Воскресенье, 17 Февраля 2019 г.
Духовная мудрость

Прп.Иустин о гуманизме
Все формы европейского гуманизма, появившиеся и до, и во время эпохи Возрождения, и после нее, все протестантские, философские, религиозные, социальные, научные, культурные, политические формы гуманизма постоянно, вольно или невольно, стремятся к одному: верой в человека заменить веру в Богочеловека. <И вот, у католиков> человек провозглашен верховным божеством.
Прп. Иустин (Попович)

Прп. Паисий о глобализации

За «совершенной системой кредитных карточек», за компьютерной безопасностью кроется всемирная диктатура, кроется иго антихриста.

Прп. Паисий Святогорец о глобализации

прп.Амвросий о католицизме
Если бы католическое учение было право, то Всеблагий Господь не благоволил бы Антонию Римлянину переплыть на камне в православную сторону, в Новгород.
Прп. Амвросий Оптинский о католицизме

Свт.Серафим о масонском экуменизме
В самом последнем истоке экуменического движения перед нами стоят не только исконные враги нашей Православной Церкви, но стоит отец всякой лжи и пагубы – диавол. В прежние века, возбуждая в Церкви всякие ереси, он хотел погубить Святую Церковь через смешение православных с еретиками. Это делает он и ныне через то же самое смешение посредством экуменизма с его неисчерпаемыми масонскими капиталами.
Свт. Серафим (Соболев) об апостасии

Свт.Феофан о Церкви
Вне Православной Церкви нет истины. Она одна есть верная хранительница всего заповеданного Господом через Святых Апостолов и потому есть настоящая Апостольская Церковь.
Свт. Феофан Затворник

В кулуарах

Дипломатия или предательство?: О последствиях замалчивания церковными представителями украинской и других проблем
...Никогда ещё в истории «благоразумное молчание» там, где нужно было ясное и отрезвляющее слово, не приводило к умиротворению вражды. Напротив – это молчание бунтовщиками всегда воспринималось как признак слабости и сигнал к новым атакам, а сомневающимися – как знак согласия Церкви с совершающимися...

Народная песня – источник русскости: Беседа с преподавателем епархиальных курсов С.Ф. Тухленковым о музыке и духовности
...Зачем нам нужен фольклор? Сейчас, в отсутствии традиционного жизненного уклада, главная его функция – это красота, понять и насладиться красотой нашего народа. Это питательная среда той народной силы, которая позволяла и до сих пор позволяет нашему народу преодолевать все трудности. Обогащение красотой...

Москва – Небесный Град или окаянный Вавилон?: Историк-публицист Д. Володихин и поэтесса-экскурсовод И. Воскобойникова о Русской Столице
Нынешняя Москва – это две Москвы, живущие друг с другом в тесном объятии, по необходимости терпящие друг друга, но разные по происхождению своему, по идеалам и устремлениям. Каждая из них воспринимает вторую как раковую опухоль в своем теле. Каждая хотела бы избавиться от второй, вырезать ее… Но где...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Украшайте себя твердою верою, любовию, страхом Божиим и терпением: Поучение в день памяти великомученицы Екатерины

ekaterina_velikomuchenica-5.jpg

   Св. великомученица Екатерина, память коей совершается ныне, происходила из царского рода и жила в Александрии; она отличалась мудростию и красотою. Когда наступило время замужества и многие желали вступить с нею брак, она говорила близким своим: «если вы найдете мне юношу, который равнялся бы со мною в благородстве, богатстве, красоте и учености, то я выйду за него». Но такой юноша не отыскивался. 

   Однажды мать привела ее к одному пустыннику, христианскому священнику, своему духовному отцу, прося его дать ей благие советы. Пустынник, видя ее мудрость, сказал ей: «я знаю одного юношу, который во всем превосходит тебя: Его красота светлее солнца; премудрость Его управляет всем миром; Его богатство неистощимо, благородство – неизреченно. У Него нет земного отца; Он родился чудесным образом от Пресвятой Девы, Которая, будучи безсмертна душой, вознесена была после Своей смерти и воскрешения из мертвых с душею и телом на небо, где ангелы поклоняются Ей, как Царице. Если ты хочешь видеть этого Юношу, то исполни мои повеления». 

   Пустынник дал Екатерине икону Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем и велел ей провести всю ночь в молитве пред иконою: «помолись с верою, прибавил он – и ты увидишь лице Сына этой Пресвятой Матери». Когда она, пришедши домой и проведя всю ночь в молитве, от утомления заснула, ей приснилось, что Царица Небесная стоит пред ней и держит Младенца, от Котораго исходят солнечные лучи. Но Екатерина не могла видеть лица Младенца – Он отворачивал от нея Свой светлый лик. Когда Мать просила Сына взглянуть на девицу, восхваляя ее красоту, Младенец говорил, что она безобразна, безумна и убога, что она должна идти к старцу, который научит ее, как она должна поступить, чтобы увидеть лице Младенца. 

   Утром Екатерина пошла к старцу и просила его помощи и совета. Старец просветил ее истинною верою и сподобил св. крещения. Возвратившись домой и став на молитву пред иконою, она заснула и увидела, что Младенец смотрел на нее милостиво и сказал Матери: «теперь она столь же богата и премудра, сколько прежде была бедна и неразумна. Хочу, чтобы она была Моя нетленная и вечная невеста». Потом Младенец надел на ее руку чудный перстень. Проснувшись, Екатерина увидела перстень на руке своей и воспламенилась любовию к Небесному Жениху. 

   В это время в Александрию прибыл царь Максентий, жестокий гонитель Церкви, и устроил всенародное языческое торжество. Святая Екатерина, явясь на это празднество, обличала царя в служении бездушным идолам и увещевала его познать истинного Бога. Царь позвал философов, чтобы они защитили язычество. Екатерина победила их в споре, убедительно доказав превосходство христианства пред язычеством. Разгневанный царь приказал казнить философов, а Екатерину предать жесточайшим мучениям, которыя она перенесла с дивным «терпением», и заключить в темницу. Здесь Сам Господь явился к ней с ликами св. Ангелов и сказал: «Я всегда с тобою! Терпением своим ты многих обратишь ко Мне». В отсутствии Максентия, жена его Августа (Василисса), в сопровождении стратилата Порфирия и 200 воинов, посетили Екатерину в темнице, и мученица своею беседою всех их обратила ко Христу. Возвратившийся царь приказал казнить сперва обращенных Екатериною а потом и ее. Она была обезглавлена в 310 году.

   Из повествования о жизни св. великомученицы Екатерины вы, братие, видите, прежде всего, что внешния достоинства наши, как-то: ум, красота, богатство, без внутренних достоинств – твердой христианской веры и любви, мало имеют значения у Бога. Научитесь же из сего, братие, ценить достоинства человека не по внешности, красоте, богатству и другим отличиям, но по внутренним – вере, любви и благочестию. Научитесь из сего и вы, христианские девицы, украшать себя твердою верою, преданностию Богу и любовию к Нему. Скромность и целомудрие да будет всегда с вами. Святой апостол говорит: да будет украшением вашим не плетение волос, не золотые уборы, или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1Петр. III, 3–4). Ходите всегда в приличном одеянии со стыдливостию и целомудрием, украшайте себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою, но добрыми делами (1Тимоф. II, 9–10). Внешния украшения ваши, равно и красота ваша тогда только будут ценны у Господа Бога, когда вы будете украшать себя твердою верою в Бога, любовию и страхом Божиим. Без этого вам никогда не снискать себе милости и благословения Божия, и украшении ваши и красота ваша, чрез которыя могут быть прельщены ко греху многия души, послужат вам еще в большее осуждение.

   Из истории страданий св. великомученицы Екатерины, перенесшей с изумительным терпением самые ужасные и разнообразные виды безчеловечных мучений и потому удостоенной от церкви имени «великомученицы», вы, братие, видите, далее, всю необходимость христианского терпения, без которого самые малые страдания нельзя перенесть. «Так блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его» (Иак. 1,12). «Тако долготерпев, Авраам получи обетование» (Евр. 6, 15); так благоугодили Богу и все святые мученики, пустынножители и др. подвижники благочестия.

Да не подумает, впрочем, кто либо, что терпение нам нужно только в редких, исключительных случаях, как врачевство и оружие или для борьбы с плотскими страстями, или для перенесения скорбей и страданий или для побеждения искушений. Конечно, применение его особенно нужно и спасительно в этих случаях, – конечно, в особыя времена оно особенно потребно; но в смысле обязательной для всех христианской добродетели оно необходимо на всех поприщах жизни, с утра ее и до конца, во всех обстоятельствах, как радостных, так и печальных. «Область терпения, по выражению мудраго учителя отечественной церкви (митрополита Филарета) должна простираться на всю жизнь человека и на все судьбы человечества во всем мире... Минута нетерпения может разстроить годы и века».

Только при обладании терпением возможен успех во всякого рода деятельности.

Возьмем ли область научных открытий и изобретений? Что достигается здесь без терпения? «Гений есть терпение», сказал один знаменитый ученый.

Возьмем ли область житейских занятий? И здесь, что удается без терпения? «Величайший секрет успеха в достижении цели заключается в уменьи ждать», сказал другой ученый, и следовательно – в терпении.

Если в делах житейских ценится известная выдержка, не скорый, но верный способ действования, неослабное стремление к достижению известной цели, одним словом – терпение, то так же или еще более требуется оно в применении ко всем христианским добродетелям. «Терпение – это та плодовитая земля, на которой растет всякая добродетель», говорит святитель Димитрий Ростовский. «Без терпения, говорит другой, более близкий к нашему времени учитель церкви (митрополит Филарет), нет подвига: а без подвига нет добродетели, ни дарования духовнаго, ни спасения. Ибо «царствие небесное нудится» (Матф. 11, 12)». (См. «Церк. Вед.» изд. при Св. Синоде 1890 г.).

Хотители видеть безчисленные тому примеры?

Кто будет иметь успех в молитве без терпения? Сам Господь повелел «молитися и не стужати» (Лук. 18,1). Святый пророк Давид собственным опытом уверяет в действенности такой молитвы, говоря: «терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою» (Пс. 39, 1).

Кто может усовершиться в любви к ближним и в подвигах истинной благотворительности без терпения? Иметь дело с нуждающимися немощными братиями, иногда порочными, трудно исправимыми, неблагодарными, платящими злом за добро, – для всего этого нужен, как всякий согласится, большой запас терпения.

Можно ли научиться совершенному повиновению без терпения? Напрасно, впрочем, мы стали бы перечислять разныя христианские добродетели чтобы показать их тесный союз с терпением: ни одна из них невозможна без терпения. Знали это хорошо святые Божии люди и не только всю жизнь сами подвизались в этой добродетели, но и смиренно молили Бога о даровании им духа терпения, дабы он постоянно и неотступно пребывал в них и руководил их на пути ко спасению.

Можно ли без терпения по-христиански переносить, наконец, часто постигающия каждаго из нас разного рода болезни с душевною пользою для болящаго? Без сомнения нельзя.

Вот несколько примеров истинно христианского терпения, с каким святые переносили свои болезни, – примеров, которые и нас должны научать этой необходимой и спасительной добродетели.

«Феодор, ученик препод. Пахомия Великаго», сильно страдал головою, и просил авву Пахомия, чтобы он своими молитвами облегчил его болезнь. Авва Пахомий говорил ему: «ужели ты думаешь, сын мой, что кому-нибудь приключается болезнь или страдание без попущения Божия? Потому переноси болезнь, и имей терпение в смирении. Когда Бог захочет, подаст тебе здравие; а если захочет дальше испытать тебя, будь благодарен, как Иов благословлял Бога, и получишь от Христа большое успокоение. Хорошо воздержание и пребывание в молитве; но недугующий получит большую награду, если пребудет великодушен и терпелив; и не надейся на лекарства больше, нежели на Бога, будто Он не может даровать здравие».

«Св. Афанасий Великий», пришедши к св. Нифонту, лежавшему на смертном одре, и сев возле него, спросил его: «отче! есть ли какая польза человеку от болезни?» Св. Нифонт отвечал: «как золото, разжигаемое огнем, очищается от ржавчины: так и человек, терпящий болезни, очищается от своих грехов». («Чет.-Мин.» 23 дек.).

«Св. Иоанн лествичник» говорит: «болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение. Благий Господь, видя, что кто-нибудь весьма ленив к подвигам, смиряет плоть его недугом, как отраднейшим подвижничеством; а иногда очищает и душу от лукавых страстей и помыслов». («Леств.» сл. 26, § 55).

Мирской брат великого старца Варсонофия, будучи и сам уже стар, пришедши к нему в монастырь, отрекся от мира и, впадши в водяную болезнь, просил великого старца помолиться о его болезни. Св. Варсонофий отвечал ему так: «болезнь эта постигла тебя для того, чтобы ты не отошел к Богу безплодным. Итак, если потерпишь и будешь благодарить Бога, то она вменится тебе вместо подвигов, так как ты недолго пробыл в иноческом образе. Отчасти же скорбь эта постигла тебя и за то, что ты счел меня ничтожного и себя значущими нечто, – меня, как великого человека, себя, как брата такому человеку, а не знаешь того, что мы чада преступления Адамова, земля и пепел. Благодари же Бога, приведшаго тебя в такое состояние». («Отв.» 345).

Да, все мы, возлюбленные братие, призваны приобретать боголюбезную добродетель терпения, и тем спасительнее будет ее действие на нас, чем раньше мы озаботимся обучиться ей. «Благо есть мужу», говорит пророк Иеремия, «егда возьмет ярем в юности своей» (Пл. Иер. 3, 27).

   Итак, «терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на начальника веры и совершителя Иисуса» (Евр. 12, 1. 2), и да послужит нам терпение ко спасению душ наших! Аминь.

Протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года



Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Возможно ли Крещение вне Православия?: Согласие Святых Отцов до Карфагенского Собора 256 года и ересь «крещального богословия»

Серьезный вопрос, которым часто задавались и который стремились изучить с самым пристальным вниманием с первых лет послеапостольского периода, – это вопрос о способе принятия в лоно Кафолической Церкви тех, кто отпал от нее в ересь; о возникших вследствие этого отпадения целых инославных, т. е. еретических,...


Православную культуру – в школу!: Обращение участников Рождественских чтений к министру О.Ю. Васильевой

...Считаем, что изучение духовной культуры своего народа, «оснований своей религии» (К.Д. Ушинский) является неотъемлемой частью обучения и воспитания детей в общеобразовательной школе, исторической традицией российского образования, русской школы, насильственно прерванной после катастрофы 1917...


Взять человечество под контроль с целью его уничтожения: Проф. Катасонов о деятельности Римского клуба и Комитета 300

В 2018 году Римскому клубу исполнилось полвека со времени его учреждения по инициативе и на средства Дэвида Рокфеллера, одного из «хозяев денег», который ушел из жизни на 102-м году в марте 2017 года. Основная задача, которая была поставлена перед клубом, - «научно» обосновать политику депопуляции Земли....


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 1 2 3
Фотогалерея
Полезно почитать

Держаться Церкви и противостоять глобализации: Беседа со схиархим. Кенсорином и духовными чадами его и иг. Бориса (Храмцова)

Многие духовные люди отмечают, что наше время – лукавое: посреди различных соблазнов и искушений трудно не уклониться со спасительного пути. Поэтому так ценно простое, но опытное слово современных подвижников. Милостью Божией нам удалось пообщаться с известным духовником, учеником Валаамских старцев...


Царский год – итоги и надежды: Ответы духовенства и мирян о 100-летии Русской Голгофы

Новогодний опрос мы решили сделать традиционным и на сей раз предложили нашим уважаемым респондентам следующие вопросы: «Что ожидалось, на что были надежды в 2018 году в контексте юбилея Царской Голгофы и что произошло в реальности? Какая работа была проведена, какие успехи и/или неудачи Вы можете отметить? Выводы, перспективы, пожелания»…


Преодолеть постсоветский синдром идеи революции: Беседа с М.Б. Смолиным об Имперском возрождении России

...Имперское возрождение для России – это прежде всего выход из современного постсоветского состояния РФ. Это выбор государственного пути для нашего дальнейшего развития, когда мы находимся между либеральным и социалистическим соблазнами западнического развития для нашей Родины...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100