Пятница, 10 Апреля 2020 г.
Духовная мудрость

свт.Тихон о католиках
Пользуясь происходящею у нас неурядицей в Церкви, римский папа всячески стремится насаждать в РПЦ католицизм.
Воззвание свт. Тихона от 1 июля 1923 г.

митр.Иоанн о пагубности экуменизма
Как и всякая ересь, экуменизм лжет, предлагая «братски соединить» Истину с ложью, лукаво делая вид, что не понимает противоестественность такого соединения, надеясь, что люди, завороженные благородством лозунгов, не заметят страшной подмены.
Митр. Иоанн (Снычев)

Свт. Марк Эфесский об абсолютизации Истины
Никогда, о человек, то, что относится к Церкви, не исправляется через компромиссы: нет ничего среднего между истиной и ложью.
Свт. Марк Эфесский

Сщмч. Андроник Никольский о монархии
Пусть никто не верит наговорам обольстителей, которые говорят, что для христианина совершенно безразличен тот или иной порядок гражданской жизни <...> ибо тот или иной строй может содействовать или препятствовать делу спасения.
Сщмч. Андроник (Никольский) о монархии

Оптинский старец Нектарий о влиянии запада
Нам надобно, оставя европейские обычаи, возлюбить Святую Русь и каяться о прошедшем увлечении во оные, быть твердым в Православной вере, молиться Богу, приносить покаяние о прошедшем.
Оптинский старец Нектарий о душепагубном влиянии запада

В кулуарах

Тайные молитвы да не звучат вслух
В наше непростое время все чаще и чаще в некоторых храмах священники читают вслух тайные священнические молитвы за Литургией. Это веяние получило распространение в обновленческой среде еще в конце XIX – начале XX века. Представители так называемой «живой церкви» стали сокращать службы, переводить на...

«Из русского народа еще выйдут герои»
О плодотворном художественном творчестве Максима Фаюстова мы уже не раз писали на страницах нашей газеты. В этом году исполняется 10 лет, как он впервые выставил самую известную свою картину «Русский герой Евгений Родионов». За эти годы в постерах и репродукциях она разошлась далеко по России.

Россия, тревога!: «Мир вокруг нас ещё продолжает выглядеть привычно», но это уже не так
Председатель Правительства Мишустин выступил в Казахстане на пленарной сессии форума Евразийского экономического союза «Цифровое будущее глобальной экономики». Тема выступления: «Построение устойчивого региона на основе данных и искусственного интеллекта».

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Москва-Порфирогенита: Историк Д.М. Володихин о столице России как оплоте Православия, Самодержавия и Народности


В продолжение публикации:


В прошлом номере православная поэтесса и журналистка Инна Воскобойникова (Воронова), работающая экскурсоводом по Москве и Подмосковью, рассказала «ПК», как открывает для себя и своих маленьких и взрослых экскурсантов глубинно Русскую христианскую душу столицы. Затронутая тема вызвала добрые отклики, и мы решили продолжить ее в беседе с историком и писателем, доктором исторических наук, профессором МГУ Дмитрием Володихиным.

2018-12-18_000133.jpg
 
– Дмитрий Михайлович, что такое столица государства, Родины, какое значение она имеет и должна иметь для гражданина? В чем ее смысл, предназначение?

– Ответ зависит от того, что мы понимаем под категорией «государство».

Если мы видим в государстве общественный механизм, направленный к осуществлению «общего блага» или, что как-то ближе к истине, если говорить о современном государстве, – к осуществлению блага сравнительно небольшой страты (группы, слоя, – примеч. ред.) социума, то столица – просто концентрация административных механизмов и, если повезет, еще и мощный транспортный узел, перекачивающий грузы и пассажиров из одного конца страны в другой.

Если же видеть в государстве организм, социальное тело, тогда столица – прежде всего цитадель, где создаются главные интеллектуальные и духовные смыслы для всего государства, а в идеале – для всего государства-цивилизации.

Сейчас у нас в России Москва представляет собой нечто среднее и, дай Бог, будет дрейфовать от состояния коробки с машинами власти к состоянию сердца, перегоняющего кровь высоких смыслов по артериям и венам народа.

 
– Как и почему именно Москва стала центром Русских земель? Каковы ее особенности – исторические, духовные, культурные?

– Центром Русских земель Москва стала в XV веке, при Иване III Великом. Но ничего этого не произошло бы, не стала бы Москва великой владычицей городов и земель объединенного Русского государства, если бы до того, еще в XIV столетии, не были бы совершены первые шаги национального возрождения после тяжелой одури ордынского всевластия: если бы преподобный Сергий Радонежский не произвел реформу Русского монашества и не начало бы оно растекаться светоносными ручьями от обители на Маковце к далеким рубежам, на север и восток, рождая новые и новые обители уединенных молитвенников; если бы не творил преподобный Андрей Рублев; если бы святой Димитрий Донской не вывел рать Северной Руси на бой с Мамаем.

Москва – прежде всего вождь духовный, т. е. православный, затем – национальный, т. е. Русский, а уж потом – политика, оружие, дипломатия и тому подобные производные от главного.


– Об этом писали Русские консерваторы XIX века, представляя Москву оплотом начал «Православие, Самодержавие, Народность». Например, Константин Аксаков, противопоставляя Москву Петербургу – «заграничной столице», называет ее «Русской столицей, сердцем Русской жизни, средоточием всей Русской народности». В существовавшем тогда разделении «центра народного» (Москвы) и «центра правительственного» (Петербурга) виделась причина многих бед России. Что Вы можете сказать о переносе столицы Петром I?

– Петр I перенес столицу, желая приобрести от Европы как можно больше полезного, а именно – призвать в Россию науки, дать место новым технологиям и новым методам организации труда, усовершенствовать армию по последнему слову военной мысли, произвести на свет регулярный военно-морской флот.

Для этого понадобился Санкт-Петербург – как своего рода колоссальные ворота в Европу. Не окно, ведь окно и до Петра существовало, собственно, оно никогда особенно не закрывалось, – нет, а именно ворота, распахнутые настежь. Через эти ворота, действительно, влилось в Россию много полезного… а заодно и вредного.

Свою функцию Санкт-Петербург выполнил до конца за первые сто лет существования или немногим более того. Пришло время возвращаться в Москву, к корням, к сердцу Евразии, к оплоту народной силы и веры. Возращение это предрекали славянофилы, но оно, к несчастью, задержалось…


– Славянофилы также называли первопрестольную символом союза Царя и народа, олицетворением принципа соборности. По их мысли, Царь, Царская Самодержавная власть – необходимое условие единства и благоденствия России… Какие Царские места Вы рекомендуете православным монархистам для посещения? Чем они замечательны, что может дать соприкосновение с ними?

– Я бы посоветовал сначала посетить Кремль – все же именно он является твердыней Царской мощи, оттуда правили страной последние Рюриковичи, вплоть до Василия Шуйского, и первые Романовы, вплоть до молодого Петра I.

А потом, ощутив на себе всю эту кремлевскую мощь, лучше всего съездить и поклониться маленькой церковке святого Трифона в Напрудной слободе. Она, как никакая иная, передает дух Руси, превращающейся в Россию. В ней как будто задержалось время великого перехода: от удельной раздробленности к единству Русского Православного Царства. 

 2018-12-18_000101.jpg
Церковь святого мученика Трифона в Напрудной слободе


– Размышляя о Москве современной, ее облике и своем отношении к ней, многие отмечают некую двойственность. Например, у отца Романа (Тамберга) есть строки: «То ли православная столица, то ли окаянный Вавилон», а у писателя Владимира Крупина – заметка под названием «Москва – столица мракобесия или Небесный град?» Что Вы думаете об этом?

– А Москва действительно существует как будто в двух разных реальностях, кое-где переходящих друг в друга, но почти не смешивающихся. Москва-сверхбогачка, Москва – чугунный горб чиновного снобизма, да, действительно, нитями разноязыкой, разноликой лжи связывается в некое подобие древнего Вавилона.

Но это лишь одно из лиц нашей столицы. В большей степени, по праву рождения и по праву страданий, которые пережил православный народ наш, да и по праву древней имперской культуры, которую Россия переняла от Константинопольской державы, Москва – юная Царица с византийскими лазурными глазами. Москва – Порфирогенита, град царственный, наполненный смыслами, уходящими к Сотворению мира и к Пришествию Христа, и к гонениям сатанинской власти на Православную Церковь, – гонениям, истекшим драгоценным соком великой благодати, щедрого дара Божиего новым и новым поколениям Русских – на память и от безпамятства.


– Вы написали книгу «Московский миф», где, рассуждая о противоречиях современности и прошлого, утверждаете, что, тем не менее, именно в Москве «формулируется Русское будущее»: «Миф, который порождается истинной Москвой, принимает образ надежды. Москва христианская, Византийско-Русская, обещает новый рассвет. Обещает мост из прошлого в будущее, пролегающий над грязным болотом настоящего. В этом мифе нет ни тьмы, ни безнадежности. Напротив, он наполнен солнцем, ощущением начинающейся весны, ароматами цветущей черемухи и сирени. И пусть весна эта едва-едва выбирается из грязных, смерзшихся снегов, пусть холодными водами залиты низины, пусть дороги разбрюзгли, а все-таки она неостановимо катится к лету, к очередному расцвету Русскому. Москва вторая [истинная] – навигатор будущей России, прошедшей Второе Крещение и рехристианизирующей мир». Почему Москва – компас?

– Чего же проще? Истинно все, выросшее на православной почве, истинно все, приближающее нас к естественному состоянию, которое прежде было утеряно, а именно – к состоянию православного Царства. Мы – Империя веры Христовой, Москва – сердце ее. Пока – до половины в силе, но процессы, приближающие нас к этому состоянию, идут, пусть и медленнее, чем хотелось бы.

Беседовала Серафима Смолина 


___________________
Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998


См. также:






Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


«Роль Православия и Русских – государствообразующая»: Наказ священнослужителей по поправкам в Конституцию

Поправки к преамбуле российской Конституции, предложенные заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора Константином Малофеевым, поддержали и дополнили своими предложениями многие клирики Русской Православной Церкви.


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Фотогалерея
Полезно почитать

Император Николай II: отречение, которого не было

История знает множество мифов. Эти мифы бывают, иногда настолько живучи, что их воспринимают как истину. Мифы эти, конечно, создаются конкретными людьми ради конкретных целей, но затем они начинают жить сами по себе, и бороться с ними бывает крайне нелегко. К числу таковых лживых мифов принадлежит утверждение,...


Откровения глобалиста об эпидемии цифрового аутизма

На Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) 23 января с.г. состоялся бизнес-завтрак Сбербанка «Личностная трансформация в цифровую эпоху». Глобалисты признались, что перешли к цифровизации человека. О значении и результатах этого эксперимента мы узнаем из слов скандально известного и принципиально безбожного Андрея Курпатова...


Народ не готов к приходу Царя?: О единственном пути возрождения и спасения России

В наше время часто приходится слышать о том, что сейчас народ не готов к приходу Царя. И слышать это приходится от людей духовного звания. Дорогие мои, такие слова – не есть слова любви к Царю. Сердце истинно любящих нашего Русского Православного Царя-Батюшку и Великомученика Царя Николая II с его святой Семьей, и грядущего Царя, предсказанного нам многими святыми, никогда не сможет произнести такие слова.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100