Понедельник, 20 Августа 2018 г.
Духовная мудрость

свт.Феофан о политике
Нужно воздвигнуть дух Православия в себе самих и объединиться в восстании против всякого образа мыслей, несогласного с ним. Только этим одним отразим мы врагов Христа, как отразили политическую коалицию врагов нашего Отечества.
Святитель Феофан Затворник

Прп. Паисий Святогорец о гностиках
Снова определенные «гностики» станут пеленать своих духовных чад как младенцев, как бы для того, чтобы не унывали: «Не имеет значения, это ничего, достаточно внутренне веровать», – в то время, как видим апостола Петра, который внешне отрекся от Христа.
Прп. Паисий Святогорец о печати антихриста

свт.Серафим о Православии
Свято и неукоснительно храните нашу православную веру как в ее канонах, так и в ее догматах. Приспосабливайте не веру к своей жизни, а свою жизнь — к вере. От истинно православной веры черпайте все свое счастье.
Свт. Серафим (Соболев) о христианской жизни

Преп. Амвросий Оптинский о мудрости
"Будите мудры яко змия" (ср. Мф. 10,16). Змея, когда нужно ей переменить старую кожу на новую, проходит чрез очень тесное узкое место, и таким об разом ей удобно бывает оставить свою прежнюю кожу. Так и человек, желая совлечь свою ветхость, должен идти узким путем исполнения евангельских заповедей. - При всяком нападении змея старается оберегать свою голову. Человек должен более всего беречь свою веру. Пока вера сохранена, можно еще все исправить.
Преп. Амвросий Оптинский

Митр. Иоанн об экуменистах
Уклонение от защиты святынь веры не имеет извинения ни в телесной немощи, ни в материальной нужде! Кто же уклоняется от такой брани под предлогом ложно понятой «любви», понесет на себе великий грех вероотступника и предателя.
Митр. Иоанн (Снычев) об экуменистах

В кулуарах

Мертвых душ не продадите?: Об Апокалипсисе, пиаре и его основателе – племяннике Фрейда и правнуке главного раввина
Помните, как в безсмертной поэме Гоголя некто Чичиков скупает мертвые души? Гоголь – великий мистификатор, и в этой купле-продаже зашит глубокий религиозный смысл. Многие комментаторы раскрывают образ Павла Ивановича как агента диавола, собирающего прибыль для своего хозяина. Выходит, по-настоящему мертвыми...

Скажи мне, что ты слушаешь, и я скажу, кто ты: Беседа с преподавателем епархиальных курсов о музыке и духовности
Должно внутренне оценивать, что слушаем и задаваться вопросом, нужно ли оно нам, и чему оно служит. «Истинная красота… не возносится над волей слушателя, не угашает в ней божественные стремления тепла, надежды, веры и любви, вдохновение. Она распускается в нашей душе как дивный цветок сущностной свободы и увеличивает в нас тяготения к чистоте». Вот это тяготение к чистоте и должно присутствовать во всем, что мы слушаем и чем наполняем свою душу.

Насаждается «либерально-фостерное Православие»: Только церковные общины могут противостоять искушениям последних времен
...Если бы не общественные и родительские протесты, то мы бы сегодня жили уже в совсем другой стране, в стране с уничтоженной основой общества — традиционной семьёй. Но недавно я обнаружил, что попытки уничтожить семью происходят и внутри Православной Церкви...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Пока у нас нет Царя-батюшки, нас опекает Сама Божия Матушка: Правда о «Черной сотне», беседа с историком Д.И. Стоговым

2018-04-16.1.jpg
Листовка Московского комитета РСДРП (б) 1917 года

Предлагаем к прочтению третью, завершающую часть интервью с исследователем «Черной сотни», кандидатом исторических наук, доцентом, заместителем заведующего кафедрой истории культуры, государства и права Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» по учебной работе Дмитрием Игоревичем Стоговым.


– Самый животрепещущий, горький вопрос – о причинах поражения черносотенцев. Как я понимаю, в качестве основных факторов исследователи отмечают: 1) внутренние разделения и расколы; 2) отсутствие поддержки (вплоть до гонений) со стороны правительства и, в частности, его тогдашнего главы П. А. Столыпина; 3) численные потери на фронтах Первой мировой войны. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этих и иных значимых обстоятельствах. Какие уроки мы должны отсюда извлечь?

– Напомню, что сразу после поражения революции 1905–1907 годов черносотенное движение было самым многочисленным в пестром спектре политических партий и движений Российской Империи. Так, в одном «Союзе Русского народа» к концу 1907 года состояло более 400 тыс. человек. И это только официально записанные в «Союз»! А сколько было еще сочувствующих?! Миллионы! Прошло несколько лет, и численность СРН сократилась в десятки раз. Что же произошло? Почему столь резко упал интерес к монархизму?

На мой взгляд, самыми главными причинами были следующие:

1. Поражение правых в идеологической войне. Либералы и революционеры, увы, оказались сильнее правых и выиграли эту войну. В условиях развязанной либеральными средствами массовой информации травли Императорской Семьи, которая резко усилилась с началом Первой мировой войны, при муссировании слухов о «зловещей роли» Г. Е. Распутина в жизни Императорского Двора, правые стали восприниматься в обществе как представители «темных сил», только того и желающие, чтобы Россия заключила с Германией сепаратный мир. Хотя это, как показывают факты (достаточно полистать материалы созданной Временным правительством Чрезвычайной следственной комиссии), совершенно не соответствовало действительности.

В либеральной и левой печати широко распространились следующие лживые утверждения. Черносотенцы – это:
1) немецкие агенты влияния;
2) скандалисты, безнравственные люди;
3) реакционеры и мракобесы, желающие повернуть Россию вспять;
4) политические аутсайдеры (выражаясь современным языком);
5) антисемиты и погромщики.

Речи правых, произнесенные в Государственной думе, их статьи в газетах трактовались искусно поставленной либеральной пропагандой (имевшей к тому же значительно большие финансовые возможности, чем правые) как пустые, никчемные, не отражавшие реального положения дел в стране и т. д. Именно так они и стали восприниматься широкой общественностью, и популярность правых в этих условиях неуклонно снижалась, их численность стала резко падать.

В итоге, пуская в ход откровенную клевету, либеральная печать, имевшая, в отличие от черносотенной печати, несравненно большие тиражи, специально формировала в сознании обывателя негативный образ монархистов. И, надо сказать, в этом она весьма преуспела. В предреволюционные годы авторитетность монархистов в народе стремительно упала.

Заметим здесь, что зачастую и сами монархисты попадали на крючок либеральной и левой пропаганды. Характерный пример – резко негативное отношение значительной части черносотенцев (В. М. Пуришкевича, Е. В. Богдановича, Б. В. Никольского, Е. А. Шабельской и многих других) к личности Царева Друга Григория Ефимовича Распутина. Вслед за либералами и «леваками» черносотенцы повторяли и тиражировали гнусные слухи и сплетни антираспутинского содержания – о «проходимце-хлысте», «развратнике», «конокраде», «грязном авантюристе, втершемся в доверие к Царской Семье» и т. п. Казалось бы, черносотенцы всеми силами боролись с «жидовской» пропагандой, пытаясь, по меткому выражению профессора Б. В. Никольского, «сокрушить крамолу». Но возникает парадокс: будучи вполне искренними (уж, по крайней мере, Б. В. Никольского я не могу заподозрить в двуличности и в тайном служении революции), монархисты тем не менее сами легко поддаются на удочку все той же «жидовской» пропаганды, рисующей зловещий образ Друга Царской Семьи, ставя перед собой, казалось бы, всем понятную цель – дискредитировать монархию и монархическую идею вообще! Таково было страшное влияние либеральной и левой пропаганды. Впрочем, вопрос о причинах негативного отношения монархистов к Распутину требует глубокого анализа и всестороннего изучения…

Почему бы черносотенцам было не ответить на революционную пропаганду контрпропагандой? Однако низкая эффективность контрпропаганды правых в печати объясняется в первую очередь их относительно скромными финансовыми возможностями. На издание газет требовались большие деньги, а их постоянно не хватало. Часто правые обращались в правительство, требуя финансовых субсидий, однако, особенно в период после 1911 года, т. е. после убийства премьера П. А. Столыпина, эти субсидии им уже почти не выделялись. Правительство активно использовало монархическую пропаганду в революции 1905–1907 годов для борьбы с революционными настроениями. В относительно спокойные 1912–1914 годы помощь правых уже не требовалась, и финансирование их изданий было сокращено. Как показало развитие событий, власти жестоко просчитались… А тем временем революционеры всех мастей получали значительные финансовые средства, причем из разных источников (от «благодетелей» из-за рубежа, от местных «благотворителей», подобных пресловутому Савве Морозову, и, наконец, пополняли доходы революционеров знаменитые «эксы», или «экспроприации экспроприаторов», а проще говоря, откровенный грабеж).

2018-04-16.2.jpg 
  
Отметим здесь, что недостаток финансирования правых структур в целом негативно сказывался на эффективности монархической пропаганды в широких народных массах.   

Что же касается поддержки монархистов (или ее отсутствия) со стороны правительства, то к сказанному необходимо добавить следующее. Зачастую правительственные чиновники относились к деятельности правых с подозрением, осуществляли предварительную цензуру, ограничивали тираж или вообще временно прекращали выпуск некоторых правых изданий. Почему так происходило? Отчасти – «страха ради иудейска», отчасти – из-за того, что многие правительственные чиновники (мы об этом уже говорили) являлись агентами влияния разного рода антигосударственных сил.

2018-04-16.3.jpg 

Важно и еще одно обстоятельство. Правые, будучи трезвомыслящими политиками, охранителями традиционного порядка и закона, не могли себе позволить популистские и демагогические лозунги (такие, как «земля – крестьянам», «заводы – рабочим»), которые способны были привлечь на их сторону широкие народные массы, желавшие решить все свои многочисленные социально-экономические проблемы быстро и сразу (напомню, что эти проблемы резко обострились в условиях кровопролитной Первой мировой войны). В свою очередь революционеры, наоборот, широко использовали популизм в агитации и пропаганде, получая таким образом несметное количество своих сторонников. Другое дело, что последующие послереволюционные события показали всю демагогичность и нереализуемость этих лозунгов (вместо «земли – крестьянам» сельские жители в итоге получили колхозы, вместо «заводов – рабочим» – «архипелаг ГУЛАГ» и т. д.).

В общем, в своей пропаганде либералы и левые вели себя куда более цинично и нагло, чем правые. В итоге, однако, черносотенцы, проиграв информационную войну, теряли популярность в народе, а революционеры ее, напротив, завоевывали упомянутыми лукавыми методами.

2. Неспособность правых скоординировать свои усилия, взаимные обвинения и распри, внутрипартийная борьба, закончившаяся расколом «Союза Русского народа» в 1909–1912 годах.

Об этом расколе, имевшем катастрофические последствия, мы уже говорили. Личные амбиции для некоторых лидеров СРН (в первую очередь Н. Е. Маркова и его сторонников) оказались, увы, более значимыми, чем общее дело, ради которого СРН изначально создавался. Расколу способствовало и правительство П. А. Столыпина, который по ряду причин боясь усиления черносотенного движения, делал ставку на создание более умеренного националистического движения – «Всероссийского национального союза» (ВНС). (Здесь надо сказать, что отношения Столыпина с большинством правых, мягко говоря, не сложились; в частности, черносотенцы во главе с А. И. Дубровиным резко критиковали столыпинскую аграрную реформу – в первую очередь потому, что значительная часть крестьянского населения, получив землю в собственность, чаще всего ее продавала, а сама уходила в города или переселялась на новые места, пополняя таким образом, выражаясь словами Дубровина, «фабрику пролетариата», а значит, создавала дополнительную почву для революционного движения). История показала, насколько неправ был Столыпин и другие сторонники «умеренной» линии. Столыпин вскоре был убит, ВНС канул в Лету. Итог – еще один забитый гвоздь в гроб монархической идеи.

Правда, в годы Первой мировой войны монархисты словно опомнились, почувствовав приближение революционной бури. Они старались отстраниться от взаимной неприязни и личных амбиций и попытались в 1915 – начале 1917 годов скоординировать свои усилия; созывали Саратовское, Петроградское и Нижегородское совещания монархических организаций, а затем готовились к проведению еще одного объединенного съезда в Петрограде. Однако их усилия уже были слишком запоздалыми и далеко не последовательными. Таким образом, монархистам так и не удалось полностью преодолеть межпартийные трения и целиком скоординировать свои действия.

2018-04-16.4.jpg

Наконец, свою роль сыграла ситуация, связанная с началом Первой мировой войны и ее катастрофическими последствиями. Действительно, значительное количество правых в начале войны отошло от партийной деятельности и непосредственно принимало участие в боевых действиях, а также в работе военно-санитарных поездов, что приводило к сокращению численности членов монархических организаций.

В итоге правые так и не смогли заручиться поддержкой ни властных структур, которые, как правило, отвергали все их предложения, ни широких народных масс. Народ же в условиях продолжавшейся затяжной войны с туманными для него целями и задачами, поддаваясь на пропаганду либералов и левых, постепенно все в большей степени проявлял сочувствие либеральным и революционным идеям, покидал правые структуры и активно вступал в либеральные и левые организации.

Что касается уроков, которые можно было бы извлечь из трагедии русского монархизма начала ХХ века, то, думаю, главный урок заключается в том, что нынешним консерваторам нужно большее внимание уделять идеологической борьбе. Нужно тратить огромное количество времени, сил и, в конце концов, денег (если их не хватает, необходимо использовать все возможные законные способы их добывания; достаточно вспомнить, к примеру, как Козьма Минин в 1612 году собирал для организации Второго ополчения буквально по копеечке с простого народа) – для того, чтобы противостоять либеральной пропаганде. И пусть сейчас не грохочут пушки и не стреляют танки, но все мы наблюдаем, как продолжается «гибридная», идеологическая война, развязанная Западом и его союзниками против России и Русского народа.

Во-вторых, следует не поддаваться на провокации и не допускать раскола в своих рядах; там, где нужно – смиряться и не опускать знамя борьбы за правое дело. В этой связи представляется поучительным (с положительной точки зрения) пример, связанный с деятельностью «Братства свободы и порядка». Напомню, что эта организация, основанная А. Н. Борком и Е. А. Шабельской, к 1907 году вобрала в себя около 8000 членов. Однако получилось так, что она фактически жила в долг, ее участники далеко не регулярно платили членские взносы, да и выплачиваемых, конечно, не хватало. О деятельности «Братства» в красочной художественной форме рассказала в своем замечательном романе «Красные и черные» (часть третья) Е. А. Шабельская (книга, к сожалению, до сих пор не переиздана и является раритетом). В итоге, смирившись, по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского, члены «Братства» в полном составе влились в СРН (в дальнейшем – Дубровинского СРН). Вот это действительно достойный пример, показывающий нам, как нужно себя вести русским патриотам!

– Что Вы думаете о перспективах современных консерваторов? К чему нам стремиться, над чем в первую очередь работать? И какими способами можно реализовывать поставленные задачи?

– Я бы хотел начать ответ на этот вопрос словами видного ученого, монархиста Б. В. Никольского, расстрелянного большевиками в июне 1919 года. Еще в апреле 1918 года, в письме к литератору Б. А. Садовскому, Никольский высказал свою точку зрения по поводу будущего монархической идеи и свое отношение к пришедшим к власти большевикам: «Царствовавшая династия кончена, и на меня ее представителям рассчитывать не приходится. Та монархия, к которой мы летим, должна быть цезаризмом, т. е. таким же отрицанием монархической идеи, как революция. До настоящей же Монархии, неизбежной, благодатной и воскресной, дожить я не надеюсь. До нее далеко, и путь наш тернист, опасен и мучителен...»

2018-04-16.5.jpg 

Прошло ровно сто лет. Но под каждым этим словом можно подписаться и сегодня.

Да, до Монархии нам далеко. Но это не значит, что нам нужно впадать в уныние и «вешать нос». Ведь в трагические дни оставления Государем Николаем II своего Престола была явлена Державная икона Божией Матери. Сама Пресвятая Богородица и ныне ограждает и защищает народ Русский от несметных сил зла. Вся героическая и трагическая история России и Русского народа ХХ – начала XXI века (после 1917 г.) показывает нам это самым наглядным образом.

Медленно, но верно Русь идет по пути покаяния. Много великих событий свершилось за последнее время. Десятки тысяч храмов по всей России восстали из пепла, народ постепенно воцерковляется.

В первую очередь всем нам необходимо работать над возрождением традиционных основ бытия Русского народа. Обращение к вере отцов – главный, но не единственный шаг в этом направлении. Представляется крайне важным возрождение российского села, возрождение крестьянства как традиционного сословия на Руси. К сожалению, многочисленные горе-реформаторы нанесли сокрушительный удар по Русской деревне, от которого она до сих пор не может оправиться. Уходят в далекое прошлое исконные, вековые национальные обычаи Русского народа. И если срочно не будут приняты меры по противодействию космополитизму, охватившему нашу родную землю, то скоро и впрямь народ превратится (и ведь превращается уже) в скопище вечно пьянствующих человекоподобных «безродных космополитов», воспитанных на массовой культуре, – без роду-племени, без прошлого и без будущего, не помнящих ни отца, ни матери.

Огромные просторы Русской земли, кормившие народ веками, сейчас оказались никому не нужными, зарастают травой и лесами. Эта проблема – вопрос национальной безопасности, ибо пустующие Русские земли могут представлять интерес для других государств. Возрождение духовности и традиционных основ бытия Русского народа способны отчасти решить эту актуальную проблему.

Резюмируя все сказанное, отметим, что нужно начинать с самих себя…

Быть может, после того как весь наш народ воцерковится и покается за отступничество своих предков, Господь помилует нас и дарует Православного Царя. Главное – не ускорять этот процесс искусственно. Все должно произойти само собой, по воле Божией. И уж, конечно, не стоит рассматривать всерьез притязания на Русский престол всякого рода заморских «Кирилловичей» и их потомков.

Пока у нас нет Отца, Помазанника Божия, Царя, зато нас опекает Сама Божия Матерь. И мы, православные люди, уповаем на помощь святых угодников Божиих, молящихся о благоденствии нашего Отечества!

Беседовала Анна Самсонова
 


____________________
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку газете «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998


См. по теме:



Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Презренное антихристово племя управляет страной?: Главный ростовщик РФ возмущен «слишком медленным сбором биометрии»

Паразитирующие на чужих бедах и финансовых проблемах банковские структуры (включая транснациональные) совместно с операторами в сфере IT-технологий и связи будут оказывать гражданам РФ платные «услуги» в электронной форме. Презираемые народами всех стран во все времена ростовщики без чести и...


Являются ли инославные вообще христианами?: О ереси «частичной благодати» в других конфессиях

В последнее время появилось странное учение о "частичной благодати", пребывающей в инославных конфессиях и сектах, как остаточном явлении первоначально единой Церкви. Это похоже на следующее сравнение: в ручье вода покрывает только стопы, в речушке доходит до колен, в более многоводной реке...


«История государства Российского» – политический заказ: О масонстве Карамзина и его клевете на Царя Иоанна Грозного

Карамзину для написания и издания огромного труда необходимо было заручиться высочайшим благословением, т. е. дозволением Императора. Ради этого хитрому масону должно было играть роль верноподданного гражданина. Однако на исходе 18-го века Император Павел I получил извещение об участии Карамзина в якобинстве...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Фотогалерея
Полезно почитать

«Царская тема находит меня всю жизнь…»: Прот. Аркадий Петровцев о Царском подвиге и проблемах монархического просвещения

Царская тема для меня очень многое значит, я убежденный монархист с первого года, как пришел к Православию. Она меня трогает до глубины души. Когда 17 июля, в этом году, в 100-летие Русской Голгофы, после Литургии наш клирос запел Царский гимн «Боже, Царя храни», я прослезился. Царская тема в России...


Дежавю: Отвергающие Царя президент, «элита», «патриоты» неизбежно приближают революцию

...Мы не хотим каяться, а наши правители не хотят служить Богу, миловать и сохранять народ. И потому мы вновь с неумолимой неизбежностью, вопреки всеобщей боязни войны и смуты, въезжаем в хаос и слом хотя бы тех сносных стабильных форм жизни, которые, милостью Божией, пока еще есть у нас. Мы ничему не...


Каяться надо и молиться Царю: Прот. Олег Тэор, сомолитвенник старца Николая Гурьянова, о насущном для любящих Россию

Протоиерей Олег Тэор – настоятель храма во имя св. Александра Невского в Пскове, духовник легендарных псковских десантников, летчиков и пограничников, всего воинства западного форпоста земли Русской. На протяжении многих лет о. Олег был тесно связан узами духовной дружбы со старцем Николаем Гурьяновым....


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100