В последние годы в сети интернет распространились тексты и видеоролики, направленные против использования хлебопекарных дрожжей. Хотелось бы прояснить несколько важных моментов, касающихся их применения.
По православной традиции в Евхаристии используется только дрожжевой, или квасной хлеб. Служение на бездрожжевом хлебе недопустимо.
Об этом говорит «Известие учительное»:
Брожение вина представляет собой такой же процесс с тем же самым видом дрожжей, которые находятся на поверхности ягод. После раздавливания и приготовления сока в нем размножаются дрожжи, начинается дрожжевое брожение, в результате которого глюкоза превращается в спирт с выделением газа - окиси углерода. Этот процесс был изучен и описан великим ученым Луи Пастером, а детали изучаются рамках школьной программы по химии и биологии.
Таким образом, оба продукта, используемые для Таинства Евхаристии - вино и квасной хлеб связаны с дрожжами и дрожжевым брожением, что имеет и каноническое, и символическое значение.
1) Термофильные дрожжи. Сейчас трудно выяснить, кто первый придумал это слово и запустил его в оборот , но «термофильные дрожжи» существуют в одном ряду с гномиками, русалками, кентаврами, циклопами. Термофильных не бывает. Как нет «термофильных» кошек, собак, которые выживут, если их нагреть до 100 градусов. Невозможно вывести такие яйца, которые не жарились бы на сковородке, потому что необратимая денатурация белка начинается с 50 градусов, и дальнейшая жизнь невозможна, поэтому пропеченный при 200 градусах хлеб может содержать только те дрожжи, которые попали на его поверхность после выпечки, или, в случае, если была нарушена технология, и мякиш остался непрогретым. Споры некоторых бактерий устроены таким образом, что выдерживают нагрев, но к дрожжам это не относится.
Хлебопекарные дрожжи – это не искусственно созданная плесень и вообще не плесень, а грибок вида Saccharomyces cerevisiae, из класса Сахаромицеты, царство грибов. Используется человеком с момента появления хлеба и создан Господом Богом при сотворении мира вместе с другими живыми существами. Плесень – это не разновидность грибов, а плодовое тело некоторых, так называемых, плесневых грибов, которые никогда не вызывают брожение. Плесневых грибов существуют тысячи, некоторые из них вредны, некоторые полезны, у некоторых есть запах, у некоторых нет, но к дрожжам хлебопекарным плесень не имеет отношения.
Кроме того, стоит обратить внимание, что дрожжи – внетаксономическая единица грибов, указывающая на их приспособление к жизни в жидкой среде. К дрожжам относятся разные грибы из разных классов и семейств.
3) Вред дрожжей. Наука утверждает, что хлебопекарные дрожжи не вредны и не являются возбудителями болезней. В природе существуют сотни тысяч других видов грибов, и некоторые из них могут быть опасными или, наоборот, полезными. Группа болезней, вызываемых патогенными грибами, называется микозы.
4) Путаница дрожжевого и молочнокислого брожения. Подъем теста и пористая структура хлеба обеспечивается спиртовым брожением, но в тесте всегда присутствуют и молочнокислые бактерии, но путаются термины дрожжи/закваска/квашение/брожение. Есть несколько видов брожения, но в хлебопечении происходит классическое спиртовое брожение, вызываемое хлебопекарными дрожжами. То, что происходит при заквашивании огурцов и капусты – имеет в своей основе молочнокислое брожение с иной природой и отношения к производству хлеба не имеет. При использовании закваски (кусочка сырого теста от предыдущей выпечки), как правило, в ней присутствуют, кроме хлебопекарных дрожжей, молочнокислые бактерии, как посторонняя примесь.
5) Ряд грубейших фактических ошибок, например, про то, что закваску делают из хмеля. На самом же деле дрожжи живут на поверхности хмеля, винограда. Дрожжи сделать нельзя, как нельзя сделать корову или собаку: дрожжи присутствуют в окружающей среде, в том числе на поверхности сладких плодов.
7) По правилам Церкви Евхаристия может совершаться только на дрожжевом хлебе и вине естественного, дрожжевого брожения.
Упоминание брожения в Библии и «Известии Учительном» описывает сам процесс, который обозначается словом «квас», в греческом оригинале ζύμ , ηη закваска. Отсюда «квасной хлеб». Естественно, что ни в каких древних текстах нет слова, которое обозначало бы дрожжи, как живой организм по той причине, что микроскоп был изобретен намного позже, чем сформировались церковные каноны.
Как известно, обрядовое отличие католичества от Православной Церкви в том, что для Евхаристии на западе используется бездрожжевой (пресный) хлеб, на востоке – дрожжевой. Этому вопросу придавалось большое значение, и греки называли католиков азимитами, или опресночниками, указывая на использование ими бездрожжевого хлеба. После разделения Церквей было написано много полемических сочинений, одно из них «Прение Панагиота с азимитами», где автор говорит о различиях между католиками и православными.
Сначала замешивается мука с водой до получения нужной консистенции, в которую добавляется культура дрожжей в виде закваски (кусочек дрожжевого теста от предыдущего замеса) или чистых сухих дрожжей. Попадая в тесто, дрожжи оживают и начинают быстро размножаться. Через некоторое время, в зависимости от температуры, активности и количества внесенных дрожжей, тесто «поднимается» за счет выделяемого углекислого газа. В хлебе перед выпечкой присутствует не только углекислый газ, но и остальные продукты брожения: небольшое количество спирта и сивушных масел, которые потом испаряются в процессе выпечки. Тесто за счет пузырьков углекислого газа увеличивается в объеме, становится пышным.
После начала выпечки (первые минуты) процесс брожения продолжается до тех пор, пока дрожжевые грибки не начнут гибнуть. Пузырьки углекислого газа от нагревания увеличиваются в объеме, хлеб немного поднимается, но после дальнейшего повышения температуры эти процессы прекращаются, и дрожжи гибнут. Готовый хлеб, если он пропечен, не содержит живых дрожжей (за исключением тех, которые могли попасть из воздуха после выпечки). Дрожжи придают хлебу не только приятную пышную консистенцию, но и хороший вкус, запах, обогащают его витаминами, белками, делают легкоусвояемым.
См. по теме:
СОВРЕМЕННЫЕ ХЛЕБОПЕКАРНЫЕ ДРОЖЖИ–УБИЙЦЫ
Разве можно соединить несоединимое – ложь с истиной?: Святой праведный Иоанн Кронштадтский о католицизме
Новое латинское злоупотребление: В католичестве разрешено использовать на мессе хлеб из ГМО-пшеницы
«Будут искажать веру незаметно»: Пророческие слова святых отцов о наступающих тяжких временах для мирян и монахов
<-назад в раздел