Воскресенье, 29 Марта 2020 г.
Духовная мудрость

Сщмч. Андроник Никольский о монархии
Пусть никто не верит наговорам обольстителей, которые говорят, что для христианина совершенно безразличен тот или иной порядок гражданской жизни <...> ибо тот или иной строй может содействовать или препятствовать делу спасения.
Сщмч. Андроник (Никольский) о монархии

свт. Афанасий о католиках
Умоляю с терпением пребывать в чистом житии и верных догматах. От всей души отвергайте общение с италийцами, пусть даже если его и постигнет какая-либо беда ради чести и славы Отца и Сына и Святого Духа.
Свт. Афанасий Константинопольский о католиках

Митр. Иоанн о теории ветвей
Никакого разделения церквей никогда не происходило. История Христианства недвусмысленно и ясно свидетельствует о том, что в действительности имело место постепенное отпадение, не разделение, а именно отпадение западных народов и западноевропейских конфессий от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.
Митр. Иоанн (Снычев) об экуменической «теории ветвей»

Свт. Филарет Московский о войне
Война – священное дело для тех, которые принимают ее по необходимости, в защиту правды, веры, Отечества. Приемляй раны и полагаяй живот свой в сей брани, идет вслед мучеников к нетленному венцу.
Свт. Филарет Московский

Свт.Феофан о евроинтеграции
Нас увлекает просвещенная Европа… Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня… Западом наказывал и накажет нас Господь, а нам в толк не берется…
Свт. Феофан Затворник

В кулуарах

Тайные молитвы да не звучат вслух
В наше непростое время все чаще и чаще в некоторых храмах священники читают вслух тайные священнические молитвы за Литургией. Это веяние получило распространение в обновленческой среде еще в конце XIX – начале XX века. Представители так называемой «живой церкви» стали сокращать службы, переводить на...

«Из русского народа еще выйдут герои»
О плодотворном художественном творчестве Максима Фаюстова мы уже не раз писали на страницах нашей газеты. В этом году исполняется 10 лет, как он впервые выставил самую известную свою картину «Русский герой Евгений Родионов». За эти годы в постерах и репродукциях она разошлась далеко по России.

Россия, тревога!: «Мир вокруг нас ещё продолжает выглядеть привычно», но это уже не так
Председатель Правительства Мишустин выступил в Казахстане на пленарной сессии форума Евразийского экономического союза «Цифровое будущее глобальной экономики». Тема выступления: «Построение устойчивого региона на основе данных и искусственного интеллекта».

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Общечеловеческое счастье – миф: Социалистический и Откровенный взгляды на будущий строй земной жизни


2018-09-15.jpg

Мы завершаем публикацию ранее не переиздававшегося труда святителя Серафима (Соболева) против социализма.  Ценность работы, во-первых, состоит в том, что святой анализирует «материалистическое миросозерцание» в свете Божественного Откровения, с точки зрения православного учения о последних временах и кончине мира.        

А во-вторых, хотя сегодня социализм в России уже не пользуется популярностью, это не значит, что он не заслуживает внимания. Размышляя о революции, историк М. Б. Смолин отмечает:
 «„Смиренные" либералы и радикальные революционеры были как „начала и концы" единого революционного миросозерцания, внутри которого либералы раскачивали традиционное общество, а революционеры довершили дело его разрушения самим актом революции. <…> Большинство исследователей либеральной и социальной демократии, да и сами либералы и социалисты, считают себя противоположностями. И, как пишет Л. А. Тихомиров, „до известных пределов они правы. Лягушка очень отлична от головастика. Но, тем не менее, это все-таки дети одной матери, это различные фазы одной и той же эволюции"».        

Другой историк и общественный деятель, Л. П. Решетников, констатирует: «В 1991 году все рухнуло. Казалось, Русский народ, имеющий перед глазами страшный кровавый опыт XX века, уйдет от ложного выбора – западный капитализм или очередной социализм-коммунизм. Но Русские слишком долго были под гнетом чужих идей, чужебесия. У власти оказались „новые февралисты"…»        

Итак, наследовавший либерализму социализм выродился на наших глазах в неолиберализм – идеологию глобализации, продвигающую эгоистические интересы международных монополий, дурача массы либеральной риторикой. Поэтому если в публикуемом сочинении святителя Серафима «социализм» понимать как «глобализм», то оно фактически отображает современную действительность.
 

ГЛАВА 4: ЗАЩИТА ОТКРОВЕННОГО ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ 
ПРЕД ХРИСТИАНАМИ, РАЗДЕЛЯЮЩИМИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ 
ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ НАДЕЖДЫ

Неестественность существования самой фракции христиан, сочувствующих эсхатологическому учению социализма. Являющаяся из этого сочувствия ненормальность отношения данных христиан к евангельскому учению о Царстве Божием и презрении благ земных. Поверхностное их понимание и игнорирование означенных пунктов евангельского учения и отрицание коренных догматов христианства (воплощения Спасителя, страдания, смерти, Воскресения, Второго пришествия Христа, Страшного Суда и безсмертной жизни) – как плод сочувствия социалистической эсхатологии. Важность откровенного эсхатологического учения. Необходимость для христианина ясно определить свое к нему отношение, которое может быть только или отрицательным, или положительным. Жизненность откровенного эсхатологического взгляда. Полное его осуществление в недалеком будущем. Свидетельство Оптинского старца Амвросия.

Несмотря на такую несостоятельность социалистических основ для будущего строя жизни, несмотря на полную невозможность ожидать от будущего социалистического строя земной жизни чего-либо, кроме гибели, есть, к сожалению, фракция христиан, которым эсхатологические идеалы социализма, счастье социалистическое кажется, во-первых, симпатичным и, во-вторых, вполне осуществимым.

Как же отнестись нам, всецело принимающим христианскую эсхатологию, к таким христианам? Что сказать им в защиту откровенного эсхатологического учения?

Казалось бы, что при таком ясном, положительном учении о судьбах земной жизни Самого Христа и Его Святых Апостолов не должна была бы существовать и самая эта фракция. Однако она существует. И много можно встретить таких христиан, которые считают себя истинными христианами и в то же время тяготеют к социалистическому счастью и верят в его осуществление.

Останавливаясь на отношении означенных христиан к социалистическому счастью, мы должны сказать, что оно (отношение) для желающего быть на самом деле христианином является в высшей степени странным.

Такое ненормальное отношение выходит из преобладания в душе чувственной настроенности над духовной. Сердцу таких христиан неведомо счастье христианское, им чужда радость благодатная, та, о которой Спаситель, прощаясь со Своими учениками, говорил: Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви, <…> радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна (Ин. 15, 10–11).

Вот почему этим христианам социалистический будущий строй жизни со своим материальным благополучием, прогрессом науки и искусства кажется единственным счастьем, по крайней мере, здесь на земле, и счастьем христианским. Другого счастья, иной радости они и представить не могут.

Спрашивается: как же эта христианская фракция относится к евангельскому учению о Царстве Небесном и презрении благ земных? Им остается одно из двух: или быть поверхностными по отношению к христианству, подделывая его под социалистическое мировоззрение, или же совсем игнорировать противоположности, существующие между христианством и социализмом. Это мы и встречаем.

Считая себя действительными христианами и стремясь иногда целиком к земной жизни со всеми ее чувственными благами, эти христиане по-своему понимают Царство Божие. На Царство Божие, или Небесное, о котором говорится в Евангелии, они смотрят по-социалистически; причем на такой социалистический строй, когда общественная организация добра уничтожит экономическую нужду, бедствия, невежество, будет проявлять одну любовь и внедрять ее в людях, – смотрят как на осуществление Царства Божия на земле (а какова социалистическая любовь, об этом см. выше).

Что же касается евангельского отрицательного взгляда на мирские блага, то данные христиане как-то обходят его, подобно тому, как они не обращают внимания на все противоположности, находящиеся между христианством и социализмом в их характере, существе и цели.

Царство Мое не от миpa сего (Ин. 18, 36); Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21); Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут (Mф. 6, 19); Не любите миpa, ни того, что в миpe: кто любит мир, в том нет любви Отчей (1 Ин. 2, 15), – говорит Спаситель и Его святой ученик. И в эти божественные слова нельзя вкладывать своеобразных толкований, а тем более их игнорировать. С убедительнейшею ясностью они свидетельствуют, что Царство Божие или счастье христианское и тени не имеет тех признаков, всецело чувственных и плотских, которыми характеризуется социалистическое блаженство будущего строя земной жизни.

2018-09-15.1.jpg
 
Но резкими и невместимыми для означенных христиан кажутся слова эти. Вот почему они по-своему стараются понять их; или же просто закрывают перед ними глаза свои; иначе сказать: смотрят и не видят, слышат и не разумеют, ибо огрубело сердце их.

Связывая себя по своей настроенности с социализмом в его учении о человеческом счастье, вышеупомянутая фракция христиан не исчерпывает данной связи только этим обстоятельством. В силу той же настроенности, заключая в себе предрасположенность к хилиастическим представлениям, они разделяют, как мы сказали выше, вместе с социалистами их надежды, их веру в осуществление на земле социалистического счастья в будущем обществе, как счастья притом будто бы христианского.

На такое отношение данных христиан к эсхатологическому учению социализма мы в защиту откровенного взгляда должны сказать этим христианам нечто большее.

Разделять вместе с социализмом его эсхатологические надежды – это значит не только не понимать Божественного учения о Царстве Божием и благах земных и его игнорировать, но – зачеркивать все христианское учение, поставить крест над всем христианством и его святыми догматами.

В самом деле, если я верю с социалистами в будущее торжество добра и общечеловеческое счастье посредством изменения экономической основы и прочих социалистических средств, материальных условий, то спрашивается: для чего же приходил на землю Спаситель, для чего Он страдал, зачем нужно было Его Воскресение, Его славная победа над смертью и злом, если последнее само собою уничтожится социалистическими средствами в будущем строе жизни?
Но этого мало. Разделять социалистические надежды – это значит опустить из виду участь мертвых и позабыть о загробной безсмертной жизни.

Некоторые христиане (по крайней мере, сами причисляющее себя к христианам), вполне разделяющие эсхатологический социалистический взгляд, находят почему-то возможным говорить о явлении антихриста и Втором пришествии Христа.

Но относительно таких христиан можно без всякого сомнения сказать, что они сами не чувствуют действительной необходимости присоединять к упомянутому взгляду это эсхатологическое христианское учение. И если присоединяют, то лишь для того, чтобы их запутанные взгляды имели христианскую окраску.

Они опускают совершенно из вида премудрость Господа, Который все делает в миpe, сообразуясь со свободною волею человека, с его настоящими потребностями. Если человечество в будущем будет олицетворением любви, братства и вообще райской жизни, то зачем Господу омрачать этот рай земной ужасами и кровопролитиями антихриста? Разве Господь райскую жизнь наших прародителей омрачал какими-либо ужасами и несчастьями? Напротив, Он только к радостям их блаженной жизни присоединял новые, когда Сам являлся к ним и беседовал с ними. Далее, если будущее человечество станет братьями и высоконравственными людьми, то к чему тогда страшное пришествие Христа с Его Страшным всеобщим Судом? В чем же Господь будет судить оставшихся к Его пришествию живых людей, в каких преступлениях, когда их уже не будет?

Вот к какому отрицанию (догматов христианских) и какой путанице придут те христиане, которые сочувствуют социалистическим эсхатологическим чаяниям и в то же время разделяют христианские взгляды.

2018-09-15.2.jpg

Во имя стремления к истине и чтобы раз навсегда покончить с двусмыслием и раздвоенностью, таким христианам необходимо выяснить свое отношение к христианскому эсхатологическому взгляду. Безпристрастное и серьезное выяснение этого взгляда потребует от них только или отрицательного к нему отношения, или положительного.

Если указанные христиане установят к откровенному эсхатологическому взгляду отрицательное отношение, то оно, по крайней мере, выяснит им их собственное положение в мире, освободит их от мучительных противоречий, недоразумений и странных смешений несоединимого и раз навсегда определит характер их убеждений, но только не христианских.

Если же они установят к означенному взгляду положительное отношение, правильно поймут его (трудно не понять), то такие христиане, в особенности если они желают, как мы сказали выше, быть христианами на самом деле, заметят тогда всю отвлеченность и фантастичность социалистического эсхатологического учения. Тогда им легко будет отречься от последнего и вместе с Православною Церковию не механически, а сознательно и искренне произносить слова Символа веры: «И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца... Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века».

Жизнь, и в особенности современная, укрепит в их сознании непреложность эсхатологического откровенного учения и осуществление его в недалеком будущем.

Утверждая последнее, мы сошлемся на толкование одного знаменательного сна Амвросием Оптинским, подвижником наших дней, как на основание нашего убеждения в близости наступления царства антихриста.

Приведем сначала содержание сна, как оно излагается в выписке из письма, полученного в Оптинском скиту 7 июня 1871 года.

«Как будто нахожусь в своем доме, – говорится в этой выписке, – и стою в прихожей; далее комната, в которой на простенке между окон находится икона в большом размере Бога Саваофа, издающая ослепительный свет, так что из другой комнаты (т. е. прихожей) нельзя было смотреть на нее. Затем еще далее комната, в которой находятся протоиерей М. А. и покойный митрополит Филарет, и эта комната вся наполнена книгами: по стенам от потолка до пола книги; на длинных столах грудами книги; и мне непременно нужно пройти в эту комнату, но меня удерживает страх, как пройти чрез такой поражающий свет. Но необходимость принуждает преодолеть страх, и я с ужасом, закрыв рукою лицо, перехожу первую комнату и, войдя в следующую, вижу протоиерея М. А. в переднем углу. Он читает книгу. А ближе к двери стоит митрополит, одетый в простую черную рясу; на голове скуфейка, в руках разогнутая книга; и головою показывает мне, чтобы и я нашел подобную книгу и развернул ее. В то же время митрополит, поворачивая листы своей книги, говорит: „Рим, Троя, Египет, Россия, Библия“. Вижу, что и в моей книге словами написано: „Библия“.

Тут сделался шум, и я проснулся в большом страхе. Много думал: что бы все это значило? Мне сон кажется грозным, и лучше бы ничего не видать. Нельзя и опытных в духовной жизни спросить о значении этого сновидения. Самому мне внутренний голос объясняет сон, но объяснение – такое ужасное, что не хотелось бы согласиться с ним».

Объяснение Старцем сновидения.

«Кому показано было это замечательное сонное видение и кто слышал тогда многознаменательные слова, тому, по всей вероятности, и внушено было, чрез Ангела Хранителя, объяснение виденного и слышанного, как и сам он сознается, что ему внутренний голос объяснял значение сна. Впрочем, и мы, как вопрошенные, скажем свое мнение, как о сем думаем.

Видение ослепительного света от иконы Господа Саваофа и в следующей затем комнате виденное множество книг, и стоящие там с книгами покойные митрополит Филарет и протоиерей М. А., и произнесенные одним из них слова: „Рим, Троя, Египет, Россия, Библия“ могут иметь такое значение.

Во-первых, все касающееся до сотворения мира, судьбы народов и спасения людей Господь Вседержитель открыл избранным святым мужам, пророкам и апостолам, просветив их светом Своего Божественного познания, а ими все это передано людям и написано в Библии, т. е. в книгах Ветхого Завета.

Во-вторых, множество других, виденных там книг может означать то, что все, сказанное в Библии прикровенно и неясно, объяснено другими избранными от Бога святыми мужами, пастырями и учителями Единой, Соборной, Апостольской Церкви.

В-третьих, что митрополит Филарет и протоиерей М. А. видны были с книгами в руках, может означать, что они в продолжение своей жизни поучались о судьбах человечества не из простых книг человеческих (в которых нередко встречаются мнения неправильные, вводящие в заблуждение), а из книг библейских, и сказанное в Библии прикровенно и неясно толковали не по своему разумению, а как объяснено в книгах мужей богодухновенных и просвещенных свыше светом божественного познания; к чему побуждали и видевшего, чтобы и он на все искал объяснение не в простых книгах человеческих, а в книгах святых и богодухновенных Отцов Православной Церкви.

В-четвертых, что протоиерей М. А. стоял в переднем углу, который обычно признается молитвенным, может означать, что он не только поучался сказанным образом, но и молился о вразумлении свыше.

В-пятых, слова „Рим, Троя, Египет“ могут иметь следующее значение:

Рим во время Рождества Христова был столицею вселенной и с возникновением патриаршеств имел первенство чести. Но за властолюбие и уклонение от истины впоследствии подвергся отвержению и унижению.

Древняя Троя и древний Египет замечательны тем, что за гордость и нечестие наказаны: первая разорением, а второй различными казнями и, наконец, потоплением Фараона с воинством в Чермном море. В христианские времена в странах, где находилась Троя, основаны были две христианские Патриархии — Антиохийская и Константинопольская, которые долгое время процветали, украшая Православную Церковь благочестием, правыми догматами, но впоследствии, по неведомым судьбам Божиим, подверглись владычеству варваров-магометан и доселе несут это тяжкое рабство, стесняющее свободу христианского благочестия и правоверия. А в Египте, вместо древнего нечестия, в первые времена христианства такое процветало благочестие, что пустыни его населялись десятками тысяч монашествующих, не говоря уже о численности и множестве благочестивых мирян, от которых они происходили. Но потом, по причине распущенности нравов, и в этой стране последовало такое оскудение в христианском благочестии, что некогда в Александрии Патриарх оставался с одним пресвитером.

В-шестых, после трех знаменательных имен („Рим, Троя, Египет“) помянуто имя и Poccии, которая в настоящее время хотя и считается государством православным и самостоятельным, но уже элементы иноземного неверия и неблагочестия проникли и внедряются и у нас, и угрожают тем же, чему подверглись вышесказанные страны. Затем следует слово „Библия“. Другого еще государства не помянуто. Это может означать, что если и в России, ради презрения заповедей Божиих и ради ослабления правил и постановлений Православной Церкви, и ради других причин, оскудеет благочестие, тогда уже неминуемо должно последовать конечное исполнение того, что сказано в конце Библии, т. е. в Апокалипсисе Иоанна Богослова.

 2018-09-15.3.jpg

Видевший это сновидение справедливо замечает, что объяснение, которое ему внушает внутренний голос, ужасное. Страшно будет Второе Пришествие Христово и ужасен последний Суд всего миpa, но не без великих ужасов будет перед тем и владычество антихриста, как сказано в Апокалипсисе: „И в тыя дни взыщут человецы смерти, и не обрящут ея: и вожделеют умрети, и убежит от них смерть“ (Откр. 9, 6). Придет же антихрист во времена безначалия, как говорит Апостол: „Дондеже [держай] от среды будет“ (2 Сол. 2, 7), т. е. когда не будет предержащей власти».

«Всеблагий Господь да вразумит всех нас во благое, душеполезное и спасительное, и да помилует по неизреченному своему человеколюбию!» (Жизнеописание иеросхимонаха Амвросия).

Н-й С-в [Николай Соболев].
Социалистический и откровенный 
взгляды на будущий строй земной жизни.
СПб., 1907.

http://www.pkrest.ru      

___________________ 
Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998




Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


«Роль Православия и Русских – государствообразующая»: Наказ священнослужителей по поправкам в Конституцию

Поправки к преамбуле российской Конституции, предложенные заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора Константином Малофеевым, поддержали и дополнили своими предложениями многие клирики Русской Православной Церкви.


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
24 25 26 27 28 29 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Император Николай II: отречение, которого не было

История знает множество мифов. Эти мифы бывают, иногда настолько живучи, что их воспринимают как истину. Мифы эти, конечно, создаются конкретными людьми ради конкретных целей, но затем они начинают жить сами по себе, и бороться с ними бывает крайне нелегко. К числу таковых лживых мифов принадлежит утверждение,...


Откровения глобалиста об эпидемии цифрового аутизма

На Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) 23 января с.г. состоялся бизнес-завтрак Сбербанка «Личностная трансформация в цифровую эпоху». Глобалисты признались, что перешли к цифровизации человека. О значении и результатах этого эксперимента мы узнаем из слов скандально известного и принципиально безбожного Андрея Курпатова...


Народ не готов к приходу Царя?: О единственном пути возрождения и спасения России

В наше время часто приходится слышать о том, что сейчас народ не готов к приходу Царя. И слышать это приходится от людей духовного звания. Дорогие мои, такие слова – не есть слова любви к Царю. Сердце истинно любящих нашего Русского Православного Царя-Батюшку и Великомученика Царя Николая II с его святой Семьей, и грядущего Царя, предсказанного нам многими святыми, никогда не сможет произнести такие слова.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100