Четверг, 28 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

сщмч. Андроник Пермский о национальной политике
В Русской Земле под единым Русским народом и около его одного живут все прочие народы, всяк в свою меру пользуясь общим и своим благом… Пусть у нас, как встарь, будет сильный Русский народ, дающий жить всем иным народам, составляющим нераздельное целое с ним.
Сщмч. Андроник (Никольский) о национальной политике

Прп. Амвросий об экуменистах
Весьма ошибочно рассуждают к католикам благосклонные, которые думают во-первых, что по отпадении западных от Православия в Соборной Церкви будто бы чего-то недостает. Ущерб сей заменен давно премудрым Промыслом – основанием на Севере Православной Церкви Русской.
Оптинский старец Амвросий об экуменистах

Митр.Агафангел
В настоящий исторический момент абсолютно все, происходящее в мире, имеет причины духовные, а последствия – апокалиптические! Без учета этого невозможно правильно понять суть происходящего. Всему православному миру, в том числе и России, брошен вызов глобализма. В этом понятии сконцентрирована вся мировая ложь, и обличение этой величайшей лжи нашего времени является на сегодняшний день главной задачей Православия... Нынешний процесс глобализации, несомненно, приведет к воцарению антихриста и кончине мира. Это мы должны свидетельствовать перед всеми...
Митр. Агафангел Одесский и Измаильский

Оптинский старец Нектарий о влиянии запада
Нам надобно, оставя европейские обычаи, возлюбить Святую Русь и каяться о прошедшем увлечении во оные, быть твердым в Православной вере, молиться Богу, приносить покаяние о прошедшем.
Оптинский старец Нектарий о душепагубном влиянии запада

прп. Анатолий Оптинский об апостасии священства
Враг не станет грубо отвергать догматы о Святой Троице, о Божестве Иисуса Христа, о Богородице, а незаметно станет искажать переданное святыми отцами и от Святого Духа учение Церкви, сами его дух и уставы, и эти ухищрения врага заметят только немногие, наиболее искусные в духовной жизни.
Оптинский старец Анатолий Младший об апостасии

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
«Наш незабвенный батюшка…»: День памяти протоиерея Николая Гурьянова

 2018-08-24.jpg

Митрофорный протоиерей Николай Алексеевич Гурьянов (1909–2002) – один из выдающихся российских пастырей XX века, исповедник и подвижник благочестия – стал известен всему православному миру благодаря своему молитвенному подвигу и духовной высоте. К нему приезжали за благословением и советами духовенство, монашествующие и миряне не только со всех концов России, но и со всего мира. Остров Талабск (Залит), где отец Николай подвизался почти полвека в служении Богу и ближним, стал местом православного паломничества. По случаю дня памяти приснопамятного старца мы публикуем воспоминания его духовных чад.

«ГОСПОДЬ ОТКРЫВАЛ 
ЕМУ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА»

…Когда я приехала [на остров Залит], жизнь здесь была довольно скудной по сравнению с материком, но в этой жизни было что-то древнее, патриархальное. И главным лицом этой жизни был старец – подвижник и истовый священнослужитель церковный протоиерей Николай. Его авторитет на острове был очень высок: его уважали, любили, но и боялись. Все одновременно! <…> В храме он служил вдохновенно, благоговейно, с благодатной радостью, легкой окрыленностью. Господь открывал ему каждого человека, его настрой, мысли, душевное состояние. И он старался каждому человеку дать необходимое именно ему – ответить на личное, сокровенное. Это было явное проявление силы Божией и мудрости, которою одарил батюшку Господь.

Он с детства любил и знал Господа. И ему хотелось украшать Православие во всем, как во внешнем проявлении, так и во внутреннем истинном пути делания заповедей Божиих. И нас он призывал к этому и учил своим деятельным примером. <…>

Жизненный путь батюшки – это крестный путь от земного рождения и до восхождения к Богу. Это путь молитвы, трезвения, подвига, безчисленных трудов, духовных горений, борений и скорбей за Церковь Христову, за Отечество родное и за народ Православный. И пока он был в силах, его келья была открыта для всех, а когда его силы ослабели, то его сердечная молитва покрывала всех и вся. И он много плакал и скорбел о грехах людских. Он помогал и болящим, и страждущим, и немощным, и потерявшим всякую надежду. А таких и ныне немало и в России, и в мире. Он очень любил монашествующих, как-то даже благоговел к таковым, укреплял, поддерживал в иноческом пути. <…>

Однажды он дал мне прочитать маленькую старинную брошюру о страданиях и убиении Царской Семьи. Для меня это было потрясением! Ведь нам в школе об этом не говорили. Я очень плакала. А по прочтении я стала класть земные поклоны каждому из них с просьбой о прощении моих грехов, в благоговении пред величием и безропотным несением ими своего такого страшного креста.

Монахиня Рафаила (Казанцева)

«ТВОРИТЬ МОЛИТВУ ИИСУСОВУ»

Батюшка в духовной жизни придавал огромное значение Иисусовой молитве. Без сомнения, он сам был тайным делателем ее, потому и постиг опытно великую пользу от нее.

Многие духовники не рекомендуют ею заниматься, так как считают, что без духовного руководства и стороннего наблюдения это делать небезопасно и что это занятие может обернуться для человека тяжкими последствиями. А так как в настоящее время таких руководителей не осталось, то, следовательно, по их мысли, лучше не подвергать себя риску и держаться общеупотребительных молитвенных последований: канонов, акафистов, Псалтири...

Отец Николай никогда не порицал открыто этого мнения не потому, что он был с ним согласен. Батюшка вообще всячески уклонялся от того, что рождает разногласия и распри, так как ему был глубоко чужд дух спорливости. Батюшка считал, что разногласия и разделения в церковном обществе не всегда изживаются открытым декларированием своих взглядов, не всегда врачуются прямым объявлением своей позиции. Он видел, что такие методы зачастую отнюдь не погашают, а только подливают масла в огонь, только раздувают пожар возникающих раздоров. Поэтому, будучи делателем непрестанной молитвы Иисусовой, он никогда и никому не навязывал своего духовного опыта.

То, что старец считал эту молитву в современных условиях чуть ли не единственным средством, безошибочно поставляющим и удерживающим человека на пути спасения, стало для меня очевидной истиной после одного из посещений острова. <…> Оказавшись на острове и обсудив со старцем приготовленные вопросы, я в конце встречи спросил его и о том, какое делание лучше всего поставляет человека на путь спасения. Я хорошо помню реакцию батюшки на мой вопрос. Он, выслушав меня, стал очень серьезным. Повернувшись лицом к алтарю, старец медленно трижды перекрестился и поклонился. Потом, обратившись ко мне, твердо сказал: «Творить молитву Иисусову». «А как?» – спросил я у батюшки и пожаловался на то, что все время окрадываюсь помыслами при ее проговаривании. Но старец не дал мне никаких конкретных указаний на этот счет. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго,» – воспроизвел он святоотеческий текст, заключающий в себе великую спасительную силу, и добавил: «А больше я тебе ничего не скажу».

Смысл этих слов мне был ясен. Иисусовой молитве невозможно научить теоретически, ее нужно проходить опытным, деятельным путем, и тогда Сам Господь даст молитву молящемуся. В этом отношении отец Николай всецело доверялся водительству Божию и полагал, что тот, кто совершает ее в простоте и смирении сердца, находится вне духовной опасности. Главное – не делать из нее духовного упражнения для приобретения тех или иных благодатных даров, а искать в ней, прежде всего, сокрушенного и покаянного начала. Именно в этом – прямой и непосредственный смысл слов этой молитвы. И без нее подвижник вряд ли сможет противостоять всем козням дьявольским, приобрести необходимую чистоту ума и сердца. <…>

Иисусову молитву отец Николай считал первым и главным орудием в духовной жизни, данным Церковью на все времена, а для нашего времени – в особенности. <…> «Творить молитву Иисусову», – этими словами, сказанными твердо и непреложно, мне кажется, старец оставил свое духовное завещание всем ревнующим о своем спасении и ищущим духовного совершенства в современном мире.

Иеромонах Нестор (Кумыш)

ОТЕЦ НИКОЛАЙ БЫЛ ПРИМЕРОМ ХРИСТИАНСКОЙ 
ЛЮБВИ И ТРУДОЛЮБИЯ

На острове батюшка Николай, хотя и был окружен множеством людей, но также жил внутренней духовной жизнью, неся высокие подвиги, как в пустыне. Ведь остров, окруженный со всех сторон водой, действительно напоминал пустыню. Преподобный Серафим Саровский говорил, что «живущий в пустыне должен быть как бы распятым на кресте; в монастыре иноки борются с противными силами, как с голубями, а в пустыне – точно как со львами и леопардами».

У батюшки Николая дар прозорливости обнаружился задолго до того, как он переехал на остров. Здесь же, среди вод Псковского озера, добродетели все более и более возрастали в нем.
Чаще всего в те годы свидетелями даров прозорливости, молитвы, смирения, любви и подвижнических трудов батюшки были его духовные чада, приезжавшие к нему из прибалтийских женских монастырей – Рижского Свято-Троице-Сергиева, Свято-Марие-Магдалининского и Пюхтицкого. Их духовное общение продолжалось в течение долгих лет <…>. Многие из сестер на себе испытали провидческие предсказания пастыря. Его необыкновенная прозорливость проистекала из непрестанной молитвы, и этот благодатный дар, данный Богом батюшке, помогал сестрам в самые сложные и ответственные моменты их жизни, при выборе ими того или иного решения. Батюшка неустанно поддерживал их советами, укреплял в духовной жизни. И как всегда, отец Николай сам был примером для сестер в христианской любви и трудолюбии.

Протоиерей Иоанн Миронов

«НАШ НЕЗАБВЕННЫЙ БАТЮШКА…»

Протоиерей Николай был человеком с обостренным чувством пастырского долга, человеком честным, правдивым, исполнительным до самопожертвования.

В любое время года, в любой час дня и ночи, в любую непогоду, при любом самочувствии он был готов служить ближним – было ли это срочное вечернее венчание накануне поста или ночное напутствование Святыми Дарами уходящей в иной мир души, или неожиданное крещение молодого человека. Он все воспринимал как ниспосланное свыше, от Божией десницы, и работал Господу как верный Евангельский раб.

На своем жизненном пути батюшка повстречал огромное множество людей: и грешных, и высокодуховных; и именитых, и простых тружеников; и ученых, и простецов, и юродствующих во Христе. И всех он называл: «Драгоценные мои!»

Наш незабвенный батюшка Николай не только ясно осознавал, какой дорогой ценой искуплены души всех людей, но и на самом деле видел эти души. Сказано ведь, что любая душа для Господа дороже всего земного шара. Отец Николай со смирением благоговел перед любимым творением Божиим. А ведь при этом как трудно ему было со всеми нами – выросшими на «пепелище» Православной веры и только недавно прозревшими и вставшими на путь Христов. И это тоже был его крест, порой невероятно тяжелый, – крест человека и пастыря. Ему, при почти полном оскудении духовных наставников, пришлось стать учителем веры для множества новых священников и монахов, для тысяч мирян и не только в России. Всех их надо было направить, каждого – на его неповторимый путь ко Христу. Здесь помогал дар прозорливости, ниспосланный батюшке за истинное смирение и непрестанную молитву. Протоиерей Николай нес нелегкий крест старчества. Всякий ли сможет его понести?!

А как отец Николай любил и жалел местных островитян, как молился обо всех простых рыбаках и рыбачках! Как ценил их труд и переживал о спасении их душ! Как соучаствовал батюшка каждой жизни, как ограждал всех от ошибок и обольщений, как сопереживал искалеченным душам и с какой любовью помогал им восстановить образ Божий! Он очень любил людей! Любил всех, кого ему посылал Господь, и говорил: «Мы должны любить всех. Ведь мы все произошли от одного человека, все – от Адама». <…>

Будучи истинным сыном Православной Церкви, батюшка относился ко всем церковным канонам, установлениям, к святому храму благоговейно, со страхом Божиим. Отец Николай постоянно радел о чести Церкви – Невесты Христовой, ограждал ее от мира – его бушующих волн, земных страстей, и бережно вел вверенный ему на острове «церковный корабль».

Монахиня Рафаила (Казанцева)

Подготовила Татьяна Митрофанова

По книге «Служитель Божий. 
Жизнеописание старца митрофорного
протоиерея Николая Гурьянова. 
Книга 1-я». СПб., 2011.

http://www.pkrest.ru         

___________________ 
Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998


См. также:  
 




Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100