Четверг, 16 Июля 2020 г.
Духовная мудрость

Златоуст о врагах
Живи в мире с врагами, но со своими врагами, а не с врагами Божиими.
Свт. Иоанн Златоуст

Оптинский старец Нектарий о влиянии запада
Нам надобно, оставя европейские обычаи, возлюбить Святую Русь и каяться о прошедшем увлечении во оные, быть твердым в Православной вере, молиться Богу, приносить покаяние о прошедшем.
Оптинский старец Нектарий о душепагубном влиянии запада

Св. Косма Этолийский о папе
Папа – это антихрист... Папу проклинайте, потому что он станет причиной (отступления).
Св. Косьма Этолийский о ереси католиков

Преп. Паисий о патриотизме
Своим Православием мы обязаны Христу и святым мученикам и отцам нашей Церкви. А своей свободой мы обязаны героям нашего Отечества, пролившим за нас свою кровь. Это святое наследие мы обязаны чтить. 
Преп. Паисий Святогорец о патриотизме

свт.Серафим о вере Православной
Без православной веры нет благодати, нет и истинной любви к ближним, а есть только гибельный эгоизм или только пустые слова о любви, как у еретиков и сектантов.
Свт. Серафим (Соболев) о Православии

В кулуарах

Константин Душенов о тайне беззакония и нашем маловерии
Общественный деятель, публицист, писатель, автор фильмов на православно-патриотическую тематику Константин Юрьевич Душенов в прошлом был известен как главный редактор газеты «Русь Православная», а ныне он директор Агентства аналитической информации с одноименным названием и ведущий нескольких программ на ютуб-канале «День ТВ». Наш корреспондент побеседовал с ним на ряд тем, волнующих сегодня православных христиан.

Расслабление духа: как выжить?
Расслабление – это смерть прежде смерти. Вроде человек живой, а ничего не может. Расслабление – тяжкое, тяжкое наказание. Сейчас в мире все ведется к тому, чтобы расслабить дух, чтобы расширить плоть, чтобы ввести человека в состояние духовной никчемности. И особенно болезненно то, что вот это расслабление входит и в Святое Православие. И мы, дети века сего, тоже не против избежать трудностей, как-то всегда уклоняемся от них.

Наказание за веру –  для христианина награда
Думаю, что на сегодняшний день верующих тревожат две главные мысли: как достойно перенести гонения, которые, скорее всего, нам готовит нынешнее неспокойное время, и состоится ли предсказанное старцами возрождение Триединой Руси, о котором говорили преподобный Серафим Саровский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, преподобные Оптинские старцы и их духовные преемники – протоиерей Николай (Гурьянов) и схиигумен Иероним Санаксарский.

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Католическое богосыновство или бесовство?: О фундаментальном отличии православной аскетики от латинской
Католическое богосыновство или бесовство?: О фундаментальном отличии православной аскетики от латинской

Католический ксендз Эскрива де Балагер, причисленный папой к лицу святых в 1992 г., является типичным примером латинского подвижника. Ведущее место в его наставлениях занимает учение о богосыновстве.

   «Одна из самых значительных случившихся с Эскрива историй, – пишет Д. Аллен, – произошла во время его поездки по Мадриду в 1931 году, через три года после его прозрения в День Ангелов-Хранителей, положившего начало Opus Dei. В тот день он ехал в трамвае и читал ежедневную мадридскую газету ABC, когда внезапно увидел вокруг божественное сияние, настолько потрясшее его, что он не смог сдержаться и закричал во весь голос: "Abba, Отец, Отец!"... Потом Эскрива рассказывал, что в тот момент он ошеломляюще четко осознал себя сыном Божиим – позже он стал называть это ощущение богосыновством. Идея заключается в том, что все мы – создания Божии, а искупая наши грехи через жертву Иисуса на Кресте, Бог нас усыновил, и, таким образом, мы в самом прямом смысле "дети Божии" и пользуемся всей любовью и нежностью, которые подразумевают эти отношения» .

Мнение о себе, как о любимом чаде Господа было главной идеей Эскрива, настолько, «что однажды во время «медитации» (размышления после чтения Евангелия), когда он услышал слова молодого священника о том, что основа духовной жизни Opus Dei — смирение, Эскрива выкрикнул: «Нет, сын мой, богосыновство!» Позже он пришел к такой формуле: если секулярность и освящение работы – каркас Opus Dei, то богосыновство – его фундамент».
 
Однако, когда мы по совести рассудим, то кто из нас, будучи в здравом уме, дерзнет назвать себя сыном Божиим? Ежедневно мы совершаем множество грехов, иногда и не замечая их. Очень часто грехи эти смертные. Сыну же свойственна любовь к отцу. Любовь же к Богу – исполнение Его заповедей. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди – говорит Господь (Ин. 14, 15). Но кто из нас может сказать, что исполнил заповеди Божии? У кого хватит на это совести или, вернее безсовестности?

Нам в пору в своих молитвах к Богу не называть себя сыном, но подобно блудному сыну, взывать: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих (Лк. 15,16). Такому воззрению на себя учит Евангелие. Вот почему преподобные Оптинские Старцы часто повторяли: «Есть смирение – все есть, а нет смирения – ничего нет».
 
Фундаментом же мнения Эскривы о своем богосыновстве является богопротивный порок гордости. Удивительно, но это признает даже его католический биограф, который пишет:
   «На каком-то уровне идея богосыновства должна давать тем, кто серьезно ее воспринимает, удивительную безмятежность, уверенность и даже гордость». 

А святой Апостол Иаков говорит: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6).

   «Питер Берглар в своей биографии Эскрива пишет, что Хосемария, когда служил капелланом в монастыре Святой Изабеллы в Мадриде, проводил долгие часы перед статуей Младенца Христа, размышляя над тем, что означает быть, как Христос, Сыном Божиим».

Мнение о своем богосыновстве является общим для многих католических святых. В частности, нечто подобное произошло с Игнатием Лойлой, основателем ордена иезуитов, который утверждал, что якобы «близ Рима Бог Отец приобщил меня к Своему Сыну…». 

Франциск Ассизкий также сравнивал себя с Господом Иисусом. 

   «Подобно Малпасу, – пишет святитель Игнатий Кавказский, – достигли в отшельничестве сильнейшей бесовской прелести Франциск д'Асиз, Игнатий Лойола и другое подвижники Латинства (по отпадении католиков от Церкви – примеч. ред.), признаваемые в недре его святыми. "Когда Франциск был восхищен на небо – говорит писатель жития его – то Бог Отец, увидев его, пришел на минуту в недоумение, кому отдать преимущество, Сыну ли Своему по естеству, или сыну по благодати – Франциску". Что может быть страшнее, уродливее этой хулы, печальнее этой прелести!» 

Д. Аллен сообщает слова, услышанные им от одного нумерария (члена ордена Опус Деи), что «если бы ему было нужно перевести идею богосыновства на язык современной молодежи, это прозвучало бы примерно так: "Парень, ты чего? Ты знаешь, кто мой папаша?"». Что может быть страшнее, уродливее этой хулы, печальнее этой прелести? 

Эскрива в своих трудах и проповедях выявил несколько следствий из идеи богосыновства. Согласно одному из них, «осознание богосыновства должно вызывать счастье, подлинную удовлетворенность жизнью, которые основаны на реалистичной оценке положения, а не на кратковременной эйфории. Эскрива писал: "Наш путь – это путь радости, преданной верности в служении Богу. Наша радость – это не глупая оживленная улыбка, вызванная физическим благополучием. У нее глубокие корни… Радость – это неизбежное следствие богосыновства, осознания, что мы любимы своим Божественным Отцом, который приближает нас, помогает нам и всегда нас прощает". Действительно, посетители центров Opus Dei обычно бывают поражены радостью и весельем, царящим в этих местах».

Преподобный Иоанн Лествичник обличает данное заблуждение: 
   «Рукою смирения отвергай приходящую радость как недостойный ее, чтобы не обольститься ею и не принять волка вместо пастыря». 

Не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы понять истоки радости опусдеистов.

Святые отцы учит, что истинное правильное духовное состояние – середина между излишней надеждой и отчаянием. 

   «Нам должно, – говорит преподобный Макарий Оптинский, – иметь веру, смирение и надежду на милосердие Божие и не отчаиваться до конца, а всегда пребывать в покаянии, болезновании сердцем и смирении; избегать же двух крайностей: излишней надежды и отчаяния, а иметь себя под всею тварию…».

В сознании Эскривы идея богосыновства была связана с Крестом, но опять же с каком-то фальшивым налетом. Он так размышлял об этом в 1931 г.: «Господи, ты сделал это так, что я понял: обрести Крест – значит неожиданно встретиться со счастьем, с радостью. И именно поэтому я с большей ясностью, чем обычно, вижу, что обрести Крест – значит отождествить себя с Христом, значит быть Христом, быть сыном Бога». 

В православной традиции крест скорбей и страданий – признак любви Божией. Великие скорби – признак избрания Божия. Однако сам избранник не мнит себя сыном Божиим, а помышляет, что он достоин этих скорбей за свои грехи

Преподобный Феодор Свирский при переходе своем в Александров монастырь столкнулся с гонениями настоятеля, который позавидовал его духовной опытности и тому, что люди стали обращаться к нему за советом. Вот как святой объяснил себе свою вину: 
   «Все сие случилось за тяжкие грехи мои, за мою гордость и за мой невоздержанный язык. Слава Тебе, милосердному Создателю моему и Богу, что не оставляешь меня, многогрешного и скверного, но посещаешь и наказуешь меня за мои беззакония Своим милосердием и благоутробием Отеческим».

Ничего подобного никогда не приходило в затуманенную голову Эскривы, поскольку смирение свойство одних православных, как замечает преподобный Иоанн Лествичник. 

Заходя далеко в своих произвольных, не основанных на духовных реалиях рассуждения, Эскрива доходит до откровенной ереси полагая, «что каждый христианин в определенном смысле "соискупитель", имея в виду, что каждый христианин участвует вместе с Христом в работе по спасению мира. Окончательно он это сформулировал в Крестном Пути: "Господь – мой отец, хотя и посылает мне страдания. Он нежно любит меня, хотя и ранит. Иисус страдает, чтобы выполнить святую Божию волю… И я, который также хочет следовать воле Божией, идя по следам Христа, разве могу я жаловаться, встречаясь со страданиями? Это четкий знак моего богосыновства, потому что Он обращается со мной, как и со своим божественным Сыном"».

Церковь Христова знает только одного Искупителя – Господа Иисуса Христа, подвиг Которого вполне достаточен не только для искупления грехов всего человечества от его сотворения до наших дней, но и всех грядущих поколений и не нуждается ни в каких «соискупителях».

В заключение нашего небольшого обзора учения Экривы о богосыновстве еще раз повторим выводы, к которым мы пришли при исследовании. 

Идея богосыновства навеяна лукавыми духами и зиждется на гордыне, который был одержим как сам Эскрива, так и его несчастные последователи. Остальные его положения – логическое следствие размышлений Эскривы над ложной идеей. Логически они действительно вытекают из выдвинутого им тезиса, но к истине Христовой не имеют никакого отношения. Истинные сыновья Божии считают себя хуже всех и грешнее всех. В этом фундаментальное отличие православной аскетики от латинской.

   «Не играйте вашим спасением, не играйте! – предостерегает нас святитель Игнатий.Иначе будете вечно плакать. Займитесь чтением Нового Завета и святых Отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая церковь выдает за святых!); изучите в святых отцах Православной Церкви, как правильно понимать Писание, какое жительство, какие мысли приличны христианину. Из Писания и живой веры изучите Христа и Христианство… 
   Много было таких подвижников в Западной Церкви с того времени, как она впала в папизм, в котором богохульно приписываются человеку Божеские свойства и воздается человеку поклонение, подобающее и приличествующее единому Богу; много эти подвижники написали книг из своего разгоряченного состояния, в котором исступленное самообольщение представлялось им божественною любовию, в котором расстроенное воображение рисовало для них множество видений, льстивших их самолюбию и гордости».


___________________
См. также:







Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ЗАКОНОПРОЕКТУ 744029-7 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О персональных данных" в части обработки биометрических персональных данных»

02 июля 2019 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 744029-7 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О персональных данных» в части обработки биометрических персональных данных» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/744029-7 ). Данная статья ФЗ «О персональных данных» посвящена биометрическим персональным данным, на основании которых можно установить личность человека...


Более ста российских ученых подписались под письмом президенту о недопустимости принятия закона о едином регистре учета населения (ЕФИРе)

Законопроект нарушает положения, установленные Конституцией РФ: ст. 24, согласно которой «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются»; ст. 55 - «в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», которые могут быть ограничены лишь...


Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Фотогалерея
Полезно почитать

 Громкая читка

Писатели, особенно в России, самые настоящие владельцы территорий. Как Питер, так Пушкин, да Достоевский, да приставший к ним Блок. Как Москва, так опять же Пушкин да приставший Булгаков. Как Тамань, так Лермонтов; как Ялта, так Чехов. Как Рязань, так Есенин. Как Север, так Шергин. Из современников: как Воронеж, так Платонов, как Енисей, так Астафьев; как Байкал, так Распутин; как Вологда, так Белов.


Кто и как должен любить Христа?

Как должен верующий православный человек относиться к тому, что происходит сейчас в России? Да и не только сейчас, а вообще: каков критерий, с помощью которого современный русский христианин может составить своё мнение о важнейших политических событиях в стране? И, конечно, о политиках, являющихся главными действующими лицами всех этих событий?


Как одним посланием  митрополит Петр укрепил Церковь

Море лжи и реки крови затопили в то время Землю Русскую, и немалая доля участия в том принадлежала обновленцам. Погрязнув в политических интригах, они писали доносы на архипастырей Православной Церкви, пытались натравить карательные органы новой власти на очередное «контрреволюционное гнездо», соблазняли простых верующих идеями примирения и единства Церкви. Меж тем главной целью «примирения» был захват и покорение ее своему диктату.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100