Суббота, 16 Февраля 2019 г.
Духовная мудрость

Сщмч. Иларион (Троицкий) о Православии
Христианская жизнь возможна только в Церкви; только Церковь живет Христовой жизнью.
Сщмч. Иларион (Троицкий) о Православии

Оптинский старец Амвросий о соборности
Ни одно важное дело нельзя совершать вместе с неверующим человеком. Через него будет действовать темная сила и все доброе дело разрушит.
Оптинский старец Амвросий о соборности

Свт.Игнатий об апостасии
К положению Церкви должно мирствовать, хотя вместе должно и понимать его. Это – попущение Свыше, которого мы понять не можем.
Свт. Игнатий об апостасии

Прав. Иоанн Кронштадтский о войне
Чтобы заслужить небесную помощь в тяжелых обстоятельствах Отечества, нужна твердая вера в Божественную помощь, а главное – покаяние в грехах, вызвавших гнев Божий на Россию, исправление нравов.
Прав. Иоанн Кронштадтский

Митр. Иоанн об истинной любви
<Евангельская> любовь... не терпит никаких посягательств на истины веры,.. не имеет ничего общего с теми лукавыми отговорками, которые используют экуменисты для прикрытия своих неблаговидных целей.
Митр. Иоанн (Снычев)

В кулуарах

Дипломатия или предательство?: О последствиях замалчивания церковными представителями украинской и других проблем
...Никогда ещё в истории «благоразумное молчание» там, где нужно было ясное и отрезвляющее слово, не приводило к умиротворению вражды. Напротив – это молчание бунтовщиками всегда воспринималось как признак слабости и сигнал к новым атакам, а сомневающимися – как знак согласия Церкви с совершающимися...

Народная песня – источник русскости: Беседа с преподавателем епархиальных курсов С.Ф. Тухленковым о музыке и духовности
...Зачем нам нужен фольклор? Сейчас, в отсутствии традиционного жизненного уклада, главная его функция – это красота, понять и насладиться красотой нашего народа. Это питательная среда той народной силы, которая позволяла и до сих пор позволяет нашему народу преодолевать все трудности. Обогащение красотой...

Москва – Небесный Град или окаянный Вавилон?: Историк-публицист Д. Володихин и поэтесса-экскурсовод И. Воскобойникова о Русской Столице
Нынешняя Москва – это две Москвы, живущие друг с другом в тесном объятии, по необходимости терпящие друг друга, но разные по происхождению своему, по идеалам и устремлениям. Каждая из них воспринимает вторую как раковую опухоль в своем теле. Каждая хотела бы избавиться от второй, вырезать ее… Но где...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
23 минуты шока: Фильм «Атака мертвецов. Осовец» появился тихо, скромно, но произвел ошеломляющее впечатление (+ВИДЕО)


Фильм «Атака мертвецов: Осовец», снятый на киностудии «SerB Production» к 100-летию окончания Первой мировой войны – короткометражный, длящийся без одной секунды 23 минуты. Но уму и сердцу дает куда больше, чем иные длинные и нелепые «героические» сериалы, о выходе которых сообщают, как о наиважнейшем событии.

Сейчас модно стало снимать патриотические фильмы. Где о чести, мужестве, славе, и во весь экран – лики гордых героев. Но качество картин, честно говоря, зачастую оставляет желать лучшего: сценарии слабы, сюжетные линии рвутся. Да и актеры, мягко говоря, не впечатляют.

Об этой картине не писали, ее не рекламировали. Она просто появилась: тихо, скромно. И – произвела ошеломляющее впечатление.

Речь в фильме идет об одном из эпизодов Первой мировой войны. Русская крепость Осовец на территории Царства Польского оказалась на пути наступающих немецких войск. Германцы пошли на штурм в сентябре 1914 года. И русские, несмотря на превосходство противника в живой силе и вооружении, сумели отбить атаку.

Тевтоны ХХ века еще не раз шли на приступ, но всякий раз русские вынуждали их отступить. Не помогли немцам и их аэропланы-бомбардировщики, четыре осадные мортиры «Шкода» калибра 305 миллиметров и две «Большие Берты», со страшным воем выпускавшие огромные «чемоданы».

Германцы наносили по крепости удар за ударом. Земля содрогалась как при землетрясении, воздух плавился, вставали стены огня, небо заволакивало дымом и становилось темно, как ночью. Но как только немцы устремлялись в атаку, их встречал шквальный огонь. Германцы все больше зверели, ибо несли немалые потери. К тому же меткий огонь крепостной артиллерии превратил в обломки несколько осадных орудий. В числе прочих были уничтожены обе «Большие Берты».

Ряды защитников крепости таяли, напор врага становился ожесточеннее, однако настроение осажденных было бодрым. Каждое утро, приводя германцев в бешенство, музыканты играли на передовой патриотические мелодии. Наступал день, и с ним – новый штурм или обстрел. И так – до августа 1915 года. Крепость Осовец была германцам как кость в горле...

В начале фильма показано как немцы начинают очередной штурм. Впрочем, они надеялись, что вылазка – последняя, решающая. Еще одно усилие – и над поверженной русской крепостью взовьется германский флаг.

Неприятель приближается к русским окопам. Бой обращается в рукопашную схватку. Мелькают искаженные лица. Хлопают выстрелы. Ножи и штыки разрывают тела. Капает, бьет, хлещет фонтаном кровь. Воздух наполнен иступленными воплями...

Русские стоят насмерть. И яростный немецкий штурм – в который уже раз – проваливается. Ночью объявляется короткое перемирие, и похоронные команды убирают трупы. Их много, очень много...
 
В том бою ранен старый солдат. Но он сумел доползти до своих и рассказать подпоручику Владимиру Котлинскому, что видел «страшного» немца с огромными глазами. Офицер догадывается, что этот человек был в маске. Стало, быть, немцы готовят газовую атаку. А защиты против нее нет. Значит, завтра придется умереть...

В книге Валентина Пикуля «Нечистая сила» есть такой эпизод:

«Под белым флагом парламентера в крепость Осовец явился германский офицер и сказал подполковнику М.С. Свечникову:

– Мы даем вам полмиллиона имперских марок за сдачу фортов. Поверьте, это не взятка и не подкуп – это простой подсчет, что при штурме Осовца мы истратим снарядов на полмиллиона марок. Нам выгоднее истратить стоимость снарядов, но зато сохранить сами снаряды. Не сдадите крепость – обещаю вам, через сорок восемь часов Осовец как таковой перестанет существовать!

Свечников ответил парламентеру вежливо:

– Предлагаю вам остаться со мною. Если через сорок восемь часов Осовец будет стоять, я вас повешу. Если Осовец будет сдан, пожалуйста, будьте так добры, повесьте меня. А денег не возьмем!»

6 августа 1915 года семь тысяч германских пехотинцев устремилась на очередной штурм крепости. Они были в масках, но шагали опасливо озираясь. Хотя на русские позиции были выпущены густые клубы смертельного газа, они не были уверены в своей победе.

Немцы доходят до русских окопов и облегченно вздыхают – повсюду разбросаны безжизненные тела.
 
И вдруг... перед их взором встает потрясающая картина: «мертвецы» поднимаются! Их вид страшен – бледные, замотанные окровавленными платками люди. Они шатаются, захлебываются в неистовом кашле, но бросаются на немцев, палят из винтовок.
 
Начинают «говорить» пулеметы, которые косят густые вражеские цепи.

Их всего семь десятков, к тому же отравленных, ослабевших, едва держащихся на ногах. Но эти храбрецы полны праведного гнева, они обороняют маленький клочок земли, но – своей, русской. У них лишь старые винтовки да горсть патронов, зато вдосталь решимости и отваги. И вот уже над бранным полем, заглушая восклицания недоумевающих, ошеломленных немцев, раздается хриплое, едва слышное ура. «Мертвецы» идут в атаку, обращая врага в бегство!
 
Сдается, что у тех, кто создавал фильм, высок не только профессионализм, но и на высоте совесть, честь.

Практичные немцы привыкли к железной логике – где можно воевать, они воюют, где невозможно – отходят или сдаются. Того же они ждали от противника. Но русские воюют «не по правилам» – они сражаются всегда, в любой, даже безнадежной ситуации. Их может остановить только смерть. Да и с ней они могут договориться! Сначала отбросят врага прочь, а уже потом с последним стоном отдадут Богу душу. Так было и в Первую мировую, и в Великую Отечественную...

С уважением и болью вглядываешься в лица солдат Русской армии – молодых, безусых и бородачей, отцов семейств, идущих в бой. Под выцветшими, солеными от пота гимнастерками безпокойно бьются их сердца. Сколько им еще отмерено стучать? И доколе будут видеть их глаза? Вот сейчас они вылезут из окопов и побегут – под град пуль, россыпь осколков...

Фильм отличается тонкой режиссурой Василия Чигинского и откровенной, до боли пронзительной игрой актеров – Ивана Добронравова, Александра Вдовина, Анвара Либабова, Витаса Эйзенаха и других.

Всего 23 минуты, а сколько впечатлений, переживаний! И – раздумий после финальных титров, плывущих под грустную, щемящую музыку на фоне документальных фотографий русских воинов.
 
Готовя этот материал, нашел в интернете впечатления одного из зрителей. Он написал, что его прадед Иван Васильевич Шиков (Васильев) был участником «Атаки мертвецов». Он вспоминал: «Проснулся на рассвете. Сильно пахло зелеными яблоками. Кругом в блиндаже все были мертвые. Как я остался жив, сам не понимаю. Кашлял кровью. Говорить не мог. Вышел на воздух. В окопах почти пусто. Слышен тяжелый кашель. Все в крови...

Вдруг видим, что на нас идут шеренги немцев. Идут спокойно, не пригибаясь и не торопясь. Мы молча (говорить не могли) поднялись в штыковую атаку. Наша редкая цепь шла медленно. Лица и одежда были в крови. То тут, то там солдат начинал особенно сильно кашлять, выплевывая окровавленные куски своих легких, падал и умирал. Когда из окопов вышли окровавленные русские солдаты и пошли в атаку, то немцы остолбенели и побежали назад. Офицеры пытались остановить их: «Русских мало! Убейте их! Это мертвецы!..»

Что было потом?

Спустя три дня после «Атаки мертвецов» по приказу командования началась эвакуация гарнизона. Форты крепости были взорваны саперами, и твердыню покинули ее защитники. Впрочем, как потом оказалось, ушли не все...
 
В 1924 году, через шесть лет после завершения Первой мировой войны, советские и зарубежные газеты сообщили о русском солдате, который был найден... живым в крепости Осовец, на подземном складе, выход из которого был засыпан взрывом.

О несчастном в спешке эвакуации просто забыли.

Этот человек, поставленный когда-то часовым, давно потерял счет времени. Оставшись в одиночестве, он продолжал нести службу в соответствии с воинским уставом. Бедолага не знал, что императора Николая II, которому он присягал, свергли, в России произошли две революции. Не ведал, что окончилась Первая мировая и прогремела Гражданская война. Потом наступил мир, а солдат все стоял и стоял на часах.

Он жил не в полной темноте, при мерцании свечей. Пил воду, стекавшую с поверхности земли. Покуривал махорку, питался сухарями, тушенкой и сгущенкой с продуктового склада. Там же были одежда и чистое белье.

И так один – девять лет! Когда солдата вывели на воздух, он, схватившись руками за лицо, пронзительно закричал. Отвыкший от дневного света человек ослеп.

Об этом случае поведал писатель Сергей Смирнов в журнале «Огонек», а потом в книге «Рассказы о неизвестных героях». Лишь оговаривался: «Я не могу со всей точностью указать место, где произошел этот случай. Те, кто первым мне о нем рассказывал, говорили, что это было в Бресте, но потом другие называли старые русские крепости Осовец и Ивангород...»

Смирнов писал, что солдату якобы предложили остаться в Польше, но он рвался на родину и вскоре уехал – то ли на Украину, то ли на Дон. На этом его следы оборвались.

В той же книге Смирнов писал, что на его публикацию пришло много откликов. Один из читателей сообщил, что информацию о солдате он видел в смоленской газете «Рабочий путь» за 1925 год. Там было указано, что безсменный часовой был найден в крепости Осовец. Это подтверждал и очерк «Девять лет под землей», напечатанный в журнале «Всемирный следопыт».

...Защита крепости Осовец стала предтечей героической обороны другой твердыни – спустя четверть века с лишним, летом сорок первого.
 
Тогда насмерть стояли защитники Брестской крепости. О них впервые рассказал тот же Сергей Смирнов.


 
Источник: Столетие.ру
http://www.stoletie.ru/vzglyad/23_minuty_shoka_691.htm


___________________
См. также:

Забытая Первая мировая: Студентам и преподавателям МГИК рассказали правду о «проигранной» войне

Вера – источник непобедимости: Интервью с молодым художником В. Потогиным о картине «Осовец»

Забытая инициатива Царя-мученика Николая II: 120 лет Гаагскому запрету химического оружия

Христолюбивое воинство: Димитриевская родительская суббота



Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Возможно ли Крещение вне Православия?: Согласие Святых Отцов до Карфагенского Собора 256 года и ересь «крещального богословия»

Серьезный вопрос, которым часто задавались и который стремились изучить с самым пристальным вниманием с первых лет послеапостольского периода, – это вопрос о способе принятия в лоно Кафолической Церкви тех, кто отпал от нее в ересь; о возникших вследствие этого отпадения целых инославных, т. е. еретических,...


Православную культуру – в школу!: Обращение участников Рождественских чтений к министру О.Ю. Васильевой

...Считаем, что изучение духовной культуры своего народа, «оснований своей религии» (К.Д. Ушинский) является неотъемлемой частью обучения и воспитания детей в общеобразовательной школе, исторической традицией российского образования, русской школы, насильственно прерванной после катастрофы 1917...


Взять человечество под контроль с целью его уничтожения: Проф. Катасонов о деятельности Римского клуба и Комитета 300

В 2018 году Римскому клубу исполнилось полвека со времени его учреждения по инициативе и на средства Дэвида Рокфеллера, одного из «хозяев денег», который ушел из жизни на 102-м году в марте 2017 года. Основная задача, которая была поставлена перед клубом, - «научно» обосновать политику депопуляции Земли....


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 1 2 3
Фотогалерея
Полезно почитать

Держаться Церкви и противостоять глобализации: Беседа со схиархим. Кенсорином и духовными чадами его и иг. Бориса (Храмцова)

Многие духовные люди отмечают, что наше время – лукавое: посреди различных соблазнов и искушений трудно не уклониться со спасительного пути. Поэтому так ценно простое, но опытное слово современных подвижников. Милостью Божией нам удалось пообщаться с известным духовником, учеником Валаамских старцев...


Царский год – итоги и надежды: Ответы духовенства и мирян о 100-летии Русской Голгофы

Новогодний опрос мы решили сделать традиционным и на сей раз предложили нашим уважаемым респондентам следующие вопросы: «Что ожидалось, на что были надежды в 2018 году в контексте юбилея Царской Голгофы и что произошло в реальности? Какая работа была проведена, какие успехи и/или неудачи Вы можете отметить? Выводы, перспективы, пожелания»…


Преодолеть постсоветский синдром идеи революции: Беседа с М.Б. Смолиным об Имперском возрождении России

...Имперское возрождение для России – это прежде всего выход из современного постсоветского состояния РФ. Это выбор государственного пути для нашего дальнейшего развития, когда мы находимся между либеральным и социалистическим соблазнами западнического развития для нашей Родины...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100