нужно называть вещи своими именами без иллюзий. Время напоминает мне скверные времена моей молодости! Твердо, круто, сильно нужно вести дело, чтоб не скользить дальше по наклонной плоскости. Полумерами довольствоваться нельзя теперь. Верю, что время есть, но надо действовать, не теряя времени. Помоги Тебе Господь и вдохнови Тебя Отец Твой, спасший Россию». Дядя был далеко не единственным, кто призывал Монарха к твердости, но реализовывать эти призывы Император не спешил по той простой причине, что не знал, как это сделать. В начале XX века методы 80-х годов уже мало подходили. К тому же Николай II почти всегда пытался найти приемлемые для всех решения, а таких решений, как оказалось позднее, просто не существовало.

Времена наступали тяжелые. После убийства в июле 1904 года министра внутренних дел В. К. Плеве на этот влиятельный пост был назначен князь П. Д. Святополк-Мирский, провозгласивший «эпоху доверия» и взявший курс на заигрывание с либеральной оппозицией. Это назначение полностью прошло мимо Сергия Александровича. Он никогда бы не одобрил такого выбора. 2 ноября Князь Сергий записал: «Почти все серьезные люди в ужасе, от Мирского и от всего, что творится». Однако голосов «серьезных людей» почти не было слышно, и задавать тон в политической жизни начинали другие, те, кто ратовал за реформы, за компромисс. Эта позиция всегда была чужда Сергию Александровичу, и в конце концов он принял трудное решение.

31 декабря 1904 года Сергий Александрович записал: «Последний мой день генерал-губернаторства! Странное чувство после 14 лет! После доклада Трепова обнялись, прослезились… Господи, пощади мя!» На следующий день он отправился в свою последнюю поездку в Петербург, где в последний раз видел Императора, Императрицу и некоторых других родственников. Через день вернулся в Москву. Он теперь мало кого видел, редко выезжал и принимал только по необходимости своей службы. Жена, племянники, книги составляли главное занятие дня. И молитва. Он молился часто и горячо, как никогда раньше, как будто предчувствуя скорое расставание с земным миром. С ним оставались дорогие воспоминания и надежда на милость Всевышнего. Жизнь становилась пыткой, события были одно другого безрадостней, и, не переставая, болело сердце. 15 января написал последнее письмо своему единственному другу, Великому Князю Константину Константиновичу, где заметил: «Да, невыразимо тяжелые дни приходится переживать! Должен сознаться, что я вообразить не мог, что мы можем дожить до подобных безобразий».

Несмотря на весь ужас преждевременной смерти, Великому Князю Сергию Александровичу все-таки в известном смысле повезло: он не видел самого страшного, не дожил до самого жуткого, до рокового дня 2 марта 1917 года и всего последующего космического кошмара...

1518786472_4 (1).jpg
Могила Князя в Новоспасском монастыре Москвы

А.Н. Боханов, доктор исторических наук
Великий Князь Сергий Александрович // Российские консерваторы
М., 1997. С. 324–371 (публикуется в сокращении)

Источник: Газета «Православный Крест»* №4 (196) от 15 февраля 2018 г.

___________________
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческая газета, существующая на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). 
   Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия «Православного Креста», выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции и ее читателям. 
   Телефон редакции (отдел подписки): 89153536998

См. также:





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Являются ли инославные вообще христианами?: О ереси «частичной благодати» в других конфессиях

В последнее время появилось странное учение о "частичной благодати", пребывающей в инославных конфессиях и сектах, как остаточном явлении первоначально единой Церкви. Это похоже на следующее сравнение: в ручье вода покрывает только стопы, в речушке доходит до колен, в более многоводной реке...


«История государства Российского» – политический заказ: О масонстве Карамзина и его клевете на Царя Иоанна Грозного

Карамзину для написания и издания огромного труда необходимо было заручиться высочайшим благословением, т. е. дозволением Императора. Ради этого хитрому масону должно было играть роль верноподданного гражданина. Однако на исходе 18-го века Император Павел I получил извещение об участии Карамзина в якобинстве...


Над русским народом довлеет заклятие: Л.Е. Болотин о ритуальных убийствах и духовно-мистических причинах Февральской революции

Говоря о Февральской революции, назвал бы такой важный, на мой взгляд, религиозно-мистический, духовно-психологический фактор, как ритуальное убийство Рождественским Постом Царского друга Г. Е. Распутина-Нового – в самый канун 1917 года. И говоря о ритуальном характере того преступления, я не хочу ваше...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Фотогалерея
Полезно почитать

Дежавю: Отвергающие Царя президент, «элита», «патриоты» неизбежно приближают революцию

...Мы не хотим каяться, а наши правители не хотят служить Богу, миловать и сохранять народ. И потому мы вновь с неумолимой неизбежностью, вопреки всеобщей боязни войны и смуты, въезжаем в хаос и слом хотя бы тех сносных стабильных форм жизни, которые, милостью Божией, пока еще есть у нас. Мы ничему не...


Каяться надо и молиться Царю: Прот. Олег Тэор, сомолитвенник старца Николая Гурьянова, о насущном для любящих Россию

Протоиерей Олег Тэор – настоятель храма во имя св. Александра Невского в Пскове, духовник легендарных псковских десантников, летчиков и пограничников, всего воинства западного форпоста земли Русской. На протяжении многих лет о. Олег был тесно связан узами духовной дружбы со старцем Николаем Гурьяновым....


Самое тягчайшее преступление всемирной истории: Мистический смысл убийства Царской Семьи

Убийство Царя Николая II и его Семьи – самое тягчайшее преступление во всемирной христианской истории. Силы, которые замыслили и осуществили его, покушались не просто на личную жизнь Русского Царя, его Супруги и Детей, а на мировой порядок, заповеданный человечеству Иисусом Христом…


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100