Воскресенье, 25 Августа 2019 г.
Духовная мудрость

Прп. Иустин о соборе
Если такой собор, не дай Бог, состоится, от него можно ожидать только одного: расколов, ересей и гибели многих душ.
Прп. Иустин (Попович) о «восьмом вселенском соборе»

прп. Паисий о конце
Многие святые просили бы о том, чтобы жить в нашу эпоху и совершать подвиги. Я радуюсь, когда некоторые угрожают мне расправой за то, что я не молчу и разрушаю их планы.
Прп. Паисий Святогорец о последних временах

свт. Филарет о СМИ
Если хотя за один год взять все худое из светских журналов и соединить, то будет такой смрад, против которого трудно найти довольно ладана, чтобы заглушить оный.
Свт. Филарет (Дроздов) о либеральных СМИ

О.Иона о возрождении
Мы слишком рано обрадовались возрождению веры и слишком быстро забыли, что иная вера хуже безверия и что Христа распяли отнюдь не атеисты.
Старец Иона Одесский об апостасии

Свт. Игнатий о мире
Времена чем далее, тем тяжелее. Христианство, как Дух, неприметным образом для суетящейся и служащей миру толпы, очень приметным образом для внимающих себе, удаляется из среды человечества, предоставляя его (мир) падению его.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) о мiре

В кулуарах

Где лучше жить в наше апостасийное время?: 5 страхов, которые надо победить. Господь выведет Своих
Уважаемая редакция, хочу через Вас обратиться с вопросом к какому-нибудь авторитетному священнику. Сейчас в интернете, в связи с апостасийным возрастанием и усилением электронного контроля, много пишут о том, что лучше жить вдали от мегаполиса. Мы тоже это понимаем, но хотелось бы услышать церковную...

Апокалипсис в действии: Близ есть, при дверех (+ВИДЕО)
Очевидно, что не можем устраниться от ожидающих нас впереди событий, предваряющих Второе Пришествие Христово и предсказанных Господом в Священном Писании и пророчествах многочисленных святых, близких от нас по времени и далеких. Посмотрим, что для нас готовили и осуществили сильные мира сего в текущем...

Народ уходит от непоминающих: Два случая возвращения из раскола в лоно матери-Церкви
Тема раскола по-прежнему остается одной из актуальных в православной жизни. Уход из Русской Православной Церкви в храмы, где не поминают Патриарха, переход к «истинно-верующим» – катакомбникам, старообрядцам, зарубежникам, и прочие отступления являются кровоточащей раной на теле многострадальной России...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Украшайте себя твердою верою, любовию, страхом Божиим и терпением: Поучение в день памяти великомученицы Екатерины

ekaterina_velikomuchenica-5.jpg

   Св. великомученица Екатерина, память коей совершается ныне, происходила из царского рода и жила в Александрии; она отличалась мудростию и красотою. Когда наступило время замужества и многие желали вступить с нею брак, она говорила близким своим: «если вы найдете мне юношу, который равнялся бы со мною в благородстве, богатстве, красоте и учености, то я выйду за него». Но такой юноша не отыскивался. 

   Однажды мать привела ее к одному пустыннику, христианскому священнику, своему духовному отцу, прося его дать ей благие советы. Пустынник, видя ее мудрость, сказал ей: «я знаю одного юношу, который во всем превосходит тебя: Его красота светлее солнца; премудрость Его управляет всем миром; Его богатство неистощимо, благородство – неизреченно. У Него нет земного отца; Он родился чудесным образом от Пресвятой Девы, Которая, будучи безсмертна душой, вознесена была после Своей смерти и воскрешения из мертвых с душею и телом на небо, где ангелы поклоняются Ей, как Царице. Если ты хочешь видеть этого Юношу, то исполни мои повеления». 

   Пустынник дал Екатерине икону Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем и велел ей провести всю ночь в молитве пред иконою: «помолись с верою, прибавил он – и ты увидишь лице Сына этой Пресвятой Матери». Когда она, пришедши домой и проведя всю ночь в молитве, от утомления заснула, ей приснилось, что Царица Небесная стоит пред ней и держит Младенца, от Котораго исходят солнечные лучи. Но Екатерина не могла видеть лица Младенца – Он отворачивал от нея Свой светлый лик. Когда Мать просила Сына взглянуть на девицу, восхваляя ее красоту, Младенец говорил, что она безобразна, безумна и убога, что она должна идти к старцу, который научит ее, как она должна поступить, чтобы увидеть лице Младенца. 

   Утром Екатерина пошла к старцу и просила его помощи и совета. Старец просветил ее истинною верою и сподобил св. крещения. Возвратившись домой и став на молитву пред иконою, она заснула и увидела, что Младенец смотрел на нее милостиво и сказал Матери: «теперь она столь же богата и премудра, сколько прежде была бедна и неразумна. Хочу, чтобы она была Моя нетленная и вечная невеста». Потом Младенец надел на ее руку чудный перстень. Проснувшись, Екатерина увидела перстень на руке своей и воспламенилась любовию к Небесному Жениху. 

   В это время в Александрию прибыл царь Максентий, жестокий гонитель Церкви, и устроил всенародное языческое торжество. Святая Екатерина, явясь на это празднество, обличала царя в служении бездушным идолам и увещевала его познать истинного Бога. Царь позвал философов, чтобы они защитили язычество. Екатерина победила их в споре, убедительно доказав превосходство христианства пред язычеством. Разгневанный царь приказал казнить философов, а Екатерину предать жесточайшим мучениям, которыя она перенесла с дивным «терпением», и заключить в темницу. Здесь Сам Господь явился к ней с ликами св. Ангелов и сказал: «Я всегда с тобою! Терпением своим ты многих обратишь ко Мне». В отсутствии Максентия, жена его Августа (Василисса), в сопровождении стратилата Порфирия и 200 воинов, посетили Екатерину в темнице, и мученица своею беседою всех их обратила ко Христу. Возвратившийся царь приказал казнить сперва обращенных Екатериною а потом и ее. Она была обезглавлена в 310 году.

   Из повествования о жизни св. великомученицы Екатерины вы, братие, видите, прежде всего, что внешния достоинства наши, как-то: ум, красота, богатство, без внутренних достоинств – твердой христианской веры и любви, мало имеют значения у Бога. Научитесь же из сего, братие, ценить достоинства человека не по внешности, красоте, богатству и другим отличиям, но по внутренним – вере, любви и благочестию. Научитесь из сего и вы, христианские девицы, украшать себя твердою верою, преданностию Богу и любовию к Нему. Скромность и целомудрие да будет всегда с вами. Святой апостол говорит: да будет украшением вашим не плетение волос, не золотые уборы, или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1Петр. III, 3–4). Ходите всегда в приличном одеянии со стыдливостию и целомудрием, украшайте себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою, но добрыми делами (1Тимоф. II, 9–10). Внешния украшения ваши, равно и красота ваша тогда только будут ценны у Господа Бога, когда вы будете украшать себя твердою верою в Бога, любовию и страхом Божиим. Без этого вам никогда не снискать себе милости и благословения Божия, и украшении ваши и красота ваша, чрез которыя могут быть прельщены ко греху многия души, послужат вам еще в большее осуждение.

   Из истории страданий св. великомученицы Екатерины, перенесшей с изумительным терпением самые ужасные и разнообразные виды безчеловечных мучений и потому удостоенной от церкви имени «великомученицы», вы, братие, видите, далее, всю необходимость христианского терпения, без которого самые малые страдания нельзя перенесть. «Так блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его» (Иак. 1,12). «Тако долготерпев, Авраам получи обетование» (Евр. 6, 15); так благоугодили Богу и все святые мученики, пустынножители и др. подвижники благочестия.

Да не подумает, впрочем, кто либо, что терпение нам нужно только в редких, исключительных случаях, как врачевство и оружие или для борьбы с плотскими страстями, или для перенесения скорбей и страданий или для побеждения искушений. Конечно, применение его особенно нужно и спасительно в этих случаях, – конечно, в особыя времена оно особенно потребно; но в смысле обязательной для всех христианской добродетели оно необходимо на всех поприщах жизни, с утра ее и до конца, во всех обстоятельствах, как радостных, так и печальных. «Область терпения, по выражению мудраго учителя отечественной церкви (митрополита Филарета) должна простираться на всю жизнь человека и на все судьбы человечества во всем мире... Минута нетерпения может разстроить годы и века».

Только при обладании терпением возможен успех во всякого рода деятельности.

Возьмем ли область научных открытий и изобретений? Что достигается здесь без терпения? «Гений есть терпение», сказал один знаменитый ученый.

Возьмем ли область житейских занятий? И здесь, что удается без терпения? «Величайший секрет успеха в достижении цели заключается в уменьи ждать», сказал другой ученый, и следовательно – в терпении.

Если в делах житейских ценится известная выдержка, не скорый, но верный способ действования, неослабное стремление к достижению известной цели, одним словом – терпение, то так же или еще более требуется оно в применении ко всем христианским добродетелям. «Терпение – это та плодовитая земля, на которой растет всякая добродетель», говорит святитель Димитрий Ростовский. «Без терпения, говорит другой, более близкий к нашему времени учитель церкви (митрополит Филарет), нет подвига: а без подвига нет добродетели, ни дарования духовнаго, ни спасения. Ибо «царствие небесное нудится» (Матф. 11, 12)». (См. «Церк. Вед.» изд. при Св. Синоде 1890 г.).

Хотители видеть безчисленные тому примеры?

Кто будет иметь успех в молитве без терпения? Сам Господь повелел «молитися и не стужати» (Лук. 18,1). Святый пророк Давид собственным опытом уверяет в действенности такой молитвы, говоря: «терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою» (Пс. 39, 1).

Кто может усовершиться в любви к ближним и в подвигах истинной благотворительности без терпения? Иметь дело с нуждающимися немощными братиями, иногда порочными, трудно исправимыми, неблагодарными, платящими злом за добро, – для всего этого нужен, как всякий согласится, большой запас терпения.

Можно ли научиться совершенному повиновению без терпения? Напрасно, впрочем, мы стали бы перечислять разныя христианские добродетели чтобы показать их тесный союз с терпением: ни одна из них невозможна без терпения. Знали это хорошо святые Божии люди и не только всю жизнь сами подвизались в этой добродетели, но и смиренно молили Бога о даровании им духа терпения, дабы он постоянно и неотступно пребывал в них и руководил их на пути ко спасению.

Можно ли без терпения по-христиански переносить, наконец, часто постигающия каждаго из нас разного рода болезни с душевною пользою для болящаго? Без сомнения нельзя.

Вот несколько примеров истинно христианского терпения, с каким святые переносили свои болезни, – примеров, которые и нас должны научать этой необходимой и спасительной добродетели.

«Феодор, ученик препод. Пахомия Великаго», сильно страдал головою, и просил авву Пахомия, чтобы он своими молитвами облегчил его болезнь. Авва Пахомий говорил ему: «ужели ты думаешь, сын мой, что кому-нибудь приключается болезнь или страдание без попущения Божия? Потому переноси болезнь, и имей терпение в смирении. Когда Бог захочет, подаст тебе здравие; а если захочет дальше испытать тебя, будь благодарен, как Иов благословлял Бога, и получишь от Христа большое успокоение. Хорошо воздержание и пребывание в молитве; но недугующий получит большую награду, если пребудет великодушен и терпелив; и не надейся на лекарства больше, нежели на Бога, будто Он не может даровать здравие».

«Св. Афанасий Великий», пришедши к св. Нифонту, лежавшему на смертном одре, и сев возле него, спросил его: «отче! есть ли какая польза человеку от болезни?» Св. Нифонт отвечал: «как золото, разжигаемое огнем, очищается от ржавчины: так и человек, терпящий болезни, очищается от своих грехов». («Чет.-Мин.» 23 дек.).

«Св. Иоанн лествичник» говорит: «болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение. Благий Господь, видя, что кто-нибудь весьма ленив к подвигам, смиряет плоть его недугом, как отраднейшим подвижничеством; а иногда очищает и душу от лукавых страстей и помыслов». («Леств.» сл. 26, § 55).

Мирской брат великого старца Варсонофия, будучи и сам уже стар, пришедши к нему в монастырь, отрекся от мира и, впадши в водяную болезнь, просил великого старца помолиться о его болезни. Св. Варсонофий отвечал ему так: «болезнь эта постигла тебя для того, чтобы ты не отошел к Богу безплодным. Итак, если потерпишь и будешь благодарить Бога, то она вменится тебе вместо подвигов, так как ты недолго пробыл в иноческом образе. Отчасти же скорбь эта постигла тебя и за то, что ты счел меня ничтожного и себя значущими нечто, – меня, как великого человека, себя, как брата такому человеку, а не знаешь того, что мы чада преступления Адамова, земля и пепел. Благодари же Бога, приведшаго тебя в такое состояние». («Отв.» 345).

Да, все мы, возлюбленные братие, призваны приобретать боголюбезную добродетель терпения, и тем спасительнее будет ее действие на нас, чем раньше мы озаботимся обучиться ей. «Благо есть мужу», говорит пророк Иеремия, «егда возьмет ярем в юности своей» (Пл. Иер. 3, 27).

   Итак, «терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на начальника веры и совершителя Иисуса» (Евр. 12, 1. 2), и да послужит нам терпение ко спасению душ наших! Аминь.

Протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года



Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Сводка с антицифрового фронта: Какие ключевые законы, когда были приняты, кем пролоббированы и что делать?

В последнее время идет очень серьезная атака на все традиционные основы. Условным началом ее можно считать 1 апреля 2019 года, когда был принят 48-ФЗ, который легализовал СНИЛС как универсальный идентификатор личности – по сути как замену паспорта, имени и всего прочего для цели...


Антиэкуменический Катехизис: Труд Оптинского старца Симеона (Ларина) о пагубной всеереси нашего времени

Этот Катехизис составлен Оптинским игуменом Симеоном (Лариным) (1918–2016). Сам старец считал этот труд соборным, потому что при его написании много советовался с оптинскими и афонскими отцами. Вероятно, по этой причине на обложке издания указаны в качестве составителей монахи и Оптиной...


Потребуют ли осознанного отречения от Бога при антихристе?: Доклад с конференции антиглобалистов УПЦ (+ВИДЕО)

...Так следует поступать со всеми веяниями глобализма – отвергать на том этапе, когда от нас требуется добровольное согласие с «новым мировым порядком». Иначе, добровольно согласившись с навязываемой нам системой, мы принимаем ее правила, заключающиеся в поклонении новому «хозяину мира», будет оно совершаться...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Мы должны остаться Христовыми: Проповедь о вере во всесильную помощь Божию в последние времена (+Рассказ)

Промыслом Божиим в один из недавних праздников мы сподобились побывать в древней обители нашей обширной Матушки-России, где услышали проповедь, которая отогнала от сердца малодушие и укрепила в вере во всесильную помощь Божию. Нам удалось записать эти слова и позже познакомиться с батюшкой, но по смирению...


Пятое Евангелие – живая природа: Состояние Христианства наших времен – солнце на закате

...Закатывающееся солнце живо представляет собою состояние Христианства наших времен. Светит то же солнце правды Христос, Он испущает те же лучи; но они уже не проливают ни того сияния, ни той теплоты, как во времена, нам предшествовавшие. Это оттого, что лучи не падают прямо на нас, но текут к нам лишь...


Последние времена: Для чего живем, куда идем, кому служим?

Мы говорим: последние времена, и только слепой этого не видит. Но почему же большинство из нас слепые? Надо открыто всем решить вопрос: для чего мы живем, куда идем, кому служим? Мы говорим о последних временах, но умалчиваем причины: что их приближает? Боимся сильных мира сего и забываем о вечном. «Кругом...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100