Господь открывает Свое училище: Свт. Филарет Московский о правильном подходе к наукам и знаниям
Сегодня, в первый по факту день нового учебного года, предлагаем к прочтению актуальные отрывки из двух слов святителя Филарета Московского, великого церковного государственника, раскрывшего нам в своем наследии взаимосвязь духовного мира с личными, семейными и общественными процессами.
...Не скажет ли мне кто-нибудь: это истина Божия; предоставляем ее богословам; нам предлежит подвиг о истине естественной, полезной для человека и для общества человеческого? А мне, братия, предлежит забота и подвиг о том, чтобы вы не отстраняли от себя истины Божией.
Для чего хотят рассекать истину? Рассекать – значит убивать. Нет жизни без единства. Неужели, думают, что истина Божия и Христова есть нечто постороннее для истины естественной, полезной человеку и обществу человеческому, и что последняя так же может жить без первой, как и в соединении с нею?..
Но я по призванию любомудр и естествоиспытатель [ФИЛОСОФ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ]; какое же должно быть мое отношение к истине откровения?
Не мечтай, что ты можешь создать мудрость; помышляй лучше, что мудрость может придти и пересоздать тебя; и когда с Соломоном найдешь, что во множестве самодельной, неудовлетворящей мудрости множество досады и только крушение духа, тогда и не медли исповедать и твоему естественному любомудрию призвать на помощь Того, «в Нем же суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна» (Кол.2:3).
Я изыскатель истины бытописаний человеческих [ИСТОРИК] – чем должен я истине Божественной?
Не попусти себя тупым взором видеть в бытии человечества только нестройную игру случаев и борьбу страстей или слепую судьбу; изощри твое око и примечай следы провидения Божия премудрого, благого и праведного. Остерегись, чтобы не впасть в языческое баснословие, доверчиво следуя тем, которые в глубине древности мира указывают т.н. доисторические времена. У язычников басня поглотила истину древних событий – мы имеем истинную книгу бытия, в которой нить бытия человеческого начинается от Бога и первого человека, и не прерывается, доколе наконец входит в таковую ткань разнородных преданий и бытописаний.
Я исследователь звезд, планет и их законов [АСТРОНОМ]; чего от меня требует истина Божия?
Ты очень искусно возвысил проницательность своего зрения, чтобы видеть в небесах невидимое простому оку – потщись возвысить так же искусно проницательность твоего слуха, чтобы ты мог ясно слышать и возвестить другим, как небеса поведают славу Божию. Указано тебе для примера на одного из подвижников твоего поприща. Когда он усмотрел, что одна долго наблюдаемая звезда в продолжение наблюдений переменила свой сребровидный свет в виде раскаленного угля и потом исчезла, он заключил, что с нею совершилось подобному тому, что предречено о нашей земле: «земля же и яже на ней дела сгорят» (2Пет.3:10), и потому сказал: «Слава Богу! Пред нами новое свидетельство того, что миру предстоит конец, что, следственно, он имел начало, что есть Бог, Творец мира и Владыка судеб его».
Я любитель и возделыватель изящного слова [ОРАТОР, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ]; должен ли я свободу и красоту слова поработить строгости высшей истине?
Рассуди, велико ли будет достоинство твоего дела, если красивые цветы твоего слова окажутся безплодным пустоцветом? Не лучше ли, чтобы в них скрыто было плодотворное семя назидательной истины и чтоб они издавали благоухание нравственной истины?
Все мы, христиане, – и любомудрствующие, и в простоте смиренномудрствующие, – да не забываем никогда, что Христос есть не только Истина, но и Жизнь. В Своем слове и в Своем примере Он соделался для нас Путем, чтобы привести нас к Истине и чрез Истину к истинной Жизни. Кто думает обезпечить себя достижением некоторого познания истины Христовой и не довольно старается обратить ее в действительную жизнь по учению и примеру Христову, тот самою Истиною обманывает себя и подвергает себя опасности умереть на Пути…
«Слово по случаю 100-летия Московского университета»
Изд. 1861 г., т. 3, стр. 333-338
+ + +
Господь открывает… Свое училище, какого никто кроме Него, ни до Него, ни после Него, не мог образовать, – училище, всегда довольно высокое для самых возвышенных умов и душ, и вместе довольно простое для самых простых и смиренных земли; училище, которое не ласкает надеждою степени учительской, а хочет сделать все народы не более как учениками, но которое, будучи так неприманчиво, при первоначальном образовании своем привлекло и переучило по-своему древле ученый мир; училище, в котором, без нарушения справедливого уважения и любви к известным наукам, можно заметить преимущественно достойные неповерхностного любопытства предметы учения.
Слово жизни – ФИЛОСОФИЯ не по стихиям мира, художественными опытами убиваемым и раздробляемым на мелочи и, по естественной соразмерности последствия с причиною, дающим не очень живые и не очень огромные познания, но по живым и животворным началам премудрости Божией в тайне сокровенной, юже уготови Бог прежде век в славу нашу; созерцание верховной Единицы в единосущной Троице и Троицы в Единице как истинного корня всего числимого, как безмерного основания всего измеряемого.
...Познание земли и неба [АРХЕОЛОГИЯ, ПАЛЕОНТОЛОГИЯ] – не то могильное познание земли, которое по глыбам и слоям сходит в глубину ее как в могилу и остатками разрушения хочет истолковать жизнь погребенную и оставшуюся без надежды воскресить погребенную и сохранить оставшуюся.
...Не то стеклянное познание неба [АСТРОНОМИЯ], которое посредством дальнозрительных стекол следит пути звезд, не пролагая зрителю пути на небо, – но познание земли и неба в начале добрых зело, потом земли, проклятой в делах человека, и неба, сделавшегося нечистым (Иов.15:15), далее земли, которая с сущими на ней делами сгорит, и неба, которое прейдет, – наконец, нового неба и земли новой, в которые можем переселиться и мы, если правдою жить будем.
...Законодательство [ЮРИСПРУДЕНЦИЯ] не какое-нибудь древнее греческое и римское, которому время дало важность и которого время показало слабость, потому что государства, которые хотели благоустроить и упрочить сия законодательства, давно исчезли, – но законодательство, которым Царь неба и земли благоустрояет Свое царство всех веков и Свое владычество во всяком роде и роде…
Врачебная наука [МЕДИЦИНА], – преподающая средства не только исцелять от болезней душевных, но и давать воскресение от смерти духовной, показывающая способы не только сохранять от разрушительных нравственных недугов жизнь [ПСИХОЛОГИЯ], какую имеем, но и обретать новую, лучшую, открывающую не мечтательное, а подлинное всеисцеляющее врачевство, Плоть и Кровь Богочеловека и единственное начало высшей жизни, благодать Св. Духа.
Не занимательны ли должны быть сии предметы? Не достоин ли ревностного слушания и последования единственный Учитель, Который преподал и преподает их в Своем вселенском училище? И что же препятствует слушать Его и поучаться от Него? Напротив, как близко и как удобно! Приступите к Нему и ПРОСВЕТИТЕСЯ.
«Слово при освящении храма Св. мученицы Татианы в Московском университете»
Изд. 1848 г., т.2, стр.3, 4
___________________
См. по теме:
<-назад в раздел