Пятница, 21 Сентября 2018 г.
Духовная мудрость

Преп. Варсонофий Оптинский об общении с еретиками
Не имейте духовного общения с неверующими и еретиками; если бы они были даже ваши близкие родные и тогда оставьте их. Вы можете за них только молиться.
Преп. Варсонофий Оптинский

Сщмч. Иларион (Троицкий) о лжехристианах и лжецеркви
Я исповедую, что Церковь едина, и католики для меня не церковь, а следовательно, и не христиане, ибо Христианства нет без Церкви.
Сщмч. Иларион (Троицкий) о лжецеркви и лжехристианах

Свт. Феофан об очист.войне
Припомним 1812-й год: зачем это приходили к нам французы? – Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал уже забываться тот урок.
Свт. Феофан Затворник

Свт.Серафим об экуменизме
В прежние века, возбуждая в Церкви всякие ереси, дьявол хотел погубить Святую Церковь через смешение православных с еретиками. Это делает он и ныне через то же самое смешение посредством экуменизма с его неисчерпаемыми масонскими капиталами.
Свт. Серафим (Соболев) о масонском экуменизме

Вл.Агафангел о сути 2
Нынешний процесс глобализации, несомненно, приведет к воцарению антихриста и кончине мира. Это мы должны свидетельствовать перед всеми как непреложную данность. Политическая, экономическая, этическая и мировоззренческая база будущего царства антихриста строится уже сейчас.
Митр. Агафангел Одесский о происходящем

В кулуарах

Пока не прославленный Церковью, но не Богом: Размышления о Григории Ефимовиче Распутине после Царского крестного хода
На Крестных ходах ничего не бывает случайным. Вспоминаю 2000-й год. Крестный ход «Покаяние за Царя», Нижний Новгород - Дивеево, 7-17 июля. Дважды на Крестном ходе являла чудеса обыкновенная фотография Цесаревича Алексея Николаевича Романова. В храме села Богоявления с головы и лица Цесаревича потекло...

Ученик до гроба: Об отношении христианина к старости, дряхлости и подготовке к смерти
...По обыкновенному, естественному ходу человек достигает полного развития ума своего в тридцать лет. От тридцати до сорока еще кое-как идут вперед его силы; дальше же этого срока в нем ничто не подвигается, и все им производимое не только не лучше прежнего, но даже слабее и холодней прежнего...

Православие – это не игры в благочестие, а жесточайшая, смертельная борьба: «Мучение Любви» архим. Лазаря (Абашидзе)
В книге отца Лазаря «Мучение Любви», которую каждому христианину было бы весьма полезно прочитать, есть отрезвляющее напоминание: христианство – это страшно. Православие – это не игры в благочестие. Это жесточайшая, смертельная борьба на три фронта – с самим собой, с агрессивным тлетворным влиянием окружающего...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Жизнь на ощупь: О трагедии утери традиций, православного предания в современном образе жизни
Жизнь на ощупь: О трагедии утери традиций, православного предания в современном образе жизни

В одной китайской притче рассказывается о человеке, который оставил родную страну и ушел в другую. Прожив там достаточно долго, он понял, что не может освоить новый язык и решил вернуться обратно. Но, вернувшись на родину, возвратившийся с удивлением обнаружил, что забыл свой родной язык...

УТРАТА ТРАДИЦИЙ В РУССКОМ НАРОДЕ В XX ВЕКЕ

Судьба русского народа в XX веке чем-то напоминает судьбу этого китайца из притчи. Оставив в начале столетия многовековые православные традиции, наш народ, ведомый «инженерами человеческих душ» и «конструкторами человеческих тел», стал жить в новой традиции, после разрушения которой многие попытались вернуться к оставленной ранее традиции православной. Но «традиция» («traditio») с латинского переводится как «передача», по-славянски — «предание». Поэтому, если какая-то традиция прерывается, то этот процесс необратим, что называется, «по определению».

Конечно же, для православного верующего остаются различные формы Священного Предания. Но традиция поведения в обыденной жизни — то, что называется «укладом жизни», — остается утерянной. Между тем, по слову преподобного Ефрема Сирина, «там настоит великое бедствие, где жительством не руководствуют законные правила» [1].

И в этом смысле современный православный россиянин является значительно обделенным. Для человека, лишенного повседневной традиции, духовная жизнь представляет собой сугубую трудность, как «восхождение по песку для ног старика» (Сир. 25:22). Погруженный в окружающий хаос мировоззрений, представлений и традиций, современный христианин часто даже не представляет, каким образом выглядит человек, который воплощает в своей жизни церковные догматы и Евангельские заповеди.

Кто-то пытается устроить свою жизнь по книгам, но в результате достигает лишь частичных успехов. В любом случае, попытка устройства христианского быта в наши дни связана со значительными усилиями, имеющими незначительный эффект. Мы обречены на множество ошибок, провалов и падений — как человек, движущийся на ощупь в темноте по незнакомой местности.

По этой причине современному христианину приходится тратить свои и без того невеликие силы на вещи, о которых раньше человек даже не задумывался. Наши предки во всех социальных слоях — от крестьянина до царя — соблюдали достаточно жестко регламентированный уклад жизни, снимающий многие проблемы, которые современный человек часто не в состоянии разрешить даже с помощью специалистов по психологии, педагогике и множеству других наук.

ТРАДИЦИИ РУССКОГО КРЕСТЬЯНСТВА

Возьмем для примера крестьянскую семью. Во главе ее стояли «большак» и «большуха». Обыкновенно это были отец и мать большой семьи, но могли быть и старший брат с женой, овдовевший отец со старшей дочерью, могли быть и другие варианты. Общие обязанности были известны всем членам семьи. У мужчин, женщин, девушек, подростков был свой круг дел, которые они обязаны были выполнять. «В Вельском уезде Вологодской губернии, например, во время посева в поле работали мужчины. Старший сын пахал, отец сеял, подросток боронил. Замужние женщины в это время сажали овощи, а девицы ткали. После окончания сева яровых и до начала сенокоса мужики готовили поля под озимые культуры, а женщины и девушки ходили в лес за берестой — заготавливали на продажу. При этом у девушек вырученные деньги шли себе на обновки, а у женщин — на общие семейные надобности» [2].

Большак руководил общим хозяйством, распределял работы на каждый день, был предстоятелем в семейной молитве, его слово было законом для всех. Большуха первенствовала среди женской части. За поведением в быту и посещением церковного богослужения в воскресные и праздничные дни следили не только взрослые члены семьи, но и община.

Когда большак и большуха по возрасту или болезни не могли справляться со своими обязанностями, то их место занимали старшие или наиболее способные к тому члены семьи. Уйдя на покой, бывшие большак и большуха пользовались любовью, уважением и заботой всех младших членов семьи. По традиции им полагалось наибольшее материальное обеспечение. Но при этом права на принятие решений в хозяйственных делах у них не оставалось, кроме права совещательного. Да и это право реализовывалось только в том случае, если за советом к ним обращался сам большак.

Встроенный в привычный с детства порядок жизни человек имел множество преимуществ по сравнению с современным, лишенным подобной среды, человеком. К началу взрослой жизни он обладал всеми необходимыми для жизни навыками, получал опыт положительного общения с окружающими людьми — старшими, равными и младшими. Он получал также знание основ своей веры, навыки религиозной жизни, молитвы частной и церковной.

В обществе, построенным таким образом, практически отсутствовала столь острая современная проблема конфликта поколений. Частные конфликты, конечно, были, но были и общепринятые действенные рычаги для их преодоления.

ЧЕЛОВЕК «ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ»

Человеку традиционного общества не были свойственны состояния, ставшие нормой для современного «экзистенциального» человека, такие как одиночество, тревога, отчаяние, чувство заброшенности.

Лишенный традиции современный человек вынужден вырабатывать свой моральный кодекс, но, не имея для этого твердых оснований, необходимо проваливается в состояние внутреннего и внешнего конфликта. Конфликт этот со временем приобретает хронический характер, поскольку человек, лишенный внутренней опоры, не имеет средств для его разрешения. Здесь истоки множества болезней современного нетрадиционного общества, таких как развал семьи, распространение психических заболеваний, алкоголизм, наркомания и т.п.

Беда в том, что привычку жизни вне традиции, автономного, т.е. «самозаконного» существования в случае обращения к Богу современный человек приносит и в Церковь. И тогда, даже соединяясь с Телом Христовым, мы сохраняем свою привычку к атомарной, отделенной от других жизни, которую строим по собственным законам.

Конечно же, до определенной степени мы стараемся согласовать свои законы с законами церковными. Но нередко эти последние мы склонны растолковать таким образом, чтобы они не входили в противоречие с нашими привычными принципами жизни. А поскольку и в Церкви мы не одиноки в своей привычке к автономному существованию, то даже для самых нетрадиционных наших идей почти всегда можно найти поддержку и понимание не только среди мирян, но и среди духовенства.

О НАШЕМ УПОВАНИИ

Но даже в том случае, когда мы искренне стараемся привести свою волю в согласие с волей Божественной и с правилами церковными, мы сталкиваемся, как сказано выше, со многими трудностями по причине отсутствия традиционного жизненного уклада.

Так что же нам делать? Уклад разрушен, наставники оскудели. Неужели остается лишь сложить ручки и идти ко дну? Для христианина этот вопрос риторический. И пусть мы выброшены из традиции и в большинстве случаев лишены духовного руководства. Но у нас есть Церковь, у нас есть Бог. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8). «Человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мк. 10:27).

Мало того: чем труднее наши обстоятельства, тем большую помощь мы получаем от Бога. «Где умножается грех, там преизобилует благодать» (Рим. 5:20), «идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин»[3].

Как первым христианам, вышедшим из языческой среды, приходилось формировать новую традицию, основанную на христианской вере, так и современным христианам, пришедшим к истинной вере от самой пестрой смеси различных традиций, приходится становиться родоначальниками новой традиции, построенной на той же православной вере и помогающей выживать в новых непростых условиях.

А чтобы мы не впадали в уныние от трудности задачи, порой представляющейся невыполнимой, следует вспоминать пророчество преподобного Исхириона о последних временах: «Некогда святые отцы пророчески говорили о последнем роде. “Что мы сделали?” — говорили они. Один из них, великий авва Исхирион, отвечал: “Мы исполнили заповеди Божии”. Спросили его: “А что сделают те, которые будут после нас?” — “Они, — сказал Авва, — сделают вполовину против нас. Еще спросили его: “А что те, которые после них будут?” Авва Исхирион отвечал: “Люди века того ничего не сделают. Но к ним придет искушение. И те, кои в то время окажутся добрыми, будут выше нас и отцов наших»[4].


Примечания:
[1] Цит. по: Игнатий (Брянчанинов), свт. Собрание сочинений. Т.5: Приношение современному монашеству. М.: Терирем, 2011. С. 6.
[2] Громыко М.М. Мир русской деревни. Гл. 3. В семье и на миру: Большак и другие. https://www.booksite.ru/localtxt/gro/myko/7.htm
[3] Октоих. Богородичен 7 гласа на «Господи воззвах» на вечерне субботы («в пяток вечера»).
[4] Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. СТСЛ, 1993. С. 76.


Источник: http://www.pravoslavie.ru/113651.html

___________________
См. также:




Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Школьникам можно сдавать ГИА-9 без согласия на обработку персональных данных: Разъяснительный ответ Рособрнадзора

В соответствии с разъяснительным письмом Рособрнадзора от 17.03.2015 №02-91 для обучающихся, отказавшихся дать согласие на обработку персональных данных, ГИА-9 может быть организована без внесения их персональных данных в информационные системы... Экзамен проводится в штатном режиме за исключением того,...


«Расцениваю это как объявление религиозной войны»: Священноначалие РПЦ признало, наконец, угрозу восточного папизма

Первый заместитель председателя Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты России, профессор философского факультета МГУ Александр Щипков в эксклюзивном интервью РИА Новости прокомментировал последние действия Константинопольского...


«Руками детей»: Цифролоббисты продвигают электронный концлагерь через школы (+Форма ОБРАЩЕНИЯ для родителей)

Происходящий на наших глазах большой «распил» бюджета под кодовым названием «цифровая экономика» вступает в новую фазу. Столкнувшись с массовым нежеланием верующих и просто думающих людей попадать в «электронный концлагерь», а банков – вкладываться в дорогостоящее оборудование для снятия биометрии...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Фотогалерея
Полезно почитать

Современное образование = расчеловечивание: Беседа с Л.А. Рябиченко о цифровизации школ, борьбе и отговорках

В связи с началом учебного года актуальна тема образования. В первый день занятий одна православная мама девятиклассницы из Москвы прислала мне ошеломляющее фото: мальчик с хвостиком на затылке стоит около огромного сенсорного экрана, заменившего классную доску. Комментарий: «Теперь так выглядит ученик...


Предательством Царя утрачена связь с Богом: Беседа с наместником Никандровой пустыни архим. Спиридоном (Иващенко)

...Обитель считается особым оплотом монашеского жития, однако в наше время здесь был выстроен храм в честь святой Семьи – Царственных Мучеников Императора Николая II, Императрицы Александры Феодоровны и их благоверных чад. Посетив монастырь, мы обратились к его наместнику архимандриту Спиридону (Иващенко)...


Конец эпохи «церковного менеджерства»: Экуменическая дипломатия привела Русь к новой эпохе мученичества и исповедничества

Оказалось, что эта самая дипломатия и менеджмент совсем неэффективны. Во многом именно они и привели Русь к неслыханной духовной катастрофе. Тот же папа Римский, коего патриарх Кирилл дипломатически называл своим «братом», как оказалось, давно готовил небывалого масштаба раскол Русской Церкви и всего...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100