Понедельник, 25 Мая 2020 г.
Духовная мудрость

Оптинский старец Амвросий о соборности
Ни одно важное дело нельзя совершать вместе с неверующим человеком. Через него будет действовать темная сила и все доброе дело разрушит.
Оптинский старец Амвросий о соборности

Свт. Филарет Московский о войне
Война – священное дело для тех, которые принимают ее по необходимости, в защиту правды, веры, Отечества. Приемляй раны и полагаяй живот свой в сей брани, идет вслед мучеников к нетленному венцу.
Свт. Филарет Московский

Прп. Паисий Величковский о католиках
Латинство откололось от Церкви и пало в бездну ересей и заблуждений, и лежит в них без всякой надежды восстания.
Прп. Паисий Величковский о католиках

Прп.Варсонофий об Апокалипсисе
Тот, кто будет читать Апокалипсис перед концом мира, будет поистине блажен, ибо будет понимать то, что совершается, а, понимая, будет и готовить себя. Читая, он будет видеть в событиях, описанных в Апокалипсисе, те или иные современные ему события. Но кто сегодня читает его?..
Прп. Варсонофий Оптинский

Прот. Николай Гурьянов
Россия не поднимется, пока не осознает, кто был наш Русский Царь Николай... Господь не дарует России нового Царя, пока не покаемся искренно за то, что допустили иноверцам очернить и ритуально умучить Царскую Семью... Должно быть духовное осознание.
Старец Николай Гурьянов о монархии и покаянии

В кулуарах

Глумление обновленцев-криптокатоликов над таинствами
Митрополит Иларион (Алфеев) обвинил в неразумной ревности тех верующих, кто не желает причащаться новым «коронавирусным» способом с окунанием или протиранием лжицы и отиранием уст одноразовыми салфетками.

Тайные молитвы да не звучат вслух
В наше непростое время все чаще и чаще в некоторых храмах священники читают вслух тайные священнические молитвы за Литургией. Это веяние получило распространение в обновленческой среде еще в конце XIX – начале XX века. Представители так называемой «живой церкви» стали сокращать службы, переводить на...

«Из русского народа еще выйдут герои»
О плодотворном художественном творчестве Максима Фаюстова мы уже не раз писали на страницах нашей газеты. В этом году исполняется 10 лет, как он впервые выставил самую известную свою картину «Русский герой Евгений Родионов». За эти годы в постерах и репродукциях она разошлась далеко по России.

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
«Бдите и молитеся, да не внидете в напасть»: Беседа Рождественским постом о трезвении

2018-12-13.2.jpg

Бдите и молитеся, 
да не внидете в напасть.
Мф. 26, 41

По случаю начала Рождественского поста серию публикаций о насущных проблемах духовной жизни в реалиях современного мира продолжает беседа с нашим постоянным автором иеромонахом Петром (Семеновым) о трезвении.

– Батюшка, что такое трезвение, каково святоотеческое учение об этом делании?

– Трезвение – это добродетель сердечной чистоты. Преподобный Исихий Иерусалимский пишет: «Трезвение есть духовное художество, которое, если долго и с постоянным усердием осуществляется, с Божией помощью совершенно избавляет человека от страстных помыслов и слов, и худых дел <…>. Само же оно есть собственно чистота сердца, которая по величию своему и своим высоким качествам или, истиннее сказать, по нашему невниманию и нерадению крайне редка ныне у монахов; между тем как Христос ублажает ее, говоря: „Блаженни чистии сердцем: яко тии Бога узрят“ (Мф. 5, 8)».

В то же время трезвение – синоним таких добродетелей, как внимание, хранение сердца и проч. «Это [делание], – свидетельствует преподобный Симеон Новый Богослов, – одни Отцы прозвали „сердечным безмолвием“, другие – „вниманием“, иные – „сердечным хранением“, некоторые – „трезвением и противоречием [помыслам]“, остальные – „исследованием помыслов и блюдением ума“, но все они одинаково возделывали землю своего сердца, благодаря чему получили в пищу божественную манну».

– Какую роль играет трезвение в жизни христианина? Это понятие многие относят преимущественно к монашескому лексикону. Насколько оно касается мирян?

– Наряду со смирением, трезвение является основой духовной жизни истинного христианина. Преподобный Симеон говорит об этом так: «Святые наши Отцы, услышав слова Господа: „Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека“ (Мф. 15,19–20), и увещание Его очищать внутренность чаши, дабы и снаружи стала она чистой (см.: Там же. 23, 26), подвизались в хранении сердца, не помышляя о всяком другом упражнении в добродетелях, точно зная, что вместе с этим деланием они без труда овладеют любым другим, но без него добродетель устоять не может».

– Помню, много лет назад я исповедовалась в одном монастыре и среди прочих грехов упомянула рассеянность. Речь шла о житейском упущении – забыла о чьей-то просьбе, допустила по невниманию какую-то ошибку… Но когда был назван этот грех, принимавший исповедь духовник неожиданно для меня очень глубоко, с какой-то особенной скорбью воздохнул. Тогда я удивилась его реакции: из всех перечисленный прегрешений рассеянность казалась самым незначительным, легким. Но сейчас понимаю, что данное слово имеет и иной, гораздо более серьезный смысл.
Батюшка, почему мы практически всегда пребываем в состоянии духовной рассеянности, неведения своего падения и этого даже не понимаем?

– В Вашем вопросе заключен и ответ. Потому что не трезвимся, не творим молитвы Иисусовой, не читаем святоотеческих писаний; а если и читаем, то не стараемся применять на практике в своей повседневной жизни полученные от Отцов уроки, посильные для нашего исполнения.

– Как же человек может прийти к осознанию необходимости внимательной внутренней жизни, возжелать ее, восскорбеть о своем душевном расслаблении и нечувствии? Как приступить к этому деланию, с чего начать?

– Можно взять какую-либо святоотеческую книгу о молитве и трезвении, например, сборник святителя Феофана Затворника «Святые Отцы о молитве и трезвении» или «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу», или иную, и начать читать. А к этому занятию добавить молитву ко Господу, Божией Матери и святым о помощи в деле спасения. И если такие упражнения станут ежедневными, неопустительными, то Господь дарует охоту к молитве и трезвению и Сам будет поддерживать ее.

– В чем конкретно состоит подвиг трезвения? Какими методами приобретается и хранится внимание в духовной жизни?

– Способов трезвения множество. Преподобный Исихий перечисляет: «Один способ (прием) трезвения есть смотреть неотступно за мечтанием или за прилогом; ибо без мечтания сатана не может устраивать помыслы и представлять их уму к его прельщению обманом. Другой – иметь сердце глубоко всегда молчащим и от всякого помысла безмолвствующим и молиться. Иной – непрестанно в смирении призывать на помощь Господа Иисуса Христа. Иной еще способ – иметь в душе непрестанное памятование о смерти. Все сии делания, возлюбленный, подобно привратникам, возбраняют вход худым помышлениям».

Святитель Феофан Затворник учит, что можно упражняться в трезвении не только Иисусовой молитвой, но и любым другим кратким воззванием. Например, из 24 пунктов молитвы святителя Иоанна Златоуста, входящей в вечернее правило, выбрать один – допустим, «Господи, не лиши мене небесных Твоих благ». И повторять его постоянно: занимаясь работой, принимая пищу, в дороге, при общении с ближними... «Насытившись» этой молитвой, следует перейти к другой – «Господи, избави мя вечных мук» и т. д.

2018-12-13.1.jpg

Есть еще один способ трезвения – заучивать наизусть тексты Евангелия и Псалтири. В древних египетских монастырях даже не постригали в монашество, пока послушник не выучит Евангелие. Это занятие приносило существенную пользу. Например, когда монахи куда-то шли, они не пустословили и не предавались мечтаниям, а произносили по памяти главы из Священного Писания и так всегда содержали ум свой в Боге. Подобное делание было и у преподобного Серафима Саровского в пустыне. Упражнение в Иисусовой молитве батюшка Серафим чередовал с изучением Нового Завета, ежедневно прочитывая по одному Евангелию. Так он неустанно и плодотворно возделывал ниву своего сердца.

А из «Лествицы» преподобного Иоанна Синаита можно понять, что в монастыре, порядки которого он описал как образцовые, иноки знали наизусть и Псалтирь. Так, святой Иоанн рассказывает следующий случай. Игумен вызвал к себе своего ближайшего помощника и через него преподал братии назидательный урок. Когда ученик пришел и поклонился настоятелю в ноги, тот не дал ему благословения подняться и оставил его в коленопреклоненном положении на час. Потом преподобный Иоанн вопросил послушливого подвижника, что тот делал в то время, когда пребывал в преклонении, и инок ответил, что повторял про себя Псалтирь.

Еще очищению сердца способствует богомыслие. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Святые Димитрий Ростовский и Тихон Воронежский занимались богомыслием, т. е. святым размышлением о вочеловечении Бога Слова, о дивном пребывании Его на земле, о страшных и спасительных Его страданиях, о преславном воскресении и вознесении на Небо, также о человеке, о его назначении, о его падении, о его обновлении Искупителем и прочих подобных глубоких тайнах Христианства. <…> Богомыслие, или благочестивые размышления, святителей Димитрия и Тихона служат выражением их духовного преуспеяния. Желающий упражняться в богомыслии пусть читает сочинения святителей. Такое богомыслие будет самым непогрешительным и самым душеполезным. Напротив того, богомыслие соделается самым неправильным и душевредным, если подвижник, прежде очищения покаянием, не имея точного понятия о учении Христианском, позволит себе самовольное размышление, которое не может не быть ошибочным и потому не может не принести душевредных последствий и самообольщения».

– Объясните, пожалуйста, почему вообще верующему человеку нужно следить за своими мыслями? Что такое помыслы, откуда они появляются, как различаются, как с ними обращаться и бороться?

– Наблюдать за помыслами крайне необходимо. Современный сербский старец Фаддей Витовницкий говорил: «Добро и зло начинаются с помысла. Наши мысли воплощаются в жизнь. Мы знаем, что весь мир сотворен Божественной мыслью. Каковы наши мысли, такова и наша жизнь. Люди мало задумываются об этом, но Господь нам открывает, что мысль – огромная сила».

Приведу такой простой пример – огородные работы. Весной мы распахиваем землю и засеваем ее, потом пропалываем от сорняков, удобряем, поливаем всходы семян – и тогда к осени вырастает плод: картошка, морковка, свекла и т. д. Но если мы хотя бы на год оставим свой огород невозделанным, он зарастет травой. Через два года заросли сорняков станут еще выше и гуще. А через десять лет там уже появятся елки. И чтобы вновь подготовить этот участок к посадке культурных растений, придется их рубить, корчевать пни и опять распахивать землю. Так и наше сердце. Если мы за ним не следим, то враг всевает туда свои помыслы, которые со временем воплощаются в дурных словах и делах. Поэтому, как обрабатываем свой огород, так следует возделывать и свое сердце – не давать прорастать на нем злым помыслам, выпалывать их сразу же.

Неопытный человек думает, что все мысли в его голове принадлежат ему. А Святые Отцы учат, что источника помыслов в нашем уме три: Бог, естество и диавол. Но по своей греховности Божественных вразумлений мы сподобляемся редко. Значит, в основном нам приходится иметь дело с помышлениями от естества и диавола. И искушать на грех враг начинает человека именно через помысел – маленькое семя.

Насчет обращения с мыслями преподобный Исихий поясняет: «Первое есть прилог; второе – сочетание, когда наши помыслы и помыслы лукавых демонов смешиваются; третье – сосложение, когда обоего рода помыслы сговорятся на зло и порешат между собою, как им быть; четвертое же есть чувственное деяние или грех. Итак, если ум, трезвенствуя, внимает себе и посредством прекословия и призывания Господа Иисуса прогоняет прилог с самого его приражения, то ничего из того, что обычно следует за ним, уже не бывает. Ибо лукавый, будучи духом безтелесным, не иначе может прельщать души, как через мечтание и помыслы».

А святой праведный Иоанн Кронштадтский дает такой совет: «Мысли человека имеют крайне сильное влияние на состояние и расположение его сердца и действий; потому, чтобы сердце было чисто, добро, покойно, а расположение воли доброе и благочестивое, надо очищать свои мысли молитвою, чтением Священного Писания и творений Святых Отцов, размышлениями о тленности, скоропреходности и исчезновении земных удовольствий».

Святитель же Феофан Затворник о борьбе с дурными помыслами пишет: «Как только заметите, что подходит недоброе, сейчас поражайте то – неприязнью, ненавистью, гневом. Это то же, что подать в грудь нападающего. Затем вопийте ко Господу, Матери Божией и Ангелу-Хранителю о помощи. И не переставайте вопить, пока не пройдет <...>. Все дело внутренней жизни в этом: заметить врага, подать ему в грудь и вопиять ко Господу».

Он же наставляет: «Великая ошибка и ошибка всеобщая – почитать все, возникающее в нас, кровною собственностью (т. е. худые чувства, злые мысли, движения страстные). Заметив приближение врага (начинающееся возбуждение или помысла, или страсти, или наклонности), первее всего спеши сознать, что это – враг. Кто хочет вести брань с собою, тот должен разделить себя на себя и врага, кроющегося в нем. Отделив от себя известное порочное движение и сознав его врагом, передай потом сие сознание и чувству, возроди в сердце неприязнь к нему. Это самое спасительное средство к прогнанию врага».

– Некоторые считают, что служебные и житейские дела (работа, семейные обязанности и т. п.) служат препятствием для внимательной внутренней жизни. Так ли это? Возможно ли хранить трезвение в миру, в обществе и домашнем кругу или в монастыре при хлопотном послушании, отнимающем много времени и сил?

– Разумеется, возможно. Об этом много писали тот же святитель Феофан, а также святые праведные Иоанн Кронштадтский и Алексий Мечев. Последний даже организовал на своем приходе «монастырь в миру». Надо читать их жития и труды и учиться у них трезвенной жизни в условиях современного мира.

2018-12-13.jpg 

– Какое значение в подвиге хранения ума имеют покаяние и Исповедь? Как правильно исповедовать греховные помыслы?

– Покаяние и Исповедь – это еще одно действенное средство для очищения сердца. Бывают мысли, которые подолгу держатся в нас, хотя мы и сопротивляемся им при помощи молитвы. Таковые надо подробно открывать духовнику, и тогда они уходят, как уползает при поднятии камня таившаяся под ним змея. Только в блудных и хульных помыслах должно каяться без подробностей, дабы не повредить и себе самому, и принимающему Исповедь священнику. Преподобный Паисий Святогорец говорит: «Когда нам на ум приходят скверные картины о Христе, Матери Божией, святых, о чем-то божественном и святом или даже о нашем духовном отце и тому подобном, то это хульные помыслы. Этих помыслов и пересказывать-то никому не надо. Духовнику достаточно сказать следующее: „Мне приходят хульные помыслы о Христе, или – о Святом Духе, о Матери Божией, о cвятых, или – о тебе, моем духовном отце“».

Соединение трезвения с покаянием, откровением помыслов и молитвой позволяет наиболее глубоко очищать свою душу от укоренившихся в ней страстей.

– Сегодня часто приходится сталкиваться с мнением о необходимости разделить Таинства Исповеди и Святого Причащения, т. е. разрешить причащение без Исповеди, поскольку якобы для многих покаяние стало формальностью, они не знают, в чем исповедоваться, особенно если приступают к Святым Тайнам регулярно, например, еженедельно… Но, получается, что такие люди не видят своих грехов по причине рассеяния, отсутствия внимания и покаянного делания?

– Да, когда человек не замечает своих прегрешений – это тоже грех, который называется духовная слепота. В ней в таком случае и нужно каяться. Составитель великопостной молитвы преподобный Ефрем Сирин просил: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения…» Так молился святой, от чистоты которого мы отстоим, как земля от неба. И он понимал, что не видит своих грехов и взывал к Богу о просвещении. Тем более нам, окаянным, надо вопиять об этом божественном даре.

А частое Причащение без должного приготовления, без очищения души в Таинстве Исповеди и твердого, решительного намерения исправиться будет не во спасение, а в осуждение. Святой апостол Павел предостерегает: Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 11, 29–30).

– Батюшка, в начале беседы Вы отметили, что Отцы давали трезвению различные определения, и одно из них – «умное делание». Значит, хранение ума и сердца невозможно без молитвы? Расскажите, пожалуйста, как внутреннее внимание связано с молитвенным трудом? Что такое Иисусова молитва, могут ли упражняться в ней миряне, как она помогает в очищении души от страстей?

– Выше уже приведены слова святых о том, что Иисусова молитва – один из способов трезвения, наиболее распространенный и действенный. Заниматься ею – обязанность всех вообще православных верующих. Святитель Симеон Солунский пишет: «Христиане: лица священного сана, монахи и миряне должны, по возможности, молиться о имени Иисуса Христа, по крайней мере – в определенное время. Такое призывание как молитву всякий благочестивый христианин пусть произносит всегда и своим умом, и языком, стоя и на ходу, сидя и лежа, разговаривая и трудясь, и пусть к этому принуждает себя постоянно. Такой обретет величайшую тишину и веселие, как по опыту знают это люди, упражняющиеся в ней. Но т. к. это не всегда вполне удобно для людей, живущих в миру, и для самых монахов, когда они находятся в миру, то каждый должен посвящать молитве по крайней мере определенное время. И все должны иметь сию молитву за образец и совершать ее по возможности – как священные лица, так и монахи, и миряне.

Монахи, как обрекшие себя на это и в отношении к этой молитве имеющие безусловный долг, хотя бы находились среди суеты служебных занятий, пусть принуждают себя совершать ее и молиться Господу непрестанно, хотя бы они и находились в смущении и смятении ума, когда он бывает увлечен чем-нибудь. Пусть они не предаются безпечности, чтобы не быть окраденными врагом, но пусть обращаются к молитве – в ней найдут они для себя отраду.

Лица священные пусть заботятся об этом деле как об апостольском и божественном проповедании, как о деле, производящем божественные плоды, свидетельствуя тем свою любовь ко Христу.

Живущие в миру пусть совершают сию молитву, сколько позволяют силы, видя в ней печать и знамение своей веры, охранение, освящение и оружие против всякого искушения».

Однако при упражнении в Иисусовой молитве не следует желать и искать высоких духовных состояний. Ее словами прежде всего надо каяться в своих грехах, осознанно их проговаривая. Если молишься наедине – тогда вслух, а если в обществе – беззвучно, про себя, чтобы не привлекать внимания.

– Читала у Святых Отцов, что покаянное делание требует борьбы с рассеянностью и пристрастиями. Про первое мы уже сказали, а как быть со вторыми? Что такое пристрастия, отчего они возникают, почему мешают в духовной жизни? Как научиться безпристрастному отношению к людям и вещам?

– Пристрастие – привязанность сердца к какому-либо земному существу или предмету. Она появляется от нашей невнимательности, неосторожности и духовной неопытности. Святой праведный Иоанн Кронштадтский поясняет: «Сердце наше просто, единично и потому не может работать двум господам – Богу и мамоне (см.: Мф. 6, 24), т. е. богатству; значит, нельзя служить искренно Господу и вместе иметь пристрастие к земным вещам, ибо все это относится к мамоне. Да и недостойно человека работать богатству, ибо оно земля и прах. Все земные вещи, если мы привязываемся к ним сердцем, одебеляют его, земленят, и от Бога, и от Матери Божией, и всех святых, от всего духовного, небесного и вечного отвращают нас и привязывают нас к земному, тленному, временному, также и от любви к ближнему отвращают. К довершению всего сказанного надо еще сказать, что дух привязанности к земному, щадения и жаления земного есть дух диавольский, и диавол сам вселяется в человека чрез привязанность его к земному; он нередко входит в наше сердце, как наглый победитель, чрез мгновенное пристрастие к земному, не отвергнутое тотчас, помрачая, подавляя, умерщвляя дух наш и делая его неспособным ни к какому делу Божию, заражая его гордостью, хулою, ропотом, презорством святыни и ближнего, противлением, унынием, отчаянием, злобою».

Чтобы ни к чему не прилепляться, Святые Отцы советуют избегать излишеств, а в качестве необходимого, как то пища, одежда и проч., употреблять самое простое – тогда меньше будем привязываться сердцем. Например, можно пить чай из обыкновенного стакана, а можно – из посуды, украшенной изящным рисунком. Или можно иметь для хранения вещей простую коробку, а можно – шкатулку тонкой резьбы и т. п. К простому сердце не прикипает, а о красивом, дорогом, приятном, питающем наше самолюбие мы нередко сожалеем, когда с таковым приходится расставаться. И в этом тоже надо каяться.

Как и все страсти, греховные расположения к людям и вещам побеждаются только при помощи Божией, испрашиваемой молитвой.

– Каков плод трезвенной, внимательной жизни? Дайте, пожалуйста, какое-нибудь ободрительное напутствие желающим к ней приступить и утвердиться в стремлении непрестанно памятовать о Господе.

– Результатом трезвения, как говорилось в начале, может стать чистота сердца от всех греховных помыслов, которая, по слову Христа, зрит Бога (см.: Мф. 5, 8). 
А напутствием братьям и сестрам, имеющим намерение стяжать эту добродетель, пусть послужат слова преподобного Макария Великого: «Если же и кажется нам сие трудным – по суровости подвигов добродетели, лучше же сказать, по внушению и совету сопротивника, – то вот Господь милосердствует и долготерпит еще, ожидая нашего обращения, и, если грешим, переносит сие в чаянии нашего покаяния, и, если падаем, не стыдится принимать нас снова, как сказал пророк: „Еда падаяй не востает, или отвращаяйся не обратится“? (Иер. 8, 4). Мы только отрезвимся, приобретя благую мысль; скорей и правым образом к Нему обратимся, взыскав Его помощи; а Он готов спасти нас; потому что ожидает горячего, по мере сил наших, устремления к Нему воли нашей, благой от произволения веры и усердия, всякое же преуспеяние производит в нас Сам. Посему, возлюбленные, совлекшись всякого предубеждения, нерадения и обленения, как чада Божии, постараемся соделаться мужественными и готовыми идти во след Его, не будем откладывать сего день за день, увлекаемые к тому пороком; ибо не знаем, когда будет исшествие наше из плоти. Велики же и неизреченны обетования христианам, и в такой мере велики, что с верою и богатством одной души не идут даже в сравнение вся слава и лепота неба и земли, и прочее их украшение и разнообразие, и богатство, и красота, и наслаждение видимым...»

В заключение попросим молитв наших читателей, чтобы и мы, уча других, сами не остались без плодов добродетели трезвения.

Беседовала Анна Самсонова


___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998.


См. также:





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Более ста российских ученых подписались под письмом президенту о недопустимости принятия закона о едином регистре учета населения (ЕФИРе)

Законопроект нарушает положения, установленные Конституцией РФ: ст. 24, согласно которой «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются»; ст. 55 - «в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», которые могут быть ограничены лишь...


Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Фотогалерея
Полезно почитать

Православие – сила неодолимая

Столетиями удары внешних врагов были нацелены на Россию – бастион Православия. И Великая Отечественная война тоже была сражением духовным, где Русский народ защищал свою Родину как хранительницу христианской веры. Внешне эта брань выражалась в долгой и суровой битве, но самый главный, глубинный смысл...


Эпидемия пройдет. А что дальше?

В связи с паникой, поднятой вокруг коронавируса, появилось множество лжепророчеств. Поклонники Нострадамуса, например, нашли у него предсказание о том, что якобы «большая чума не прекратится». Высказались по этой теме и некий раввин, и иранский прорицатель, и оба напророчили человечеству кошмарное будущее. Но ведь не нужно быть пророком, чтобы догадаться о том, что у нас впереди большие испытания. Достаточно почитать Священное Писание.


Молитва за усопших - спасительный круг для них

Сегодня возобновляются поминальные службы в храмах. Более двух недель, начиная со Страстной Седмицы, Церковь не совершала панихиды по усопшим; даже во время отпевания умерших в эти дни звучит радостный Канон Пасхи. За почивших монахов в монастырях читают не Псалтирь, а Евангелие.  


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100