Четверг, 21 Февраля 2019 г.
Духовная мудрость

Прп. Феодосий Киево-Печерский о Православии
Если кто хвалит чужую веру, тем самым он свою хулит... Если тебе скажет спорящий: «И ту и другую веру Бог дал», – то отвечай ему так: «Ты, кривоверный, считаешь и Бога за двоеверца. Так не слышал ли ты, окаянный, развращенный злой верой, что говорится в Писании: един Бог, едина вера, едино крещение!»
Прп. Феодосий Киево-Печерский

Свт. Игнатий (Брянчанинов) о ереси
Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душою, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелью... 
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Сщмч. Иларион (Троицкий) о Православии
Христианская жизнь возможна только в Церкви; только Церковь живет Христовой жизнью.
Сщмч. Иларион (Троицкий) о Православии

Вл.Агафангел о сути
Только основываясь на православном мировоззрении и миропонимании, можно дать истинную оценку процессу глобализации, посмотреть на него «сверху», выйдя из плоскости политико-экономических и товарно-денежных отношений между странами.
Митр. Агафангел Одесский о происходящем

свт.Серафим о вере Православной
Без православной веры нет благодати, нет и истинной любви к ближним, а есть только гибельный эгоизм или только пустые слова о любви, как у еретиков и сектантов.
Свт. Серафим (Соболев) о Православии

В кулуарах

Дипломатия или предательство?: О последствиях замалчивания церковными представителями украинской и других проблем
...Никогда ещё в истории «благоразумное молчание» там, где нужно было ясное и отрезвляющее слово, не приводило к умиротворению вражды. Напротив – это молчание бунтовщиками всегда воспринималось как признак слабости и сигнал к новым атакам, а сомневающимися – как знак согласия Церкви с совершающимися...

Народная песня – источник русскости: Беседа с преподавателем епархиальных курсов С.Ф. Тухленковым о музыке и духовности
...Зачем нам нужен фольклор? Сейчас, в отсутствии традиционного жизненного уклада, главная его функция – это красота, понять и насладиться красотой нашего народа. Это питательная среда той народной силы, которая позволяла и до сих пор позволяет нашему народу преодолевать все трудности. Обогащение красотой...

Москва – Небесный Град или окаянный Вавилон?: Историк-публицист Д. Володихин и поэтесса-экскурсовод И. Воскобойникова о Русской Столице
Нынешняя Москва – это две Москвы, живущие друг с другом в тесном объятии, по необходимости терпящие друг друга, но разные по происхождению своему, по идеалам и устремлениям. Каждая из них воспринимает вторую как раковую опухоль в своем теле. Каждая хотела бы избавиться от второй, вырезать ее… Но где...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Священное Писание или идеология?: Социалистический и Откровенный взгляды на будущий строй земной жизни

В продолжение публикации:

2018-06-20.1.jpg
Советский плакат 

Публикация ранее не переиздававшегося труда святителя Серафима (Соболева) против социализма. Ценность работы, во-первых, состоит в том, что святой анализирует «материалистическое миросозерцание» в свете Божественного Откровения, с точки зрения православного учения о последних временах и кончине мира.  

А во-вторых, хотя сегодня социализм в России уже не пользуется популярностью, это не значит, что он не заслуживает внимания. Размышляя о революции, историк М. Б. Смолин отмечает:
 «„Смиренные" либералы и радикальные революционеры были как „начала и концы" единого революционного миросозерцания, внутри которого либералы раскачивали традиционное общество, а революционеры довершили дело его разрушения самим актом революции. <…> Большинство исследователей либеральной и социальной демократии, да и сами либералы и социалисты, считают себя противоположностями. И, как пишет Л. А. Тихомиров, „до известных пределов они правы. Лягушка очень отлична от головастика. Но, тем не менее, это все-таки дети одной матери, это различные фазы одной и той же эволюции"».  

Другой историк и общественный деятель, Л. П. Решетников, констатирует: «В 1991 году все рухнуло. Казалось, Русский народ, имеющий перед глазами страшный кровавый опыт XX века, уйдет от ложного выбора – западный капитализм или очередной социализм-коммунизм. Но Русские слишком долго были под гнетом чужих идей, чужебесия. У власти оказались „новые февралисты"…»  

Итак, наследовавший либерализму социализм выродился на наших глазах в неолиберализм – идеологию глобализации, продвигающую эгоистические интересы международных монополий, дурача массы либеральной риторикой. Поэтому если в публикуемом сочинении святителя Серафима «социализм» понимать как «глобализм», то оно фактически отображает современную действительность.
 

ГЛАВА 1: 
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА БУДУЩИЙ СТРОЙ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ

Социалистическое воспитание и образование будут непохожи на современные. Последние не в силах создать в человеке любви к людям, сделать их братьями. Не в силах потому, что в настоящее время, собственно говоря, и нет надлежащего воспитания, если не иметь в виду огромного большинства людей, которые стоят вне всякого воспитания, кроме плохого. Что же касается современного образования, то оно, не имея всеобщего характера, поставлено в такие условия, что не может служить к развитию добрых, нравственных начал. Огромное большинство людей живет в бедной обстановке и с утра до ночи занято тяжелым трудом. Все внимание их сосредоточено на заработке куска хлеба. У них совсем нет времени для воспитания детей своих. Последние брошены на произвол судьбы. Что могут дать эти родители своим детям? Подавленные нуждой, измученные трудом, заботами о завтрашнем дне, недовольные, мрачные, раздражительные, они могут только передать детям одну злобу, одно недовольство на всех, кто пользуется лучшими условиями жизни. И растут бедные дети, не видя перед собою нравственных, надлежащих руководителей. Все детство их проходит на улице. Там они уже всасывают в себя все задатки гнилой жизни. С раннего возраста знакомятся с нуждою и всеми ее последствиями: порочностью и преступлениями. Таково, по общему представлению социалистов, современное воспитание бедных (см.: Бебель А. Будущее общество. М., 1905. С. 90–96).

Но немногим лучше в настоящее время является воспитание и богатых. Правда, здесь отсутствует нищета, и родителям предоставляется возможность и лично, и через других (гувернеров) нравственно влиять на своих детей и внедрять в их детское сердце добрые начала. Но это только кажется так. На самом деле и здесь дело воспитания обстоит не совсем удовлетворительно. Причина этого опять кроется в частной собственности. Страсть к наживе, масса дел, связанных с собственностью богатого человека, опять далеко ставят от него его детей. С другой стороны, сами дети, привыкшие к роскоши и удовольствиям, видя рабское заискивание, которое оказывается бедными богатым, нравственно портятся. Они привыкают к лени, у них развиваются высокомерие, тщеславие и пренебрежение к бедным. А если так, то воспитание богатых, как и воспитание бедных, безсильно возвысить человека до идеалов братства, любви и равенства.

Вот в каких условиях находится в настоящее время воспитание. В таких же печальных условиях происходит и образование. Настоящая школа точно также не может возродить человека до проникновения его сердца нравственными идеалами. Частная собственность, разлагающая семью, портит и школу. Нравственные аномалии, которые приобретаются детьми в семье, не уничтожаются школою. Напротив, та злоба на богатых, с одной стороны, и высокомерие и пренебрежение, с другой, вынесенные из семьи, получают дальнейшее развитие в школе. Дети богатых родителей и здесь видят, какую важность имеет богатство. И здесь они пользуются привилегированным положением. Средства дают им полную возможность всячески облегчать свой труд чрез покупку книг, помощь репетиторов и пользование удовольствиями для отдыха. Они привыкают думать, что вся эта их богатая обстановка есть их личное достоинство. Отсюда – непонимание нужд своих бедных товарищей и высокомерное отношение к ним.

Понятно, с какою завистью должны относиться последние к своим богатым товарищам. Благодаря бедной, тяжелой семейной обстановке, большинство учащихся не находит ни необходимых удобств, ни порядка, ни покоя, чтобы выполнить свои школьные работы или найти соответствующую поддержку. Вот почему им остается только завидовать своим богатым товарищам, окруженным лучшими условиями жизни (см.: Там же. С. 90). Встречая же со стороны последних пренебрежительность и заносчивость, они отплачивают им ненавистью и злобою.

Если к этому прибавить, по словам Бебеля, ту сухость, тот формализм, который царит в низшей, средней и высшей школе, – ту отдаленность, какая существует между учителями и учениками, то станет очевидным, почему современное образование не достигает нравственной цели и не может оживотворить людей любовью и братскими чувствами.

Осуществить это и глубоко внедрить в человечество идеалы братской любви и равенства призвано-де будущее социалистическое общество. Социалистическое общество примет на себя дело всеобщего, равного воспитания и образования. Обладая большими богатствами, оно будет иметь полную возможность дать людям самое лучшее воспитание и образование. Оно заменит детям самых лучших родителей. С раннего возраста дети будут приниматься под любящую опеку общества в общественные учреждения, где на каждого будет простираться равная забота и любовь общества. Все воспитательные и образовательные средства на всех питомцев будут простираться в равной и одинаковой степени. Здесь питомцам будут безплатно предоставлены содержание, обучение и платье. Общество даст им идеальных педагогов, снабдит их самыми лучшими научными пособиями и приложит гигиенические (физические упражнения), эстетические и всякие другие меры (см.: Там же. С. 93–94) к тому, чтобы питомцы всегда были здоровы, бодры и счастливы.

Свои воспитательные и образовательные задачи общество выполнит тем более успешно, что тогда наступит эра науки и искусства, которой еще не видел мир и плоды которых, благодаря богатым средствам общества, легко будут применяемы к социалистической школе.

То обстоятельство, что социалистическая воспитательно-образовательная школа поставит питомцев в совершенно равные условия воспитания и образования и предоставит им все средства к здоровой и радостной жизни, навсегда уничтожит в учащихся всякий повод к взаимным ненависти, гордости и заносчивости и ту жажду грубых безнравственных удовольствий, чем отличается современная учащаяся молодежь. «Тогда исчезнут, – говорит Бебель, – постоянно возрастающие эксцессы нашей современной молодежи, которые являются естественным следствием общественного состояния с его гниением и разложением. Заносчивость, отсутствие дисциплины, безнравственность и жажда грубых наслаждений, чем в особенности заражена современная молодежь наших средних и высших учебных заведений – гимназий, университетов и т. д., – все это вызывается и усиливается разложением нашей домашней жизни и ядовитыми влияниями жизни социальной» (Там же. С. 94).

Убеждение, что питомцы будущей школы будут чужды нравственных недостатков, является для социалистов с характером несомненной истины. Но нисколько не сомневаются они и в том, что эти питомцы будут носителями высокой нравственности. Иначе и быть не может. Равные условия воспитания и образования заложат в питомцах братскую любовь друг к другу. С другой стороны, они будут иметь глубокую благодарность и любовь к обществу. Можно ли иметь что иное со стороны питомцев к тому обществу, которое каждый их шаг будет сопровождать своею любовью, своею заботою! Такое отношение общества к своим питомцам глубоко вкоренит в их сердце вообще любовь к людям.

Таким образом, из социалистической школы будут выходить нравственно развитые и идеально настроенные люди. Но и по выходе из школы эта идеальная настроенность не пропадет. Напротив, вышедший из этой школы человек встретит в жизни все условия, чтобы быть еще более нравственным и еще более счастливым.

Мы видели выше, какими счастливыми условиями будущее общество обставит человека. Благодаря этому и семейная, и общественная жизнь будет заключать в себе много радостей. Члены семьи не будут уже тратить почти все время на приобретение куска хлеба. Все необходимое к жизни: и питание, и помещение, и медицинская помощь, и костюмы с обувью, и проч. в самых лучших изобретениях науки и искусства будет предоставлено даром каждому в равной степени. Членам семьи будет предоставлена полная возможность наслаждаться только семейными радостями и легко и свободно удовлетворять все свои духовные потребности (см.: Беллами Э. Через сто лет. СПб., 1891. С. 98–110).

Хорошо и счастливо будет обставлена жизнь семьянина. Но также хорошо будет обставлена его жизнь и как члена общества. Последнее, прежде всего, позаботится дать ему работу и должность, соответствующую его призванию, которое будет обнаружено еще в школе. В силу этого работа будущего общественного деятеля будет приятная и легкая. Кроме того, общество будет всячески облегчать труд и оказывать поддержку всякому полезному делу и начинанию. Приятно работать тому обществу, которое первым будет идти навстречу всему доброму и прекрасному, внося в человеческую жизнь одну любовь, братское равенство, отеческую поддержку и помощь. И эта любовь общества, эта трогательная забота будет каждого сопровождать во всю его жизнь: в его детстве, молодости, в его трудах, болезнях, в старости и т. д. до самого гроба.

Вот когда настанет для человечества счастливая и райская пора жизни! Беллами называет эту жизнь жизнью рая, порядка, справедливости и счастья (см.: Там же. С. 212). Вполне согласен с ним и Бебель, когда смотрит на будущее социалистическое общество как на золотой век (см.: Бебель А. Будущее... С. 29). То время будет периодом полного раскрытая назначения человека, когда человечество станет олицетворением всех высших, какие только возможны для него, идеалов (см.: Там же. С. 101). Человечество выйдет из скорлупы, и перед ним откроются небеса. Тогда навсегда кончится унылая, длинная зима, и наступит на земле вечное лето (см.: Беллами Э. Через... С. 274). И ничто тогда не нарушит счастливого, райского существования человечества.

2018-06-20.2.jpg

Все государства, все народы сознают свое счастье, возвысятся до братской любви друг к другу и объединятся. «Мы твердо убеждены в том, – говорит Каутский, – что отдельные, коллективистские нации в конце концов сольются в одно общество и весь род человеческий объединится в одну ассоциацию» (см.: Каутский К. Экономическое развитие и общественный строй. СПб., 1905. С. 92).

ГЛАВА 2: 
ОТКРОВЕННЫЙ ВЗГЛЯД  НА БУДУЩИЙ СТРОЙ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ

Его диаметральная противоположность социалистическому, открывающаяся уже из противоположности самого характера, существа и цели Христианства и социализма. Сущность христианской эсхатологии. Сведение ее к двум пунктам: учению о пришествии антихриста и учению о Втором пришествии Спасителя. Изложение откровенного эсхатологического взгляда в его первом пункте по учению Христа, апостолов: Павла, Петра и Иоанна Богослова, при толковании Откровения последнего святым Андреем Кесарийским. Изложение откровенного эсхатологического взгляда во втором его пункте по учению Спасителя, апостолов: Павла, Петра, Иуды и Иоанна Богослова, при толковании Откровения последнего святым Андреем Кесарийским.

Обращаясь теперь к Евангелию, мы находим диаметральную противоположность, какая существует между Христианством и социализмом в их эсхатологическом учении.

Эта противоположность в большей или меньшей степени открывается уже из противоположности самого характера, существа и цели Христианства и социализма. Последний есть миросозерцание грубо материального характера. Выше земли социализм не поднимается. Здесь нет религиозно-нравственных начал, так высоко ставящих человека над миром.

Напротив, Христианство имеет в виду духовные интересы человека, премирные. Оно есть учение о Царстве Небесном, имеющем начаться еще здесь, на земле, в сердце человека. В то время как социализм, всецело направляя человека к земным благам, полагает сущность его жизни в приобретении этих благ, – Христианство направляет все силы человеческого существа совсем в противоположную сторону. Сущность Христианства заключается в стяжании благодати Духа Святаго для Вечной Жизни со Христом, жизни личной, загробной. Вот в какой жизни Христианство полагает цель всех стремлений человека (см.: Мф. 6, 19–21, 33).

Что же касается земной жизни, то Христианство смотрит на нее как на преходящую, тленную со всеми ее благами, недостойными особенных забот христианина (см.: Там же. 19, 25–34; 16, 26).

Впрочем, этим самым Христианство не обезценивает земной жизни. Оно желает только показать, что не в ней цель нашего бытия, и если она дорога для нас, то только как время наших подвигов и приготовления к будущей безсмертной жизни (см.: Там же. 6, 19–20; 16, 26; 26, 26).
Из этого уже можно видеть, в каком непримиримом отношении стоит Христианство к социалистическим эсхатологическим чаяниям. Те будущие блага, в которых социализм полагает цель, сущность и все счастье человеческой жизни, Христианство считает несчастьем и гибелью для человека (см.: Там же. 16, 26).

Но, как ниоткуда, с рельефною ясностью выступает вся противоположность между откровенным и социалистическим взглядом на будущий строй жизни из самого откровенного эсхатологического учения. Это учение вконец ниспровергает идеалы и социалистические надежды на будущее общемировое счастье. 

Знать христианскую эсхатологию и в то же время верить с социализмом в наступление на земле светлого будущего – это значит не иметь христианского настроения, сознательно отворачиваться от христианского учения, отрицать его.

Сущность христианской эсхатологии сводится к учению о постепенном усилении на земле зла, бедствий и страданий человеческих; о пришествии антихриста как самом ужасном моменте в конечном периоде земной жизни, и Втором пришествии Спасителя как завершительном акте истории земного мира, при его преобразовании – воскресении мертвых, изменении живых и Страшном суде Христовом.

Говоря короче, всю христианскую эсхатологию можно свести к двум пунктам: 1) к учению о пришествии антихриста и 2) к учению о Втором пришествии Христа. Для большего удобства будем излагать христианское эсхатологическое учение в каждом его пункте отдельно. 

В общих, существенных чертах эсхатологическое учение в первом пункте мы находим, прежде всего, у Самого Спасителя, затем у апостола Павла (с более подробным характером) и у апостола Петра. Спаситель раскрыл его Своим ученикам, когда они высказали свое желание Господу знать время предсказанного Им разрушения Иерусалима и признаки Его Второго пришествия и кончины века.

Сказавши о признаках времени разрушения Иерусалима и изобразивши с буквальною точностью все ужасы его осады, выполненной вскоре после смерти Христа римскими войсками, Спаситель переходит к изображению признаков Его Второго пришествия. Такими признаками будет, по словам Христа, появление лжехристов и лжепророков. Тогда, – говорит Спаситель (т. е. в последние времена земной жизни, пред Его Вторым пришествием (см.: Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Мф. Т. 7. Кн. 2. СПб., 1901. С. 765. – примеч. Н.С.)), – восстанут лжепророки и лжехристы и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24, 24). Вот свидетельство Самого Христа о последнем периоде нашей земной жизни.

Чтобы точнее показать, каков будет этот период человеческой жизни, Господь характеризует это время появления и действия лжепророков и лжехристов как тяжелое и скорбное для людей. Тут же, после вышеприведенных слов, Спаситель, переходя к изображению Своего пришествия, говорит: И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего и т. д. (Там же, 29)...

О какой скорби, спрашивает Златоуст, говорит здесь Христос? О скорби дней антихриста, отвечает он, и лжепророков. Подлинно, говорит он, великая тогда будет скорбь, когда столь много будет обольстителей... Лжепророки и лжехристы, явившись, произведут возмущение, немалое смятение будет тогда обладать вселенною (см.: Иоанн Златоуст, свт. Толкование… С. 766). 

Объясняя так слова Спасителя «После скорби дней тех» как скорбных дней антихриста, – Иоанн Златоуст имеет в виду учение апостола Павла об антихристе (см.: 2 Фес. 2, 9). Апостол определил антихриста точно такими же чертами, какими охарактеризовал Спаситель лжехристов и лжепророков.
В сравнении с учением Спасителя у апостола Павла замечается большая подробность именно в характеристике самого времени антихриста как времени небывалого по ужасам. Прежде всего, сам антихрист представляется, по апостолу, воплощением ужасного зла. Сам сатана будет действовать в нем и великими знамениями и чудесами будет обольщать людей для окончательной гибели (см.: Там же. 2, 9–12). И горе тогда всему человечеству – и тем, кто будет за Христа, и тем, кто против Христа. От гибельного влияния и действия антихриста никто не освободится. И тем более что он, по апостолу, сядет в храме как Бог, будет превозноситься выше всего священного и выдавать себя за Бога (см.: Там же, 4). Очевидно, антихрист будет выше всех людей, он сосредоточит в своих руках всю полноту церковной, политической и гражданской власти. Поэтому зло и гибель будут разливаться от антихриста легко и успешно по всему миру.

Разумеется, ни Христос, ни апостол, говоря об ужасах времен антихриста, вовсе не хотят этим сказать, что все это произойдет исключительно от антихриста. Много зла и бедствий люди будут делать тогда и сами друг другу. Вот почему апостол Павел в своем Послании к Тимофею говорит: Знай…, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся; люди, развращенные умом, невежды в вере (2 Тим. 3, 1–5, 8). 

Подобными же чертами характеризует людей перед пришествием антихриста и вообще в его время апостол Петр во Втором своем Послании (см.: 2 Петр. 3, 3–4).

Самое появление антихриста представляется у апостола Павла как следствие падения в человечестве веры и благочестия.

Желая рассеять опасения фессалоникийских христиан в их ожиданиях скорого наступления Второго пришествия Господа, апостол говорит, что день Христов не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели (т. е. антихрист (см.: 2 Фес. 2, 3)). Немного далее апостол говорит: Вы знаете, что не допускает открыться ему (антихристу) в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник… (Там же, 6–8).

Из приведенных слов апостола для нас в данном случае интересны два его выражения: «отступление» и «удерживающий от среды».
Что апостол Павел подразумевает под словами «отступление» и «удерживающий» – это у него не выяснено. Можно думать, что этими словами апостол Павел указывал фессалоникийским христианам черты религиозно-нравственного состояния человечества и его окружающих условий, имеющие вызвать появление антихриста; черты, которые, быть может, фессалоникийцы ясно представляли, познакомившись с ними из устной беседы с апостолом.

Хотелось бы под первым выражением апостола подразумевать то всеобщее отступление от веры в Бога, а следовательно, и нравственных начал, которое обнаружится в последнее время пред пришествием антихриста.

Что же касается второго выражения, то мы сошлемся на свидетельство подвижника Амвросия Оптинского, который под «удерживающим» подразумевал государственную власть. «„Придет антихрист (буквальные слова Амвросия Оптинского, – примеч. Н.С.) во времена безначалия, как говорит Апостол: ‘дондеже держай от среды будет…’ (Там же, 7), т. е. когда не будет придерживающей власти“» (Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Приложение 11. № 3. М., 1900).

В таком случае успокоительные слова апостола нужно понимать так. День страшного пришествия Спасителя еще далек. День этот должно предварить появление антихриста. Но и пришествие антихриста далеко. Оно не совершится до тех пор, пока не наступит на земле всеобщее отступление от веры и нравственных начал и всеобщее безначалие, которое даст полный простор обнаружению в человечестве животных инстинктов.
Таким образом, эсхатологическое учение апостола Павла об антихристе, отличающееся от параллельного этому учения Христа своею подробностью, выдается еще и тем, что здесь для бедствий времен антихриста и самого его появления указана причина. Ее видит апостол Павел в падении религиозно-нравственных устоев и государственной власти в последнем, предшествующем антихристу, времени.

 Н-й С-в [Николай Соболев]
Социалистический и откровенный взгляды на будущий строй земной жизни
СПб., 1907

Продолжение следует 


Источник: Газета «Православный Крест»*, № 11 (203) от 1 июня 2018 г.   
http://www.pkrest.ru
  


___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998


Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Антитеза Христианства: О католицизме и его трансформации из околохристианской ереси в религию антихриста

В данной обзорной статье собраны факты о том, каким образом глобалисты уводят католическую конфессию из околохристианской орбиты, постепенно превращая ее в антитезу Христианства. Всем православным людям известны резко негативные высказывания святых о католической ереси. При этом в данном вопросе мы видим...


«Миссионер» антихристова стада: К чему призывает православных священник Георгий Максимов?

В конце января 2019 года на канале Ютуб появились два новых видеоматериала священника Георгия Максимова, в которых он рассматривает тему новых цифровых технологий, цифровых идентификаторов, биометрии и чипирования, пытаясь ответить на вопрос, имеет ли всё это отношение к Апокалипсису, приходу антихриста...


Возможно ли Крещение вне Православия?: Согласие Святых Отцов до Карфагенского Собора 256 года и ересь «крещального богословия»

Серьезный вопрос, которым часто задавались и который стремились изучить с самым пристальным вниманием с первых лет послеапостольского периода, – это вопрос о способе принятия в лоно Кафолической Церкви тех, кто отпал от нее в ересь; о возникших вследствие этого отпадения целых инославных, т. е. еретических,...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 1 2 3
Фотогалерея
Полезно почитать

Держаться Церкви и противостоять глобализации: Беседа со схиархим. Кенсорином и духовными чадами его и иг. Бориса (Храмцова)

Многие духовные люди отмечают, что наше время – лукавое: посреди различных соблазнов и искушений трудно не уклониться со спасительного пути. Поэтому так ценно простое, но опытное слово современных подвижников. Милостью Божией нам удалось пообщаться с известным духовником, учеником Валаамских старцев...


Царский год – итоги и надежды: Ответы духовенства и мирян о 100-летии Русской Голгофы

Новогодний опрос мы решили сделать традиционным и на сей раз предложили нашим уважаемым респондентам следующие вопросы: «Что ожидалось, на что были надежды в 2018 году в контексте юбилея Царской Голгофы и что произошло в реальности? Какая работа была проведена, какие успехи и/или неудачи Вы можете отметить? Выводы, перспективы, пожелания»…


Преодолеть постсоветский синдром идеи революции: Беседа с М.Б. Смолиным об Имперском возрождении России

...Имперское возрождение для России – это прежде всего выход из современного постсоветского состояния РФ. Это выбор государственного пути для нашего дальнейшего развития, когда мы находимся между либеральным и социалистическим соблазнами западнического развития для нашей Родины...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100