Суббота, 20 Апреля 2024 г.
Духовная мудрость

Прп.Паисий о позиции Церкви

Церковь должна занять правильную позицию, она должна говорить, объяснять верующим, чтобы те поняли, что принятие ими нового (электронного) удостоверения будет падением. И одновременно Церковь должна добиваться от государства того, чтобы новое удостоверение личности, по крайней мере, не было обязательным.

Прп. Паисий Святогорец

сщмч.Владимир о монархии
Священник не монархист не достоин стоять у Святого Престола, священник республиканец – всегда маловер. Монарх посвящается на власть Богом – президент получает власть от гордыни народной.
Сщмч. Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский

Свт. Игнатий (Брянчанинов) об исправлении еретиков
Ересь не может быть побеждена человеком, потому что она изобретение, начинание демонское. Победителем ее может быть един Бог, призванный к борьбе с нею и к поражению ее смирением человека пред Богом и любовию этого человека к ближнему.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

прп.Амвросий о католицизме
Если бы католическое учение было право, то Всеблагий Господь не благоволил бы Антонию Римлянину переплыть на камне в православную сторону, в Новгород.
Прп. Амвросий Оптинский о католицизме

Преп. Анатолий Оптинский о "просвещении"
Просвещение возвышается, но мнимое; оно обманывает себя в своей надежде; юное поколение питается не млеком учения Святой нашей Православной Церкви, а каким-то иноземным мутным, ядовитым заражается духом.
Оптинский старец Анатолий-младший о последних временах

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
«У врат Небесного Чертога, над леденящей глубиной...»: Существует ли православная поэзия?
«У врат Небесного Чертога, над леденящей глубиной...»: Существует ли православная поэзия?

О творчестве Сергея Поликарпова (10.07.1947 – 28.09.2014)

Немало воистину православных писателей и поэтов явило время, когда после долгих лет богоборчества и гонений на Церковь, Россия стала возвращаться к Православной вере, воцерковляться. В русской словесности появился целый пласт литературы, до сих пор не изученный литературоведами.

Осенью 2014 года знакомые подарили сразу несколько поэтических книг Сергея Поликарпова. Они сразу вошли в домашнюю библиотечку любимых поэтов. Думалось, что доведется воочию увидеть и услышать поэта, ведь он – наш современник и коренной петербуржец. А 28 сентября донеслась весть – Сергей Константинович Поликарпов отошел к Небесным обителям.

Он как будто предчувствовал свой земной уход. «Вслед за теми, с кем сердце дружится, Я сорвусь, как последний лист»; «Я пока что живу и дышу, Но душою не здесь», − читаем мы в книге «Вечный свет», изданной в 2013 году и обобщившей избранные стихи поэта.

... Над раскисшею дорогой
Дорогая сердцу грусть...
Любоваться так немного
Мне тобой осталось, Русь.

Я осенний твой прохожий,
И молю издалека –
Пусть в Небесном Царстве Божием
Будут осень и река.

Переход от земной жизни к Вечности он понимал как человек православный: «Впрочем, я верую – значит живу, Значит умру... и воскресну».  В этом – и крепкая вера, и смирение, и покаянное чувство, и надежда на милость Божию:

Я живу, чтоб умереть.
Жизни узкая полоска.
Знаю я – свече гореть,
Ровно столько, сколько воска.

Я умру, чтоб вечно жить,
Чтоб к ногам Царя и Бога
Все, что нажил, положить.
Только нажил так немного.

...Добродетель малой мерой
Мерит грешное житье.
Много только светлой веры
В милосердие Твое.

Из сведений об авторе, предваряющих книгу, мы узнаем, что Сергей Константинович окончил геологический факультет Ленинградского государственного университета, получив профессию геолога. Работал геофизиком в аэропартии на поисках золота, алмазов, урана на Дальнем Востоке. В 90-х годах  закончил Епархиальное духовное училище при Александро-Невской Лавре, служил катехизатором, работал в церковной лавке, пел в хоре на клиросе. Автор восьми книг поэзии и прозы. Член Союза писателей России. Награжден медалью святого благоверного князя Александра Невского и почетным знаком святой мученицы Татианы – «Наставник молодежи».

2018-09-27_004951.jpg

За скупыми строками биографии видится многое. Но еще больше мы узнаем об авторе из его стихов, в которых, чаще всего, лирический герой – он сам. И все это так близко, знакомо, понятно и дорого душе верующего православного человека. Читатель, пришедший к вере, в церковную ограду, стремящийся идти по пути спасения, по пути православного делания и живущий в православной традиции, читает как будто о самом себе. Он читает как будто о своей личной судьбе: о несении Креста, о мгновениях, когда душа купается в лучах благодати Божией, о своем стремлении быть во всем с Богом и о дерзновении идти по духовной лествице, шествие по которой сопровождается и неземной радостью, и непрестанной  невидимой  бранью.

Литургия

В церкви тихое воскресенье.
Солнце низенько. Полумрак.
«Иже всех зовый ко спасенью
Обещания ради благ...»

И мгновенно стихают звуки.
Напряженная тишина.
Иерея воздеты руки.
И свеча уже зажжена.

И обратной дороги нету –
Предстоятель дары несет.
Только к вечности, только к Свету!
Литургия венчает все.

                       + + +

В нашем храме нет даже купола
И киотов нет позолоченных.
Все иконочки в лавке куплены
И гвоздями к стене приколочены.

И сквозняк – прихожанин непрошенный,
И частенько фальшивят певчие...
А Пречистая, вся продрогшая,
Греет ручки Свои над печкою.

+ + +

Когда, обременен крестом,
Свой ропот укротишь,
Когда молитвой и постом
Раскаянье родишь,
Когда исторгнешь из души
Сомненье и расчет...
Услышишь Вышнего в тиши:
«Ты – верный раб – прощен!
И ты не раб уже – ты брат,
И больше – сын теперь,
Когда отрекшись от наград, 
Избрал стезю потерь...
Да, умер Я! Но Я воскрес!
Гряди за Мной смелей.
Я награжу тебя – вот крест.
Он твой. Он тяжелей».

И сколько бы ни спорили наши современники о том, сохранилась ли православная традиция в русской литературе, существует ли вообще православная поэзия, − эта поэзия живет и вершится, являя нам удивительно талантливых, тонко и глубоко чувствующих, прекрасно владеющих мастерством слова и воистину духовно-зрячих поэтов.

Православная поэзия – это не раздел литературы, не жанр, не вид и не род поэтического произведения, не метод изображения действительности, не направление и не течение, не литературная школа, не стиль и даже не тематика, но – дух. 

Это – Дух Христа, усвоенный в меру своих собственных сил именно духом, сердцем и умом писателя. Этот Дух Евангелия передается через его художественные произведения, несущие таким образом в мир свет учения Христова, о чем бы ни говорил пишущий: о Церкви и вере ли, о природе, о взаимоотношениях людей, о событиях своей жизни или же о великих событиях истории, о смысле бытия. Это дух, усвоенный – лично, на своем собственном духовном опыте: опыте молитвы, опыте покаяния и поста, самообуздания и преодоления человеческой греховности и ветхости, опыте участия в церковной жизни и Таинствах Святой Православной Церкви. 

2018-09-27_005325.jpg

Православие − это, прежде всего, образ жизни. Это жизнь по вечным законам Евангелия. Это состояние человека, когда он и самой своей жизнью, и своим творчеством исповедует и прославляет Господа нашего Иисуса Христа.

Это дух Евангелия, принятый не рассудочно и формально, не педантично-сухо, но − живым духом и верою. Ведь Евангелие – это не книга законов и правил, но книга свободы, совести, и любви.

Лампада

Я не молился дни и ночи
И власяницу не носил,
Но я любил, что было мочи, 
И я лампаду не гасил.

Пусть не пророк, мне стать поэтом 
Едва-едва хватило сил,
Но я всегда скорбел об этом
И я лампаду не гасил.

Гори, гори моя лампада,
Подсвечивая Божий лик.
А Богу много не надо,
Христос и в немощи велик.

«В этом мiре на веру одну я могу положиться», − произнес Сергей Поликарпов в одном из своих стихотворений. А если истина установлена, обретена, значит ли это, что дальше все просто и безмятежно? Нет больше борений, смятений и поисков? Конечно же, это не так. Путь совлечения с себя ветхого человека – нелегок и тернист. «Да только, чтоб родиться в вечность, собой пожертвовать придется», − понимает поэт. То есть своею самостью, себялюбием, горделивостью... «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3), − вспоминаем мы тут одну из Заповедей блаженства.

Этот путь −  осознание своих грехов и непрестанной борьбы с ними:

Беда! Едва не согрешил.
В душе палящий ветер.
Пожар растерзанной души
Я вовремя приметил.

Крестами почернел погост,
Трава прибита в поле,
И роща вековых берез
Истерзана до боли.

В смятенье мечется сирень,
Об изгороди бьется.
И сад, взъерошен набекрень,
Того гляди – сорвется.

Ах, совесть, совесть – якорь мой,
Ты корень мирозданья...
И хлынул дождик проливной
И утолил страданье.

                     + + +

Он стоял, перегаром дыша,
Был он грязен и жалок, и все же
Я не подал ему ни гроша.
Он сказал: «Сохрани тебя Боже!»

Глянул: за отворотом плаща
Проблеснул исцарапанный орден.
И, в душе оправданья ища,
Понял я, что для Рая не годен.

И всегда − надежда и упование на милосердие Божие:

                   Благовест

Сегодня совести моей безсонница
Мне нашептала о моем грехе,
И ранним утром зазвучала звонница,
И благовест пронесся по реке.

И оглушил... Я ожидал отмщения
За грех, что я в душе своей взрастил.
И я дерзнул молиться о прощении...
Но я не знал, что Бог уже простил.

И даже страдания, самые горестные и тяжелые, как потеря самых близких и родных, верующая душа, плача, воспринимает со смирением:

Тепло, блаженство, светлый дом
С открытым в райский сад окном...
Но это не сейчас, потом,
За смерти белым полотном.

А здесь, теперь – тоска и боль,
Обрушившейся крыши хруст,
И дом наш холоден и пуст,
И быль страшней, чем небыль...

Да солона, как прежде, соль,
И купины пылает куст,
На языке – молитвы вкус,
И я держусь за Небо.

«Как сладко жить и умереть под взором Бога...» − делится с нами  поэт той радостью, которую несет благодать веры:

«Бог не дал мне голоса – эко невезение.                                                                                                    
Только не в обиде я – с верой повезло.
Оттого по солнышку встану в воскресенье,
Поспешу к обедне я в дальнее село.

Снегом припорошенный храм на тихом кладбище.
Снегом оторочены в вышине кресты.
Хор синиц на паперти, звонко Бога славящий...
Снег сметаю с валенок, но без суеты.

Батюшка вполголоса служит проскомидию.                  
Поклонюсь престолу я в землю, не спеша,
Ангелов-то, Ангелов! Видимо-невидимо!
Под благословением запоет душа.

Трое нас на клиросе – значит на три голоса
Дай нам, Боже, в радости службу сослужить.
На престоле солнышко цвета спела колоса...
Можно и без голоса со Христом прожить.

Крещенье

Помолюсь, поставлю свечку,
Отдавая Богу дань.
С топором пойду на речку,
Буду делать Иордань.

Полушубок скину – жарко,
Закатаю рукава.
Я бы спел тропарь, да жалко – 
Сил не хватит на слова.

Вскрою Вечности теченье
И ладони окуну.
Подо льдом мое прощенье.
Я прощенья зачерпну.

Последние годы Сергей Поликарпов жил в Старой Ладоге. И перед нами встают картины величественной и светлой русской северной природы, с которой так сроднилась душа  поэта.

Медленно течет река
В даль лилово-розовую.
Галка смотрит свысока
Сквозь листву березовую.

А за речкою поля,
Перелески малые,
Вдоль дороги тополя
Пыльные, усталые.

Ветерок с реки пошел,
Зашумела рощица...
Так на сердце хорошо – 
Помирать не хочется.

В другом стихотворении автор говорит:

... Жизнь моя предо мной проплывет
По стремнине лесного потока,
А кукушка назад позовет
Уходящей России потомка.

Среди этих прохладных осок
Затеряться – какая удача!
Вот коснется виска колосок –
И от радости сердце заплачет.

Судьбе России, судьбе Руси Святой посвящены многие из стихов Сергея Поликарпова. Это и гордость, и радость, и благодарение, и горечь, и стремление встать на защиту, и – надежда.

Вспоминая былую славу и доблесть Отчизны, поэт печалится: «Нету Царя над русскими, Нет и былой страны».

Святому Отроку

Мы храм построим деревянный
Во имя Отрока святого,
Алтарь устроим покаянный
Под колокола звон литого.

И все, о чем отцы просили,
Построим силою молитвы, −
Самодержавную Россию...
Колокола уже отлиты.

И мы споем светло и нежно,
И обойдемся «обиходом».
И выйдет Отрок белоснежный,
И остановится у входа,
 
И всех простит, как мы просили,
И осенит Крестом и Властью...
И вспомним мы, что Бог не в силе, 
И что в России наше счастье.

Отмечая в русском народе такие истинно христианские качества, как смирение, терпение, милосердие, братство, отзывчивость, стремление к Небесному, поэт не забывает и еще об одном качестве русского человека – умении в нужную минуту встать на защиту Отечества. Невольно вспоминаешь воинов-схимников, благословленных преподобным Сергием Радонежским на ратный подвиг при битве Куликовской. Но здесь, наверное, сражение с псами-рыцарями, да и мало ли захватчиков приходило на Русь.

            Монашеский меч

Шнеки дубовые, к бою готовые.
Волны морские. Заморская речь.
Весла еловые. Брони пудовые.
Шелест кольчуг от движения плеч.

Тихо в обители, молятся жители...
Братия бредит тревожно во сне.
Веки смежаются. Враг приближается.
Зоркий не дремлет дозор на стене.

Утром у звонницы старцу поклонятся.
Шоркнул из ножен монашеский меч.
Шнеки причалили, волны качали их.
Бог помогает ударить, рассечь...

Весла изломаны, брони искрошены,
Кровью забрызганы, втоптаны в грязь...
Братия к храму бредет по дороженьке,
Пот вытирая, смиренно молясь.

Поэзия Сергея Поликарпова вмещает в себя не только размышления о вере и православном делании. Его герои не только прихожане, певчие, батюшки, старцы. Мы видим и камчатских вертолетчиков, и работающих на приисках геологов, и воинов-афганцев, и староладожских купцов, и археологов, и нищего в переходе, и богача на иномарке. Видим и оставляющую за собой черную, круглую дыру, толпу, с шумом и хохотом несущуюся вниз в метро, и «разящий глаз» Макдональдса. Видим отлетающего в вечность Пушкина и «буревестника» революций Горького. Видим события 1917 года и года 37-го. Поэту жаль и крошку-воробья, и скашиваемую траву, и разрушающуюся Старую Ладогу. 

Никогда не отделяет поэт себя от своего народа. Вспоминая об исповедниках веры он говорит: «Все они из народа, из которого я». Рассказывая о возведенном храме, пишет: «В нем народ – избранник Божий, Пусть Господь его хранит». И даже, когда он вспоминает о революционных событиях прошлого века или сокрушается о сегодняшнем падении нравов, он никогда не говорит, как поучающий, строгий, обличитель, но с горечью и печалью, говорит – «мы». Сухой проповеди от знания, морализаторства и резонерства – нет в этих стихах. Напротив, Сергей Поликарпов раскрывает эти явления как совершенно мертвенные и непригодные для воздействия на душу человеческую.

Миссионер

Я говорил с тобою долго,
Я убеждал: «Ты веришь в ложь!»
Потом умолк, не видя толка, −
Ты безтолковый, не поймешь.

И долго тайно я молился,
Одолевая пустоту,
И ты поверил, − обратился.
Не мне поверил, но Христу.

                      Мудрецы

Мы знаем падший мир, мы обличаем,
Бичуем немощи и лжеучений бред,
Но ничего вокруг не замечаем...
А слушатели где? Простыл и след...
Не верят люди в Бога – верят в слухи!
И мы с тобой гнушаемся толпы.
Не слышит нас никто – безумцы глухи...
Лишь потому, что мудрецы слепы.

Сергей Константинович был, думается, совсем не номенклатурным писателем. Своим кабинетом он называл аллею в парке, жил, не ожидая признания и наград. Человек образованный и глубоко интеллигентный, жил просто. И всегда ощущал свою неразрывную и глубокую связь с народом. Наверное, поэтому он мог понять и бомжа, приставившего ему однажды ночью нож к горлу: «Я ему все простил. Ты прости его, Боже». И простых деревенских старушек, которые теперь, когда «в лужу безбожного века» схлынула толпа прихожан, погрузившихся в интернет, поют в пустом храме так, как будто «стучат святые души в златые райские врата». Очевидно поэтому он и писал:

Талант мой не яркий, но искренний, 
Соратник великой Любви,
Согретый Христовою истиной,
Сокрытой в народной крови...

Предназначение поэзии и источник вдохновения были известны поэту:

Стихи в Писании живут,
В Божественной Любви.
Ты их молитвой позови –
Они уж тут как тут.

Он говорит, что слово в истинном его значении «дано не плоти бренной, но только духу и труду»; духу, возвышенному страданием и пришедшему от гордости к покаянию. А в одном из стихов рассказывает о своем разговоре со Старцем, который на вопрос, не грешно ли писать стихи, ответил:

...Помолюсь о тебе в тиши,
Ты мне имя свое скажи...
Оба славим с тобою Слово.

                  Свет

Закат был и чист, и светел,
Подсвечивал свод ночной...
Зачем он во тьме светит –
Таинственный, неземной?

Но что я сделал на свете
Хорошего? Ничего...
А Свет, Он во тьме светит,
И тьма не объяла Его.

И те, за кого мы в ответе,
Так далеко ушли...
А Свет и для них светит,
Даже – по край земли.

И вспомнить пора о смерти,
Не слишком ли мы смелы?
А Свет, Он с Небес светит
И выйти зовет из мглы.

А когда Свет Божий – вечный свет, коснется души поэта, тогда и вспыхнут в его сердце строки истинной, благозвучной и благодатной поэзии, понятной и говорящей и верующему, и неверующему. И даже если читателю не знакомы некоторые из слов церковной лексики или старославянского языка, поэт, озаренный Божественным Духом, так сумеет коснуться «вечности святынь», что ты уже «Не вскрикнешь: “Понял!”, Прошепчешь: “Верую, аминь!”»

«Цель нашей жизни христианской − стяжание Духа Святаго Божиего», − наставлял святой преподобный Серафим Саровский Чудотворец. А святой Силуан Афонский говорил желающим спастись: «Держи свой ум во аде и не отчаивайся». В одном из своих стихотворений Сергей Константинович Поликарпов произнес:
...Душа волнуется весной
И дерзновенно ждет итога
У врат Небесного Чертога,
Над леденящей глубиной. 
 
Счастлив тот, кому удалось при жизни хоть чуть-чуть подняться над земным, над греховной «леденящей глубиной» и жить, как говорил поэт, держась за Небо.

Прочтите стихи Сергея Константиновича Поликарпова и сами дайте ответ на вопрос: возможна ли сегодня подлинно художественная православная поэзия...

Лариса Пахомьевна Кудряшова, русский православный поэт и публицист

___________________
См. также:






Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100