Четверг, 21 Февраля 2019 г.
Духовная мудрость

Прп. Феодосий Киево-Печерский о Православии
Если кто хвалит чужую веру, тем самым он свою хулит... Если тебе скажет спорящий: «И ту и другую веру Бог дал», – то отвечай ему так: «Ты, кривоверный, считаешь и Бога за двоеверца. Так не слышал ли ты, окаянный, развращенный злой верой, что говорится в Писании: един Бог, едина вера, едино крещение!»
Прп. Феодосий Киево-Печерский

Свт. Игнатий (Брянчанинов) о ереси
Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душою, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелью... 
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Сщмч. Иларион (Троицкий) о Православии
Христианская жизнь возможна только в Церкви; только Церковь живет Христовой жизнью.
Сщмч. Иларион (Троицкий) о Православии

Вл.Агафангел о сути
Только основываясь на православном мировоззрении и миропонимании, можно дать истинную оценку процессу глобализации, посмотреть на него «сверху», выйдя из плоскости политико-экономических и товарно-денежных отношений между странами.
Митр. Агафангел Одесский о происходящем

свт.Серафим о вере Православной
Без православной веры нет благодати, нет и истинной любви к ближним, а есть только гибельный эгоизм или только пустые слова о любви, как у еретиков и сектантов.
Свт. Серафим (Соболев) о Православии

В кулуарах

Дипломатия или предательство?: О последствиях замалчивания церковными представителями украинской и других проблем
...Никогда ещё в истории «благоразумное молчание» там, где нужно было ясное и отрезвляющее слово, не приводило к умиротворению вражды. Напротив – это молчание бунтовщиками всегда воспринималось как признак слабости и сигнал к новым атакам, а сомневающимися – как знак согласия Церкви с совершающимися...

Народная песня – источник русскости: Беседа с преподавателем епархиальных курсов С.Ф. Тухленковым о музыке и духовности
...Зачем нам нужен фольклор? Сейчас, в отсутствии традиционного жизненного уклада, главная его функция – это красота, понять и насладиться красотой нашего народа. Это питательная среда той народной силы, которая позволяла и до сих пор позволяет нашему народу преодолевать все трудности. Обогащение красотой...

Москва – Небесный Град или окаянный Вавилон?: Историк-публицист Д. Володихин и поэтесса-экскурсовод И. Воскобойникова о Русской Столице
Нынешняя Москва – это две Москвы, живущие друг с другом в тесном объятии, по необходимости терпящие друг друга, но разные по происхождению своему, по идеалам и устремлениям. Каждая из них воспринимает вторую как раковую опухоль в своем теле. Каждая хотела бы избавиться от второй, вырезать ее… Но где...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Москва – Небесный Град или окаянный Вавилон?: Историк-публицист Д. Володихин и поэтесса-экскурсовод И. Воскобойникова о Русской Столице

2018-12-09_234100.jpg

ДВЕ МОСКВЫ

Нынешняя Москва – это две Москвы, живущие друг с другом в тесном объятии, по необходимости терпящие друг друга, но разные по происхождению своему, по идеалам и устремлениям. Каждая из них воспринимает вторую как раковую опухоль в своем теле. Каждая хотела бы избавиться от второй, вырезать ее… Но где взять такие силы? Где отыскать таких врачей?..

Итак, одна душа Великого города – странная, заемная, нечистая. Последнее слово в этом ряду – самое верное. Это именно «нечистый дух», разрушитель и соблазнитель. Он ничего не производит, он к творчеству неспособен, ибо в натуре его нет иных возможностей помимо обезьянничества, удовлетворения своей корысти, прельщении и подчинении слабых душ. Именно он творит тот фантом темной и жестокосердной Москвы, который так ненавидят по всей России. Суть его – ложь, фальшь, самозванство; света он не любит, правды опасается. Возрос он из идеала личного комфорта, материального благосостояния и, в конечном итоге, всегда означает приоритет денег.

Пляски неоновых рекламных огней, хаотическая разностилица архитектуры, безконечный кубофутуризм и неоконструктивизм банков, торговых центров, корпоративных бараков… Обыкновенное тупое распутство, выведенное на сцену в немыслимо дорогих декорациях, в немыслимо дорогом техническом оформлении, безголосое и безмысленное…

Рядом с этой «душой» Москвы, внутри нее, существуя в одном пространстве,  обитает совершенно другая.

Она издревле живет в Великом городе, время от времени обновляясь. Она – Порфирородная, самим Богом призванная властвовать. По сосудам ее течет Царственный дух, как тек он по венам Рима и артериям Константинополя, как наполнял он капилляры Иерусалима. Эта душа благородна, чиста, сильна. Ее сила рождается из крепкого стояния на вере. И даже в те времена, когда Христова истина шаталась на Руси, претерпевала гонения, была унижена и опозорена, в Москве она все-таки не теряла корней, жила, выживала, поднималась на ноги после страшных болезней, после многолетнего истощения. Пусть в советское время ее не знали, не могли знать миллионные массы москвичей, но все-таки присутствие ее чувствовалось. Тепло, исходившее от храмов, эстетическое чувство, коим веяло от старинных домов, от древних улиц и переулочков, возведенных предками-христианами, сила земли прекрасных московских парков, и даже обезображенная краса Кремля, когда-то призванного оборонять эту Царственность, рождали глухое ощущение прекрасной силы, ушедшей в подвалы души, немотствующей, притаившейся, но все-таки дожидающейся своего часа.

Вот она возродилась. Сотни тысяч, быть может, миллионы пошли в храмы, поклонились не тельцу, а приходскому иерею, узнали молитвенное правило, Исповедь и Причастие. Да хотя бы и те, кто ни разу не бывал в церкви, но все-таки унаследовал от родителей, от дедов и прадедов, ум, энергию, колоссальную Русскую жизнестойкость, колоссальное Русское трудолюбие, естественную порядочность, доброту, склонность к милосердию, – что ж, и они стоят на фундаменте христианских добродетелей, до сих пор не до конца разрушенных, до сих пор управляющих судьбами Русской цивилизации.

Это другая Москва. Она трудится, не щадя себя. На двух, а если понадобится, на трех работах, честно добывая хлеб насущный. Она делает свое дело как надо. А по ночам садится за рабочий стол дома, чтобы украсть у сна время, необходимое для творчества. Она не кичится ни богатством, ни пропиской, ни столичным статусом. Она просто подставляет хребтину под вялую тушу первой, пустой Москвы, она пашет, как и вся Россия, она желает изменить положение дел к лучшему, как и вся Россия, она ищет путей развития, – таких, когда каждому даровано будет право расти в меру способностей, обезпечивать себя и свою семью в меру приложенных усилий, относиться к соотечественникам как к одной большой дружелюбной семье, – как и вся Россия…

Иногда кажется, что вторая Москва вся обращена в прошлое. Что она поживет еще немного и модернизируется до состояния питательного бульона для сверхсовременной и сверхбезсовестной первой Москвы. Что она вконец истает, ничего не останется… Ан нет, здесь любят не прошлое, а вечное.

Лучшие символы Москвы-Порфирогениты, и ее же концентрированная совесть – монастыри. Не напрасно столько усилий вложено в их восстановление. И скачущий пульс духовной жизни города сплетен с неподвижным монастырским духом, с тягою москвичей к старинным обителям. Обителями истинная Москва укореняется, обителями славится, обителями очищается, обители придают ей вес посреди безсмысленных пустот стяжательской суеты.

Москва христианская, Византийско-Русская, обещает новый рассвет. Обещает мост из прошлого в будущее, пролегающий над грязным болотом настоящего. Москва вторая – навигатор будущей России, прошедшей Второе Крещение и рехристианизирующей мир.

Дмитрий Володихин
Московский миф. М., 2014. С. 282–288.

+ + +

РУССКАЯ ДУША СТОЛИЦЫ

Грядущий 2019 год ознаменован 220-летием со дня рождения гениального выразителя духовного облика Русского народа А. С. Пушкина. «Москва... как много в этом звуке для сердца Русского слилось!» – восклицал он. Но так ли это сегодня? Можно ли преодолеть бытующее негативное отношение к нашей столице как очагу корысти, разврата, жестокости, суеты, засилья чужеродного; открыть для себя и прочувствовать ее глубинно Русскую христианскую душу? Об этом мы беседуем с православной поэтессой, литературоведом и журналисткой, членом Союза писателей Инной Воскобойниковой (Вороновой).

 2018-12-10_002302.jpg
Инна у одной из главных Русских святынь
в храме Третьяковской галереи

– Инна, расскажите, пожалуйста, как так сложилось, что Вы проводите экскурсии по Москве и Подмосковью?

– Экскурсоводом я стала неожиданно для себя – подросли дочки и нужно было искать работу. Как я шутила, «засиделась с девками». Возможности пойти в большую журналистику практически не было – командировки, встречи, интервью отняли бы уйму времени от семьи. Другое дело – эссе, очерки, интервью, написанные по зову сердца... Но это случалось не так часто... Сидячая офисная работа мне точно бы не подошла – от рождения я очень неусидчива. А тут знакомый гид предложил попробовать себя в качестве экскурсовода по Москве. Дал два маленьких мячика – мол, можно устроить эстафету по дороге: две команды деток будут передавать мячик друг другу и потом возвратят мне, кто вернет первым – выиграл... Эстафета – неплохо, но чем же можно было еще заняться? В столице я ориентировалась неважно – муж смеялся, когда мне все семь высоток первопрестольной казались одинаковыми...

Сначала я стала гидом-«довозчиком» – с микрофоном (первое время от страха голос дрожал) довозила школьников до определенного московского музея, выдавая путевую информацию, а по большей части просто играя с детьми, выкупала билеты, сопровождала группу, наслаждаясь экскурсией.

С годами пришла экскурсоводческая храбрость, жажда узнавать новое, появились друзья – заядлые путешественники, которые, побывав на моей авторской программе по Красной площади, например, просят показать им другие грани матушки-Москвы... Так постепенно родились программы и для детей, и для взрослых по Китай-городу, Замоскворечью, Александровскому саду, Поклонной горе, Старому Арбату, пушкинским местам...
 
– Ваше восприятие Москвы – какое оно? Что для Вас столица?

– Мне вспоминаются слова Лермонтова:
 
Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,
Как Русский, – сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный…
 
В древности воевали за Москву, ведь это – средоточие духовных богатств, сокровищных святынь, вечных ценностей. Москва – нетленна, Москва – незыблема, она – отражение Града Небесного. И в советские времена шли на войну с верой: умрем, но Москву не сдадим; знали – нельзя иначе. Как написал наш выдающийся современный поэт Петр Алексеевич Синявский:
 
Есть своя родная земля
У ручья и у журавля.
И у нас с тобой есть она, –
И земля родная – одна.
 
Москва – это сердце, остальные города – артерии, которые наполняют  сердце жизнью. Без сердца не может существовать ни один организм.

У Москвы очень много имен: «барыня-боярыня», «гостеприимная», «словоохотливая», «Москва златоглавая», само собой – «Город-герой», «первопрестольная», «столица»… Слова-то какие святые! Поглядите, в иностранных языках, в частности, в английском, столица – capital, на французском – la capitale. Т. е. получается, что европейские столицы сконцентрировали в себе материальные богатства. А у нас столица – не «капиталица», у нас – «первопрестольная», потому что в Успенском соборе Московского Кремля был самый главный, первый престол в государстве, на котором служили Божественную Литургию. Москва – «столица», потому что стол здесь был накрыт для Царя Небесного…

Да, говорят, что Москва – это Вавилон, в котором все понамешано, и разные религии, народности, языки... Много здесь прекрасного, но много и скверны, и нечистоты… Но как нас терпит Господь, так и Москва-матушка все это терпит и как-то очищает себя. Люди, понятно, есть разные. Но вот встречаешься и смотришь – и на москвичей, и на приезжих, которые уже просветлены Москвой – какой-то особый отпечаток она накладывает. Недаром А. С. Грибоедов сказал: «От головы до пяток на всех московских есть особый отпечаток». Это правда. Очень люблю общаться с коренными москвичами. Еще Владимир Гиляровский отмечал, что речь их нетороплива, растягивают букву «а», говорят так, будто по животу себя поглаживают… Да, сегодня люди в Москве постоянно куда-то торопятся, бегут, ведь надо выживать, платить ипотеку, кормить детей… Забот у всех немало,  переживаний, скорбей... Но вот коренные москвичи, несмотря ни на что, – какие-то неторопливые, цельные, особенные... Их Москва наполнила необычайным духовным богатством, интеллектом... Такой была Татьяна Александровна Архипова, моя преподавательница Русского языка в Литературном институте им. Горького. Царствие ей Небесное! Красивая, образная Русская речь, внутреннее достоинство и любовь, безконечная любовь к людям и своему родному городу...

Некоторых, правда, Москва переламывает, кто-то уезжает, возвращается на свою малую родину, но иным она дает своеобразное свечение. Особенно хорошо здесь людям верующим. Потому что столько святынь – аж дух захватывает! И никуда больше ехать не нужно. Заходишь в Свято-Данилов монастырь – а там и святителя Николая Чудотворца мощи, и святителя Спиридона Тримифунтского, и, конечно, святого князя Даниила Московского. Не веришь своему счастью, что вот они, святые, встречают тебя как самая близкая родня. Захотел – поехал к преподобному Сергию Радонежскому в Троице-Сергиеву лавру, потом – к святому Савве Сторожевскому в Звенигород, к преподобному Иосифу Волоцкому в Волокаламск… Москва открывается верующим как нерушимая святыня, как дар Божий.
 
русская душа2.jpg
Инна во время экскурсий
 
– Знаю, что у Вас есть программа по пушкинской Москве. Расскажите, пожалуйста!

– Пушкинскую Москву я показываю, как правило, деткам начальных классов. Но когда со взрослыми проезжаем Немецкую слободу, где «солнце нашей литературы» увидел свет, все с удивлением узнают, что у Пушкина был добрый глаз – считалось, если он посмотрит на человека, то тот уже счастливчик. Недаром специально приводили пред очи поэта деток...

Вот с детьми и бываем на экскурсии сначала в Богоявленском Елоховском соборе, где Пушкина крестили. Случается, что попадаем во время Божественной Литургии, а службы там поистине царские, пышные, неторопливые, очень проникновенные. Тогда даже самые бойкие малыши замирают, а потом спрашивают в восторге: «А это все из золота?» Заинтересовываются судьбой святителя Алексия Московского, чудотворца, воспитателя святого князя Димитрия Донского, который не побоялся поехать в Орду, чтобы исцелить от слепоты жену хана Тайдулу. Мощи его находятся у иконостаса справа... Далее мы едем на Старый Арбат, к музею Пушкина, к двухэтажному старинному особняку, куда после Венчания в храме Большого Вознесения Александр Сергеевич привез свою красавицу-жену Наталью Гончарову. Он снимал эти хоромы, что считалось невиданной роскошью, ведь и в начале 19 столетия на Старом Арбате проживание тоже было очень дорогим. Скульптура молодой четы восторгает деток, бегут фотографироваться, щебечут...

А на днях она стала поводом для печали. Подбегает ко мне второклассница, в глазенках надежда теплится, дергает за рукав пальто и спрашивает: «Скажите, пожалуйста, а Наталья Гончарова тоже умерла, да?» Узнав правду, искренне расстроилась. Для деток не существует никаких временных рамок, они, чистые и наивные, все воспринимают буквально. 

Пушкина дети любят – конечно, многое еще зависит от родителей и учителя, но обычно на весь автобус начинают громко и с чувством читать его выученные на уроках стихи, отрывки из сказок. В такие моменты душа поет!

русская душа.jpg 
 
– Замечательно! Наверное, эта воспитательная составляющая – одна из важнейших в Вашей работе?

– Да, детские души восприимчивы. И в храме даже самый шаловливый ребенок становится смирным, слушает экскурсию внимательно, с удивлением. Им интересно, например, как устроен иконостас. Я рассказываю, что это – многостраничная церковная книга, и можно прочитать эти страницы: местный ряд, самый нижний, с изображениями наших Русских святых; праздничный ряд; третий ряд – деисусный, где Господь сидит, а Матерь Божия, святой Иоанн Креститель, Архангелы Гавриил и Михаил, апостолы Петр и Павел – вроде бы стоят на месте, но на самом деле движутся ко Господу: воздухом своим, складками одежд, поворотом стоп, взглядами – всем они показывают, что Господь – Самый Главный. Дети проникаются. Я стараюсь донести, что если мы будем с Богом – никогда не потеряемся, не оступимся, не упадем в пропасть. А еще говорю, что каждый храм – это большой компас: по нему можно узнать, где какие части света находятся…

Как-то я возила в Троице-Сергиеву лавру подростков. Большинство были крещены, но не воцерковлены, кто-то в храме лишь второй раз в жизни. И вот, заходим в Свято-Троицкий собор, небольшая очередь… И мальчишки у меня спрашивают: «А как же мы будем прикладываться к мертвому человеку?» Я объясняю, что преподобный Сергий – живой, что он объединял наших князей, а святому князю Димитрию Донскому помог победить в Куликовской битве, что из гнезда «игумена всея Руси» его ученики разлетелись по всей России, основали монастыри… Один мальчик не мог выговорить «преподобный Сергий Радонежский» и спросил: «А можно я к нему обращусь по-простому: „Отец Сергей“?» Я ответила: «Конечно, можно, – он обязательно тебя услышит». И вот, этот мальчик, приложившись к мощам, отошел в сторону и говорит своим одноклассникам: «Парни, не могу поверить, со мной такое впервые: у меня – слезы».

русская душа3.jpg
Храм св. блгв. кн. Игоря Черниговского в Переделкине
  
Я вижу, как храмы и монастыри, святые места меняют людей. Конечно, сложно отслеживать судьбы экскурсантов. У каждого свои пути-дорожки. Но приятно бывает, когда люди, например, уже в 12-й раз собираются ко мне на экскурсию. Да, уже 12-й раз у нас будет встреча с друзьями из Люберец. Благодаря таким экскурсантам осваиваешь новые маршруты, расширяешь кругозор, и как отрадно чем-то помочь, что-то хорошее рассказать, что-то новое найти и передать! Для меня было большой честью провести пять экскурсий для сотрудников института нейрохирургии им. Николая Бурденко. Недавно ездили в Николо-Сольбинский монастырь, что в Ярославской области, – пятичасовые пробки только укрепили нашу дружбу...
 
– А у Вас есть любимые места в Москве и Подмосковье, то, что больше всего Вам самой нравится?

– Высший пилотаж для экскурсовода – авторские программы. Придумать такую программу – все равно что написать интересную книжку или нарисовать  картину, или сочинить запоминающуюся музыку. Первая моя авторская программа появилась в городке писателей Переделкине, где живу уже 15 лет. Переделкино всегда казалось мне бездонным колодцем – сколько ни черпай воды живой, она не кончается... Вот по весне на чудо-дереве в кормушке сойка вывела сойчат, вот белки плещутся в листве маньчжурского ореха, по-новому блеснула речка Сетунька... Здесь все – поэзия и тайна, здесь воздух сказкой напоен... Детям говорю по дороге, что это то самое место, где все переделываются в лучшую сторону: люди хмурые уезжают из Переделкина веселыми, ленивые – начинают трудиться, ну, а троечники на «пятерки» учатся, а отличники – на «пять с плюсом». Но это так, в шутку.

А на самом деле Переделкино – драгоценный камень в подмосковной короне. Самое главное – Патриаршее подворье, переделкинский Кремль, старинный храм в честь Преображения Господня и новый, уникальный, в честь святого благоверного князя Игоря Черниговского с фарфоровыми цветными куполами, которые сияют, переливаются на солнце, как бы парят в воздухе… Рядом – замечательное церковное кладбище, где похоронены великие батюшки, в частности, митрополит Нестор (Анисимов), просветитель Камчатки, которого благословил на его непростой подвиг святой Иоанн Кронштадтский.

Это удивительный человек, не побоявшийся страшных морозов, всем сердцем полюбивший камчадалов – народ темный, как он писал, но в то же время наивный, детский, незлобивый, не знающий скверных бранных слов. Он привозил им мази, переводил молитвы – самыми ценными для северных народов были молитвы на освящение рыбы и рыбных снастей. И такая любовь к нему была огромная, что в следующий раз, когда молодой иеромонах, тогда еще не Владыка, Нестор приехал в Камчатские земли, его местные жители несли на руках, пели «Христос Воскресе» и путь ему устилали еловыми и кедровыми «лапками». Прослышав о подвиге этого человека Божьего, и святая Царская Семья, и Великая Княгиня Елисавета Феодоровна передавали свои дары; Елисавета Феодоровна даже сама расписала складной иконостас… Трудами отца Нестора на Камчатке были открытых храмы, школы, богадельни, сестры милосердия поехали в эту вечную мерзлоту…

Еще очень люблю вести экскурсию по Замоскворечью. Это тот район Москвы, где шаг ступишь – и храм. Любимейшее место на земле – Марфо-Мариинская обитель. Вроде бы за пределами – центр города, Большая Ордынка… Но как только войдешь на ее территорию, вся суета куда-то исчезает. И глубокой осенью цветы цветут, совсем другие небеса, незримо Белая Голубица, Ангел Москвы, святая Елисавета Феодоровна идет тебе навстречу. Это детки тоже чувствуют и замирают, любуясь на собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы, на благоухающие газоны, на скульптуру Матушки работы выдающегося скульптора Вячеслава Клыкова… Еще всех удивляет, что в святой совсем не было Русской крови, но как она поступила! Как самая что ни на есть Русская: не покинула пределы страны в страшные времена, а решила разделить чашу страданий со своим народом. Святая Елисавета Феодоровна и сейчас предстательствует пред Богом, хлопочет, как раньше: она почти не спала, о ком-то постоянно заботилась, то перевязывала раны, то читала Псалтирь, то забирала детей опустившихся людей с Хитрова рынка и приводила их к вере, к Богу… А вообще из Замоскворечья небеса видны – вот они, близко, как на ладони… Это – кусочек рая на земле!

Великое счастье показывать людям сокровища нашей безсмертной святой Московии и Подмосковья, неповторимых Переделкина, Сергиева Посада, Гжели, Переславля-Залесского, Звенигорода, Коломны... Счастье большое и непростое – московские пробки, расстояния, всякие сложности: сломавшийся автобус и внезапно осипший микрофон, – чего только не было! Зато радостно необычайно! Видимо, не зря живу...
 
Беседовала Серафима Смолина

Источник: Газета «Православный Крест»*, №23 (215) от 1 декабря 2018 г.

__________________
Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998


См. по теме:







Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Антитеза Христианства: О католицизме и его трансформации из околохристианской ереси в религию антихриста

В данной обзорной статье собраны факты о том, каким образом глобалисты уводят католическую конфессию из околохристианской орбиты, постепенно превращая ее в антитезу Христианства. Всем православным людям известны резко негативные высказывания святых о католической ереси. При этом в данном вопросе мы видим...


«Миссионер» антихристова стада: К чему призывает православных священник Георгий Максимов?

В конце января 2019 года на канале Ютуб появились два новых видеоматериала священника Георгия Максимова, в которых он рассматривает тему новых цифровых технологий, цифровых идентификаторов, биометрии и чипирования, пытаясь ответить на вопрос, имеет ли всё это отношение к Апокалипсису, приходу антихриста...


Возможно ли Крещение вне Православия?: Согласие Святых Отцов до Карфагенского Собора 256 года и ересь «крещального богословия»

Серьезный вопрос, которым часто задавались и который стремились изучить с самым пристальным вниманием с первых лет послеапостольского периода, – это вопрос о способе принятия в лоно Кафолической Церкви тех, кто отпал от нее в ересь; о возникших вследствие этого отпадения целых инославных, т. е. еретических,...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 1 2 3
Фотогалерея
Полезно почитать

Держаться Церкви и противостоять глобализации: Беседа со схиархим. Кенсорином и духовными чадами его и иг. Бориса (Храмцова)

Многие духовные люди отмечают, что наше время – лукавое: посреди различных соблазнов и искушений трудно не уклониться со спасительного пути. Поэтому так ценно простое, но опытное слово современных подвижников. Милостью Божией нам удалось пообщаться с известным духовником, учеником Валаамских старцев...


Царский год – итоги и надежды: Ответы духовенства и мирян о 100-летии Русской Голгофы

Новогодний опрос мы решили сделать традиционным и на сей раз предложили нашим уважаемым респондентам следующие вопросы: «Что ожидалось, на что были надежды в 2018 году в контексте юбилея Царской Голгофы и что произошло в реальности? Какая работа была проведена, какие успехи и/или неудачи Вы можете отметить? Выводы, перспективы, пожелания»…


Преодолеть постсоветский синдром идеи революции: Беседа с М.Б. Смолиным об Имперском возрождении России

...Имперское возрождение для России – это прежде всего выход из современного постсоветского состояния РФ. Это выбор государственного пути для нашего дальнейшего развития, когда мы находимся между либеральным и социалистическим соблазнами западнического развития для нашей Родины...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100