Царем прославленный: О непростой канонизации великого угодника Божия преп. Серафима Саровского
Кто в нашей стране не знает преподобного Серафима Саровского? Несомненно, что это величайший святой последних веков. В наше время его почитание в России сравнимо разве что с почитанием преподобного Сергия Радонежского.
Учение преподобного Серафима о цели христианской жизни - "стяжании Духа Святого" - стало подлинным духовным открытием конца второго тысячелетия. Немногие даже из величайших святых древности удостаивались таких откровений и дарований, которые получил Саровский старец, "убогий Серафим", как он сам себя называл.
ДРАМАТИЧЕСКАЯ КАНОНИЗАЦИЯ
Термин "канонизация" (от лат. сanonisatio) является латинизированной транскрипцией греческого глагола "канонидзейн" - "определять, на основании правила узаконить". Он был введен в оборот западными учеными богословами. В Греческой Церкви этому термину адекватной аналогии нет, поэтому в подобных случаях там использовалось словосочетание "причтение к лику святых", которое позднее перешло в церковный язык Древней Руси и сохраняется в Русской Церкви поныне. По учению Церкви, угодники Божии, составляя лик святых, молятся пред Богом о живых собратьях своих по вере, которые воздают им молитвенное чествование. (Из книги "Канонизация святых в XX веке". - М.: Сретенский монастырь, 1999.)
Преподобного Серафима почитали как великого святого еще при его жизни. А после смерти документально зафиксировано безчисленное множество исцелений и чудес после молитв к этому угоднику Божьему. Фотографии, изображения преподобного Серафима использовались в народе как иконы задолго до его официальной канонизации, как свидетельствует, в частности, "Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря". На могилу старца в глухой монастырь в Саровском крае съезжались в определенные дни тысячи людей разных званий и сословий, от царской фамилии до странников и нищих. А канонизация, церковное прославление отца Серафима в лике святых, последовала лишь через 70 лет после его смерти, в 1903 году. Причем с огромными трудностями и противодействием. В этой драматической истории причудливо сплелись человеческие заблуждения, чиновничьи амбиции, народное желание и Божественная воля.
Как ни странно, но главными противниками канонизации отца Серафима выступили почти все члены Святейшего Синода - включая его обер-прокурора К.П. Победоносцева. А человеком, который настаивал на прославлении Саровского старца и сделал все, чтобы оно состоялось, был последний российский Император Николай II.
Казалось бы, какие могут быть препятствия к церковному прославлению великого святого, уже прославленного в народе? Во-первых, "слишком много чудес", как говорилось в одном из заключений Святейшего Синода. В 1894 году закончила работу синодальная следственная комиссия, проверявшая случаи чудесных исцелений по молитвам старца Серафима. Результаты ее работы были переданы в Синод и благополучно там осели. "Слишком много чудес". Тогда император Николай II лично выразил желание, чтобы дело о прославлении отца Серафима было доведено до конца, о чем сообщили "Церковные ведомости" в № 30 за 1902 год. Дело ускорилось, но противодействие не прекратилось.
Новым основанием для отказа в церковном прославлении стало состояние мощей преподобного Серафима: его тело подверглось тлению, и сохранились только кости. Враги Церкви постарались использовать этот факт для агитации против канонизации и вообще Православия. А члены Синода говорили: "Куда и зачем ехать в лес, когда нашлись только кости?" Однако Древняя Церковь, как свидетельствуют историки, в отличие от позднейшей практики канонизации, не видела в нетленности мощей непременного условия для почитания подвижника в лике святых.
Император Николай продолжал настаивать на канонизации. Для еще более ясного выражения своей воли Государь преподнес в дар Саровской обители новый гроб для отца Серафима, попечением Царской Семьи была устроена прекрасная мраморная рака - "роскошное произведение художества в русском стиле царственной Москвы", по выражению митрополита Вениамина (Федченкова), а покров на гробницу и коврик с дорожками своими руками вышивала императрица Александра Федоровна.
Наконец, Императору удалось преодолеть сопротивление Синода, и на его резолюции о грядущем прославлении Царь Николай II собственноручно написал: "Прочел с чувством истинной радости и глубокого умиления".
Торжество церковного прославления преподобного Серафима состоялось 19 июля (1 августа по новому стилю) 1903 года. В нем приняла участие вся Царская Семья и тысячи людей со всех концов России. Сбылось пророчество преподобного Серафима о том, что "среди лета запоют Пасху".
Император, самодержавный властитель 1/6 части мира, преклонял колени перед мощами, нес их на своих плечах, а в день прославления Царская Семья причащалась Святых Христовых Таин.
И если бы не решительность и настойчивость Императора Николая II, кто знает, когда бы православная Россия смогла бы возносить церковные молитвы к преподобному Серафиму? Ведь после 1918 года Русская Церковь по понятным причинам была лишена возможности канонизации святых до 1970 года...
СВЯЗЬ ВРЕМЕН
Из различных источников до нас дошло удивительное пророчество преподобного Серафима, сказанное императору Александру I. Саровский старец предрекал: "Будет некогда Царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против этого Царя и самодержавия, но Бог Царя возвеличит".
Широко известен и другой факт: преподобный Серафим написал письмо Императору Николаю II, которое велел Н.А. Мотовиловой передать "четвертому Государю, который приедет в Саров". Император, прочитав его, горько заплакал. Содержание письма осталось неизвестным.
Блаженная Паша Саровская перед своей смертью в 1915 году клала земные поклоны перед портретом Императора Николай II. Келейницы спрашивали ее: "Что ты, мамашенька, так на Государя-то молишься?" - "Глупые, - отвечала она, - он выше всех царей будет".
"Почитание Царской семьи, - отмечает в одном из своих докладом митрополит Ювеналий, - начатое уже Святейшим Патриархом Тихоном в заупокойной молитве и слове на панихиде об убиенном Императоре через три дня после екатеринбургского убийства, продолжалось - несмотря на господствовавшую идеологию - на протяжении нескольких десятилетий советского периода нашей истории… В домах в красном углу можно было видеть фотографии Царской семьи, а в последнее время стали появляться и иконы с изображением Царственных мучеников. Сейчас такие иконы можно видеть в некоторых обителях и храмах ряда епархий Русской Православной Церкви".
Еще в 1992 году комиссия Священного Синода по канонизации святых, как пишет ее председатель митрополит Ювеналий, "приступила к изучению отдельных аспектов исторического, нравственного и религиозного характера царствования последнего Императора Дома Романовых". Все эти годы до Торжеств 2000 г. Комиссия с помощью ведущих профессоров духовных школ занималась изучением вопроса о возможной канонизации Царственных мучеников. Не секрет, что даже в Синоде были и есть противники их церковного прославления.
Однако члены Царской Семьи уже были прославлены как местночтимые святые в Екатеринбургской, Луганской, Брянской, Одесской и Тульчинской епархиях Русской Православной Церкви. Почитаются они как святые и в Сербской Церкви с далекого 1938 года.
В нашем обществе также происходила полемика относительно тех же вопросов, связанных с жизнью и служением царя Николая II и его Семьи. Высказывались диаметрально противоположные мнения, а споры принимали порой самый ожесточенный характер. Известно, что попечением храма святителя Николая в Пыжах вышло пять сборников (!) о чудесах Царственных мучеников. Некоторым снова кажется, что "слишком много чудес".
Однако различные статистические опросы демонстрируют, что восприятие преподобного Серафима Саровского и Царя-мученика Николая II церковной полнотой - ее народом - безпрецедентно для нашего времени.
По материалам: http://www.pravoslavie.ru/put/sv/seraphim_nikolai.htm
___________________
См. также:
<-назад в раздел