Среда, 20 Марта 2019 г.
Духовная мудрость

прп. Паисий о конце
Многие святые просили бы о том, чтобы жить в нашу эпоху и совершать подвиги. Я радуюсь, когда некоторые угрожают мне расправой за то, что я не молчу и разрушаю их планы.
Прп. Паисий Святогорец о последних временах

Сщмч. Андроник Никольский о монархии
Пусть никто не верит наговорам обольстителей, которые говорят, что для христианина совершенно безразличен тот или иной порядок гражданской жизни <...> ибо тот или иной строй может содействовать или препятствовать делу спасения.
Сщмч. Андроник (Никольский) о монархии

Митр. Иоанн о теории ветвей
Никакого разделения церквей никогда не происходило. История Христианства недвусмысленно и ясно свидетельствует о том, что в действительности имело место постепенное отпадение, не разделение, а именно отпадение западных народов и западноевропейских конфессий от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.
Митр. Иоанн (Снычев) об экуменической «теории ветвей»

свт. Феофан о ВОв
Жаль смотреть, как у наших богословов... все немчура да немчура. Вот пошлет за это на нас Господь немчуру, чтоб она пушками и штыками выбила из головы всякое немецкое (неправославное) мудрование.
Пророчество свт. Феофана Затворника о ВОв 

свт. Филарет о СМИ
Если хотя за один год взять все худое из светских журналов и соединить, то будет такой смрад, против которого трудно найти довольно ладана, чтобы заглушить оный.
Свт. Филарет (Дроздов) о либеральных СМИ

В кулуарах

Спасайтесь в России: История из жизни о пагубном увлечении инородными церковными традициями
...Некоторые из наших дореволюционных старцев не советовали увлекаться Афоном. Они даже не благословляли читать книги об Афоне, чтобы не заразиться безплодными душевредными мечтаниями, а советовали спасаться в России. Почему они так поступали? Актуально ли это для нашего времени? Не так давно у нас состоялась...

Вечные уроки забытых войн – Афган, Чечня, Сербия, Грузия, Сирия,..: Беседа с С.Г. Галицким, автором книг «Из смерти в Жизнь»
Сегодня, вспоминая уже 30-летний юбилей вывода российских войск из Афганистана, предлагаем вниманию читателей интервью с писателем и журналистом, членом Союза писателей Сергеем Галицким, автором книг и фотоальбомов об афганской и современных кавказских военных кампаниях и не только. Также наш собеседник...

Дипломатия или предательство?: О последствиях замалчивания церковными представителями украинской и других проблем
...Никогда ещё в истории «благоразумное молчание» там, где нужно было ясное и отрезвляющее слово, не приводило к умиротворению вражды. Напротив – это молчание бунтовщиками всегда воспринималось как признак слабости и сигнал к новым атакам, а сомневающимися – как знак согласия Церкви с совершающимися...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Просветитель инородцев: День памяти выдающегося русского миссионера Н.И. Ильминского
 
2019-01-09.jpg

Идите, научите все народы, 
крестя их во имя Отца 
и Сына и Святаго Духа. 
(Мф. 28, 19)

Николай Иванович Ильминский родился 23 апреля 1822 года в Пензе, в семье священника Иоанна Ильминского. Окончив с отличием Пензенское духовное училище и семинарию, он как лучший ученик был направлен начальством в Казанскую духовную академию. Николай Иванович довольно легко овладевал иностранными языками: знал древнегреческий, латынь, древнееврейский, немецкий, французский. В академии он изучил еще арабский и татарский языки.

Н.И. Ильминский был председателем переводческой комиссии от Православного Миссионерского Общества. Он разработал систему переводов и установил христианскую терминологию языков поволжских народов, в т. ч. для татар. Предпочитал переводить Николай Иванович не с современного русского текста, а с более совершенного – церковно-славянского или греческого. Так, в частности, он перевел Бытие, книгу Иисуса, сына Сирахова, Псалтирь, которую знал наизусть, великопостные песнопения, пасхальное Богослужение и многое другое.

Ильминский посетил Турцию, Сирию, Палестину, Египет, где изучал науки, быт и нравы магометанских народов. По возвращении на Родину он употребил свои знания на служение Православной Церкви и русскому государству.

В то время в Казани участились случаи отпадения кряшен, т. е. крещеных татар, от Православия обратно в магометанство. Николай Иванович Ильминский увидел в этом следствие несостоятельности существующей системы религиозного образования инородцев и создал новую знаменитую «систему инородческого просвещения». В этом состоит его особая заслуга перед нашей Церковью и Отчизной, ибо благодаря новой системе, татары всей душой принимали божественную истину Православия, соделываясь причастниками Духа Святаго, носителями благодати, пребывая в вере до конца своей жизни и наследуя жизнь вечную.

Николай Иванович Ильминский основал крещено-татарскую школу, в которой учились дети крещеных татар. Воспитание там было образцово-религиозное. Дети почти постоянно разучивали и пели православные песнопения на своем родном языке. Читать они учились по богослужебным книгам, которые переводил на их наречие сам Николай Иванович. А во время пасхальных и летних каникул татарчата вместе со своим учителем Тимофеевым разъезжали по кряшенским деревням и распевали разученные песнопения. Старики-татары плакали от умиления, слушая Слово Божие на понятном для себя наречии.

В одной заметке очевидца так описывается состояние этой школы: «Истины веры ученики изучают не на память только, а воспринимают всей душой, что видимо отражается даже на их внешнем поведении: шалости, обычные в других школах, неизвестны в школе Николая Ивановича Ильминского; нет ни ссор, ни обманов и плутней, ни насмешек. Дети живут, как братья, отличаются скромностью и сдержанностью».

Школа, основанная Н.И. Ильминским, и по внешней обстановке мало походила на другие. В ней соблюдалась во всем чрезвычайная простота. Первоначально она помещалась в небольшой квартире, состоящей из классной комнаты, с тремя маленькими при ней комнатками и небольшой кухни. Пища учеников была самая простая, крестьянская, но здоровая; ученики сами следили за чистотой, обходясь без прислуги, сами кололи дрова, топили печи, возили воду, даже ухаживали за больными. Николай Иванович горячо любил эту первую школу для детей крещеных татар, постоянно посещал ее; при всех случаях с любовью рассказывал о ней своим знакомым. Дети школы были для него как родные; он ласкал их, и они отвечали ему взаимностью: радостно и с ясными улыбками встречали своего благодетеля каждый раз, когда он приходил к ним. Нередко можно было видеть Николая Ивановича, окруженного учениками татарской школы, и в городе. Жителям Казани приходилось быть свидетелями такой сцены: едет по улице простая, деревенская телега, на ней сидит Николай Иванович, а вокруг него толпа бедно одетых, в лаптях татарчат-учеников. Он весело разговаривает с ними по-татарски, они доверчиво рассказывают ему, что у них на душе.

«Все, имевшие случай посетить крещено-татарскую школу, – говорится в воспоминаниях о Н.И. Ильминском обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева, – и слышать в церкви ее Богослужение и пение на татарском языке, выносили оттуда истинную, восторженную радость русского сердца о том, что могут сделать русские люди, связуемые любовью».

Кроме крещено-татарской школы Ильминский основал учительскую семинарию для местных детей, в которой обучались татары, черемисы, вотяки, чуваши и мордва. Воспитание здесь также отличалось особым религиозным настроем. В семинарии готовили учителей школ, миссионеров, переводчиков, священно-церковно-служителей инородного происхождения. Ученики не теряли связи со своим учителем и впоследствии. Письма выдающегося миссионера к своим подопечным дышат высоким апостольским духом.

В этих письмах много глубоко поучительных наставлений об устройстве христианской жизни и просвещения среди крещеных инородцев, особенно татар. «Молитесь Богу и трудитесь, – пишет он в одном письме к учителям, – сами ходите в церковь и учеников заставляйте ходить, но не принуждением, а вразумлением. Кругом вас стоит темная ночь, только вы можете рассеять ее своим учением и добрыми делами, – иначе она подавит и вас самих! Только Христос есть истинный Свет; куда этот Свет не попадает, там тьма и холод. Учите детей почитать священников, родителей и старых людей. Все начинается с основания, с корня; корень дерева лежит в земле черный и не видный, а без него дерево не может расти; так и детям нельзя быть без благословения родителей».

Письма Николая Ивановича производили сильное впечатление не только на тех, для кого они были написаны, но и на всех, кто только их читал. Доходит письмо до глухой татарской деревни и попадает в руки учителя, производит на него сильное и радостное впечатление; он неоднократно прочитывает его сам, потом спешит поделиться радостию со своими учениками, читает письмо всем им. Накануне воскресных и праздничных дней в школу вместе с учениками приходят их родные и другие жители села послушать чтение священных книг и пение церковных песней; учитель читает всем им письма Николая Ивановича; затем начинают передавать поклоны от него старикам и другим почетным людям деревни. Случалось, письмо из школы переходило в деревню, а оттуда – даже в другие деревни и нескоро возвращалось в руки первоначального обладателя, и если возвращалось, то уже значительно потрепанное. Нередко, получивши письмо от Николая Ивановича, простой татарин клал его, как сокровище, в сундук и не выпускал из своих рук.

Личность Николая Ивановича не только для учеников, но и для всех людей, знавших его, была олицетворением всего доброго, хорошего, святого; поэтому всякое слово от такого человека ценилось как драгоценность, на что указывают ответные письма крещеных татар к нему: в архиве одной только крещено-татарской школы хранится около двух тысяч писем татар за время с 1865 по 1891 годы. Почти все они начинаются такими обращениями: «Любезный наставник!», «Благодетель наш!», «Руководитель наш от тьмы к свету!», «Добрый, милостивый отец!», «Святой отец!» и т. п.

Все, получавшие письма от Николая Ивановича, удивлялись, что профессор, директор, начальник, притом русский человек, был среди них, бедных крещеных татар, как любящий отец, брат, друг, товарищ; он никем не гнушался, напротив, всем протягивал руки: бедным и богатым, старым и малым, и говорил прямо к сердцу на их родном языке.

Передававшиеся по деревням из уст в уста рассказы о необыкновенной простоте в обращении Николая Ивановича и его приветливости со всеми усиливали впечатление от его писем и созидали в сердцах крещеных татар тот чистый и ясный образ благочестивого и высокопросвященного русского человека, которого нельзя не любить, нельзя не почитать до самого искреннего благоговения.

Заботясь о христианском просвещении инородцев, Николай Иванович в то же время, при всяком удобном случае, старался помочь им в их нуждах, особенно в годы неурожаев. «Не было нужды, на которую он не отзывался бы, не было горя, которому он не сострадал бы. Инородцы несли к нему свои нужды, и не раз в простых нуждах, мимо которых другой прошел бы с пренебрежением, отстаивал он инородцев и помогал им своими ходатайствами в губернии и столице», – говорится в воспоминаниях К.П. Победоносцева.

Лето 1891 года Николай Иванович Ильминский провел в Троице-Сергиевой лавре, где вместе со студентами Казанской и Московской академий, природными якутами, занимался исправлением перевода Святого Евангелия на якутский язык. В конце лета он сильно простудился, перенес тяжкую болезнь (инфлюэнцию) и возвратился в Казань уже не совсем здоровым. Как отмечали окружающие, во время болезни Николай Иванович еще усиленнее работал, как бы спешил закончить свои дела: постоянно писал письма, бумаги, держал корректуру печатавшихся Евангелия и Псалтири на татарском языке.

Рак желудка, которым страдал он, обыкновенно сопровождается нестерпимыми болями; Николай Иванович страдал, но никогда не жаловался. До самых последних дней показывал он удивительный пример твердости духа и христианского терпения; он до последней минуты сохранял ясный ум и твердую волю.

К началу декабря силы оставили больного, он не мог даже сидеть, но дел не оставлял. Еще в мае 1890 года Николай Иванович сделал в особом завещании все распоряжения о своих похоронах. Есть в нем такой замечательный пункт: «Относительно погребения, положительно не желаю я тех почестей, коими в недавнее сравнительно время провожают почивших в могилу; прошу освободить меня от всякой торжественности: от венков, колесницы; я желал бы, чтобы меня несли на одре, как у нас на родине хоронили; мне этот одр по душе. <...> Я не могу представить хладнокровно, если меня будут провожать в могилу с помпой. Желаю и прошу устроить дело моего погребения просто, по православному, по семейному, чтобы лишь самые близкие, родные и знакомые – русские и инородцы проводили меня и за меня, грешного, помолились. <...> Орденов и шпаги со шляпой отнюдь чтобы не было. Наг от всяких земных отличий явиться я должен пред Богом, да простит Он мои согрешения».

После мирной христианской кончины, последовавшей 27 декабря 1891 года, тело Николая Ивановича было предано земле. Но его дела и пример истинно-христианской жизни в поучение другим остались. Пройдут года и десятки лет, умрут ныне живущие люди, их дети и внуки, но не умрет светлое имя просветителя инородцев и великого учителя. На могильном кресте-памятнике русского миссионера высечены слова Христа из Нагорной проповеди: «Блажени чистии сердцем».

В настоящее время решается вопрос о канонизации Николая Ивановича Ильминского.

Подготовила Ксения Миронова

По книге: «Жизнеописания 
отечественных подвижников 
благочестия XVIII и XIX веков». 
Издание Введенской Оптиной 
Пустыни, 1995. Декабрь. Ч. II.



___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998.

__________________
Cм.также:





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

СНИЛС – «печать антихриста»: Страховой пенсионный номер сделали обязательным цифровым идентификатором для всех граждан России

14 марта 2019 г. в Госдуме принят во втором чтении правительственный законопроект, учреждающий антиконституционную цифровую диктатуру. «Народные избранники» проголосовали за законопроект о трансформации СНИЛС в личный номер («цифровое имя», «сквозной идентификатор» – называйте как угодно) человека в единой базе данных, по которому будет происходить взаимодействие с т.н. государством...


Константинополь и Рим уже согласовали совместное управление: Доклад святогорцев о причинах кризиса в мировом Православии

В докладе афонских отцов, присланном на конференцию (сами афониты не смогли приехать), рассматриваются богословские предпосылки формирования учения о первенстве Константинопольского патриарха: это учение напрямую связано с новой экклезиологией, выработанной экуменическим движением. Авторы отмечают...


Украинская власть борется с Православной Церковью: Обращение братии Свято-Успенской Почаевской Лавры

Со скорбью в сердце обращаемся к Вам с просьбой усилить молитвенное бдение ради Мира и единства верующих в лоне канонической Церкви. Вынуждены констатировать, что в настоящее время украинская власть использует коммунистические методы борьбы с Православной Церковью...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Фотогалерея
Полезно почитать

Удерживающий Святой Руси: Беседа с историком Д.Б. Гришиным о Великом Князе-мученике Сергии Александровиче

Будучи виднейшим охранителем, Сергий Александрович фактически стал первой жертвой в ряду всех последовавших мучеников Дома Романовых. Его современники это четко понимали: если мы посмотрим печатные издания того времени, в откликах на его гибель часто повторялись слова: «Великий Князь-мученик». Духовные...


Это вопрос не политики, а спасения души: Ответ слугам лукавого, пособникам построения царства антихриста

Отличительной чертой нашего времени является практически полная неосведомленность подавляющего большинства граждан России, в том числе и православных, в вопросах, касающихся проблем глобализации и электронной идентификации личности. Люди даже не подозревают, что на планете Земля вступило в решающую фазу...


Самое главное – воцерковление народа: Царский батюшка Михаил (Алексеев) о проблеме возрождения России

Юбилейный год Царской Голгофы миновал, но проблема осмысления истории России ХХ века не утрачивает актуальности, особенно в наступающее покаянное время Великого Поста. Размышлениями на эту тему с нами поделился еще один «Царский» батюшка...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100