Четверг, 13 Декабря 2018 г.
Духовная мудрость

Архиеп.Серафим о "церквах"
Называть церковью каждое из еретических обществ – это значит не иметь правильного понятия о Церкви и попирать нашу веру в догмат о Церкви, изложенный в девятом члене Символа веры.
Архиеп. Серафим (Соболев) о «христианских церквах» запада

прп. Анатолий Оптинский о модернистах
Когда увидишь разрушение Божественного чина Церкви, отеческого Предания и установленного Богом порядка, знай, что еретики уже появились, хотя, может быть, и будут по временам скрывать свое нечестие, и будут искажать веру незаметно, чтобы еще более успеть, прельщая и завлекая неопытных в сети.
Оптинский старец Анатолий Младший о модернистах

свт.Игнатий о европе
И сюда проникло европейское просвещение с блудом своим.
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о подражании русских французам

Свт. Серафим о житиях святых
Читай жития святых. В них найдешь всё, они всему тебя научат. Сравнивай себя не со своими ближними, а со святыми, — такое сравнение открывает нам, насколько мы грешны.
Свт. Серафим (Соболев) о душеполезном чтении

Томос о "боге" мухаммеда
Мусульмане под именем Бога поклоняются мысленному идолу, жалкому измышлению жалкого ума Мухаммеда.
Томос Константинопольского Собора о «едином Всевышнем» с исламистами

В кулуарах

Москва – Небесный Град или окаянный Вавилон?: Историк-публицист Д. Володихин и поэтесса-экскурсовод И. Воскобойникова о Русской Столице
Нынешняя Москва – это две Москвы, живущие друг с другом в тесном объятии, по необходимости терпящие друг друга, но разные по происхождению своему, по идеалам и устремлениям. Каждая из них воспринимает вторую как раковую опухоль в своем теле. Каждая хотела бы избавиться от второй, вырезать ее… Но где...

Пора сказать правду о «русском» мате: Еп. Митрофан о духовных истоках этой национальной беды
Исследование епископа Митрофана (Баданина) посвящено серьезной проблеме в современном духовном состоянии нашего народа и его вооруженных сил. Речь идет о мате, о духовных истоках этой беды, о древних языческих корнях русского мата, его магической энергетике и о необходимости возвращения к истинным духовным ценностям нашего народа… 

Духа вашего не угашайте: Несколько слов о важнейшем для христианина – горении
Нередко, читая жития подвижников благочестия, мы находим там слова, свидетельствующие, что они, подвизаясь, постоянно восходили от силы в силу, – их жизнь можно представить себе как движение по лествице, ведущей от земли к Небесам. Нужно понимать, что подобного рода восхождение никогда и ни у кого не бывает совершенно линейным, безпрерывным. И, тем не менее...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Общечеловеческое счастье – миф: Социалистический и Откровенный взгляды на будущий строй земной жизни


2018-09-15.jpg

Мы завершаем публикацию ранее не переиздававшегося труда святителя Серафима (Соболева) против социализма.  Ценность работы, во-первых, состоит в том, что святой анализирует «материалистическое миросозерцание» в свете Божественного Откровения, с точки зрения православного учения о последних временах и кончине мира.        

А во-вторых, хотя сегодня социализм в России уже не пользуется популярностью, это не значит, что он не заслуживает внимания. Размышляя о революции, историк М. Б. Смолин отмечает:
 «„Смиренные" либералы и радикальные революционеры были как „начала и концы" единого революционного миросозерцания, внутри которого либералы раскачивали традиционное общество, а революционеры довершили дело его разрушения самим актом революции. <…> Большинство исследователей либеральной и социальной демократии, да и сами либералы и социалисты, считают себя противоположностями. И, как пишет Л. А. Тихомиров, „до известных пределов они правы. Лягушка очень отлична от головастика. Но, тем не менее, это все-таки дети одной матери, это различные фазы одной и той же эволюции"».        

Другой историк и общественный деятель, Л. П. Решетников, констатирует: «В 1991 году все рухнуло. Казалось, Русский народ, имеющий перед глазами страшный кровавый опыт XX века, уйдет от ложного выбора – западный капитализм или очередной социализм-коммунизм. Но Русские слишком долго были под гнетом чужих идей, чужебесия. У власти оказались „новые февралисты"…»        

Итак, наследовавший либерализму социализм выродился на наших глазах в неолиберализм – идеологию глобализации, продвигающую эгоистические интересы международных монополий, дурача массы либеральной риторикой. Поэтому если в публикуемом сочинении святителя Серафима «социализм» понимать как «глобализм», то оно фактически отображает современную действительность.
 

ГЛАВА 4: ЗАЩИТА ОТКРОВЕННОГО ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ 
ПРЕД ХРИСТИАНАМИ, РАЗДЕЛЯЮЩИМИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ 
ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ НАДЕЖДЫ

Неестественность существования самой фракции христиан, сочувствующих эсхатологическому учению социализма. Являющаяся из этого сочувствия ненормальность отношения данных христиан к евангельскому учению о Царстве Божием и презрении благ земных. Поверхностное их понимание и игнорирование означенных пунктов евангельского учения и отрицание коренных догматов христианства (воплощения Спасителя, страдания, смерти, Воскресения, Второго пришествия Христа, Страшного Суда и безсмертной жизни) – как плод сочувствия социалистической эсхатологии. Важность откровенного эсхатологического учения. Необходимость для христианина ясно определить свое к нему отношение, которое может быть только или отрицательным, или положительным. Жизненность откровенного эсхатологического взгляда. Полное его осуществление в недалеком будущем. Свидетельство Оптинского старца Амвросия.

Несмотря на такую несостоятельность социалистических основ для будущего строя жизни, несмотря на полную невозможность ожидать от будущего социалистического строя земной жизни чего-либо, кроме гибели, есть, к сожалению, фракция христиан, которым эсхатологические идеалы социализма, счастье социалистическое кажется, во-первых, симпатичным и, во-вторых, вполне осуществимым.

Как же отнестись нам, всецело принимающим христианскую эсхатологию, к таким христианам? Что сказать им в защиту откровенного эсхатологического учения?

Казалось бы, что при таком ясном, положительном учении о судьбах земной жизни Самого Христа и Его Святых Апостолов не должна была бы существовать и самая эта фракция. Однако она существует. И много можно встретить таких христиан, которые считают себя истинными христианами и в то же время тяготеют к социалистическому счастью и верят в его осуществление.

Останавливаясь на отношении означенных христиан к социалистическому счастью, мы должны сказать, что оно (отношение) для желающего быть на самом деле христианином является в высшей степени странным.

Такое ненормальное отношение выходит из преобладания в душе чувственной настроенности над духовной. Сердцу таких христиан неведомо счастье христианское, им чужда радость благодатная, та, о которой Спаситель, прощаясь со Своими учениками, говорил: Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви, <…> радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна (Ин. 15, 10–11).

Вот почему этим христианам социалистический будущий строй жизни со своим материальным благополучием, прогрессом науки и искусства кажется единственным счастьем, по крайней мере, здесь на земле, и счастьем христианским. Другого счастья, иной радости они и представить не могут.

Спрашивается: как же эта христианская фракция относится к евангельскому учению о Царстве Небесном и презрении благ земных? Им остается одно из двух: или быть поверхностными по отношению к христианству, подделывая его под социалистическое мировоззрение, или же совсем игнорировать противоположности, существующие между христианством и социализмом. Это мы и встречаем.

Считая себя действительными христианами и стремясь иногда целиком к земной жизни со всеми ее чувственными благами, эти христиане по-своему понимают Царство Божие. На Царство Божие, или Небесное, о котором говорится в Евангелии, они смотрят по-социалистически; причем на такой социалистический строй, когда общественная организация добра уничтожит экономическую нужду, бедствия, невежество, будет проявлять одну любовь и внедрять ее в людях, – смотрят как на осуществление Царства Божия на земле (а какова социалистическая любовь, об этом см. выше).

Что же касается евангельского отрицательного взгляда на мирские блага, то данные христиане как-то обходят его, подобно тому, как они не обращают внимания на все противоположности, находящиеся между христианством и социализмом в их характере, существе и цели.

Царство Мое не от миpa сего (Ин. 18, 36); Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21); Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут (Mф. 6, 19); Не любите миpa, ни того, что в миpe: кто любит мир, в том нет любви Отчей (1 Ин. 2, 15), – говорит Спаситель и Его святой ученик. И в эти божественные слова нельзя вкладывать своеобразных толкований, а тем более их игнорировать. С убедительнейшею ясностью они свидетельствуют, что Царство Божие или счастье христианское и тени не имеет тех признаков, всецело чувственных и плотских, которыми характеризуется социалистическое блаженство будущего строя земной жизни.

2018-09-15.1.jpg
 
Но резкими и невместимыми для означенных христиан кажутся слова эти. Вот почему они по-своему стараются понять их; или же просто закрывают перед ними глаза свои; иначе сказать: смотрят и не видят, слышат и не разумеют, ибо огрубело сердце их.

Связывая себя по своей настроенности с социализмом в его учении о человеческом счастье, вышеупомянутая фракция христиан не исчерпывает данной связи только этим обстоятельством. В силу той же настроенности, заключая в себе предрасположенность к хилиастическим представлениям, они разделяют, как мы сказали выше, вместе с социалистами их надежды, их веру в осуществление на земле социалистического счастья в будущем обществе, как счастья притом будто бы христианского.

На такое отношение данных христиан к эсхатологическому учению социализма мы в защиту откровенного взгляда должны сказать этим христианам нечто большее.

Разделять вместе с социализмом его эсхатологические надежды – это значит не только не понимать Божественного учения о Царстве Божием и благах земных и его игнорировать, но – зачеркивать все христианское учение, поставить крест над всем христианством и его святыми догматами.

В самом деле, если я верю с социалистами в будущее торжество добра и общечеловеческое счастье посредством изменения экономической основы и прочих социалистических средств, материальных условий, то спрашивается: для чего же приходил на землю Спаситель, для чего Он страдал, зачем нужно было Его Воскресение, Его славная победа над смертью и злом, если последнее само собою уничтожится социалистическими средствами в будущем строе жизни?
Но этого мало. Разделять социалистические надежды – это значит опустить из виду участь мертвых и позабыть о загробной безсмертной жизни.

Некоторые христиане (по крайней мере, сами причисляющее себя к христианам), вполне разделяющие эсхатологический социалистический взгляд, находят почему-то возможным говорить о явлении антихриста и Втором пришествии Христа.

Но относительно таких христиан можно без всякого сомнения сказать, что они сами не чувствуют действительной необходимости присоединять к упомянутому взгляду это эсхатологическое христианское учение. И если присоединяют, то лишь для того, чтобы их запутанные взгляды имели христианскую окраску.

Они опускают совершенно из вида премудрость Господа, Который все делает в миpe, сообразуясь со свободною волею человека, с его настоящими потребностями. Если человечество в будущем будет олицетворением любви, братства и вообще райской жизни, то зачем Господу омрачать этот рай земной ужасами и кровопролитиями антихриста? Разве Господь райскую жизнь наших прародителей омрачал какими-либо ужасами и несчастьями? Напротив, Он только к радостям их блаженной жизни присоединял новые, когда Сам являлся к ним и беседовал с ними. Далее, если будущее человечество станет братьями и высоконравственными людьми, то к чему тогда страшное пришествие Христа с Его Страшным всеобщим Судом? В чем же Господь будет судить оставшихся к Его пришествию живых людей, в каких преступлениях, когда их уже не будет?

Вот к какому отрицанию (догматов христианских) и какой путанице придут те христиане, которые сочувствуют социалистическим эсхатологическим чаяниям и в то же время разделяют христианские взгляды.

2018-09-15.2.jpg

Во имя стремления к истине и чтобы раз навсегда покончить с двусмыслием и раздвоенностью, таким христианам необходимо выяснить свое отношение к христианскому эсхатологическому взгляду. Безпристрастное и серьезное выяснение этого взгляда потребует от них только или отрицательного к нему отношения, или положительного.

Если указанные христиане установят к откровенному эсхатологическому взгляду отрицательное отношение, то оно, по крайней мере, выяснит им их собственное положение в мире, освободит их от мучительных противоречий, недоразумений и странных смешений несоединимого и раз навсегда определит характер их убеждений, но только не христианских.

Если же они установят к означенному взгляду положительное отношение, правильно поймут его (трудно не понять), то такие христиане, в особенности если они желают, как мы сказали выше, быть христианами на самом деле, заметят тогда всю отвлеченность и фантастичность социалистического эсхатологического учения. Тогда им легко будет отречься от последнего и вместе с Православною Церковию не механически, а сознательно и искренне произносить слова Символа веры: «И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца... Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века».

Жизнь, и в особенности современная, укрепит в их сознании непреложность эсхатологического откровенного учения и осуществление его в недалеком будущем.

Утверждая последнее, мы сошлемся на толкование одного знаменательного сна Амвросием Оптинским, подвижником наших дней, как на основание нашего убеждения в близости наступления царства антихриста.

Приведем сначала содержание сна, как оно излагается в выписке из письма, полученного в Оптинском скиту 7 июня 1871 года.

«Как будто нахожусь в своем доме, – говорится в этой выписке, – и стою в прихожей; далее комната, в которой на простенке между окон находится икона в большом размере Бога Саваофа, издающая ослепительный свет, так что из другой комнаты (т. е. прихожей) нельзя было смотреть на нее. Затем еще далее комната, в которой находятся протоиерей М. А. и покойный митрополит Филарет, и эта комната вся наполнена книгами: по стенам от потолка до пола книги; на длинных столах грудами книги; и мне непременно нужно пройти в эту комнату, но меня удерживает страх, как пройти чрез такой поражающий свет. Но необходимость принуждает преодолеть страх, и я с ужасом, закрыв рукою лицо, перехожу первую комнату и, войдя в следующую, вижу протоиерея М. А. в переднем углу. Он читает книгу. А ближе к двери стоит митрополит, одетый в простую черную рясу; на голове скуфейка, в руках разогнутая книга; и головою показывает мне, чтобы и я нашел подобную книгу и развернул ее. В то же время митрополит, поворачивая листы своей книги, говорит: „Рим, Троя, Египет, Россия, Библия“. Вижу, что и в моей книге словами написано: „Библия“.

Тут сделался шум, и я проснулся в большом страхе. Много думал: что бы все это значило? Мне сон кажется грозным, и лучше бы ничего не видать. Нельзя и опытных в духовной жизни спросить о значении этого сновидения. Самому мне внутренний голос объясняет сон, но объяснение – такое ужасное, что не хотелось бы согласиться с ним».

Объяснение Старцем сновидения.

«Кому показано было это замечательное сонное видение и кто слышал тогда многознаменательные слова, тому, по всей вероятности, и внушено было, чрез Ангела Хранителя, объяснение виденного и слышанного, как и сам он сознается, что ему внутренний голос объяснял значение сна. Впрочем, и мы, как вопрошенные, скажем свое мнение, как о сем думаем.

Видение ослепительного света от иконы Господа Саваофа и в следующей затем комнате виденное множество книг, и стоящие там с книгами покойные митрополит Филарет и протоиерей М. А., и произнесенные одним из них слова: „Рим, Троя, Египет, Россия, Библия“ могут иметь такое значение.

Во-первых, все касающееся до сотворения мира, судьбы народов и спасения людей Господь Вседержитель открыл избранным святым мужам, пророкам и апостолам, просветив их светом Своего Божественного познания, а ими все это передано людям и написано в Библии, т. е. в книгах Ветхого Завета.

Во-вторых, множество других, виденных там книг может означать то, что все, сказанное в Библии прикровенно и неясно, объяснено другими избранными от Бога святыми мужами, пастырями и учителями Единой, Соборной, Апостольской Церкви.

В-третьих, что митрополит Филарет и протоиерей М. А. видны были с книгами в руках, может означать, что они в продолжение своей жизни поучались о судьбах человечества не из простых книг человеческих (в которых нередко встречаются мнения неправильные, вводящие в заблуждение), а из книг библейских, и сказанное в Библии прикровенно и неясно толковали не по своему разумению, а как объяснено в книгах мужей богодухновенных и просвещенных свыше светом божественного познания; к чему побуждали и видевшего, чтобы и он на все искал объяснение не в простых книгах человеческих, а в книгах святых и богодухновенных Отцов Православной Церкви.

В-четвертых, что протоиерей М. А. стоял в переднем углу, который обычно признается молитвенным, может означать, что он не только поучался сказанным образом, но и молился о вразумлении свыше.

В-пятых, слова „Рим, Троя, Египет“ могут иметь следующее значение:

Рим во время Рождества Христова был столицею вселенной и с возникновением патриаршеств имел первенство чести. Но за властолюбие и уклонение от истины впоследствии подвергся отвержению и унижению.

Древняя Троя и древний Египет замечательны тем, что за гордость и нечестие наказаны: первая разорением, а второй различными казнями и, наконец, потоплением Фараона с воинством в Чермном море. В христианские времена в странах, где находилась Троя, основаны были две христианские Патриархии — Антиохийская и Константинопольская, которые долгое время процветали, украшая Православную Церковь благочестием, правыми догматами, но впоследствии, по неведомым судьбам Божиим, подверглись владычеству варваров-магометан и доселе несут это тяжкое рабство, стесняющее свободу христианского благочестия и правоверия. А в Египте, вместо древнего нечестия, в первые времена христианства такое процветало благочестие, что пустыни его населялись десятками тысяч монашествующих, не говоря уже о численности и множестве благочестивых мирян, от которых они происходили. Но потом, по причине распущенности нравов, и в этой стране последовало такое оскудение в христианском благочестии, что некогда в Александрии Патриарх оставался с одним пресвитером.

В-шестых, после трех знаменательных имен („Рим, Троя, Египет“) помянуто имя и Poccии, которая в настоящее время хотя и считается государством православным и самостоятельным, но уже элементы иноземного неверия и неблагочестия проникли и внедряются и у нас, и угрожают тем же, чему подверглись вышесказанные страны. Затем следует слово „Библия“. Другого еще государства не помянуто. Это может означать, что если и в России, ради презрения заповедей Божиих и ради ослабления правил и постановлений Православной Церкви, и ради других причин, оскудеет благочестие, тогда уже неминуемо должно последовать конечное исполнение того, что сказано в конце Библии, т. е. в Апокалипсисе Иоанна Богослова.

 2018-09-15.3.jpg

Видевший это сновидение справедливо замечает, что объяснение, которое ему внушает внутренний голос, ужасное. Страшно будет Второе Пришествие Христово и ужасен последний Суд всего миpa, но не без великих ужасов будет перед тем и владычество антихриста, как сказано в Апокалипсисе: „И в тыя дни взыщут человецы смерти, и не обрящут ея: и вожделеют умрети, и убежит от них смерть“ (Откр. 9, 6). Придет же антихрист во времена безначалия, как говорит Апостол: „Дондеже [держай] от среды будет“ (2 Сол. 2, 7), т. е. когда не будет предержащей власти».

«Всеблагий Господь да вразумит всех нас во благое, душеполезное и спасительное, и да помилует по неизреченному своему человеколюбию!» (Жизнеописание иеросхимонаха Амвросия).

Н-й С-в [Николай Соболев].
Социалистический и откровенный 
взгляды на будущий строй земной жизни.
СПб., 1907.

http://www.pkrest.ru      

___________________ 
Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998




Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Впервые в мире: Власти России наносят сокрушительный удар по личному и государственному суверенитету

Преобразование традиционного человеческого общества в общество «цифровое» будет иметь непоправимые последствия! За бурным потоком информационных сообщений, связанных с последними политическими и церковно-общественными событиями, большинство граждан совершенно не видит самого главного – надвигающейся на всех и каждого системы беспросветного цифрового рабства...


Переворот: Правительство готовится передать власть Сбербанку (+ОБРАЩЕНИЕ)

16 ноября 2018 года многие издания и информационные агентства продублировали впервые опубликованную в «Известиях» статью «Паспорт без переплат: Сбербанк готов выдавать электронный документ», в которой говорилось: «Сбербанк готов выдавать в своих отделениях с функцией госуслуг электронные паспорта...


Необходима зачистка в Церкви: Московские экуменисты хотят переиграть экуменистов фанарских с помощью папы Римского

Сегодня вопрос о единстве православной Церкви встает со всей остротой не только для богословов, но и для каждого православного. С теми, кто создал себе идола в виде «гуманистического бога», с теми, кто Св. Предание Церкви заменяет «преданиями человеческими» в новомодных философских обертках и политическими...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Фотогалерея
Полезно почитать

Сегодня массированной атаке подвергается Православие, Царь, государство, народ, семья: Беседа с главредом РИА «Катюша» А.Б. Цыгановым

Беседа с  главным редактором православно-патриотического СМИ РИА «Катюша» а также сопредседателем Координационного совета патриотических сил Санкт-Петербурга и области, сопредседателем Гражданского комитета возрождения науки и образования, руководителем экспертного совета Общественного уполномоченного по защите семьи, многодетным отцом Андреем Борисовичем Цыгановым...


Возрождение Русского духа, казачества, через него – Монархии: Беседа с о. Василием Извековым, племянником патриарха Пимена (+ВИДЕО)

Рубрику «Год Царской Голгофы» продолжает беседа со свидетелем и преемником уникального опыта Церкви исповеднической, хранившей и возжигавшей пламень веры в эпоху безбожного гнета, племянником четырнадцатого Патриарха Московского и всея Руси Пимена (1971–1990) протоиереем Василием Извековым...


Чтобы Русь стала Святой: Рано или поздно, но каждый окажется перед выбором – остаться верным или предать

Сегодня в рубрике «Год Царской Голгофы» своими размышлениями о ситуации в Церкви и стране и чаемом воскресении Руси делится протоиерей Алексий, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца на погосте Камно под Псковом...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100