Пятница, 26 Апреля 2024 г.
Духовная мудрость

Прп. Паисий Величковский о католиках
Латинство откололось от Церкви и пало в бездну ересей и заблуждений, и лежит в них без всякой надежды восстания.
Прп. Паисий Величковский о католиках

свт.Феофан о полноте веры
Всё, несогласное с Православием, отвергайте как зло.
Свт. Феофан о полноте веры

Митр. Агафангел о духе мира
Все должны понимать, что внедряемая система тотального контроля и управления людьми, прежде всего, несет вред душам человеческим.
Митрополит Агафангел Одесский

свт. Игнатий о врагах России
Европейские народы всегда завидовали России и старались делать ей зло. Естественно, что и на будущее они будут следовать той же системе. Но Велик русский Бог! Молить нужно Великого Бога, чтобы Он сохранил духовно-нравственную силу нашего народа – Православную веру.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Прп.Паисий о "неведении"+

Наступают тяжелые времена, нас ждут большие испытания. Христиане перенесут великое гонение. Между тем, очевидно, что люди даже не понимают того, что мы уже переживаем знамения последних времен, что печать антихриста становится реальностью. Словно ничего не происходит. Поэтому Священное Писание говорит, что прельстятся и избранные.

Прп. Паисий Святогорец

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
«Моя душа исполнилась благодати настолько, что не могу ее даже вместить»: День памяти преподобного Серафима Глинского

2019-01-01.jpg
  
Преподобный глинский старец схиархимандрит Серафим (в миру – Иван Романович Романцов) родился 28 июня 1885 года в деревне Воронок Крупецкой волости Курской губернии, в семье крестьянина. О жизни его сохранилось немного сведений, поскольку по смирению подвижник про себя практически не рассказывал. Достоверно известно лишь следующее.

Иван окончил церковно-приходскую школу. В августе 1910 года, после смерти родителей, поступил в Глинскую пустынь. Сначала его определили на послушание при хлебне, а через год – при бондарне. В 1914 году он был призван в армию, участвовал в Первой мировой войне. В 1916-м получил ранение и, поправившись, возвратился в обитель. В 1919 году Иван Романцов принял монашеский постриг с именем Ювеналий. Старцем его стал иеромонах Аристоклий (Ветер), научивший пасомого ежедневному чистосердечному исповеданию помыслов и внимательности ко всем движениям души. Впоследствии отец Серафим отмечал, что это внутреннее делание крайне важно для духовного возрастания и спасения.

Руководствуясь наставлениями мудрых глинских старцев и терпеливо перенося различные искушения, он необычайно скоро приобрел навык совершенного послушания и смирения. Кроме стяжания этих добродетелей, подвижник с усердием обучался молитве; любовь к ней настолько пленила его сердце, что она сделалась непрестанной. «Горячая молитва, – вспоминал позже преподобный, – ограждала меня во всех трудных обстоятельствах». В 1920 году монах Ювеналий был рукоположен во иеродиакона.

После закрытия Глинской пустыни отец Ювеналий перешел в Драндский Успенский монастырь Сухумской епархии, где в 1926 году стал иеромонахом и принял пострижение в схиму с именем Серафим. Но в 1928-м Драндская обитель также была закрыта. Тогда подвижник поселился в окрестностях Алма-Аты и работал сторожем на пасеке. В 1930 году он был арестован и выслан на строительство Беломорканала.

С 1934 по 1946 год отец Серафим жил в Киргизии – сначала в Токтогуле, затем – в Таш-Кумыре. Летом он поднимался высоко в горы, где обитал в пристроенной к большому камню плетеной хижине. Внутри этого жилища было лишь сиденье из лозы и каменный выступ – вместо стола. Внизу из-под камня бил родник, а еду старцу приносили из ближайшего селения.

Жизнь батюшки Серафима была поистине аскетической, отшельнической. Он весь предался уединению, чтению Божественного Писания, молитве и богомыслию; спал мало, да и то прямо на полу. Под воскресенье и праздники сам совершал всенощное бдение, стоя на молитве с вечера до утра, и весь день потом не давал себе отдыха. На зиму же преподобный переселялся в дом к одной благочестивой, много помогавшей ему семье. Специально для него они устроили за курятником тайную келью, в которой имелись только печка, кровать и стол.

Сам возрастая духовно, отец Серафим не оставлял и пастырских обязанностей. По ночам, в тайне от безбожников он совершал богослужения, исповедовал и причащал верующих, давал душеспасительные наставления о пути спасения.

В 1946–1947 годах старец жил в Ташкенте, где служил в Свято-Успенском Кафедральном соборе. 30 декабря 1947 года он вернулся в возрожденную Глинскую пустынь, и вскоре был назначен ее духовником.

Умение располагать людей на Исповеди к предельной откровенности являлось особым духовным даром преподобного. Он помогал осознать и прочувствовать, что земная жизнь – это временное странствование к вечности; призывал паству к жизни христианской, совершенной, возвышенной. Его наставления побуждали к отречению от мирских соблазнов и стремлению к святости.

В первую очередь отец Серафим старался привести своих духовных чад ко смирению, о котором писал: «Всего необходимее для спасения смирение истинное, внутреннее убеждение, что вы хуже и грешнее всех и всего, но это – величайший дар Божий, и приобретается он многими трудами. Тогда человек в душе своей ощущает такое спокойствие, которое никакими человеческими словами не изъяснимо. Истинно смиренный, если имеет какие от Бога дарования – молитву или слезы, пост, – то все оное тщательно скрывается, ибо похвала людская, как моль, все изъедает».

В своих письмах и поучениях батюшка постоянно предостерегал от греха осуждения. Его собственное смирение поражало, но поскольку оно сочеталось с ревностью о спасении душ, с чадами он бывал и строгим – если требовалось, обличал прямо и сурово.
День старца начинался с двух часов ночи, когда он вставал на келейное правило. Затем он неопустительно бывал на богослужении, после которого всего себя посвящал утешению верующих: принимал народ, распределял гостей на жительство в пустыни, исповедовал, решал все возникавшие вопросы, и так – до позднего вечера.

За советами к нему обращались не только миряне и монашествовавшие, но и архиереи. Лично знал отца Серафима Святейший Патриарх Алексий I, неоднократно принимавший его и беседовавший с ним о духовных предметах и нуждах его обители. За усердие и примерные труды на пользу Церкви в 1954 и 1957 годах преподобный был награжден наперсным крестом, а в 1960-м – возведен в сан игумена.

После повторного закрытия Глинской пустыни схиигумен Серафим перебрался в Сухуми, где продолжил старческое служение духовником Кафедрального собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Важнейшим поводом переезда батюшки на Кавказ послужили духовные нужды пустынников. В этот пастырский труд он вложил весь свой богатый опыт, молитвенную силу и отцовскую любовь. 70-летний старец в сопровождении нескольких спутников нередко посещал пустынную братию, проходя десятки километров, пробираясь среди зарослей, пересекая реки, поднимаясь и спускаясь по склонам гор.

Отец Серафим опытно знал путь Иисусовой молитвы, необходимейшим условием упражнения в которой считал послушание. Молитвенник, учил старец, должен находиться в подчинении у духовника и отсекать свою волю перед ближними. Кроме того, для стяжания непрестанной памяти Божией потребна усиленная борьба со страстями, – и тогда в чистом сердце молитва пробудится сама собой. Старец также говорил, что монахи, исключая случаи крайней немощи, должны непременно исполнять пятисотницу (ежедневное келейное правило, включающее 500 молитв: 300 Спасителю, 100 Божией Матери и по 50 Ангелу-Хранителю и всем святым, – примеч. ред.).

К экуменизму и прочим отступлениям от веры батюшка относился отрицательно, но не любил, когда при нем осуждали иерархов. Духовные чада свидетельствовали, что, хотя всю жизнь отец Серафим претерпевал гонения и преследования, многие годы провел в тюрьме и ссылке, пережил два разгрома Глинского монастыря, но никогда из его уст не исходили слова поношения или ропота – он все принимал как волю Божию.

О монашестве в миру старец говорил, что оно требует даже большего послушания, чем при жизни в обители. Инок в миру словно пересекает поле, усеянное иглами и колючками, а отложение своей воли, как калугарий (кожаная обувь пилигримов), помогает ему совершать духовное продвижение безболезненно.

За ревностное служение Святой Церкви в 1975 году отец Серафим был возведен в сан архимандрита. До конца своих дней он сохранял бодрость духа и ясность ума, крепкую веру в Бога и глубокую молитвенность.

18 декабря (по гражданскому календарю) того же, 1975 года, во время всенощного бдения в канун праздника святителя Николая, батюшка почувствовал себя плохо и слег в постель. В последующие дни он непрерывно читал вслух молитву Иисусову, а когда уставал, то просил об этом ближних. В течение двух недель старец ежедневно причащался Святых Христовых Тайн. Оставаясь в полном сознании, он сподобился увидеть многих своих братьев по духу, которые, по его словам, пели стихиру Божией Матери «Совет Превечный». Затем слабым голосом преподобный сам запел: «Вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуйя». «О чем я молился всю жизнь, – признался он, – и чего искал, то открылось сейчас в моем сердце; моя душа исполнилась благодати настолько, что не могу ее даже вместить». 31 декабря схиархимандрит Серафим закрыл глаза и уже более ни с кем не говорил, а на следующий день мирно предал дух свой Богу.

21 августа 2010 года за Божественной Литургией в Богородице-Рождественской Глинской пустыни (с. Сосновка Глуховского района Сумской области Украины) был совершен чин прославления трех трудившихся там подвижников XX века – схимитрополита Серафима (Мажуги) и схиархимандритов Серафима (Романцова) и Андроника (Лукаша). Мощи преподобного Серафима (Романцова) из Абхазии были доставлены в родную обитель.

ИЗ ПИСЬМА СТАРЦА:
 
У Вас во едином часе бывает и брак, и погребение, т. е. и радость, и печаль, так что в одно время налагаете на себя и то, и то, и за раз разрушаете все, и после чувствуете досаду и смущение, и хулу, и отчаяние, и негодование на все и на всех. Отчего невозможно покойною Вам быть? Но когда пришло благое желание помолиться Богу и прочитать то или то – помолитесь и прочитайте покойным духом. Не исполнили желания по немощи – спокойным духом скажите: «Помилуй мя, Господи, яко немощна есмь». Не исполнили благие желания от лености и нерадения – опять спокойным духом скажите: «Господи, избави меня от сих». Осердились на кого или осудили за что – паки тем же покойным духом обратитесь ко Господу и скажите: «Согреших, Господи, прости меня, горделивую и нетерпеливую». Вдруг, как туча, нашла тоска и отчаяние – паки ко Господу обратитесь и скажите к своей унылой душе: «Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога». И таким образом во всех случаях старайтесь сохранять сердце свое в спокойствии от смущения, как от неприязненного духа. Это Вам рецепт от всех болезней душевных и телесных на все время жизни Вашей. Аминь.

Подготовила Ксения Миронова



___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998.


См. также:







Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100