Православию – Торжество, ересям – анафема: О праздновании 1-й Недели Великого поста
В 842 г. Окончилась история последней великой ереси христианского Востока - иконоборчества. Она закончилась со смертью последнего императора-иконоборца Феофила, после которого продолжат его политику было некому. Жена Феофила св. Феодора и избранный патриарх св. Мефодий немедленно восстановили иконопочитание, подтвержденное еще за полвека до этого на VII Вселенском Соборе. Православие было торжественно восстановлено на праздничной службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста. Тогда это было 19 февраля 843 г.
Вскоре служба в память этого события была расширена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы Христианства. Так появилось празднование, называемое Торжество Православия.
Его кульминацией является чин анафематствования, который служится в кафедральных соборах во время литургии.
За двадцать столетий существования Церкви ее много раз пытались разорвать и разрушить многочисленные ереси. Их столь много, что простое перечисление будет превышать объем всей этой статьи. Ереси «возникают» и сегодня – «возникают» в кавычках потому, что выдумать новую ересь практически невозможно, все уже было в истории. Причем те, древние, ереси основывались людьми исключительно образованными и из самых лучших их побуждений. В полемике с ними сложилась великая святоотеческая литература, а люди в то время если уж стояли на чем-то, то стояли до смерти. Слова анафематизмов, которые стали потом читаться на литургии в Неделю Торжества Православия, не просто выстраданы, а вымучены и политы кровью. Отнесемся и мы к ним серьезно.
Об этой службе немало написано в нашей литературе, в основном в негативных тонах, как о службе, на которой проклинали «борцов за правое дело», вроде Разина, Пугачева, Льва Толстого. Но в ней нет проклятий – только боль от того, что слишком разобщены по гордыне и тщеславию люди, именующие себя христианами.
Помолимся Господу... чтобы милостью Святого Духа обратил всех отступивших он нас к познанию истины и причислил к избранному Своему стаду, чтобы мысли помраченных неверием просветил светом Своего Боговедения, а верных Своих укрепил и сохранил непоколебимыми в православной вере. Анафему (отлучение) произносит на себя сам тот, кто отступает от православия во все течения и секты, в учении которых присутствуют следующие положения.
+ + +
Чин анафематствований в неделю Торжества Православия
(Источник: Воскресные службы Триоди, Москва, Паломник, 2000, С. 174-175)
1. Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мір сей есть самобытен и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывает –
анафема! (трижды)
2. Глаголющим Бога не быти Дух, но плоть; или не быти Его Праведна, Милосерда, Премудра, Всеведуща и подобная хуления произносящим –
анафема! (трижды).
3. Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святаго Духа не единого быти Бога – анафема! (трижды).
4. Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение – анафема! (трижды).
5. Не приемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства – анафема! (трижды).
6. Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде Рождества, в Рождестве и по Рождестве Дева – анафема! (трижды).
7. Не верующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину – анафема! (трижды).
8. Отмещущим безсмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение – анафема! (трижды).
9. Отмещущим все таинства святая, Церковью Христовою содержимая – анафема! (трижды).
10. Отвергающим Соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая – анафема! (трижды).
11. Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену –
анафема! (трижды).
12. Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы – анафема! (трижды).
13. Теософом, еретикам, дерзающим глаголати и пребезумне учити, яко Господь наш Иисус Христос не единожды на землю сниде и воплотися, но множицею воплощашеся, такожде и отрицающим, яко истинная премудрость Отчая есть Сын Его Единородный и вопреки Божественному Писанию и учению святых Отец ищущим иныя премудрости – анафема! (трижды).
14. Масонам, оккультистам, спиритам, чароеям и всем, иже не Единому Богу веруют, но чародейным бесов призыванием грядущее ведети тщатся – анафема! (трижды).
15. Отступающим от Православныя веры и приемлющим иные исповедания на соблазн братиям нашим и отпадающим в раскол – анафема! (трижды).
16. Богопротивным человком злым, дерзнувшим даже и на убиение Помазанника Божия святаго Царя-мученика – анафема! (трижды).
17. Гонителем Христовыя Церкви, нечестивым отступником, подъявшим руки на священнослужителей Божиих, попирающим святыни, разрушающим храмы Божии, истязующим братию нашу и осквернившим Отечество наше – анафема! (трижды).
18. Нападающим на Церковь Христову и учащим, яко она разделися на ветви, яже разнятся своим учением и жизнию, и утверждающим Церковь не сущу видимо быти, но от ветвей, расколов и иноверий соединитися имать во едино тело; и тем, иже не различают истиннаго священства и таинств Церкви от еретических, но учат, яко крещение и евхаристия еретиков довлеют для спасения; и тем, иже имут общение с сими еретики или пособствуют им, или защищают их новую ересь экуменизма, мняще ю братскую любовь и единение разрозненных христиан быти – анафема! (трижды).
+ + +
В течение многих десятилетий после революции и смерти святого патриарха Тихона чин анафематствования был запрещен – все-таки страшно было новым безбожным властям. В недавнее время чин стал восстанавливаться. Однако буквально с 2012 года без официальных указаний снова упразднен из богослужения.
Однако можно ли сказать, что нет теперь еретиков, нет уже развратителей благочестия, упорствующих в заблуждении и лжеверии, поэтому и не стоит защищать от них Церковь?
Прислушаемся же к словам этого древнего святоотеческого Чина и будем твердо держаться заповеданного нам сокровища – православной веры:
«Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди».
По материалам сайта: Оптина пустынь - Живая летопись
___________________
См. также:
<-назад в раздел