Четверг, 18 Апреля 2024 г.
Духовная мудрость

Прп.Паисий о "неведении"+

Наступают тяжелые времена, нас ждут большие испытания. Христиане перенесут великое гонение. Между тем, очевидно, что люди даже не понимают того, что мы уже переживаем знамения последних времен, что печать антихриста становится реальностью. Словно ничего не происходит. Поэтому Священное Писание говорит, что прельстятся и избранные.

Прп. Паисий Святогорец

Свт. Филарет Московский о войне
Война – священное дело для тех, которые принимают ее по необходимости, в защиту правды, веры, Отечества. Приемляй раны и полагаяй живот свой в сей брани, идет вслед мучеников к нетленному венцу.
Свт. Филарет Московский

прп. Анатолий Оптинский об апостасии монахов
Горе будет в те дни монахам, кои обзавелись имуществом и богатством, и, ради любви к покою, готовы будут подчиниться еретикам. Они будут усыплять свою совесть, говоря: «Если мы охраним и спасем обитель, Господь нас простит». Несчастные и ослепленные не помышляют о том, что с ересью войдет в обитель бес, и будет она тогда уже не святой обителью, а простыми стенами, откуда отступит благодать.
Оптинский старец Анатолий Младший об апостасии

сщмч. Андроник Пермский о национальной политике
В Русской Земле под единым Русским народом и около его одного живут все прочие народы, всяк в свою меру пользуясь общим и своим благом… Пусть у нас, как встарь, будет сильный Русский народ, дающий жить всем иным народам, составляющим нераздельное целое с ним.
Сщмч. Андроник (Никольский) о национальной политике

Прп. Амвросий об отпадении католиков от Православия
Истина свидетельствует, что Римская церковь отпала от Православия.
Преп. Амвросий Оптинский

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
«Нагрешил, теперь надо мне о душе своей вспомнить!»: День памяти пустынника недавних времен Михаила Наумовича
«Нагрешил, теперь надо мне о душе своей вспомнить!»: День памяти пустынника недавних времен Михаила Наумовича

Раб Божий Михаил родился в 1798 году 8-го ноября, в крестьянской семье деревни Зуевой Уфимского уезда. Отца его звали Наумом, имя матери неизвестно. Родители подвижника жили бедно, но благочестиво, и Михаил был их единственным сыном.

С детства отрок отличался живым и веселым нравом, любил игры и забавы, и никакой склонности к подвижничеству в нем не обнаруживалось. Достигнув совершенного возраста, он женился и имел дочь, но супруга его скоро скончалась. Михаил женился еще раз, и от второго брака у него родилось четыре сына и две дочери. Будучи мельником, он имел хороший достаток и жизнь проводил беззаботную и веселую.

Пьянства за ним не водилось, но Михаил Наумович любил кампанию, повеселиться с товарищами, хорошо играл на скрипке и нередко пел песни и плясал. Но в то же время он исправно посещал храм Божий, усердно молился и охотно беседовал со своим духовным отцом о спасении души. Доброе семя слова Божия и кроткие наставления приходского священника глубоко запечатлелись в его сердце. Но Михаил никак не мог отрешиться от своей веселой жизни и говорил сам себе: «Я еще молодой, повеселюсь, пока молод, а как достигну 30-ти лет, все брошу и начну спасаться…».

Господь, видя в нем чистоту намерения, потерпел его; подвижник дожил до назначенного им времени. Когда ему исполнилось 30 лет, он в Прощеный день вечером вышел со скрипкой на улицу и начал гулять с товарищами, петь и плясать. Вдруг, в самый разгар веселья, будущий пустынник со всего размаху бросил инструмент на землю и растоптал ногами. Затем оградил себя крестным знаменем, поклонился на все стороны и сказал. «Простите меня все Христа ради! Будет! Пожил я, погрешил, потешил себя, более с вами гулять не буду!» Товарищи начали уговаривать его продолжить празднество, но он резко ответил им: «Будет! Нагрешил, теперь надо мне о душе своей вспомнить!..»

С этого памятного дня Михаил Наумович круто изменил свою жизнь. Хотя телом он и оставался в миру, с женой и детьми, но все попечение и заботу устремил уже на спасение души. Безграмотный, подвижник начал ходить к священнику и скоро выучился чтению по-славянски и по-русски и немного писать. Он стал иметь к себе внимание и воздержание наружное и внутреннее: пищу употреблял по захождению солнца весьма умеренно, а в первую, четвертую и Страстную седмицы Поста совсем ничего не вкушал. В церковь ходил ко всем службам, а дома проводил большую часть ночи в молитве и полагал множество земных поклонов, прося Господа отпустить ему грехи юности. 

Старался удерживать язык свой и удалялся от бесед с людьми, особенно от празднословия и пересудов. Если кто вызывал его на разговор, то говорил он только о предметах духовных и полезных, и как только в беседу вкрадывалось осуждение, Михаил Наумович прерывал ее и удерживал собеседника от греха. Когда же его не слушались, прекращал общение и уходил. Кроме того, он усердно следил за своими детьми, чтобы воспитать их в страхе Божием и благочестии. Эти старания не прошли впустую: все чада выросли благочестивыми, проводили жизнь трезвую, добродетельную и были милостивы к нищим. В голодный год сын пустынника кормил всех убогих, приходивших к нему, и расточил на них свое состояние, но Господь помог ему снова поправить дела и жить без нужды.

В таких заботах провел Михаил Наумович восемь лет. Когда скончалась его вторая супруга, ему шел 39-й год и на его руках осталось семь малолетних детей.

Оказавшись с такой семьей без хозяйки в доме, подвижник очень скорбел и не знал, как ему жить и вести хозяйство. Враг напустил на него сильную тоску и уныние, вызвал бурю плотских страстей, так что раб Божий задумал жениться в третий раз, чтобы не впасть в грех. Однако сначала Михаил Наумович обратился за советом к духовному отцу. Батюшка знал его воздержанную жизнь и молитвенные подвиги и, видя в нем истинного угодника Христова, понял, что диавол восстал на него и хочет отклонить от доброго пути. Священник стал отговаривать подвижника от женитьбы и сказал, что не станет венчать его, предупредив, что это искушение. При этом батюшка посоветовал ему строго воздерживаться во всем и умерщвлять страсти бдением и постом. В среды и пятки не вкушать пищу до ночи, а в остальные дни есть хлеб с водою два раза в день, тело же свое утруждать крестьянскими работами и тайно от людей класть поклоны до усталости.

Михаил Наумович все слова духовника сохранил в своем сердце, и с того времени мысль о женитьбе оставила его. Для большего уединения он переехал жить на мельницу, где предавался всевозможным трудам и лишениям для усмирения своей плоти. Часто с пашни во время обеда он удалялся в лес или какой-нибудь глухой овраг и молился об избавлении от плотских страстей, полагая при этом безчисленные поклоны.

И Господь внял его смиренной молитве и даровал ему покой от плотских помыслов. Михаил Наумович решился жить со своими детьми и следить за их воспитанием, пока они не придут в совершенный возраст. Когда же он взрастил чад и женил старших, научив их жить в любви и согласии между собою, то сломал мельницу, отдал им деревенское хозяйство и с благословения духовного отца удалился в леса. Там пустынник соорудил сначала одноэтажную келию, а потом пристроил к ней верхний этаж с намерением сделать малую церковь или хотя бы молитвенный дом, если то будет угодно Богу. Выпросив у священника старый церковный иконостас, он установил его в келии и украсил все ее стены образами со многими лампадами.

Возле своего жилища Михаил Наумович развел пчельник и из воска делал свечи, которые и возжигал во время молитвы перед иконами. В уединении раб Божий горячо, без развлечения молился; когда же ум его утомлялся от напряжения, он трудился руками: выкопал пещеру, расчистил лесной ручей и запрудил его. Кроме того он сам делал ульи для пчел и ухаживал за ними. 

По имевшимся у него книгам подвижник совершал полунощницу, утреню, часы и вечерню. Читал также каноны, акафисты и Псалтирь.

В таких духовных трудах, в совершенном безмолвии, никем из людей не посещаемый пустынник провел 15 лет, борясь с невидимым врагом – диаволом, устрашавшим его разными привидениями и мечтаниями. То являлись ему дикие звери и змеи и бросались на него, готовые поглотить живьем, то разбрасывали его келию по бревну, так что подвижник оставался на одной половице. Но Михаил Наумович терпел все мужественно, не оставляя молитвы, и враг не мог причинить ему никакого вреда. Нередко темная сила являлась ему в виде обнаженных безстыдных женщин, чтобы подвигнуть на плотскую похоть, но он отвращал взор от этого зрелища и усиливал молитву к Богу.

Часто пустынник ходил в сельскую церковь и исповедовал духовному отцу свои помыслы и борьбу с диавольскими привидениями, и пастырь ободрял его не ослабевать в подвиге в надежде на помощь Божию, укреплял приобщением Святых Таин Христовых и молился о нем у престола. 

Однажды Михаил Наумович читал полунощницу в нижней келии. Вдруг к окну подошел огромный волк, заглянул в него и завыл ужасным голосом, потом ударился о землю и со страшным ревом удалился в лес. С того времени враг более не возмущал покой подвижника.

Господь наделил Михаила Наумовича благодатными дарами, и он стал обнаруживать случаи прозорливости. Прежде всех это испытал на себе его средний сын Алексей. Однажды при свидании с ним пустынник сказал: «Алеша, Алеша, много ты нужды увидишь!» Тот с удивлением ответил: «Да какая же у меня, батюшка, нужда будет?» – «Кто знает, сынок, а вдруг несчастным случаем жена помрет?..» И точно: в скором времени жена Алексея ехала с покоса, лошадь понесла ее и убила до смерти.

В другое время отец опять говорит Алексею: «Чадо, опять на тебя скоро горе придет. Кто знает: вон, у людей лошадей уводят, как бы и у тебя не увели?» Прошло немного времени, и это предсказание исполнилось. 

Были и другие случаи, со временем народ узнал о пустыннике, и к нему стали ходить за советами и наставлениями. Однажды он сказал собравшимся: «У вас на Таулинской горе монастырь будет». Те спросили: «Как это может быть? Та земля татарская: татары на свою землю монастыря не пустят». Старец ответил: «Хоть не скоро, а земля перейдет к русским, и здесь будет святая обитель». Слова его оправдались: через 30 лет на Таулинской горе был основан мужской монастырь.

Михаил Наумович был роста высокого, сухощав, стан имел прямой, волосы черные, бороду небольшую, глаза черные, живые и весьма проницательные. Обуви не надевал ни зимою, ни летом. Носил крестьянское одеяние из белого холста, а сверху синий халат. Опоясывался поясом. В руках почти всегда держал палку. 

Рассказывают, что когда о его подвигах узнал Уфимский епископ Филарет, то вызвал его к себе для беседы. Старец пошел на зов Владыки и был принят милостиво. Архипастырь расспросил его о жизни и между прочим посоветовал для избегания славы человеческой скрывать свои подвиги от людей и зимой при посетителях босым не ходить, а надевать обувь. Пустынник принял наставление с глубоким смирением и с того времени, завидев гостей, надевал на босую ногу сапоги или лапти.

Чаю подвижник не пил, мяса не ел, рыбы по постным дням тоже не вкушал. Приходивших к нему, принимал радушно, угощал вместо чая травой – душицей с медовой сытой, а после приглашал прославить Бога и спеть какой-нибудь псалом.

Священники не возбраняли народу посещать Михаила Наумовича, зная его преданность Православной Церкви. Они видели его праведную жизнь и понимали, что он своим примером и духовными беседами назидает простой народ и научает любить Святую Церковь, почитать пастырей, внимать церковным службам и усердствовать ко храму Божию. Местные батюшки и сами нередко обращались к Михаилу Наумовичу в важных жизненных обстоятельствах и имели к нему глубокое уважение и любовь. Многие почитали подвижника за его жизнь, но он этим не превозносился, считал себя великим грешником и всегда с сокрушением вспоминал, что он долгие годы провел в мирской суете и нерадении. К старцу нередко приводили больных, но он отказывался их лечить или исцелять. Советовал молиться Богу и обращаться к врачам, а к бабушкам и знахарям ходить запрещал.

Когда пустынник исполнилось 60 лет, он стал страдать от болей в желудке. Но, несмотря на болезнь, не изменил своего правила и отшельнической жизни и еще прожил в уединении 18 лет. Всего же он провел в этом подвиге 40 лет.

Почувствовав приближение смерти, Михаил Наумович усугубил свои молитвы и стал чаще посещать детей, подавая им последние наставления: «Живите, дети мои, по Божии, людей не обижайте, кто вас обидит – прощайте и никогда ни с кем из обидчиков не судитесь, нет вам моего благословения с кем-либо судиться. Господь Сам вас рассудит. Странников принимайте, нищих не оставляйте, в церковь ходите всегда и дома молитесь чаще. Друг с другом не ссорьтесь: где мир да любовь, в том доме и Бог!»

Кончина старца последовала 19-го октября 1876 года.

Подготовила Ксения Миронова

По материалам: Жизнеописания отечественных подвижников
благочестия XVIII и XIX веков. Октябрь. 
Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1994.


___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998.





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100