Среда, 22 Мая 2019 г.
Духовная мудрость

прп. Анатолий Оптинский о модернистах
Когда увидишь разрушение Божественного чина Церкви, отеческого Предания и установленного Богом порядка, знай, что еретики уже появились, хотя, может быть, и будут по временам скрывать свое нечестие, и будут искажать веру незаметно, чтобы еще более успеть, прельщая и завлекая неопытных в сети.
Оптинский старец Анатолий Младший о модернистах

Прп.Варсонофий об Апокалипсисе
Тот, кто будет читать Апокалипсис перед концом мира, будет поистине блажен, ибо будет понимать то, что совершается, а, понимая, будет и готовить себя. Читая, он будет видеть в событиях, описанных в Апокалипсисе, те или иные современные ему события. Но кто сегодня читает его?..
Прп. Варсонофий Оптинский

Прп.Паисий об инославных
В обязанности каждого православного входит всеивание доброй обезпокоенности и в инославных, чтобы они поняли, что находятся в заблуждении, и не успокаивали бы ложно своего помысла, лишая себя тем самым богатых благословений Православия.
Прп. Паисий Святогорец

Прп. Паисий о времени
Знамения, знамения времени не видите... Надо быть, извините, бараном, чтобы не понимать, что происходит... Многие из святых отцов молились, дабы пожить в наше время, ибо оно – время исповедническое.
Преподобный Паисий Святогорец

Прп. Амвросий об отпадении католиков от Православия
Истина свидетельствует, что Римская церковь отпала от Православия.
Преп. Амвросий Оптинский

В кулуарах

«Розовый оптимизм» в вопросах глобализации опасен: В.П. Филимонов о преступной лояльности к мировым процессам
...До сих пор многие православные, включая представителей духовенства, не хотят видеть, что на планете Земля вступило в решающую фазу построение новой «цифровой» цивилизации, которое может иметь для человечества самые катастрофические последствия. Причём, это происходит на фоне небывалого нравственного...

О распятой России: Пророческие и целительные для Русских труды свт. Николая Сербского
«Сколько бы сатана ни выглядел умным в своих собственных глазах, он глуп во всех своих кознях против святой Небесной логики. И рука сатаны не коснется души Русского народа: Господь не попустит. И сила иудействующих в России не означает их победы, но только прелюдию к Русской победе. Как и в случае с...

Настольные Русские книги: О значении насущного золотого слова митрополита Иоанна (Снычева)
...Из уст Владыки прозвучало слово, которого заждалась православная Россия, весь народ. Слово правды и напутствия, гнева и боли, обличения и взыскующих вопросов. Слово надежды и горячей уверенности в том, что если заблудившиеся люди вернутся к Богу, Россия возродится и народ Русский не погибнет. На краю...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Осторожно, игромания: Темные силы охотно протягивают руку, но только для того, чтобы посмеяться
Осторожно, игромания: Темные силы охотно протягивают руку, но только для того, чтобы посмеяться

Что наша жизнь – игра.
(Опера «Пиковая дама).

Замечательная статья «Пиковая дама как зеркало европейских катастроф» протодиакона д.и.н. Владимира Василика наводит на печальные размышления о нашей современной действительности.

Когда развлекались аристократы России, Франции, Германии, то это еще не было национальной катастрофой. Конечно, это было болезненно: проигрывались десятки, а то и сотни тысяч рублей, целые имения, ломались судьбы крестьянских семей и отдельных крестьян, которых беспутные помещики продавали за карточные долги. Возьмем эпизод из «Бесов», когда «либерал-идеалист» Степан Трофимович Верховенский проигрывает в карты своего слугу Федьку, и тот становится каторжником и убийцей. Отметим, что припоминают этот поступок Степану Трофимовичу в самый неподходящий для него момент, когда он взялся было отстаивать высшие ценности перед революционерами-нигилистами:

«Степан Трофимович! – радостно проревел семинарист. – Здесь в городе и в окрестностях бродит теперь Федька-каторжный, беглый с каторги. Он грабит и недавно еще совершил новое убийство. Позвольте спросить: если б вы его пятнадцать лет назад не отдали в рекруты в уплату за карточный долг, то есть попросту не проиграли в картишки, скажите, попал бы он в каторгу? резал бы людей, как теперь, в борьбе за существование? Что скажете, господин эстетик?»

В истории дворянских семей можно найти немало душераздирающих рассказов о том, как молодые (и не очень) офицеры проигрывали все свое состояние, или даже казенные капиталы, и пускали себе пулю в лоб. Но в целом русский народ и иные народы исторической России не были втянуты в этот игровой дьявольский круг, они жили трудовой богоугодной жизнью, ими жило и строилось государство Российское.

Если обратиться к современности, то положение можно определить как катастрофическое.

Посмотрите на наше общество. В трудовых, интеллигентных семьях дети, а часто и родители часами проводят за компьютерными играми, которые, как наркотик, овладевают умами миллионов наших граждан. Последствия весьма печальны. Школьные задания, уроки откладываются в долгий ящик, в лучшем случае что-то делается в последнюю минуту. Коэффициент полезного действия такой учебы равен нулю. Человек (в частности, школьник) теряет самый драгоценный свой капитал – время. И жизнь его вылетает в пустоту, как прекрасно показал о. Владимир.

Другим вредным последствием игромании является потеря навыков чтения среди многих школьников. Выработанный инстинкт мгновенной ловли изображения, иллюзия целостного знания убивает навык неспешного аналитического чтения, размышления над прочитанным. В результате многие школьники знакомятся с классическими произведениями лишь благодаря экранизациям. Хорошо, если это советская киноклассика, а если это современная дрянь, типа «Русского бунта» (1995 г.) или «Похождений Чичикова»? Далее, восприятие только звукового текста лишает школьника возможности повышать свою грамотность, познавать глубины русской орфографии. Более того, человек становится заложником визуального образа, который завораживает, подавляет в нем способности критического анализа информации, в то время как книга дает возможность спокойного осмысления текста. Деструктивное действие визуального образа еще более усиливается в игре, которая создает иллюзию диалога и к тому же возбуждает азарт, сильные ощущения, которых будто бы так недостает в серой действительности. В результате игроман «отрекается от старого мира» и уходит в мир виртуальный. Как говорится, «ушел в Интернет и не вернулся». Последствия этого трагичны.

Вот случай с мальчиком в Свердловске, который, оказавшись без присмотра родителей, проиграл 15 часов подряд, получил инсульт и от инсульта умер.

Игроман десоциализируется. Достаточно вспомнить печальные истории о детях, которые уже не могут ходить в школу, а сидят дома и тупо тыкают одни и те же клавиши. Или совершенно правдивый рассказ об одном молодом человеке, который бросил работу из-за игр, наспех перекусывал и ходил в туалет только во время перезагрузки компьютера. В религиозных радио- и телевизионных программах все чаще можно слышать такой вопрос: «Батюшка, что делать? У нас трое детей, а муж не работает. Все время он проводит в компьютерных играх». Что могло заставить мужчину забыть о своей совести, достоинстве, чести, отцовском долге?

И еще. В прошлое уходят дворовые игры – прежние футбольные и волейбольные команды. Теперь дети не играют друг с другом: они играют с компьютером. Можно, конечно, сказать, что есть командные компьютерные игры, но это совершенно не то. Они не развивают чувство локтя, не закладывают прочную дружбу. Кого они способны воспитать?
Игроман теряет способность нормально общаться с людьми, прежде всего, с близкими. Когда они пытаются вернуть его в реальный мир, он отвечает им агрессией, доходящий до нанесения телесных повреждений, а то и до убийства.

В процессе целого ряда игр человеческое сознание погружается во тьму совершенно иного мира – злобы, убийств, гордыни, использования совершенно нереальных для человека возможностей. Человек, ничего не делая, воображает, что он – титан, которому все подвластно, появляется навязчивое желание стать всемогущим и богатым, и в конце концов он сходит с ума, следуя за пушкинским героем Германном. Наши психиатрические больницы за последние 20–30 лет пополнились таким количеством пациентов, которое мы не могли даже представить в 1940–50-е годы, несмотря на пережитое тяжелое время Великой Отечественной войны.

Думается, причина лежит во многом в наших общественных условиях, и прежде всего – в отсутствии будущего, вернее, перспективы. В советское время постоянно звучал рефрен: «светлое будущее, счастливое будущее». Сейчас его даже не обещают. Лозунгом современности стало: «Бери от жизни все (так и хочется добавить – что плохо лежит), здесь и сейчас». И эта идеология потребительства в настоящем полностью соответствует мерцающему экрану с его дьявольским призывом: «Насладись сейчас, уступи соблазну, немедля испытай сильные ощущения, а там будь что будет». В советское время у людей было чем наполнить свою жизнь и без богатства и азарта. В бесовский круг наживы и игры втягивались те, кто по натуре не мог без этого. Сейчас в этот водоворот втягивается все общество. И это целиком соответствует антихристианской природе капитализма. Генри Форд, выступая перед учениками воскресной (!) школы, так и заявил: «Чтоб достигнуть успеха в бизнесе, страсть к деньгам надлежит довести до кипения!» А страсть к деньгам неразрывно связана со страстью к игре, с игроманией. Не случайно же говорят об «игре на бирже».

Однако не только социальные, но и духовно-нравственные причины присутствуют в феномене игромании. Природа не терпит пустоты. Как точно отметил А.С. Пушкин в «Пиковой даме», нравственное пространство человека не вмещает двух идей одновременно. Человеческая душа всегда наполнена информацией или эмоциями. Содержание человеческого сознания зависит, во-первых, от внешних информационных потоков, а во-вторых – от способности человека дифференцировать и контролировать их. Если психологические доминанты человека основаны на вере, совести, доброте, нравственной чистоте, любви к прекрасному, способности к самопожертвованию, то он сумеет отсечь от себя потоки деструктивной информации. И наоборот, если его психологические доминанты базируются на эгоизме, похоти, воле к насилию, гордыне, любви к нравственной грязи, то эти потоки будут с жадностью впитываться его душой и проводить свою разрушительную деятельность. И, к сожалению, число таких людей умножается, в связи с современной массированной пропагандой безверия, гедонизма, разврата.

Под влиянием вложенных в компьютерные игры деструктивных смыслов реализуются патологические, агрессивные проявления сознания, они начинают доминировать над здравым смыслом и даже над инстинктом самосохранения, происходит торможение жизненно важных защитных функций коры головного мозга, а возможно, и подкорковых центров. Возникает доминанта агрессивного начала. Человек как будто не принадлежит себе: злоба, ненависть, желание все крушить вокруг – вот результат воздействия виртуальных игр, рано или поздно это переходит в реальную действительность и заканчивается противоправными, противоестественными действиями человека, попавшего в сети виртуальной игры. Иногда даже у вполне законопослушного человека под влиянием виртуальной жестокости игр просыпаются агрессивные инстинкты, своеобразные «наследия первородного греха», до поры до времени как бы «спящего» под влиянием воспитания. Нередко и те, и другие попадают за решетку. О них презрительно говорят: «Доигрался».

Однако доигрался не только он. С игроманом явно играют темные силы. И тут следует вспомнить слова о. Владимира в его статье:

«Темные силы охотно протягивают руку Германну, но только для того, чтобы посмеяться над ним. В первый и во второй раз они обеспечивают ему безусловную победу, в третьем – позорный разгром».

Точно так же и с современными игроманами, которые, в отличие от Германна, чаще всего «играют не из денег, а только вечность проводить». Дьявол вначале дает им иллюзию счастья, могущества, а потом «подсаживает на иглу», как опытный наркоделец. Игроман требует все более сильных ощущений и все большего времени за игрой. Поднимаясь на уровнях игры, игрок одновременно спускается круг за кругом в преисподнюю. Ему уже мало просто стрельбы, нужна стрельба с кровью. Потом и ножичком хочется поорудовать, почувствовать, пусть и виртуально, как нож входит в живую плоть. Как сказал Тертуллиан, смотреть на убийство – все равно, что участвовать в нем. Соответственно, игрок в некоторые компьютерные игры становится потенциальным убийцей, как минимум духовным. И им овладевают бесы злобы, кровопролития и агрессии. Не случайно такие игроманы бросаются на своих близких, подчас с ножом в руках. Потому что по своему духовному уровню они вполне созрели для седьмого круга Дантова ада, где караются убийцы. А потом – катастрофа. Либо внешняя, либо внутренняя – духовная.

Современная игровая индустрия наполнена антихристианской символикой: из целого ряда компьютерных игр торчат рога, копыта, хвосты, магические пентаграммы и гексаграммы. Часто сама по себе игра вводит в мир магического зазеркалья, где человек приобщается к некоей «тайной магии», временами якобы светлой, а по большей части – откровенно темной. И поэтому нечего удивляться, что впоследствии игроманы составляют компанию пушкинскому Германну в психиатрической больнице, неся в себе не столько умственное, сколько духовное повреждение.

Возникает вопрос: как преодолеть игроманию? Вряд ли можно дать на это однозначный ответ. Конечно, ряд административных мер необходим, только кто их будет предлагать и проводить в жизнь, если сами депутаты Государственной Думы на заседаниях режутся в компьютерные игры на своих смартфонах? По-видимому, здесь нужны такие же комплексные меры, как и в преодолении алкогольной, наркологической и табакозависимости.

Для преодоления этого порока необходимы глубокие общественные перемены, прежде всего, на духовном уровне. Необходим отказ от сознания «здесь и сейчас», требуется воссоздание чувства перспективы – будущего и, шире, вечности, в которой каждый из нас ответит пред Богом за все, что мы сделали или не сделали в этой жизни. Необходимо возрождать «роскошь человеческого общения», говоря языком А. Сент-Экзюпери, отвлечь наше внимание от куска железа и суррогатных собеседников, за ним стоящих, и вернуться к живым людям. И прежде всего – к нашим детям. Большим грехом с нашей стороны становится желание от них отвязаться, включить компьютер или телевизор, чтобы они нам не надоедали, дали отдохнуть. В результате подобных мелких отказов и измен мы приходим к крупным провалам: мы становимся ненужными собственным детям. Поэтому, дорогие читатели, спешите за общением к реальным друзьям, а не к «компьютерным френдам», поспешайте к реальным делам, а не виртуальным подвигам! Дорогие родители, торопитесь общаться с вашими детьми, насыщайте их самым лучшим из ваших духовных богатств – родительской любовью – и сами насыщайтесь их теплом, добротой и доверчивостью. Старайтесь, чтобы им было с вами интересно, чтобы вы жили с ними единой жизнью. Только так мы можем избавиться от страшного зла ХХ–ХХI в. – игромании.


Источник:  http://pravoslavie.ru


Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Православные объединились для борьбы с цифрофашизмом: 20 апреля 2019 г. учрежден «Комитет защиты персональных данных» (КПД)

В субботу, 20 апреля 2019 г., в Москве около 1000 православных граждан из более чем 20 регионов России, а также представители Украины и Белоруссии собрались на Всероссийской конференции «Принудительная оцифровка личности или свобода человека». В контексте спешно принимаемых компрадорами во власти законов...


Три шестерки Апокалипсиса: Ответы на вопросы о конце мира, антихристе и его начертании

Что представляет собой православное учение о нашумевших сегодня апокалиптических вопросах? Зачем нам думать об антихристе и о «конце света»?.. Представляем богословский анализ некоторых воззрений на учение о конце мiра, антихристе и его начертании...


Ломка устава: Отзыв на проект документа «Пассия как элемент современного православного богослужения»

Представленный проект документа вызывает впечатление странной нелогичности. Он составлен с явным намерением легализовать пассию «как элемент современного православного богослужения». Эта цель прописана в самом его названии и содержится в итоговом заключении…


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Фотогалерея
Полезно почитать

Каждый должен быть готов к исповедничеству: Беседа с чадом старца Кирилла (Павлова) игуменом Силуаном (Филипповым)

«Если мы привязаны к этой жизни – мы не христиане»; «Вера – самый надежный наш спутник до гроба. Трудно жить на свете без веры, а еще труднее умирать… Вера же во мрак самого гроба проливает отрадный свет. При всяких бедствиях и невзгодах, постигающих нас, она укажет нам, где найти утешение и как отразить...


Может ли Россия сегодня возродиться в качестве Третьего Рима: Протодиакон Владимир Василик о Византийской Империи и ее Преемнице

Наш собеседник – протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии. Многим православным он известен как автор публикаций в православных...


Чтобы власти услышали голос православного народа: Митрополит Викентий об угрозах цифровизации

15 апреля 2019 года в Макариевском фонде (Фонд по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова)) прошла научная конференция «Цифровизация и молодежь». В мероприятии участвовали представители научной общественности, научных и образовательных молодежных организаций,...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100