Пятница, 20 Июля 2018 г.
Духовная мудрость

свт.Игнатий о европе
И сюда проникло европейское просвещение с блудом своим.
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о подражании русских французам

Свт. Серафим о страстях
Три главные греха, в которых лежит теперь все человечество: 1) блуд, 2) гордость, 3) жестокость. Эти грехи влекут человечество к погибели. Господь не выносит блуда.
Свт. Серафим (Соболев) о современных страстях

Прп.Иустин о гуманизме
Все формы европейского гуманизма, появившиеся и до, и во время эпохи Возрождения, и после нее, все протестантские, философские, религиозные, социальные, научные, культурные, политические формы гуманизма постоянно, вольно или невольно, стремятся к одному: верой в человека заменить веру в Богочеловека. <И вот, у католиков> человек провозглашен верховным божеством.
Прп. Иустин (Попович)

Вл.Агафангел о сути
Только основываясь на православном мировоззрении и миропонимании, можно дать истинную оценку процессу глобализации, посмотреть на него «сверху», выйдя из плоскости политико-экономических и товарно-денежных отношений между странами.
Митр. Агафангел Одесский о происходящем

Прп.Иустин о 8 соборе 2
Что сделали Богом поставленные строители Церкви Христовой в защиту святого Православия от самоубийственной поверхностности и предательской несерьезности Цареградского патриарха Афинагора, который <…> вероломно и поспешно готовит, по примеру Ватикана, некий свой так называемый «Великий всеправославный собор»?..
Прп. Иустин Челийский

В кулуарах

Мой Государь! утихла злоба, а я рыдаю, как мытарь...: Проникновенные Царские стихи наших авторов
Мой Государь! Утихла злоба, / А я рыдаю, как мытарь:
Я не сумел прожить до гроба / Как верный раб, мой Государь…
В судьбе России черным годом / Навек отметил календарь
Когда Ты предан был народом, / Последний Русский Государь!..

Найти свое место в жизни Православия: В Церковь недостаточно ходить – в ней нужно служить
Рассуждения апостола посвящены прекрасной теме: духовному единству во Христе при пестром разнообразии служений в Церкви. «Как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, – пишет Павел, – то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием»...

Радоваться – наш долг перед Божией любовью: Фоновое скорбное настроение по жизни не нормально для православных
...Подлинная радость является в этом мире таким же редким явлением, как подлинное смирение, как настоящая любовь. Но в ней, как и в любой добродетели, можно упражняться, вникать в ее суть, учиться ей. Прежде всего, наверное, нужно понять, что речь идет не о той радости, не о том эмоциональном возбуждении,...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
В чем главизна спасения?: Свт. Серафим (Соболев) о Благовещении Пресвятой Богородицы
В чем главизна спасения?: Свт. Серафим (Соболев) о Благовещении Пресвятой Богородицы
  
Днесь спасения нашего главизна,
и еже от века таинства явление;
 Сын Божий Сын Девы бывает,
и Гавриил благодать благовествует…
Тропарь праздника 

Эти слова настоящего праздничного тропаря говорят нам, мои возлюбленные о Христе чада, о том, что было положено Богом в главизну, в основу нашего спасения.

Но, прежде чем говорить об этом, мы должны знать, в чем состоит наше спасение. Обычно многие из нас стремятся иметь как можно больше всяких познаний, но не стремятся к приобретению познания о самом главном и самом существенном для нас – о нашем спасении. Оно состоит в уничтожении первородного греха наших прародителей – их гордости, и в возвращении нам благодати Святаго Духа, которая была источником святости и блаженства первых людей в раю, и которую они потеряли вследствие впадения их в гордость.

С момента этого падения все Божественное домостроительство в деле нашего спасения было направлено к явлению на земле вновь сей благодати, почему в тропаре и сказано: «…и еже от века таинства явление». Эту-то благодать и благовестил Архангел Гавриил Деве Марии, что обозначено в тропаре словами: «…и Гавриил благодать благовествует». Сия благодать воссияла на земле со времени сошествия на Апостолов Божественного Духа. После этого она стала изливаться на верующих в Таинствах Святой Церкви. 

Это она, благодать Святаго Духа, наполняла святых людей, благодаря их неуклонному соблюдению всех божественных заповедей, истинным ведением, даром чудес, божественною силою для борьбы со всяким злом, божественною радостью и дивными небесными откровениями и видениями. Через эту благодать небесная, святая и блаженная жизнь снизошла с Неба на землю; и для приобщения к сей жизни все мы должны стремиться, как к самой главной и высшей своей цели, к стяжанию благодати и в этом полагать всю сущность нашего спасения.

Однако что же было положено Богом в главизну, в основу этого спасения? На сей вопрос мы находим ответ в словах тропаря: «Сын Божий Сын Девы бывает». Безподобное, изумительное смирение Сына Божия, Второй Божественной Ипостаси, и есть основа нашего спасения – уничтожения гордости наших прародителей и возвращения нам благодати с ее святою и блаженною жизнью.

Никто из людей своим смирением не мог уничтожить первородного греха гордости и вернуть нам сию благодать, ибо истинное смирение предполагает за собою небесную высоту, с которой можно было бы снизиться, смириться. Но этой высоты люди не имели, ибо все они, как падшие, лежали на земле, а после своей смерти, даже в лице своих праведников, сходили в преисподнюю, во ад. Истинное и спасительное смирение мог явить только Сын Божий. Он настолько смирился, что, будучи Творцом всех тварей, не возгнушался стать Сыном Своего творения, Своей рабы – Девы Марии. Будучи Сыном Божиим, Он сделался Сыном Человеческим.

Недаром Господь так часто называл Себя Сыном Человеческим. Это наименование Он прилагал к Себе не только для свидетельства, что Ему помимо Божественного естества присуще и естество человеческое, но по преимуществу для того, чтобы показать в сем наименовании, в спасительное назидание людям, Свое дивное Божественное смирение, и как в этом смирении проявилась Его великая неизреченная к нам любовь. Ибо Господь сошел с Неба на землю, чтобы нас с земли возвести на Небо для участия в Его Божественной радости, в Его вечном райском блаженстве.

Вот о какой главизне или основе нашего спасения говорят нам, возлюбленные, приведенные слова праздничного тропаря. Но эти слова не только говорят, но и побуждают нас осуществлять сие божественное спасительное для нас начало в нашей жизни, побуждают стремиться к возможному для нас смирению, если, конечно, мы желаем себе спасения.

И это так для нас необходимо, и в то же время так для нас понятно. Ведь самою главною силою в деле нашего спасения является благодать Святаго Духа. А благодать дается нам от Бога через смирение. Вот почему святой апостол Павел сказал: Благодатию бо есте спасени чрез веру (Еф. 2, 8). Да, здесь говорится не о смирении, а о вере. Но смирение является сущностью веры, ибо в вере мы склоняемся как ничтожество перед Богом и отвергаем свой гордый разум как самодовлеющую основу своей жизни, и таковою основою признаем Одного только Бога. В Священном Писании мы находим даже прямое свидетельство, что Бог не только не спасает Своей спасительною благодатию гордых, но противится им, как врагам Своим, и подает сию благодать только смиренным, почему здесь и сказано: Бог гордым противится, смиренным же дает благодать (1 Петр. 5, 5; ср.: Иак. 4, 6; Притч. 3, 34).

Поэтому будем, возлюбленные о Христе чада мои, смиряться перед Богом и людьми, т. е. будем слушать своего Господа и соблюдать все Его спасительные заповеди. Тогда благодать Святаго Духа навеки соединит нас со Христом и будет для нас источником вечного спасения с его несказанным и безконечным райским блаженством.

Впрочем, за смирение Господь не оставит нас и благами временной нашей жизни. Святая Библия свидетельствует, что за смирение, проявляемое в послушании Богу в Его Божественных и спасительных для нас заповедях, Господь устраняет от нас всякие бедствия и посылает нам все блага земли, а за гордость ввергает нас в море всевозможных несчастий. Если вы, – говорит Господь словами одной из богооткровенных Моисеевых книг, – заповеди Мои будете хранить и исполнять их, Я дам дожди в свое время, и земля даст произрастания свои, и <…> пошлю мир на землю <…>. И буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом <…>. Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей Моих <…>, то Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их <…>, и будут господствовать над вами неприятели ваши, и побежите, когда никто не гонится за вами. Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши и сломлю гордое упорство ваше (Лев. 26, 3–4, 6, 12, 14–19).

Так, в строгом соответствии с этим богооткровенным свидетельством, учат и Святые Отцы Церкви, и, в частности, великий из них святой Марк Подвижник. Он говорит, что все несчастья Господь посылает нам за нашу гордость. За эту страсть Господь предает нас даже самому сатане и всем его демонам попирать нас всевозможными бедствиями, пока мы не смиримся (см.: Добротолюбие М., 1905. Т. 1.  С. 514–515).

Будем, возлюбленные, умолять Господа о ниспослании нам благодатных сил для того, чтобы смиряться перед Богом и людьми и неуклонно соблюдать все Божественные заповеди. И Господь никогда не лишит нас земных наших благ. Наипаче же за наше смирение Господь дарует нам благодать Свою, а вместе с нею все блаженства рая в Небесном Своем Царстве, чего да удостоит Он каждого из нас ради молитв и заступления Пречистой Своей Матери, Девы Марии. Аминь.

Святитель Серафим (Соболев) 

Произнесено в русской церкви 
святителя Николая г. Софии 
25 марта / 7 апреля 1948 года 

Об истинном монархическом 
миросозерцании. Статьи 
и проповеди. СПб., 1994.

__________________
См. по теме:



Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Правда о первом Русском Царе: Беседа с историком-монархистом Д.И. Стоговым

Дмитрий Игоревич тогда рассказал, что с 2008 года он ведет на радиостанции «Православное радио Санкт-Петербурга» передачи о Русской истории и Русских Царях, причем, как оказалось, эта уникальная серия включает уже более 200 записей! Прослушав некоторые из них, мы решили побеседовать с историком о первом...


Важнейшее антиэкуменическое событие ХХ века: К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве

70 лет назад, в июле 1948 года Русская Православная Церковь праздновала 500-летие своей автокефалии. В юбилейном событии участвовали делегации всех Поместных Православных Церквей. Для этой цели с 8 по 18 июля 1948 года в Москве было проведено Совещание Глав Поместных Церквей. Это событие явилось уникальным...


Информационное общество – демонтаж конституции, безправие человека: Интервью с православным юристом О.А. Яковлевой

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в феврале 2013 года, призвал государство не принуждать людей к принятию новых технологий учета и обработки персональных данных, которые могут помешать им свободно исповедовать веру Христову и следовать ей в делах личных и общественных. Это...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Самое тягчайшее преступление всемирной истории: Мистический смысл убийства Царской Семьи

Убийство Царя Николая II и его Семьи – самое тягчайшее преступление во всемирной христианской истории. Силы, которые замыслили и осуществили его, покушались не просто на личную жизнь Русского Царя, его Супруги и Детей, а на мировой порядок, заповеданный человечеству Иисусом Христом…


В Царской Семье – подвиг всех Новомучеников: Беседа с прот. Александром Ковтуном о Русской Голгофе

...Чтобы быть настоящим патриотом, нужно видеть правду Божию, нужно отказаться от заблуждений, своих грехов и страстей, и объединиться вокруг святынь. Этого враг и боится, поэтому и наносится его силами удар по Царской Семье как главной духовной скрепе. Смотрите, сейчас 100-летие кончины Царственных Мучеников, но публично не затрагиваются самые ключевые вопросы, разъяснение которых могло бы развязать диавольский гордиев узел наших проблем...


Государев служка: О. Андрей Логвинов об уроках от Царя, Кронштадтского пастыря и Апостола Любви

– «Отец Андрей, Вы служите в таком Царском месте: Кострома – Феодоровская икона Божией Матери, Ваш храм под стенами Ипатьевского монастыря и сами Вы родились в День рождения Царя – так все необыкновенно переплетено с Царственными Мучениками, Государем…». – «Во всем этом – исключительно милость Божия! Потому что я родился в семье атеистической, партийной...»


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100