Вторник, 11 Августа 2020 г.
Духовная мудрость

Митр.Иоанн о лжемиротворчестве экуменистов
Прикрываясь «благородной» целью «устранения межрелигиозной розни» и «воссоединения верующих в единой братской семье», теоретики экуменизма забывают упомянуть о главном: о том, что в таком «воссоединении» будет утеряна величайшая драгоценность – истина Закона Божия, погребенная под грузом человеческого лжемудрствования.
Митр. Иоанн (Снычев) о «миротворчестве»

Свт.Игнатий о ст. Исаие
Старец Исаия говорил мне: «Пойми время. Не жди благоустройства в общем церковном составе, а будь доволен тем, что предоставлено в частности спасаться людям, желающим спастись».
Свт. Игнатий об апостасии

Прп. Паисий об отречениях
Тяжелые годы!.. Нас ждет встряска. Знаете, что такое встряска? Если вы не находитесь хоть немножко в духовном состоянии, то вам не устоять. Сохрани нас, Господи, но мы дойдем еще и до того, что станут отрекаться от веры. Постарайтесь братски сплотиться, начать жить духовно, соединиться со Христом,.. чтобы не бояться ни бесов, ни мучений.
Прп. Паисий Святогорец об апостасии

Сщмч. Андроник Пермский о возрождении России
Нужна такая работа, чтобы сорганизовать весь народ русский во единую семью, твердо и сознательно стоящую за свое святое, народное, историческое достояние – веру христианскую и Царя самодержавного. <...> Дело в борьбе между верой и неверием, между Христианством и антихристианством.
Сщмч. Андроник Пермский о возрождении России

Прп. Лаврентий о зарубежниках
Берегитесь так называемой зарубежной церкви и знайте, что она не стоит в диптихе Православных Церквей. Многострадальная Церковь наша выстояла в безбожном государстве. Ей честь и слава и вечная похвала! Наша страна не зарубежная и наша Церковь не зарубежная! Наша страна постоянная! У нас нет зарубежных церквей.
Прп. Лаврентий Черниговский про РПЦЗ

В кулуарах

Константин Душенов о тайне беззакония и нашем маловерии
Общественный деятель, публицист, писатель, автор фильмов на православно-патриотическую тематику Константин Юрьевич Душенов в прошлом был известен как главный редактор газеты «Русь Православная», а ныне он директор Агентства аналитической информации с одноименным названием и ведущий нескольких программ на ютуб-канале «День ТВ». Наш корреспондент побеседовал с ним на ряд тем, волнующих сегодня православных христиан.

Расслабление духа: как выжить?
Расслабление – это смерть прежде смерти. Вроде человек живой, а ничего не может. Расслабление – тяжкое, тяжкое наказание. Сейчас в мире все ведется к тому, чтобы расслабить дух, чтобы расширить плоть, чтобы ввести человека в состояние духовной никчемности. И особенно болезненно то, что вот это расслабление входит и в Святое Православие. И мы, дети века сего, тоже не против избежать трудностей, как-то всегда уклоняемся от них.

Наказание за веру –  для христианина награда
Думаю, что на сегодняшний день верующих тревожат две главные мысли: как достойно перенести гонения, которые, скорее всего, нам готовит нынешнее неспокойное время, и состоится ли предсказанное старцами возрождение Триединой Руси, о котором говорили преподобный Серафим Саровский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, преподобные Оптинские старцы и их духовные преемники – протоиерей Николай (Гурьянов) и схиигумен Иероним Санаксарский.

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Не будет Самодержавия – не будет России: Свт. Серафим (Соболев) – идеолог Монархии

2018-10-19.2.1.jpg
Святитель Серафим

Мы начинаем публикацию небольшой работы о глубоко почитаемом нами святом – святителе Серафиме (Соболеве), чье наследие, неизвестное многим верующим РПЦ, нуждается в изучении и активной популяризации.

Архиепископа Серафима (Соболева) по праву можно назвать не просто иерархом-монархистом, а идеологом православной Монархии. Особое значение его слову придает общецерковное признание его святости. Хотя официальная канонизация состоялась совсем недавно – в 2016 году, почитание угодника Божия началось еще при жизни и никогда не ослабевало. В Болгарии, ставшей святому второй Родиной, оно огромно: к его гробнице в крипте Русского храма святителя Николая в Софии ежедневно приходят помолиться сотни людей: «О чудесах Владыки говорят уже очень давно. Многие даже не знают его имени, но веруют, что он им обязательно поможет… Архиепископ Серафим значительно более популярен среди болгар, чем среди Русских…» (Прославление святителя Серафима, Софийского чудотворца. URL: https://valaam.ru/publishing/11174).

К сожалению, последнее замечание справедливо – в России святитель Серафим известен далеко не всем православным верующим. Нечасто можно встретить в храме или церковной лавке его икону, его произведения практически не переиздаются и знакомы в основном его почитателям и специалистам, обращавшимся к ним в связи с какой-либо темой (чаще всего богословской). Но сегодня, когда не только в светском обществе, но и в церковной ограде распространены противоречивые мнения, наследие святителя может послужить надежным ориентиром во многих сферах: в богословии, истории, церковной практике, гражданской и духовной жизни.

Что же касается темы настоящей работы, то в своих главных идеологических, историософско-богословских сочинениях «Русская идеология» и «Об истинном монархическом миросозерцании» святой во всей полноте рассматривает идею Монархии как идею Божественного происхождения. Правильное восприятие ее духовной сущности стирает ложное эгоистическое суждение, восстанавливает «симфонию властей» и, главное, – определяет судьбу России. Ибо возрождение нашего Отечества возможно прежде всего через возвращение к нашей самобытной исторической традиции – Православному Царству, Русскому Самодержавию.

2018-10-19.2.2.jpg

1. МОНАРХИЗМ 
В БИОГРАФИИ СВЯТОГО

Святитель Серафим оставил не так много книг: Новое учение о Софии, Премудрости Божией. София, 1935; Протоирей С. Н. Булгаков как толкователь Священного Писания. София, 1936; Русская идеология. София, 1939; Об истинном монархическом миросозерцании. София, 1941; Искажение православной истины в русской богословской мысли. София, 1943; Проповеди. София, 1944. Нам также удалось найти изданную в России до революции работу святого о социализме, написанную им еще до принятия монашества, во время учебы в духовной академии: Социалистический и откровенный взгляды на будущий строй земной жизни. СПб., 1907. Две работы из наследия святителя – полностью о Монархии. При этом составители официального жития не вполне отразили значение Царской темы в судьбе и творениях угодника Божия. Создается впечатление, что данная тема преподносится лишь как некая дополнительная «изюминка», личное предпочтение, сложившееся в силу обстоятельств (семейное воспитание, круг общения, особенности характера и т. п.). Да, все перечисленное сыграло определенную роль, но нам хочется показать, что монархические взгляды святого составляли его неизменный внутренний стержень. Это – следствие именно того, чем он и угодил Богу: любви к православной истине и стремления следовать ей во всем. Т. е. проявление святителем Серафимом верности Закону Божию, исполнение самой главной заповеди о любви к Богу: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14, 15).

1.1. В РОССИИ

Родился архиепископ Серафим (в миру Николай Борисович Соболев) в городе Рязани 1/14 декабря 1881 года, в семье мещанина Бориса Матвеевича Соболева и его жены Марии Николаевны. У Соболевых было 12 детей (семь из них умерли в детском и юношеском возрасте); Николай появился на свет десятым. Серьезным испытанием для всех стала внезапная болезнь Бориса Матвеевича: когда будущему святителю исполнилось шесть лет, его отец перенес инсульт и следующие 14 лет, вплоть до своей смерти, оставался прикован к постели. Обстановка в доме была проникнута духом молитвы и глубокого осознания Промысла Божия в жизни человека. Большое влияние на Николая оказала его благочестивая мать, желавшая, чтобы сын стал священником. Архипастырь нежно любил ее и в дальнейшем всегда старался устроить Марию Николаевну недалеко от места своего служения.

В 1894 году Николай Соболев был принят во второй класс Рязанского духовного училища, затем окончил Рязанскую духовную семинарию и в 1904 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В годы учебы он неоднократно посещал святого праведного Иоанна Кронштадтского и других известных подвижников благочестия того времени. Также юноша сблизился с инспектором Санкт-Петербургской духовной академии архимандритом Феофаном (Быстровым) (впоследствии архиепископом Полтавским), аскетом и монархистом, духовником Царской Семьи. Отец Феофан развил у него интерес к святоотеческой литературе и повлиял на его выбор пути спасения в монашестве.

Батюшку Иоанна Кронштадтского святитель Серафим глубоко чтил, что видно из его проповедей, где тот часто упоминается как образец для подражания и великий святой (хотя на тот момент он еще не был прославлен) (см., напр.: Серафим (Соболев), архиеп. Приветствие причастникам в субботу первой Недели Великого Поста // Серафим (Соболев), архиеп. Проповеди. URL: http://russportal.ru/index.php?id=church_writing.seraphim_sobolev1944_00_003). Также духовные чада Владыки свидетельствовали, что он нередко повторял в назидание изречения отца Иоанна (например: «Поменьше своемудрия, побольше простоты»). Поэтому святителя можно назвать духовным сыном и последователем всероссийского пастыря, который тоже был убежденным монархистом. «Друзья, крепко стойте за Царя, чтите, любите его, любите Святую Церковь и Отечество и помните, что Самодержавие – единственное условие благоденствия России; не будет Самодержавия – не будет России», – наставлял отец Иоанн.

По свидетельству митрополита Вениамина (Федченкова), учившегося на курс раньше будущего святителя, в духовной академии Николая Соболева называли «Колечкой». Такое обращение утвердилось из-за особой доброты молодого человека к ближним. В свободное от учебы время его любимым занятием была игра на рояле в семинарском зале и пение молитв, в том числе собственного сочинения.

2018-10-19.2.3.jpg
Николай Соболев – студент
Петербургской духовной академии

Примечательно, что, несмотря на всю присущую ему скромность и мягкость характера, когда возникала необходимость противостать какому-либо злу, святой всегда проявлял твердость, прямолинейность и смелость. Будучи студентом Петроградской духовной академии, он один протестовал на студенческих сходках против революционных резолюций студентов. Для России это были роковые, тяжелые годы. Жертвами революционной пропаганды и анархических брожений часто становились студенты и учащиеся в духовных школах и семинариях. Но извергающийся вулкан революции не был случайным явлением. Уже два столетия темные силы упорно и тайно работали на разложение Русского общества, насаждая анархизм, безбожие, свободомыслие, богоборчество. Эти адские темные силы стремились уничтожить самое великое православное государство, которое своим существованием мешало действующей уже в мире тайне беззакония (см.: 2 Сол. 2, 7). Духовно просвещенный и умудренный владыка Серафим ясно понимал безумие надвигавшейся кровавой революции и весь трагизм событий, апокалиптически менявших ход истории человечества.

К годам учебы в академии относится замечательная работа святителя против социализма, написанная как раз в контексте православной эсхатологии – «Социалистический и откровенный взгляды на будущий строй земной жизни». Уже в ней он показывает себя глубоким мыслителем и поборником Царской власти.

26 января 1908 года, на четвертом курсе академии, Николай принял монашеский постриг с именем Серафим. 3/16 февраля 1908 года епископом Сергием (Тихомировым) монах Серафим был рукоположен в иеродиакона, а 18/31 марта – в иеромонаха. Осенью 1908 года он защитил диссертацию на кафедре нравственного богословия «Учение о смирении по Добротолюбию». Рецензент профессор А. А. Бронзов высоко оценил эту работу как выходящую за рамки кандидатской диссертации. 16 сентября 1908 года Ученый совет академии постановил удостоить иеромонаха Серафима ученой степени кандидата богословия с правом получения степени магистра без новых устных испытаний.

Тема смирения оставалась для святителя важнейшей на протяжении всей его жизни. Наверное, если писать его икону с изображением свитка, туда можно было бы вынести слова Владыки, с которыми он, подражая и действительно уподобляясь своему небесному покровителю преподобному Серафиму Саровскому, обращался к духовным детям: «Прошу тебя, радость моя, побыстрее обрети смирение!» (Серафим (Соболев), архиеп. Краткие духовные наставления. Из записок духовных чад архиепископа Серафима // Кострюков А. А. Пламень огненный. Жизнь и наследие архиепископа Серафима (Соболева). М., 2015. С. 220).

2018-10-19.2.4.jpg
Ректор Воронежской семинарии 
архимандрит Серафим с выпускниками, 1914 год

Именно эту главную христианскую добродетель святой считал основой и монархических убеждений: «Революционеры и анархисты вдохновляются в своих деяниях духом сатанинской гордости и бунта» (Серафим (Соболев), архиеп. О нравственной основе софианства. URL: http://russportal.ru/index.php?id=church_history.sobor1938_00_014#01), – отмечал он в одном из своих докладов в конце 1930-х годов. А в «Русской идеологии» звучит призыв соотечественникам вступить «на путь первого выражения смирения, т. е. на путь покаяния во грехах своих, особенно – в самом тяжком грехе нашем <...> – в грехе бунтарства против самодержавной власти нашего Царя – Помазанника Божиего» (Серафим (Соболев), архиеп. Русская идеология. София, 1939. С. 82).

В 1908 году отец Серафим начал преподавательскую деятельность в Пастырском богословском училище; затем был переведен смотрителем в Калужское духовное училище. Великим утешением для молодого иеромонаха в этот период стала возможность посещать знаменитую Свято-Введенскую Оптину Пустынь. Наиболее близкие отношения сложились у него с преподобным Анатолием (Потаповым), который принял его под свое духовное руководство. Многим известно пророчество старца-царелюбца: «Судьба Царя – судьба России. Радоваться будет Царь, радоваться будет и Россия. Заплачет Царь, заплачет и Россия, а… не будет Царя – не будет и России… Как человек с отрезанною головою уже не человек, а смердящий труп, так и Россия без Царя будет трупом смердящим».

Общался будущий Владыка и с другими светочами Оптиной, в частности – со старцем Варсонофием (Плиханковым) (см.: Кострюков А. А. Пламень огненный. С. 25), который наставлял: «Наш Царь есть представитель воли Божией, а не народной. Его воля священна для нас как воля Помазанника Божия; мы любим его потому, что любим Бога. Славу же и благоденствие дарует нам Царь – мы принимаем это от него как милость Божию. Постигает ли нас безславие и бедствие – мы переносим их с кротостью и смирением как казнь Небесную за наши беззакония и никогда не изменим в любви и преданности Царю».

В декабре 1911 года иеромонах Серафим был назначен инспектором Костромского духовного училища, а 22 декабря 1912 года – ректором Воронежской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. Воронежская семинария на тот момент считалась в отношении дисциплины одной из худших в России: «Вы назначены в наибезнадежнейшую и бунтарскую семинарию», – сообщало ему руководство. Но архимандриту Серафиму удалось изменить положение. «При первых встречах воспитанники позволяли себе откровенно насмехаться над новым ректором. К удивлению инспектора, отец Серафим не исключил никого из представленного ему „черного“ списка, а стал проводить „индивидуальную работу“. Тактичность, сильная речь, безграничное терпение ректора вызвали у студентов искреннее раскаяние. <…> 11 июля после Литургии воспитанники семинарии, полгода назад встречавшие нового ректора насмешками, преподнесли ему икону преподобного Серафима Саровского в драгоценном окладе» (Макеев Н. В. Последний ректор дореволюционной семинарии. URL: http://vob.ru/public/vrn/obraz/4/makeev.htm).

В результате в 1915 году ревизия, направленная в Воронежскую семинарию, оставила о ней благоприятный отзыв. Член Учебного комитета при Синоде Петр Федорович Полянский (впоследствии митрополит Петр – Патриарший Местоблюститель и священномученик) назвал семинарию одной из лучших в стране. А епископ Острогожский Владимир (Шимкович) сказал отцу Серафиму: «Вы возродили нашу семинарию без каких-либо мер наказания, единственно благодаря Вашей любви. Вероятно, скоро Вас поставят епископом. Русская Церковь нуждается именно в таких архиереях».

В 1914 годe вспыхнула Первая мировая война. Многие воспитанники Воронежской духовной семинарии отправились добровольцами на фронт. «Глубоко поучительны проповеди архимандрита Серафима (Соболева) в годы Первой мировой войны. В них особое место занимал духовный анализ причин трагедии. Так, при открытии в 1915 году нового учебного года в семинарии, он говорил: „Несомненно, мы терпим бедствия от нашествия германцев в нашу землю потому, что Господь гневается на нас за наши грехи... Мы не хотели жить, как Богу угодно, а живем так, как нам хочется. Мы забыли страх Божий и предаемся постыдным страстям. Там, на бранном поле, рекою льется мученическая кровь наших братий, а здесь под праздники гремит музыка, сады наполнены праздно гуляющими людьми, а в театрах и кинематографах не стесняются ставить для публики безнравственные пьесы и картины...“» (Там же).

Проповеди святителя публиковались в «Воронежских епархиальных ведомостях», главным редактором которых он был до момента своего принудительного отстранения в 1917 году, после Февральской революции. Редакторская работа святого заслуживает отдельного внимания: журнал содержит как его драгоценное наследие, так и замечательные тексты его собратий и коллег, которые он считал душеполезными, статьи учеников, интересные перепечатки из других изданий того времени и проч.

В Воронеже архимандрита Серафима застала революция и гражданская война. Как известно, в начале ХХ века революционные брожения шли во всех слоях общества, не исключая и духовенства. Но святитель Серафим не принял Февральский переворот и насильственное отрешение Государя от престола под видом т. н. отречения. «В феврале 1917 года в стране рухнула Монархия. Император Николай II передал власть своему брату – Великому Князю Михаилу Александровичу, но тот власть не принял. Правда, отказывался от нее он условно. В своем манифесте Великий Князь заявил, что если народ захочет и дальше управляться Монархом, то он займет престол. <…> А церковные журналы, публикуя манифест Великого Князя Михаила, предпочли умалчивать об условности его отречения. Но были исключения. Например, журнал „Воронежские епархиальные ведомости“ прямо указал, что отречение Великого Князя условно. Несомненно, это небольшое, но важное замечание было заслугой редактора – архимандрита Серафима» (Кострюков А. А. Пламень огненный. С. 30–31).

В марте 1918 года семинария была закрыта большевистской властью, ее здание заняли красноармейцы. Архимандрит Серафим переехал в монастырь святителя Тихона Задонского. «Монархические симпатии отца Серафима и его начальника архиепископа Тихона (Никанорова) вызывали у новых властей ярость и раздражение. Летом 1917 года архиепископ Тихон подвергся унизительному обыску и аресту по обвинению в контрреволюции. У архипастыря изъяли портреты русских Императоров, которые висели в его приемной и комнатах. Тогда же был отстранен от редактирования „Воронежских епархиальных ведомостей“ архимандрит Серафим» (Там же. С. 31).

 2018-10-19.2.5.jpg
В первой половине октября 1919 года войска генерала А. И. Деникина взяли Воронеж, но вскоре были вынуждены отступить. Святитель не знал, как быть – уйти на юг или оставаться в городе. За советом он обратился к местному прозорливому старцу Аарону. «Не безпокойся, ты попадешь в хорошую сторонушку», – прорек подвижник о его дальнейшей судьбе. «Как же мне понимать Ваши слова?» – «Попадешь – узнаешь», – последовал ответ. Архимандрит Серафим и его брат иеромонах Сергий покинули Воронеж в последний момент в открытом вагоне с углем для паровоза.

На юге России отец Серафим вошел в подчинение временно независимого Высшего Церковного Управления (ВЦУ). 7 мая 1920 года он был назначен ректором духовной семинарии в Симферополе. 24 сентября 1920 года ВЦУ вынесло решение рукоположить его во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. Хиротония состоялась в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября, в симферопольском Александро-Невском соборе. «До падения Крыма под ударами Красной армии оставалось меньше месяца. В течение этого времени епископ Серафим руководил семинарией. Еще одной задачей архипастыря стало посещение действующей армии для поднятия морального духа войск. В обстоятельствах того времени это было необходимо: предвидя скорые перемены, само крымское духовенство опасалось вести антибольшевистскую проповедь в действующей армии. В связи с этим в начале ноября епископу Серафиму было поручено объехать позиции войск и разъяснить идеи Русской армии» (Там же. С. 38).

После вступления в Крым большевиков генерал Врангель отдал приказ об эвакуации, и Владыка вместе с остатками Белых войск и беженцами покинул родную землю.

Николай Борисов

Продолжение следует

http://www.pkrest.ru           

___________________ 
Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998


См. также:






Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Юридическое заключение на проект федерального закона № 986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

10 июля 2020 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона № 986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект). Согласно пояснительной записке законопроектом изменяется порядок отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок) при непосредственной угрозе его жизни или здоровью.


Анализ возможной угрозы российским национальным интересам, нарушения целостности медицинского и эпидемиологического суверенитета

При участии России в мероприятиях ВОЗ под эгидой глобального координационного механизма (gcm) ВОЗ, координируемого и финансируемого Фондом Билла и Мелинды Гейтсов... В ответ на запрос общественной организации «Общественный уполномоченный по защите семьи» Минздрав России письмом от 20.05.2020 года № 21-2/0312 подтвердил факт взаимодействия Минздрав России с Б. Гейтсом и связанной с ним организацией Всемирная организация здравоохранения (далее - ВОЗ).


АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ЗАКОНОПРОЕКТУ 744029-7 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О персональных данных" в части обработки биометрических персональных данных»

02 июля 2019 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 744029-7 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О персональных данных» в части обработки биометрических персональных данных» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/744029-7 ). Данная статья ФЗ «О персональных данных» посвящена биометрическим персональным данным, на основании которых можно установить личность человека...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Фотогалерея
Полезно почитать

Бой у станицы Кущёвской

В славной истории российского казачества одной из самых ярких страниц является бой у станицы Кущёвской, произошедший 2 августа 1942 года. Это была крупнейшая классическая атака в конном строю Второй мировой войны и блестящая тактическая победа, остановившая на несколько дней продвижение немецких войск на Кавказ. Однако в многочисленных современных публикациях сейчас очень трудно найти сколько-нибудь последовательное, а главное, правдоподобное, описание всего сражения.


Три крещения Руси

Учёные много спорили о достоверности летописного известия о «призвании варягов». Было ли оно в действительности, сказать трудно, да и не в этом дело, ибо сам факт появления в середине IX века на Русской земле новых государственных образований не подлежит сомнению. Летопись свидетельствует, что первыми русскими князьями стали братья Рюрик, Синеус и Трувор, правившие соответственно в Новгороде, Белозере и Изборске. 862 год по Рождеству Христову принято считать годом рождения русской государственности.


Громкая читка (продолжение)

В общем, я вернулся в свою комнату, сел за стол и понял, что не напишу ни строчки. Даже не из-за Сергея. Что-то сразу не пошло у меня. Может, оттого, что встретились несколько знаменитостей. И пришлось поздороваться. Тут уже я сам вспомнил, не анекдот, а историческую быль: Павел I пригласил Державина на приём в дворцовую библиотеку и, указывая на бесчисленные шкафы с книгами, сказал: «Вот ведь Гавриил Романович, сколько уже написано, а всё пишут и пишут». Что Державин ответил, не знаю. Наверное, вроде того, что...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100