Среда, 26 Сентября 2018 г.
Духовная мудрость

Прп. Иустин о соборе
Если такой собор, не дай Бог, состоится, от него можно ожидать только одного: расколов, ересей и гибели многих душ.
Прп. Иустин (Попович) о «восьмом вселенском соборе»

Сщмч. Иларион (Троицкий) о патриотизме
Отношение к Церкви — вот пробный камень русского человека. Кто верен Церкви — тот верен России, тот — воистину русский.
Сщмч. Иларион (Троицкий) о патриотизме

Сщмч. Андроник Пермский о последних временах
Масонство <...> открыто гонит Христианство из жизни <...> и выльется в одного человека беззакония, сына погибели – антихриста. В этом разгадка и наших самых последних «свобод»: цель их – погибель Православия на Руси.
Сщмч. Андроник Пермский о последних временах

Прп.Иустин о 8 соборе
Не могу избавиться от впечатления и убеждения, что все это указывает на тайное желание известных лиц Константинопольской Патриархии, чтобы первая <лишь> по чести Патриархия в Православии могла навязать свои концепции православному миру и санкционировать такое неопапистское намерение единым «Вселенским собором».
Прп. Иустин (Попович) о «восьмом вселенском» «всеправославном соборе»

Прп. Феодосий Печерский о латинстве
Вере латинской не приобщайтесь, обычаев их не придерживайтесь. Причастия их бегайте и всякого учения их избегайте и нравов их гнушайтесь.
Прп. Феодосий Печерский о католиках

В кулуарах

Пока не прославленный Церковью, но не Богом: Размышления о Григории Ефимовиче Распутине после Царского крестного хода
На Крестных ходах ничего не бывает случайным. Вспоминаю 2000-й год. Крестный ход «Покаяние за Царя», Нижний Новгород - Дивеево, 7-17 июля. Дважды на Крестном ходе являла чудеса обыкновенная фотография Цесаревича Алексея Николаевича Романова. В храме села Богоявления с головы и лица Цесаревича потекло...

Ученик до гроба: Об отношении христианина к старости, дряхлости и подготовке к смерти
...По обыкновенному, естественному ходу человек достигает полного развития ума своего в тридцать лет. От тридцати до сорока еще кое-как идут вперед его силы; дальше же этого срока в нем ничто не подвигается, и все им производимое не только не лучше прежнего, но даже слабее и холодней прежнего...

Православие – это не игры в благочестие, а жесточайшая, смертельная борьба: «Мучение Любви» архим. Лазаря (Абашидзе)
В книге отца Лазаря «Мучение Любви», которую каждому христианину было бы весьма полезно прочитать, есть отрезвляющее напоминание: христианство – это страшно. Православие – это не игры в благочестие. Это жесточайшая, смертельная борьба на три фронта – с самим собой, с агрессивным тлетворным влиянием окружающего...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
В защиту веры и особенно Православной: Сравнение жизни и быта у язычников и древних христиан



Публикуем актуальнейший, на наш взгляд, труд дореволюционного духовного писателя, помощника протопресвитера военного и морского духовенства протоиерея Иоанна Морева († 1935) «В защиту веры и особенно Православной» (Санкт-Петербург, 1910). Надеемся, как сказано в предисловии к современному изданию (Издательство миссионерского отдела Львовской епархии УПЦ МП, 2002), это сочинение поможет нашим читателям «разобраться в вопросах истинной веры и не впадать в религиозные заблуждения, пагубные для христианской души».

2018-03-13_114839.jpg

 ЧАСТЬ 1
ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ И БЫТ 
ЯЗЫЧНИКОВ И ДРЕВНИХ ХРИСТИАН

Тот же дух любви и взаимного почитания обнаруживался и в общественной жизни христиан. Они твердо помнили и свято соблюдали заповедь своего Небесного Учителя о любви друг к другу: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35). Проникнутые сознанием братства во Христе и одушевленные искренней любовью друг к другу, верующие составляли как бы одну семью и в своем поведении были полной противоположностью язычникам.

В мире языческом между различными общественными сословиями не имелось никакой связи, – напротив, стояла непреодолимая преграда. В Римском государстве собственно гражданином был только человек богатый. Бедные не пользовались никакими правами и обрекались на самую жалкую жизнь. Богачи относились к ним с презрением и совершенно равнодушно смотрели на их бедственную участь, так что они несли свое горе без всякого сожаления и помощи. Совсем иначе строились взаимоотношения у христиан. Глядя на всех ближних как на братьев, они, разумеется, не могли оставаться безучастными к чужим нуждам. Для облегчения жизни бедных, равно как и для поддержания между всеми верными духа взаимной любви и услужливости, в древнейшей Церкви существовали различные средства. Так, в апостольские времена состоятельные люди с принятием веры проникались такой жертвенной любовью, что продавали свои имения и вырученные деньги отдавали в распоряжение учеников Христовых. Из этих средств выделялось все потребное для бедствовавших (см.: Деян. 2, 44–45). Таким образом, благодаря святой вере, в людях само собой прекратилось различие и неравенство состояний; не стало богатых и нищих, у всех было все общее, и никто ни в чем не нуждался.

Другим средством единения и взаимопомощи между верующими служили так называемые вечери любви. Это были общие обеды, на которые собирались все христиане без различия званий и состояний. Обезпеченные и бедные, знатные и низкородные, господа и рабы – все сидели за одним столом и вкушали одинаковую пищу. Собрание устраивалось обыкновенно после богослужения и совершения Таинства Святого Причастия. По окончании вечери производился сбор в пользу бедных, вдов, заключенных в темницах и других несчастных. И хотя этот обычай спустя некоторое время прекратился, вместе с ним не перестала христианская любовь к бедным и нуждавшимся: найдены были другие средства для их пропитания. Церковь всегда заботилась о них и имела особую сокровищницу для пожертвований, куда поступали приношения от христиан или деньгами, или припасами.

Широту благотворительности верующих показывают следующие примеры. В 250 году в Риме епископ Корнилий на церковные деньги кормил и одевал более пяти тысяч человек. А святитель Иоанн Златоуст рассказывает, что в его бытность в Антиохии, Церковь, кроме духовных, чужестранцев, больных и пленных, содержала более трех тысяч безпомощных вдов и девиц (см.: Странник. Апрель, 1862. С. 162).

Чтобы видеть, как благотворно действовала Христианская вера на человеческие нравы, сравним еще домашнюю жизнь язычников и древних христиан. В Римском государстве, как мы заметили выше, существовало два класса людей, резко отличавшихся друг от друга – богатые и бедные. Первые, имея дозволявшие это средства, вели чрезвычайно роскошную, веселую и шумную жизнь. Пышность сказывалась у них повсюду: в пище, в одежде и в домашней обстановке. Напротив, быт бедняков поражал нищетой, лишениями и неудобствами.

У христиан же не наблюдалось этих двух крайностей: они не знали роскоши богачей, но обыкновенно не терпели и нищеты римской черни. Они не имели пристрастия к богатству и не стремились его приобретать. «Как путешественник, – говорили последователи Христовы, – тем счастливее, чем легче ноша, с которой он идет, так и на пути жизни блаженнее тот, кто облегчает себя бедностью и не стонет под бременем богатства». Соответственно такому взгляду, древние верующие старались жить скромно и воздержно, избегая неумеренности во всем. Так, они не строили для себя богатых домов и не заводили в них никакой роскоши. Например, в горнице, где жила святая Домна, мучители нашли только следующие предметы: распятие, книгу Деяний апостольских, рогожу, глиняную кадильницу, лампаду и небольшой деревянный кивот со святыми Дарами. Между тем мученица принадлежала к одному из самых богатых семейств в Никомидии (см.: Там же. С. 52).

Соблюдали также древние христиане умеренность в пище и простоту в одежде. Язычники в отношении к пище и питию не знали никакой меры и воздержания, предавались обжорству и пьянству. Между тем христиане рассуждали так: «Мы живем не для того, чтобы есть. Пища дана нам для поддержания жизни и сохранения здоровья, а не для удовлетворения разным прихотям желудка обильными и изысканными яствами, пресыщение которыми приводит к расстройству в душе и теле» (Православный собеседник. 1864. Ч. II. С. 21). Поэтому они избегали всяких изысканных яств и довольствовались вкушением самых простых произведений природы. Средством утоления жажды была главным образом вода. Хотя не отвергалось и вино, но оно служило преимущественно для укрепления сил и принималось с некоторыми предосторожностями как относительно количества, так и времени употребления.

В одежде христиане тоже не допускали никакого богатства, роскоши и изысканности. Святые Отцы и Учители Церкви сильно восставали против женской страсти к нарядам. По словам священномученика Киприана, епископа Карфагенского, лучшее средство сохранить красоту тела есть воздержание, т. к. воздержание служит главным условием сохранения здоровья, а красота и есть цвет здоровья. Впрочем, заботясь о простоте и скромности одежды, христиане не одобряли совершенного нерадения о внешнем виде, осуждали небрежность и неряшливость, считали своим долгом соблюдать чистоту и опрятность в одеянии.

Наконец, следует отметить любовь древних христиан к труду. У язычников труд – тяжелый, изнурительный – составлял удел несчастных рабов. Другие же люди, имевшие средства, гнушались всякой работы, проводили время в преступной праздности и разного рода развлечениях и удовольствиях. Христиане, хотя и считали своим главнейшим долгом заботу о благочестии, но не пренебрегали и трудом. Признавали всякое честное и полезное занятие и удалялись только от таких дел, которые были не согласны с требованиями веры, отвлекали от доброго поведения или соединялись с обидами для ближнего. Пример трудолюбия они видели в лице Христа и Его ближайших учеников. Известно, что одни из них были рыбарями, другие занимались деланием палаток, а иные возделывали землю.

Римский Император Домициан спросил двух внуков Иуды, брата Господня по плоти: «Справедливо ли приписывают вам происхождение от Давида?» – «Справедливо», – отвечали они. – «Как велико ваше имущество, какими суммами вы владеете?» – «Наше имущество, – сказали они, – состоит только из 9000 динариев; из него каждому принадлежит половина; но оно не в деньгах, а в цене земли. Обрабатывая землю собственными руками, мы и подати вносим, и сами питаемся». Тут же показали они свои руки и затверделые на руках мозоли – как свидетельство трудов своих (см.: Там же. С. 21).

К труду привыкали христиане с ранних лет. К нему родители приучали детей, чтобы впоследствии они сами могли снискивать честное пропитание и помогать нуждающимся. <…>

Вот какова была жизнь людей, не знавших истинного Бога, и жизнь древних христиан. Какое громадное различие между поведением язычника и истинного христианина! Сравнивая настроение и поступки людей в Христианстве и язычестве, можно подумать, что это как будто существа различной природы и различных сил душевных, что одни как бы созданы и предназначены к добру и благочестию, а другие отданы в жертву греху и пороку. Между тем по природе своей все люди одинаковы, по происхождению все – от Бога. Эту поразительную перемену в мыслях и поступках человечества произвела вера Христова, произвела своим учением и благодатной помощью в доброй, благочестивой жизни.

Прекрасно изображает это перерождение святой Иустин Мученик. «Прежде мы предавались любодейству, – говорит он, – а теперь сохраняем строжайшее целомудрие. Прежде мы занимались искусством магии (волшебством), – а теперь мы совершенно посвятили себя истинному Богу. Прежде были сребролюбивы и всячески старались о прибытке, – теперь у нас все общее, и мы друг от друга получаем все, что нужно для поддержания жизни. Прежде мы ненавидели друг друга, и никто не хотел иметь общение с другим племенем, – а с тех пор, как пришел Христос и изрек суд против тех, кои ненавидят своего ближнего, мы все самым дружеским образом обращаемся друг с другом» (Там же. 1840. Ч. 2. С. 342).

Теперь для нас станет понятным, почему древние христиане так высоко ценили веру Христову, почему дорожили ею больше всего на свете. Они высоко ставили свое христианское звание, видели в нем драгоценнейшее свое отличие и преимущество перед другими людьми. «Как называешься?» – спросил воевода-язычник святого мученика Акакия. – «Вожделенное, – отвечал мученик, – мне и всему моему роду имя, от Христа происходящее: христианин называюсь» (Четьи-Минеи, 7-го мая). «Имя наше – христианин, – говорил святой мученик Кодрат языческому судье Переннию, – звание и благородство – быть рабами Христа. Отечество наше – Небо, где Бог вселит надеющихся на Него» (см.: Филарет, архиеп. Жития святых, чтимых Православною Церковью. СПб., 1892. Март. С. 101). Поэтому они готовы были всем пожертвовать, даже своей жизнью; решались терпеть всевозможные лишения и муки, только бы не потерять веру во Христа и не лишиться тех благ, которые она дает человеку. Чтобы видеть, какова была любовь христиан к своей вере, укажем некоторые примеры страданий их за Христа.

Продолжение следует


___________________ 
* Дорогие отцы, братья и сестры! Газета «Православный Крест» – одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческая газета, существующая на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). 
   Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия «Православного Креста», выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции и ее читателям. 
   Телефон редакции (отдел подписки): 89153536998


См.также:






Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Такое попрание канонов повлечет за собой нарушение и догматов: Свт. Серафим (Соболев) о второбрачии духовенства

В 1945 г. в Софию приезжал Псковский и Порховский архиеп. Григорий. Он говорил, что его посетила группа болгарских священников, которые хотели реформ в Болгарской Церкви. Владыка сказал им: «Все ваши реформы сводятся к одному – второбрачию священников. Оставьте это. Этой болезнью болела и наша Русская Церковь. Это не принесло ничего, кроме больших и абсолютно безполезных церковных потрясений»


Школьникам можно сдавать ГИА-9 без согласия на обработку персональных данных: Разъяснительный ответ Рособрнадзора

В соответствии с разъяснительным письмом Рособрнадзора от 17.03.2015 №02-91 для обучающихся, отказавшихся дать согласие на обработку персональных данных, ГИА-9 может быть организована без внесения их персональных данных в информационные системы... Экзамен проводится в штатном режиме за исключением того,...


«Расцениваю это как объявление религиозной войны»: Священноначалие РПЦ признало, наконец, угрозу восточного папизма

Первый заместитель председателя Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты России, профессор философского факультета МГУ Александр Щипков в эксклюзивном интервью РИА Новости прокомментировал последние действия Константинопольского...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Фотогалерея
Полезно почитать

Современное образование = расчеловечивание: Беседа с Л.А. Рябиченко о цифровизации школ, борьбе и отговорках

В связи с началом учебного года актуальна тема образования. В первый день занятий одна православная мама девятиклассницы из Москвы прислала мне ошеломляющее фото: мальчик с хвостиком на затылке стоит около огромного сенсорного экрана, заменившего классную доску. Комментарий: «Теперь так выглядит ученик...


Предательством Царя утрачена связь с Богом: Беседа с наместником Никандровой пустыни архим. Спиридоном (Иващенко)

...Обитель считается особым оплотом монашеского жития, однако в наше время здесь был выстроен храм в честь святой Семьи – Царственных Мучеников Императора Николая II, Императрицы Александры Феодоровны и их благоверных чад. Посетив монастырь, мы обратились к его наместнику архимандриту Спиридону (Иващенко)...


Конец эпохи «церковного менеджерства»: Экуменическая дипломатия привела Русь к новой эпохе мученичества и исповедничества

Оказалось, что эта самая дипломатия и менеджмент совсем неэффективны. Во многом именно они и привели Русь к неслыханной духовной катастрофе. Тот же папа Римский, коего патриарх Кирилл дипломатически называл своим «братом», как оказалось, давно готовил небывалого масштаба раскол Русской Церкви и всего...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100