Вторник, 19 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

Архиеп.Феофан о демократии
Современные демократии всех стран, являющиеся по своему существу несомненным и самым ярким выражением религии обожествления самого человека, будут в конце концов объединены под властью антихриста.
Архиеп. Феофан Полтавский

Прп. Паисий о радости
Некоторые говорят: «Я христианин и поэтому должен быть радостным и спокойным». Но это не христиане. Вам понятно? Это равнодушие, это радость мирская... Духовный человек – весь сплошная боль, т.е. ему больно за то, что сейчас происходит, ему больно за людей! Но за эту боль ему воздается Божественным утешением.
Прп. Паисий Святогорец о духовности

сщмч. Иларион о подменах
Наше время – время всяких подделок и фальсификаций. Церковь подменена «христианством»; живая жизнь – отвлеченным учением. Стираются в сознании многих границы между православием и ересью, между истиной и заблуждением.
Сщмч. Иларион (Троицкий) об апостасии

свт.Феофан о политике
Нужно воздвигнуть дух Православия в себе самих и объединиться в восстании против всякого образа мыслей, несогласного с ним. Только этим одним отразим мы врагов Христа, как отразили политическую коалицию врагов нашего Отечества.
Святитель Феофан Затворник

Прп.Паисий о "неведении"+

Наступают тяжелые времена, нас ждут большие испытания. Христиане перенесут великое гонение. Между тем, очевидно, что люди даже не понимают того, что мы уже переживаем знамения последних времен, что печать антихриста становится реальностью. Словно ничего не происходит. Поэтому Священное Писание говорит, что прельстятся и избранные.

Прп. Паисий Святогорец

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Эпоха царствования Иоанна Грозного: Беседа с историком-монархистом Д.И. Стоговым

В продолжение публикации:

2018-07-19.2.jpg
«Царь Иоанн Васильевич Грозный» 
С портрета, находящегося в Кунсткамере Академии наук

Мы продолжаем публикацию беседы о Государе Иоанне Васильевиче IV Грозном с историком Дмитрием Стоговым, кандидатом исторических наук, доцентом, заместителем заведующего кафедрой истории культуры, государства и права Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» по учебной работе.

– Что Вы можете сказать об источниках по царствованию Иоанна IV? Желающий разобраться с этим вопросом человек сталкивается, с одной стороны, с известными псевдонаучными ярлыками: «террор», «насилие», «жестокость»... С другой – труды по апологии Грозного Государя, к сожалению, часто не привлекают должного внимания, оцениваются предвзято и однобоко и не воспринимаются всерьез. Почему сложилась такая ситуация? Существуют ли вообще объективные исторические сведения о том времени? Работы каких авторов можно считать здесь надежными ориентирами?

– Источников по эпохе Иоанна Грозного, дошедших до нас, не так уж и много. В целом их можно классифицировать следующим образом:

– юридические акты, государственные бумаги;

– летописи;

– сочинения на тему о переустройстве общества, например «Челобитные» Ивана Пересветова;

– записки иностранцев о России;

– памфлеты («История о Великом Князе Московском» А. Курбского) и письма (переписка Грозного с Курбским).

– произведения устного народного творчества – песни, сказания.

Актов и государственных бумаг сохранилось очень мало; опричные архивы были уничтожены.

Примечательно, что до нас, к примеру, дошла весьма интересная опись архива Посольского приказа 1626 года, в которой упоминаются отдельные документы, связанные с эпохой Грозного Царя, однако утраченные.

Есть разные предположения о причинах исчезновения официальных документов той эпохи. Согласно наиболее распространенному из них, они погибли в ходе пожаров (как известно, Москва горела не раз, в том числе в 1612 и 1812 гг.). Еще по одной версии (ее отголоски можно встретить в произведениях С. В. Фомина), опричные архивы (в том числе такие важнейшие документы, как Учредительная грамота опричнины) были уничтожены намеренно – вероятно, работавшим во второй половине XVIII века в Московском архиве Министерства иностранных дел Н. Н. Бантыш-Каменским и его учеником Н. М. Карамзиным, имевшим отношение к масонским ложам, – для того чтобы скрыть правду об опричнине. Подтвердить или опровергнуть эту версию мы затрудняемся – как известно, масоны (если, конечно, это дело их рук) умеют хранить свои тайны…

Среди летописных источников выделим следующие. Это «Летописец начала Царства Царя и Великого Князя Ивана Васильевича», охватывающий период с 1533 по 1553 годы и датированный исследователем Н. Ф. Лавровым 1553–1555 годами; Патриаршая, или Никоновская, летопись, являющаяся наиболее полным летописным сводом по исследуемому периоду; т. н. «Царственная книга», принадлежащая к числу лицевых рукописей, образующих собой один Лицевой летописный свод (его мы уже упоминали), и охватывающая время с сентября 1533 года по 1553 год; Пискаревский летописец (XVII в.), названный так по имени владельца рукописи Д. В. Пискарева, рассматривающий период с древнейших времен до 1615 года; Александро-Невская и Лебедевская летописи, входящие в состав летописного свода из пяти книг и датированные историком Н. П. Лихачевым серединой 17 столетия; Воскресенская летопись, Псковские летописи и др. К летописным источникам можно также отнести «Повесть о походе Ивана IV на Новгород в 1570 году»; «Повесть», приписываемую князю И. М. Катыреву-Ростовскому (1626 г.), в которой в виде приложения приведены интереснейшие описания характеров и деяний Царей, в т. ч. Ивана Грозного; «Временник» дьяка Ивана Тимофеева (XVII в.), включающий, в частности, период царствования Ивана Васильевича.

Я неслучайно указываю даты создания летописей. Как мы видим, большинство из них были написаны не очевидцами тех событий, а по прошествии некоторого количества лет, в 17 столетии. Разумеется, степень достоверности приводимых в них сведений должна быть подвергнута самой скрупулезной проверке.

При изучении летописных источников также необходимо учитывать, что зачастую они полны разных анахронизмов и нелепостей. Поэтому их нужно обязательно сопоставлять с другими источниками. Кроме того, до нас дошли достаточно скудные сведения об опричнине, т. к. вскоре после ее введения Грозный затребовал к себе в Александровскую слободу текущие летописные записи и, видимо, не вернул их Посольскому приказу (а может быть, вернул, но впоследствии они пропали вместе с опричными архивами?!). Примечательно, что по каким-то неведомым причинам официальное летописание обрывается 1568 годом. Так «следы Русского летописания, – по выражению историка Р. Г. Скрынникова, – затерялись в опричной Александровской слободе» (Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М., 1975. С. 132). К сказанному добавим, что, может быть, и не затерялись, а были сознательно уничтожены…

Историки, таким образом, при изучении эпохи Грозного, и в первую очередь опричнины, вынуждены обращаться к крайне тенденциозным мемуарам и записям иностранцев о России, переполненным проектами сокрушения «варварской Московии» и леденящими душу рассказами о «зверствах» «московского тирана». Несомненно, многие факты в этих источниках (например, в следующих книгах: английского посланника к Царю с целью заключения дружественного союза Джильса Флетчера «О государстве Русском…»; агента английской торговой компании Джерома Горсея «Записка о России XVI – начала XVII в.»; перебравшегося в «Московию» и ставшего опричником Генриха Штадена «О Москве Ивана Грозного»; переводчика доктора А. Лензеля при разговорах с Иваном Грозным А. Шлихтинга «Новое известие о России времени Ивана Грозного» и др.) сильно преувеличены и не могут восприниматься как достоверные. К примеру, Горсей утверждал, что при разгроме Новгорода в 1570 году от рук опричников погибло якобы аж 700 тысяч человек, тогда как население этого города в те времена едва превышало несколько десятков тысяч жителей. Поэтому эти источники особенно важно сопоставлять с Русскими, хотя по отношению к периоду опричнины количество последних очень ограничено. Опричные же архивы до нас, к сожалению, как я уже отметил, не дошли. Отсутствие нормальных исторических материалов и порождает море загадок.

Что же касается объективных исследований об эпохе Ивана Грозного, то в принципе основные из них я перечислил, отвечая на первый вопрос. Особенно хочется остановиться на книге И. Я. Фроянова «Драма Русской истории: на путях к опричнине».

Работа историка представляет собой скрупулезное, основанное исключительно на научно установленных и критически проанализированных фактах исследование и лишена публицистичности. Но, несмотря на это, монография читается на одном дыхании. Собственно говоря, исследование И. Я. Фроянова посвящено не самой опричнине, а лишь путям к ней, т. е. объективным причинам, вызвавшим это спорное и дискуссионное в исторической науке явление. Как считает ученый, опричнина Иоанна IV стала ответом на серьезную угрозу Русской государственности и Русской Церкви, сложившуюся в религиозно-политической обстановке того времени (угрозу прежде всего со стороны новгородской ереси, известной в Русских источниках как «ересь жидовствующих»), и послужила действенной защитой молодого единого Русского государства.

Стоит отметить научную новизну сочинения. Ранее, начиная с первых десятилетий XIX века, в многочисленных работах предшественников, посвященных царствованию Иоанна Грозного, как правило, грандиозная фигура первого Русского Царя либо сознательно, либо, образно выражаясь, «из-за пошлой инерции мысли» была оболгана и принижена. А в труде И. Я. Фроянова она поднимается во весь свой исполинский рост и рисуется положительным персонажем.

– Как Вы сами оцениваете значение Иоанна IV в истории России? В каком состоянии он принял и оставил государство? Каковы главные достижения его царствования и «проблемные» моменты?

– Я уже говорил о том, что в начале правления Иоанна Грозного наша страна была молодой и быстро развивающейся. Вместе с тем существовал ряд проблем, которые требовалось решать (они перечислены в ответе на второй вопрос). К сказанному добавлю, что на момент Венчания Иоанна на Царство (1547 г.) со свержения  монголо-татарского ига (1480 г.) не прошло и 70 лет. Представьте себя на месте юного Царя: менее 70 лет назад государство еще было лишено полноценной независимости! Конечно, учитывая все вышесказанное, необходим был большой рывок для преодоления экономического отставания от развитых стран Европы. И молодой Грозный задумал и провел весьма прогрессивные для своего времени и удачные реформы. Россия уже в 1549 году получила сословно-представительный орган власти – Земский собор, который успешно функционировал вплоть до XVII века. Именно в годы правления Царя Иоанна активно развивалось и местное самоуправление – в виде т. н. «излюбленных голов», т. е. выборных людей. Таким образом, уже в XVI веке у нас появились передовые для того времени и достаточно демократические (в изначальном смысле слова, а не в изрядно дискредитированном недавними ельцинскими реформами) органы власти. Именно Иоанн Грозный положил начало созданию регулярной армии (стрелецкого войска). Именно он отменил архаичные кормления (содержание должностных лиц местным населением) и ввел систему прямого жалования служилым людям (окладов). Я уже говорил про необходимость унификации церковной жизни, что совершилось на Стоглавом Соборе 1551 года. На т. н. Макарьевских Соборах (Поместных Соборах, созванных митрополитом Московским Макарием в 1547 и 1549 гг.) были прославлены величайшие Русские святые – святой благоверный князь Александр Невский, преподобные Александр Свирский, Зосима и Савватий Соловецкие и многие другие. Перечислять достижения во внутренней политике Иоанна Грозного можно очень долго.

Как мы уже отметили, перед страной стояли и грандиозные внешнеполитические задачи. Прежде всего нужно было устранить постоянную угрозу с востока, и это удалось – к России были присоединены Казанское, Астраханское, Сибирское ханства; Ногайская орда признала вассальную зависимость от Иоанна, а в 1577 году Русское войско взяло столицу Орды, Сарайчик.

Как современники, так и потомки признавали внешнеполитические успехи Царя. Вспоминаются замечательные стихи подлинно народного поэта XIX века А. В. Кольцова (1841 г.):

Из лесов дремучих, северных
Поднялась не тучка темная;
А рать сильная, могучая –
Царя Грознова, Московскова.

Словно птица быстролетная
Пролетела море синее…
Перешла так сила Русская
Степь пустую, непроходную.

И пришла она, незваная,
К Царству славному, Казанскому,
К бусурману – хану лютому,
К свому недругу заклятому.

И куда еще – спит зорюшка,
А уж бьется Русь с татарином, –
Стены крепкие разрушила –
И пошла гулять по городу;

Воеводы, рати храбрые
Ездят, бьют татар по улицам;
А на башне с Русским знаменем
Юный Царь стоит – как солнышко!

(«Русская песня», 1841 г.)

2018-07-19.jpg
«Венчание и принятие Царского титула Иоанном IV».
Худ. К. Лебедев

Другая задача, стоявшая перед юным Иоанном, – необходимость выхода в Балтийское и Черное моря. Государь решил в первую очередь разобраться с Балтийским морем, понимая, что на пути России в Прибалтике стоит весьма ослабевший к тому времени Ливонский орден. И действительно, начавшаяся в 1558 году Ливонская война первоначально шла для нас успешно. Ливонский орден пал, и значительная часть Прибалтики оказалась в руках Царя. Однако дальнейшие события развивались крайне неблагоприятно для Иоанна. Объятые ужасом от возвышения «Московии» соседние государства (в первую очередь Польша и Швеция) вступили в войну против России и в итоге нанесли ей ряд серьезных поражений.

Вместе с внешними неприятелями оживились и внутренние враги. Не секрет, что в стране существовала боярская оппозиция, возглавляемая т. н. «боярами-княжатами», т. е. потомками удельных князей, которые сохранили менталитет эпохи феодальной раздробленности. Пользуясь непростой внешнеполитической ситуацией, они активизировали свою антиправительственную деятельность, а многие из них (например, князь А. М. Курбский) открыто перешли на сторону врага (Литвы) и приняли участие в Ливонской войне уже против Русской армии. Этими обстоятельствами и объясняется в первую очередь введение Царем Иоанном чрезвычайных мер (опричнины), а не его «маниакальными наклонностями» и «умопомрачением» после смерти любимой супруги Анастасии (как указывается в сочинении Н. М. Карамзина, а вслед за ним и у некоторых других историков).

Получить важные для государства выходы в Балтийское и Черное моря не удалось. Главная причина неудач состояла в том, что Россия одновременно столкнулась с несколькими сильными противниками. Достаточно сказать, что Швеция того времени включала в себя Финляндию и ряд других соседних территорий. То же самое касается и Дании (владевшей Норвегией). Объединенное польско-литовское государство (Речь Посполитая) состояло не только из Литвы и Польши, но и из западнорусских земель (большей части территории нынешних Украины и Белоруссии). На юге свирепствовало Крымское ханство, зависимое от одного из мощнейших государств мира того времени – Османской империи (Турции). И практически одновременно все эти страны не просто проводили враждебную по отношению к России политику, но и вступали с ней в открытый военный конфликт. Приходилось сражаться сразу на нескольких фронтах. При этом надо учитывать, что экономический потенциал молодого Русского государства оставался еще весьма низким. Сказывались тяжелые времена монголо-татарского ига и феодальной раздробленности. Бывшие фактически независимые земли (я имею в виду в первую очередь Великий Новгород и Псков) в этих условиях, памятуя о своей былой вольнице, исподволь смотрели на могущественных соседей (Речь Посполитую) как на потенциальных сюзеренов. Возникала реальная угроза распада России.

К счастью, несмотря на все трудности, Иоанн Грозный не допустил этого и сохранил единство страны. При этом пришлось использовать весьма жесткие меры (разгром Новгорода в 1570 г. и последующие казни в Москве). Это давало дополнительную пищу для развязывания на Западе, выражаясь современным языком, антироссийской пиар-кампании. Собственно говоря, истоки современной русофобии следует искать как раз в периоде правления Царя Иоанна. Реальные факты в сочинениях западных авторов (А. Шлихтинг, Г. Штаден, А. Гваньини, А. Поссевино, И. Таубе и Э. Крузе, Дж. Горсей, Дж. Флетчер и проч.) перемежались с откровенными фальсификациями. Весьма критически следует относиться, например, к содержащимся в этих сочинениях описаниям экзотических казней, будто бы совершенных опричниками.

В качестве главных проблемных моментов в эпохе правления Иоанна Грозного можно указать:

– не до конца преодоленные пережитки феодальной раздробленности и удельной системы, сильная боярская оппозиция (которая, кстати, практически полностью и была подавлена Грозным с помощью опричников);

– достаточно низкий экономический потенциал страны (причины такого положения названы выше);

– агрессия против России со стороны нескольких могущественных государств Европы.

Если же говорить о каких-то просчетах и ошибках Царя Иоанна Грозного, то, возможно, лучше было бы повременить со вступлением в Ливонскую войну, чтобы тщательнее к ней подготовиться, нарастить военную и экономическую мощь.

– Безусловно, опричнина – это один из наиболее дискуссионных вопросов, связанных с именем Иоанна Грозного. Так, даже нелиберальный современный историк Д. М. Володихин охарактеризовал ее негативно: «странный исторический эксперимент», «неадекватный ответ на военные вызовы того времени». Объясните, пожалуйста, подробнее, что собой представляло это явление и какую историческую роль, на Ваш взгляд, оно сыграло?

– Слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает «кроме». Опричниной в период до правления Иоанна Грозного называли т. н. «вдовий удел», т. е. земельные владения, которые вдова получала после смерти ее мужа.

О целях опричнины и ее смысле спорит не одно поколение историков. Например, С. Ф. Платонов видел в ней «борьбу Грозного с феодальной аристократией, в результате которой Царь сумел ликвидировать вотчинное землевладение». Советский историк Д. Н. Альшиц считал опричнину «необходимым этапом становления самодержавия, начальной формой аппарата его власти». Он же отмечал, что «самодержавие не могло бы ни появиться, ни укрепиться без того инструмента принуждения, который сумела создать окрепшая Царская власть, т. е. без опричников» (Альшиц Д. Н. Начало самодержавия в России. Л., 1988. С. 2, 230). Были историки, которые писали о безсмысленности опричнины (например, В. О. Ключевский, С. Б. Веселовский). Но А. А. Зимин, уважая этих историков, смог преодолеть этот тезис и пришел к выводу о важности опричнины в деле борьбы с влиятельным боярством. Объективная цель данного учреждения действительно заключалась в уничтожении сопротивления бояр-княжат, о чем сказано выше.

Не буду подробно излагать обстоятельства, связанные с возникновением опричнины, с ее функциями, т. к. этому посвящены горы литературы. Обращаю внимание только на некоторые недооцененные моменты. Традиционно принято связывать опричнину с массовым террором, пытками, казнями. Однако опричное войско прежде всего являлось боеспособной единицей, участвовало в сражениях Ливонской войны. Достаточно вспомнить, что знаменитый Малюта Скуратов (Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский), один из руководителей опричнины, пал смертью храбрых 1 января 1573 года, возглавляя штурм крепости Вейсенштейн (ныне Пайде).

2018-07-19.1.jpg
«Государев человек. Опричник. XVI век». 
Худ. С. Ефошкин

Требуют безусловной корректировки обывательские представления о многочисленности жертв опричного террора и о лютых и безчеловечных казнях. Конечно, казни были, и это ни к чему отрицать. Однако ужасающие рассказы, изложенные иностранными авторами – Г. Штаденом, А. Шлихтингом, А. Гваньини (который, кстати, в своем опусе под длинным названием, начинающемся со слов «Omnium Regionum Moscoviae Monarchae subiectarum, Tartarorumque campestrium, arcium, civitatum praecipuarum, morum denique gentis, religionis et consuetudinis vitae sufficiens et vera descriptio» (лат.) – «Полное и правдивое описание всех областей, подчиненных Монарху Московии, а также описание степных татар, крепостей, важных городов и, наконец, нравов, религии и обычаев народа», большинство «фактов» прямо списал у Шлихтинга) и проч. о том, как в ходе грандиозной казни в Москве на «Поганой луже» летом 1570 года дьяка Ивана Висковатого разрезали на части, а казначея Никиту Фуникова поливали попеременно то кипятком, то ледяной водой, пока он не скончался, – явно вымышленные. Впоследствии они плавно перекочевали в позднейшие летописи (например, в «Пискаревском летописце» читаем о том, как якобы «сам Царь выехал, вооружася в доспехе и в шоломе и с копием, и повеле казнити дияка Ивана Висковатово по суставам резати» (Пискаревский летописец // ПСРЛ. Т. 34. С. 191)). Виды смертной казни, традиционно применявшиеся на Руси, всем хорошо известны. Это отсечение головы, четвертование (прежде всего за преступления против государственной власти – четвертовали, например, бунтовщика Степана Разина), колесование.

Количество жертв опричных карательных мер определено историком Р. Г. Скрынниковым, который досконально исследовал различные редакции «Синодика опальных», дошедшего до нас в более поздних многочисленных рукописных списках. Он установил, что опричники казнили примерно три-четыре тысячи человек. Это, конечно, много, но значительно меньше, чем в те времена казнили в «просвещенной» Европе. Так, в ходе одной лишь Варфоломеевской ночи (24 августа 1572 г.) в Париже погибло около 2000 гугенотов (протестантов), а по всей Франции – около 30 тысяч человек. Английский король-«гуманист» и реформатор Церкви Генрих VIII только лишь за «бродяжничество» приказал повесить 72 тысячи человек. Тем не менее, англичане почитают своего Генриха, а у нас к Ивану Грозному в обществе в целом сохраняется негативное отношение. При этом напомню, что наш Царь молился за убиенных по его приказу и обязательно заносил все имена казненных в Синодики.

Стоит упомянуть также, что опричнина предполагала разделение Русского государства, по меткому выражению дьяка Ивана Тимофеева, «яко секирою, наполы» (Временник Ивана Тимофеева / Подгот. к печати, пер. и коммент. O. A. Державиной; Под ред. В. П. Адриановой-Перетц; Ред. изд-ва Е. Б. Томсинская. М.; Л., 1951. С. 12), т. е. на две части – опричнину (личный удел Царя со своими опричными органами власти) и земщину. Дискуссионным остается вопрос о том, где людям жилось лучше – в опричнине или в земщине. В опричнину Царь повелел определить по преимуществу северные Русские земли. Он даже намеревался сделать столицей Русского государства Вологду. Позже к опричнине была приписана и торговая сторона «покоренного» Грозным Новгорода. Думается, что простому народу как в опричнине, так и в земщине жилось в целом одинаково. Что же касается служилого сословия (в его состав могли входить люди отнюдь не знатные), то именно в опричнине можно было легко сделать карьеру. Классические примеры – весьма худородные по происхождению опричники Малюта Скуратов и Василий Грязной.

Беседовала Анна Самсонова

Окончание следует


* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998.

   


Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100