Суббота, 4 Апреля 2020 г.
Духовная мудрость

Прп. Лаврентий о зарубежниках
Берегитесь так называемой зарубежной церкви и знайте, что она не стоит в диптихе Православных Церквей. Многострадальная Церковь наша выстояла в безбожном государстве. Ей честь и слава и вечная похвала! Наша страна не зарубежная и наша Церковь не зарубежная! Наша страна постоянная! У нас нет зарубежных церквей.
Прп. Лаврентий Черниговский про РПЦЗ

Свт. Филарет Московский о войне
Война – священное дело для тех, которые принимают ее по необходимости, в защиту правды, веры, Отечества. Приемляй раны и полагаяй живот свой в сей брани, идет вслед мучеников к нетленному венцу.
Свт. Филарет Московский

Свт. Филарет Московский о католиках
Папство подобно плоду, чья кора (оболочка) христианской церковности, унаследованной с древности, постепенно распадается, чтобы открыть его антихристианскую сердцевину.
Свт. Филарет Московский о католиках

Вл.Агафангел о сути 2
Нынешний процесс глобализации, несомненно, приведет к воцарению антихриста и кончине мира. Это мы должны свидетельствовать перед всеми как непреложную данность. Политическая, экономическая, этическая и мировоззренческая база будущего царства антихриста строится уже сейчас.
Митр. Агафангел Одесский о происходящем

Свт. Феофан об очист.войне
Припомним 1812-й год: зачем это приходили к нам французы? – Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал уже забываться тот урок.
Свт. Феофан Затворник

В кулуарах

Тайные молитвы да не звучат вслух
В наше непростое время все чаще и чаще в некоторых храмах священники читают вслух тайные священнические молитвы за Литургией. Это веяние получило распространение в обновленческой среде еще в конце XIX – начале XX века. Представители так называемой «живой церкви» стали сокращать службы, переводить на...

«Из русского народа еще выйдут герои»
О плодотворном художественном творчестве Максима Фаюстова мы уже не раз писали на страницах нашей газеты. В этом году исполняется 10 лет, как он впервые выставил самую известную свою картину «Русский герой Евгений Родионов». За эти годы в постерах и репродукциях она разошлась далеко по России.

Россия, тревога!: «Мир вокруг нас ещё продолжает выглядеть привычно», но это уже не так
Председатель Правительства Мишустин выступил в Казахстане на пленарной сессии форума Евразийского экономического союза «Цифровое будущее глобальной экономики». Тема выступления: «Построение устойчивого региона на основе данных и искусственного интеллекта».

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Судебный фарс в двух действиях с музыкальным сопровождением: О показательном «процессе над попами» в Саратове в 1918 г.


Сто лет назад — 5–6 октября 1918 года — в Большом зале Саратовской консерватории состоялся… нет, не концерт, а что-то вроде театрального действа: «суд над попами», как назвали это представление большевистские газеты. На скамье подсудимых в тот день оказались почти все представители Епархиального совета, епископ Вольский Герман (Косолапов) и известный в Саратове проповедник, любимый народом пастырь протоиерей Михаил Платонов. Дело саратовского священства длилось целый год и для двоих фигурантов — священномученика Германа и священномученика Михаила — закончилось внесудебной расправой и мученическим венцом. 10 октября Православная Церковь вспоминает об их подвиге.

Запрещенная панихида
 
 

Формальным поводом для начала преследования отца Михаила Платонова стала проповедь, которую он произнес в Свято-Серафимовском храме Саратова. Тогда священник в краткой молитве помянул невинно убиенного бывшего императора Николая Романова; в представлении органов власти это превратилось в панихиду по Царской семье, якобы за проведение которой батюшка был арестован.

О расправе над государем отец Михаил узнал из советских газет. Нужно отметить, что советская власть долго скрывала от народа факт убийства царя, а когда его всё же пришлось обнародовать, чекисты получили негласный приказ отслеживать и подавлять как контрреволюционные все сочувственные отзывы об убиенном.

Может быть, отец Михаил звал церковный народ отомстить за совершенное убийство? Вовсе нет. Как показало следствие, вина священника состояла в том, что он напомнил: преступников, без суда и следствия убивших помазанника Божия, самих ждет Божий суд.

24 августа отец Михаил Платонов был арестован. В самом факте ареста священника не было ничего для того времени необычного. Но в дело вмешалось высокое политическое руководство в лице Троцкого, который во время своего краткого визита в Саратов в сентябре 1918 года остался недоволен тем, как здесь ведется антицерковная пропаганда. В ответ на это председатель Саратовского губисполкома В. П. Антонов-Саратовский пообещал провести показательный «процесс над попами», в котором фигурировали бы высшие церковные чины.

Теория заговора

И сторона обвинения засучила рукава. Конечно, отца Михаила они могли «упечь», не сильно напрягаясь, — ведь факт молитвенного поминовения «кровавого деспота» был налицо. А уж доказать, что слова «Господи, упокой душу раба Божия Николая» наносят непоправимый вред «народной власти», — это, знаете ли, товарищи, дело техники! Но как привязать к этому делу целый Епархиальный совет? Да еще так, чтобы соблюсти видимость законности…

Это позже, в 30-е годы, священника можно было расстрелять за то, что он, скажем, «японский шпион». А в 1918 году обвинению пришлось изрядно попотеть, прежде чем выдвинуть версию о глобальном заговоре духовенства против советской власти. Выглядела она так: священник Михаил Платонов настроил прихожан против власти Советов, а Епархиальный совет инсценировал для верующих города Саратова закрытие Серафимовского храма, чтобы они подумали, будто бы это сделала советская власть, и возненавидели ее. На основании этих смехотворных измышлений были арестованы епископ Вольский, викарий Саратовской епархии, Герман (Косолапов), протоиерей Алексий Хитров, иерей Николай Докторов, иерей Евгений Шкенев, Петр Петрович Львов и Евгений Николаевич Аниров.

На самом деле, Свято-Серафимовский храм оставался без священника всего несколько дней. Это и неудивительно. Найти замену отцу Михаилу было непросто: в это время свирепствовала эпидемия испанки, и клирики ближайшего Крестовоздвиженского храма были больны.

 

Кроме того, епископ Герман (Косолапов) рассудил так: если оставить храм закрытым, то прихожане будут активнее хлопотать за своего пастыря. С точки зрения стороны обвинителей, это была уже явная крамола и подстрекательство к бунту.

Нужно признать, что Владыка Герман не был опытным управленцем и допустил несколько ошибок бюрократического характера: не вовремя подписал нужную бумагу, дал некоторые распоряжения устно, а не письменно. Все это сторона обвинения представила как явные свидетельства преступного умысла и потребовала для фигурантов дела ни много ни мало высшей меры наказания.

…для иудеев соблазн

5 октября в Большом зале Саратовской консерватории собрались государственные обвинители, судьи в количестве семи человек (аналог суда присяжных), адвокаты подсудимых. Допрос фигурантов дела, прения сторон — всё это происходило публично при огромном стечении народа. Однако внешнее сходство с настоящим судом только подчеркивало фарсовый характер происходящего.

Один из главных «актеров» этого фарса (он же, вероятно, и автор вышеизложенной «теории заговора») — главный обвинитель Гикель Хацкелевич, недоучившийся студент Харьковского технологического института, возможно, имевший опыт работы в судебной сфере. Именно он вступил на суде с отцом Михаилом Платоновым в известный диалог о границах христианского повиновения власти.

Хацкелевичу нельзя отказать в определенной логике. Он не отрицал, что советская власть была захвачена силой. Значит — делал он вполне логичный и вместе с тем провокационный вывод — она не может считаться легитимной? Кроме того, эта власть безбожна. Не является ли в этом случае обязанностью христианина поднять оружие против этой власти? Не должен ли пастырь призвать паству к вооруженному сопротивлению?

Хацкелевич бьет точно в цель. И многие сегодня, обвиняя Церковь в пассивности, соглашательстве, фактически повторяют его логику. Но это логика бунта. Это логика людей, утопивших Россию в потоках крови.

Отец Михаил смог явить на этом процессе другую логику: логику христианина, который подчиняется власти, который молится за проклинающих, который благословляет гонящих. Эта та самая «нелогичная логика», которая для иудеев соблазн, для эллинов безумие (ср.: 1 Кор. 1, 23)… Логика, победившая мир.

Ответ священномученика Михаила и сегодня для многих прозвучит соблазном и безумием:

   «Если вы скажете: “Сочувствуете ли?”, я скажу: “Нет”. Относительно послушания — дело другое. В чьих бы руках власть ни находилась, хотя бы самых нехороших людей, которым я не сочувствовал бы, тем не менее я считаю ее такой, которой я обязан повиноваться. Если царь — ему должен повиноваться; республика — тогда той власти, которая там есть. <…> за веру и Отечество можно выступить только по указанию законной власти. Но чтобы теперь всякий человек вздумал взять оружие и выступить на защиту — это я считаю не только безумием, но и антихристианским делом».

Dura lex

Несмотря на очевидную недоказанность обвинения, пролетарский суд после долгого обсуждения вынес приговор по полной программе: гражданина Платонова Михаила Павловича приговорить к расстрелу, епископа Германа и протоиерея Алексия Хитрова — к пятнадцати годам лишения свободы с применением общественных работ. Остальных обвиняемых освободили в зале суда, условно осудив на десять лет каждого.

Дальнейшие действия пролетарского правосудия не поддаются уже вообще никакой логике. Адвокаты епископа Германа подали кассационную жалобу, и она была удовлетворена по причине того, что на одном из протоколов поставили лишнюю подпись. Кассационный отдел рекомендовал саратовскому трибуналу разыграть драму суда еще раз.

Второй суд с теми же фигурантами состоялся в том же зале 11 января 1919 года. На этот раз приговор был гораздо более «мягким»: всего-навсего двадцать лет тюремного заключения для отца Михаила и пятнадцать — для епископа Германа. Протоиерей Алексий Хитров был освобожден в зале суда.

Видимо, на суд подействовала мощная волна поддержки, которая сопровождала узников совести во время первого процесса: прихожане и духовенство храмов Саратова и Вольска вели сбор подписей за отмену приговора и пересмотр дела. Под этими воззваниями было собрано около десяти тысяч подписей верующих.

Однако то, что не сделал трибунал, довершила Чрезвычайная Комиссия: 9 октября 1919 года епископа Германа (Косолапова) и иерея Михаила Платонова казнили во внесудебном порядке «за антисоветскую агитацию» и как непримиримых врагов рабоче-крестьянской власти. Вместе с ними к расстрелу приговорили еще 13 человек. Смертный приговор был приведен в исполнение в ночь с 9 на 10 октября 1919 года на Воскресенском кладбище.

Перед казнью палачи предложили узникам отречься от Бога. Святые мученики отказались. Сохранилось предание, что перед смертью Владыку Германа осиял свет, и он поднялся над землей. Но это не помешало чекистам предать его и всех остальных лютой смерти.

Газета «Православная вера» № 19 (614)

Источник: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/sudebnyjj-fars-v-dvukh-dejjstviyakh-s-muzykalnym-soprovozhdeniem


___________________
См. также:

Подрыв России безбожием: Об отделении Церкви от государства и последующих гонениях, арестах, расстрелах

Сопротивление верующего народа: 100 лет назад в Петрограде прошло грандиозное шествие против гонений на Церковь

Русь Святая, храни Веру Православную!: О празднике Собора Новомучеников и Исповедников Российских с Царской Семьей во главе



Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


«Роль Православия и Русских – государствообразующая»: Наказ священнослужителей по поправкам в Конституцию

Поправки к преамбуле российской Конституции, предложенные заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора Константином Малофеевым, поддержали и дополнили своими предложениями многие клирики Русской Православной Церкви.


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Фотогалерея
Полезно почитать

Император Николай II: отречение, которого не было

История знает множество мифов. Эти мифы бывают, иногда настолько живучи, что их воспринимают как истину. Мифы эти, конечно, создаются конкретными людьми ради конкретных целей, но затем они начинают жить сами по себе, и бороться с ними бывает крайне нелегко. К числу таковых лживых мифов принадлежит утверждение,...


Откровения глобалиста об эпидемии цифрового аутизма

На Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) 23 января с.г. состоялся бизнес-завтрак Сбербанка «Личностная трансформация в цифровую эпоху». Глобалисты признались, что перешли к цифровизации человека. О значении и результатах этого эксперимента мы узнаем из слов скандально известного и принципиально безбожного Андрея Курпатова...


Народ не готов к приходу Царя?: О единственном пути возрождения и спасения России

В наше время часто приходится слышать о том, что сейчас народ не готов к приходу Царя. И слышать это приходится от людей духовного звания. Дорогие мои, такие слова – не есть слова любви к Царю. Сердце истинно любящих нашего Русского Православного Царя-Батюшку и Великомученика Царя Николая II с его святой Семьей, и грядущего Царя, предсказанного нам многими святыми, никогда не сможет произнести такие слова.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100