Вторник, 10 Декабря 2019 г.
Духовная мудрость

Свт.Игнатий о ст. Исаие
Старец Исаия говорил мне: «Пойми время. Не жди благоустройства в общем церковном составе, а будь доволен тем, что предоставлено в частности спасаться людям, желающим спастись».
Свт. Игнатий об апостасии

Прп. Паисий об антихр

Лишь немногие люди твердых убеждений не примут трех шестерок. Те, кто захочет спокойствия и комфорта, примут новые (электронные) удостоверения, а несчастные, благоговейные люди останутся со старыми документами, и поэтому их будут мучить.

Прп. Паисий Святогорец

Прп. Паисий о печати

Помаленьку, после введения карточек и удостоверений личности, то есть составления персональных досье, они лукавым образом приступят к нанесению печати. С помощью разнообразных ухищрений людей станут принуждать принимать печать на лоб или руку. В компьютере будет высвечиваться, запечатлен ли ты, и в зависимости от этого тебя станут или не станут обслуживать.

Прп. Паисий Святогорец

Оптинский старец Никон о душепагубном влиянии запада
Европа научила нас внешним художествам и наукам, а внутреннюю доброту отнимает и колеблет Православную веру; деньги к себе притягивает.
Оптинский старец Никон о душепагубном влиянии запада

Прп.Паисий о штрих

Печать будет начертанием, которое сперва поставят на все товары, а потом людей принудят к тому, чтобы ее ставили им на лоб или на руку.

Прп. Паисий Святогорец

В кулуарах

Тайна человеческой свободы: Не вседозволенность и произвол, но – жизнь духа
Свобода неуловима для определения и является, видимо, самым загадочным свойством человека. Но без свободы человек не был бы человеком в полном смысле слова, а был бы высокоорганизованным, запрограммированным автоматом. Милосердный Господь, не желая насильственного спасения человека, создал его не только...

Как я перестал быть эллинистом: История монаха-иконописца об увлечении греческими модернистами
Мое воцерковление происходило в 90-е годы. В нашей приходской книжной лавке продавались различные православные издания, в том числе и о греческих старцах, их поучения и наставления. Через эти книги я познакомился с житием и подвигами святителя Нектария Эгинского, преподобного Паисия Святогорца, старцев...

Женская мода: Вчера, сегодня, завтра
В отличие от наших целомудренных бабушек или прабабушек, многие современные девушки и женщины не находят необходимым, а точнее даже считают постыдным одеваться скромно и носить платок. Кому-то кажется, что ходить в длинной, хотя бы ниже колен юбке, некрасиво, кто-то не любит косу, предпочитая растрепанные...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Католическое богосыновство или бесовство?: О фундаментальном отличии православной аскетики от латинской
Католическое богосыновство или бесовство?: О фундаментальном отличии православной аскетики от латинской

Католический ксендз Эскрива де Балагер, причисленный папой к лицу святых в 1992 г., является типичным примером латинского подвижника. Ведущее место в его наставлениях занимает учение о богосыновстве.

   «Одна из самых значительных случившихся с Эскрива историй, – пишет Д. Аллен, – произошла во время его поездки по Мадриду в 1931 году, через три года после его прозрения в День Ангелов-Хранителей, положившего начало Opus Dei. В тот день он ехал в трамвае и читал ежедневную мадридскую газету ABC, когда внезапно увидел вокруг божественное сияние, настолько потрясшее его, что он не смог сдержаться и закричал во весь голос: "Abba, Отец, Отец!"... Потом Эскрива рассказывал, что в тот момент он ошеломляюще четко осознал себя сыном Божиим – позже он стал называть это ощущение богосыновством. Идея заключается в том, что все мы – создания Божии, а искупая наши грехи через жертву Иисуса на Кресте, Бог нас усыновил, и, таким образом, мы в самом прямом смысле "дети Божии" и пользуемся всей любовью и нежностью, которые подразумевают эти отношения» .

Мнение о себе, как о любимом чаде Господа было главной идеей Эскрива, настолько, «что однажды во время «медитации» (размышления после чтения Евангелия), когда он услышал слова молодого священника о том, что основа духовной жизни Opus Dei — смирение, Эскрива выкрикнул: «Нет, сын мой, богосыновство!» Позже он пришел к такой формуле: если секулярность и освящение работы – каркас Opus Dei, то богосыновство – его фундамент».
 
Однако, когда мы по совести рассудим, то кто из нас, будучи в здравом уме, дерзнет назвать себя сыном Божиим? Ежедневно мы совершаем множество грехов, иногда и не замечая их. Очень часто грехи эти смертные. Сыну же свойственна любовь к отцу. Любовь же к Богу – исполнение Его заповедей. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди – говорит Господь (Ин. 14, 15). Но кто из нас может сказать, что исполнил заповеди Божии? У кого хватит на это совести или, вернее безсовестности?

Нам в пору в своих молитвах к Богу не называть себя сыном, но подобно блудному сыну, взывать: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих (Лк. 15,16). Такому воззрению на себя учит Евангелие. Вот почему преподобные Оптинские Старцы часто повторяли: «Есть смирение – все есть, а нет смирения – ничего нет».
 
Фундаментом же мнения Эскривы о своем богосыновстве является богопротивный порок гордости. Удивительно, но это признает даже его католический биограф, который пишет:
   «На каком-то уровне идея богосыновства должна давать тем, кто серьезно ее воспринимает, удивительную безмятежность, уверенность и даже гордость». 

А святой Апостол Иаков говорит: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6).

   «Питер Берглар в своей биографии Эскрива пишет, что Хосемария, когда служил капелланом в монастыре Святой Изабеллы в Мадриде, проводил долгие часы перед статуей Младенца Христа, размышляя над тем, что означает быть, как Христос, Сыном Божиим».

Мнение о своем богосыновстве является общим для многих католических святых. В частности, нечто подобное произошло с Игнатием Лойлой, основателем ордена иезуитов, который утверждал, что якобы «близ Рима Бог Отец приобщил меня к Своему Сыну…». 

Франциск Ассизкий также сравнивал себя с Господом Иисусом. 

   «Подобно Малпасу, – пишет святитель Игнатий Кавказский, – достигли в отшельничестве сильнейшей бесовской прелести Франциск д'Асиз, Игнатий Лойола и другое подвижники Латинства (по отпадении католиков от Церкви – примеч. ред.), признаваемые в недре его святыми. "Когда Франциск был восхищен на небо – говорит писатель жития его – то Бог Отец, увидев его, пришел на минуту в недоумение, кому отдать преимущество, Сыну ли Своему по естеству, или сыну по благодати – Франциску". Что может быть страшнее, уродливее этой хулы, печальнее этой прелести!» 

Д. Аллен сообщает слова, услышанные им от одного нумерария (члена ордена Опус Деи), что «если бы ему было нужно перевести идею богосыновства на язык современной молодежи, это прозвучало бы примерно так: "Парень, ты чего? Ты знаешь, кто мой папаша?"». Что может быть страшнее, уродливее этой хулы, печальнее этой прелести? 

Эскрива в своих трудах и проповедях выявил несколько следствий из идеи богосыновства. Согласно одному из них, «осознание богосыновства должно вызывать счастье, подлинную удовлетворенность жизнью, которые основаны на реалистичной оценке положения, а не на кратковременной эйфории. Эскрива писал: "Наш путь – это путь радости, преданной верности в служении Богу. Наша радость – это не глупая оживленная улыбка, вызванная физическим благополучием. У нее глубокие корни… Радость – это неизбежное следствие богосыновства, осознания, что мы любимы своим Божественным Отцом, который приближает нас, помогает нам и всегда нас прощает". Действительно, посетители центров Opus Dei обычно бывают поражены радостью и весельем, царящим в этих местах».

Преподобный Иоанн Лествичник обличает данное заблуждение: 
   «Рукою смирения отвергай приходящую радость как недостойный ее, чтобы не обольститься ею и не принять волка вместо пастыря». 

Не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы понять истоки радости опусдеистов.

Святые отцы учит, что истинное правильное духовное состояние – середина между излишней надеждой и отчаянием. 

   «Нам должно, – говорит преподобный Макарий Оптинский, – иметь веру, смирение и надежду на милосердие Божие и не отчаиваться до конца, а всегда пребывать в покаянии, болезновании сердцем и смирении; избегать же двух крайностей: излишней надежды и отчаяния, а иметь себя под всею тварию…».

В сознании Эскривы идея богосыновства была связана с Крестом, но опять же с каком-то фальшивым налетом. Он так размышлял об этом в 1931 г.: «Господи, ты сделал это так, что я понял: обрести Крест – значит неожиданно встретиться со счастьем, с радостью. И именно поэтому я с большей ясностью, чем обычно, вижу, что обрести Крест – значит отождествить себя с Христом, значит быть Христом, быть сыном Бога». 

В православной традиции крест скорбей и страданий – признак любви Божией. Великие скорби – признак избрания Божия. Однако сам избранник не мнит себя сыном Божиим, а помышляет, что он достоин этих скорбей за свои грехи

Преподобный Феодор Свирский при переходе своем в Александров монастырь столкнулся с гонениями настоятеля, который позавидовал его духовной опытности и тому, что люди стали обращаться к нему за советом. Вот как святой объяснил себе свою вину: 
   «Все сие случилось за тяжкие грехи мои, за мою гордость и за мой невоздержанный язык. Слава Тебе, милосердному Создателю моему и Богу, что не оставляешь меня, многогрешного и скверного, но посещаешь и наказуешь меня за мои беззакония Своим милосердием и благоутробием Отеческим».

Ничего подобного никогда не приходило в затуманенную голову Эскривы, поскольку смирение свойство одних православных, как замечает преподобный Иоанн Лествичник. 

Заходя далеко в своих произвольных, не основанных на духовных реалиях рассуждения, Эскрива доходит до откровенной ереси полагая, «что каждый христианин в определенном смысле "соискупитель", имея в виду, что каждый христианин участвует вместе с Христом в работе по спасению мира. Окончательно он это сформулировал в Крестном Пути: "Господь – мой отец, хотя и посылает мне страдания. Он нежно любит меня, хотя и ранит. Иисус страдает, чтобы выполнить святую Божию волю… И я, который также хочет следовать воле Божией, идя по следам Христа, разве могу я жаловаться, встречаясь со страданиями? Это четкий знак моего богосыновства, потому что Он обращается со мной, как и со своим божественным Сыном"».

Церковь Христова знает только одного Искупителя – Господа Иисуса Христа, подвиг Которого вполне достаточен не только для искупления грехов всего человечества от его сотворения до наших дней, но и всех грядущих поколений и не нуждается ни в каких «соискупителях».

В заключение нашего небольшого обзора учения Экривы о богосыновстве еще раз повторим выводы, к которым мы пришли при исследовании. 

Идея богосыновства навеяна лукавыми духами и зиждется на гордыне, который был одержим как сам Эскрива, так и его несчастные последователи. Остальные его положения – логическое следствие размышлений Эскривы над ложной идеей. Логически они действительно вытекают из выдвинутого им тезиса, но к истине Христовой не имеют никакого отношения. Истинные сыновья Божии считают себя хуже всех и грешнее всех. В этом фундаментальное отличие православной аскетики от латинской.

   «Не играйте вашим спасением, не играйте! – предостерегает нас святитель Игнатий.Иначе будете вечно плакать. Займитесь чтением Нового Завета и святых Отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая церковь выдает за святых!); изучите в святых отцах Православной Церкви, как правильно понимать Писание, какое жительство, какие мысли приличны христианину. Из Писания и живой веры изучите Христа и Христианство… 
   Много было таких подвижников в Западной Церкви с того времени, как она впала в папизм, в котором богохульно приписываются человеку Божеские свойства и воздается человеку поклонение, подобающее и приличествующее единому Богу; много эти подвижники написали книг из своего разгоряченного состояния, в котором исступленное самообольщение представлялось им божественною любовию, в котором расстроенное воображение рисовало для них множество видений, льстивших их самолюбию и гордости».


___________________
См. также:







Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

«Истоки» – школа жизни: Родителям и учителям об уникальной образовательной программе (+ВИДЕО)

В наше время все более актуальным становится вопрос, как оградить детей от учебных программ, растлевающих душу и тело. Надеемся, что для многих родителей отрадным открытием станет знакомство с уникальным курсом «Истоки», который отлично подходит для домашнего образования, весьма распространенного сегодня...


Несостоятелен: Юридическое заключение на законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в РФ»

29 ноября 2019 года Совет Федерации опубликовал для общественного обсуждения законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» (далее – ПФЗ о СБН). Законопроект является юридически несостоятельным, нарушает конституционные права граждан, игнорирует основные начала...


Тайна беззакония: Судебная экспертиза подтвердила присутствие трех шестерок в штрих-коде

Тайна беззакония, о которой говорит нам святое Евангелие, наконец-то открылась нам. Древние Святые Отцы не могли до конца объяснить, что означает начертание антихриста. Хотя они были просвещены Духом Святым и научили нас, как спасаться в этом мире. Только одна тайна была сокрыта от них и открыта для...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Идол по имени «ВИЛ»: Схииг. Сергий (Романов) и еп. Митрофан (Баданин) о духовной важности декоммунизации

Вопрос о возвращении исторической справедливости назрел в обществе. Об этом свидетельствуют многие выступления патриотически настроенной общественности и здравомыслящих представителей власти. Однако сакральной стороны этой темы мало кто касается. Несомненно, если придет понимание духовной важности декоммунизации,...


Держаться за Русскую Церковь и Государственность: Беседа о Промысле Божием в современном мировом кризисе

Отец Паисий – давний друг нашей редакции. Он много паломничает и периодически делится своими впечатлениями. Вот какие ценные мысли он сообщил нам на этот раз… – Батюшка, расскажите, что в последнее время происходит в Церкви? В каком состоянии, на Ваш взгляд, пребывает простой народ? Есть ли у людей правильное понимание ситуации?..


Молитвами Царя Бог спасет Россию: «Державная» беседа с прот. Николаем Болдыревым

В «Православном Кресте» №17 (233) от 1 сентября с. г. мы размещали объявление о помощи в сборе пожертвований на памятник Царю Мученику Николаю II. А недавно милостью Божией мы побывали в храме в честь Священномученика Михаила (Гусева) города Кулебаки Нижегородской области и пообщались...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100