В чем тайна заступления Божией Матери за Россию?: Слово в день Сретения Ее Владимирской иконы
I. Празднование Владимирской иконе Пресвятой Богородицы, ныне совершаемое, установлено по следующему случаю. В 1480 г., не получая дани от русских, хан Золотой орды Ахмет двинулся на Россию, чтобы разграбить ее и разорить столицу — Москву. Он дошел уже до реки Угры, которую русские называли поясом Богоматери, охраняющим московския владения. Москва была в страхе, и все молились о спасении. Царь Иоанн III решился бороться с ханом и стал с войском на берегу Угры, против полчищ татарских. Он велел войску отступить от берега, но татарам вообразилось, что русские заманивают их в сети — вызывают на бой, приготовив засаду. Тогда великий страх объял хана, и он гонимый сильнейшим страхом поспешил удалиться, оставив множество добычи русским. Современники справедливо приписывали это спасение от татар заступлению Пресвятой Богородицы, и установили 23 июня праздник Владимирской иконе с крестным ходом.
II. Братия христиане! Воспоминая милости Богоматери, от древних лет являемыя Отечеству нашему, к чему мы обязываемся? Если Богоматерь так милосерда к нам грешным, так любит правоверующий род христианский, то очевидно и нам надлежит особенно заботиться о том, чтоб этой любви Богоматерней соответствовать своею благодарною любовию.
Более всего нам должно крепко блюсти чистоту нашей веры и жизни, чтобы заслужить благоволение Богоматери, Которая не может взирать Своим чистейшим взором ни на что нечистое и порочное, гнездящееся в душе человека, доколе человек не сознает этой нечистоты своей и не постарается омыть ее слезами покаяния.
Вникая в события отечественной нашей истории, мы убеждаемся, что вера, молитва и святость жизни угодников Божиих, живших в земле русской, в особенности привлекали благоволительный взор Богоматери на предков наших и приближали дивную Ея помощь во дни тяжких общественных бедствий.
Представители земли русской преподобные Антоний и Феодосий печерские, преподобный Сергий Радонежский, святители Петр, Алексий, Иона и Филипп, Фотий и Киприан и многие другие своими святыми молитвами воздвигали на ходатайство Богоматерь и низводили Ея помощь отечеству нашему во время благопотребное. Но слышите, что говорит Сам Господь чрез пророка об израильском народе? «Аще предстанут Моисей и Самуил пред лицем Моим, несть душа Моя к людем сим» (Иер. 15, 1). И действительно, народ израильский, не смотря на то, что имел великих ходатаев пред Богом в лице своих праотцев и пророков, был предан в руки врагов, отвергнут Богом и разсеян по земле, потому что этот народ, изменявший Богу отцев своих, впадавший в идолопоклонство и нечестие, многократно избивавший пророков, посылаемых Богом, и наконец распявший истиннаго Мессию, Христа Спасителя, был совершенно недостоин любви Божией.
Значит, ходатайственныя молитвы святых — друзей Божиих не всегда могут быть действительными к отвращению гнева Божия от людей, если их грехи превышают долготерпение Божие. Значит, если Господь и Пречистая Богоматерь внимали молитвенному ходатайству св. угодников Божиих, предстательствовавших о земле русской, то это свидетельствует, что наши предки своею верою и благочестием заслуживали небесную помощь. И действительно, святой залог веры православной в нашем отечестве сохранился целым и неприкосновенным, не смотря на многократно бывшия искушения изменить Богопреданной вере, например, во время нашествия татар и поляков. Предки наши в эти бедственныя времена не только не впали в измену своей Богопреданной вере и благочестивым обычаям, но еще более укреплялись в своем благочестии.
Не были, конечно, они свободны от грехов, но всегда с покаянием и, смиренною молитвою повергались пред Богом, пред Пречистою Богоматерию и св. угодниками Божиими. Никогда не забывали они милостей Божиих, но увековечивали память о них сооружением священных храмов, которые и до ныне красуются особенно в древних городах отечества нашего, свидетельствуя о благочестии наших предков. Вот в чем, братия, заключается тайна спасительнаго покрова Богоматери над Россиею!
III. Будем, братия, и мы верными подражателями благочестивых наших предков в вере и благочестии, а также и в сердечном их покаянии во грехах, — тогда только и будем достойны молитвеннаго ходатайства за нас Пречистой Богоматери и святых угодников Божиих. Аминь.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирской, глас 4
Днесь светло красуется славнейший град Москва,/ яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/ о пречудная Владычице Богородице!/ Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей и вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих// и спасет души наша, яко Милосерд.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Владимирской, глас 8
Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых/ пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице,/ светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти:// радуйся, Невесто Неневестная.
Составл. по «Житиям святых» Филарета, архиеп. черниг. и № 28
«Воскр. бесед.» изд. при Общ. любит. духовн. просвещ. 1884 г.,
священник Григорий Дьяченко
Источник: Русь-Фронт
___________________
См. также:
<-назад в раздел