Вторник, 16 Июля 2019 г.
Духовная мудрость

ст.Кирилл (Павлов) об "общих ценностях"
Помните: где нет Христа, там нет и нравственности. Не зная, Кем и для чего создан человек, к чему он призван, какие задачи перед ним поставлены, невозможно думать и поступать нравственно, т.е. согласно воле Божией.
Старец Кирилл (Павлов) о мифе про «общие религиозные ценности»

Сщмч. Иларион (Троицкий) о Православии
Христианская жизнь возможна только в Церкви; только Церковь живет Христовой жизнью.
Сщмч. Иларион (Троицкий) о Православии

Прп. Паисий об отречениях
Тяжелые годы!.. Нас ждет встряска. Знаете, что такое встряска? Если вы не находитесь хоть немножко в духовном состоянии, то вам не устоять. Сохрани нас, Господи, но мы дойдем еще и до того, что станут отрекаться от веры. Постарайтесь братски сплотиться, начать жить духовно, соединиться со Христом,.. чтобы не бояться ни бесов, ни мучений.
Прп. Паисий Святогорец об апостасии

Св. Иоанн Кронштадтский о папской "непогрешимости"
Самое вредное дело в христианстве, в этой богооткровенной, небесной религии, - есть главенство человека в церкви, например папы, и его мнимая непогрешимость. Именно в его догмате непогрешимости и заключается величайшая погрешность, ибо папа есть человек грешный и беда, если он помнит о себе, что он непогрешим.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Преп. Исаак Сирин об еретических книгах
Ничто так не располагает душу к богохульству, как чтение книг еретических.
Прп. Исаак Сирин о хранении веры

В кулуарах

Верующий народ не обманешь: Почему прихожане перестают посещать храмы?
...Живя почти в центре Москвы, знаю много приходов, старинных храмов, в которых действительно происходит то, что описано в Вашей статье.  Своей истовостью, стариной стены храмов притягивают многих людей. Но заходя в них, часто испытываешь неосознанное чувство смятения и растерянности от царящей...

Россия, волки и Иван Васильевич: Эссе о покаянии русского народа и наказании тех, кто глумится над нашим Отечеством
У волков в овечьих шкурах сейчас наблюдаются некоторые трудности. Они не узнают друг друга. Смотрят друг на друга, один о другом думает, что перед ним овца. Бросаются друг на друга, пока разберутся, кто есть кто, уже один другого загрызть успел. И вот такая проблема теперь у них, у волков, которые в...

Кто духа Христова не имеет, тот и не Его: Кого можно считать воцерковленным человеком?
Про кого можно сказать, что он живет настоящей церковной жизнью? И что можно считать своего рода недовоцерковленностью и личным недохристианством? Отвечают священники...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Апостолы на пенсии?: О некоторых влияниях «непогрешимого» Рима в Уставе РПЦ


Почисление «на покой» некоторых старейших и духовных архиереев Русской Православной Церкви в конце декабря 2018 года решением Синода вызвало смущение среди паствы. Поскольку в этой ситуации всем почувствовалось что-то противоестественное для православной души и грозное по своим последствиям.

Живое церковное чувство подсознательно не дает успокоиться, встали вопросы с отсутствующими ответами: «Как так? Почему?» Неужели представляемая в СМИ ситуация объективна? Неужели в период обострения духовной борьбы во всем мире, тяжелых испытаний для Родины и русского народа, в период, когда для сохранения Отечества и в целом, Православия, русскому народу нужно пробудиться от духовного сна, авторитетные архиереи, духовно одаренные Богом, способные сказать свое веское слово, решающее для Церкви, – пишут в 75 лет, а потом в 80 и 81 год странные прошения Синоду с просьбой отправить их на покой? Мол, мы устали…

Всем очевидно несоответствие представляемой картины в СМИ и реальному авторитету и уровню духовного видения архиереев, их степени ответственности перед Богом, чтобы они искренне в нынешней ситуации писали такие прошения и имели такие необъяснимые мотивы…

Устав Русской Православной церкви и это искусственное требование писать прошение о почислении на покой в 75 лет ставит и владык, отправленных на покой, и мирян, и всех членов Русской церкви в непростое положение. Ситуация заставляет нас задуматься, а откуда взялся этот пункт о предельном возрасте архиерейского служения?

Мы все знаем, что данные Богом дары нужно беречь. Нужно возделывать данную нам землю, иначе можно ее потерять. Знаем, что нужно собирать данный Богом урожай, а иначе можем получить голод за небрежение, знаем, что нужно ценить данную нам от Бога семью, а то можно ее лишиться, понимаем, что не нужно пренебрегать здоровьем, а то можем получить болезнь. Нужно беречь и благодарно принимать то, что дарует нам Господь.

И мы видим, что в эти сложные времена Господь дал России и Русской Церкви нескольких духовных архиереев-старцев. Наделенных многими духовными дарами. Господь избрал их с детства, растил много десятилетий, возвел на церковную свещницу, поручил им пасти Свое стадо и возделывать виноградник Божий – учить людей Правде Божией и приносить плоды.

Но сегодня вся Русская Церковь наблюдает, как эти люди, прозорливые старцы, авторитетные столпы Русской Церкви отправляются «на покой», хотя они пребывают в силах и могут и должны служить Церкви еще годы, как раз в те самые сложные для России предстоящие годы.

Стоит задуматься, не последует ли за этим наказание для русского народа? Ведь Господь дал нашей Церкви духоносных учителей, а мы как будто отвечаем Святому Духу, что «мы, Господи, в таких высоких дарах не нуждаемся, нам нужно что-то попроще и поконкретнее… О том, что будет в будущем, мы не хотим думать, нам нужно здесь и сейчас…»

В свое время мы перестали нуждаться в Помазаннике Божием. Царь нам стал не нужен. Святейший Синод поспешно вынес царский трон из синодального зала в феврале 1917 года. Известно, какова была участь архиереев Русской Церкви и православного народа в последующие годы. По сию пору расплачиваемся за это греховное помрачение церковное и народное.

Потому стоит осмыслить, что происходит в связи с этим поспешным почислением старцев-архиереев «на покой». Не является ли пункт в Уставе РПЦ об обязательном прошении на покой в 75 лет ошибкой, унаследованной из советских времен? Можно ли исправить эту ошибку, дабы не навлечь на себя возможный и праведный гнев Божий?

Захотелось хотя бы поверхностно посмотреть, что содержит Устав нашей Церкви по этому вопросу, и откуда взялся этот пункт про возрастные ограничения для архиереев. Оказалось, что впервые ограничение возраста нахождения на кафедре для архиереев 75 годами было включено в устав РПЦ в 1988 году, затем оно перешло в Устав 2000 года. Это правило, как известно, не распространяется на Патриарха. По достижении 75-летнего возраста каждый архиерей Русской Церкви должен подавать на имя Патриарха прошение об уходе на покой. При этом вопрос о времени удовлетворения такого прошения решается Священным Синодом.

Как известно, в Древней церкви архиерей занимал свою кафедру пожизненно. Преждевременный уход и отказ от управления кафедрой не приветствовался и порицался. Даже болезнь не являлась уважительным предлогом для оставления кафедры. Отцы Третьего Вселенского Собора сообщили об одном епископе, убоявшемся множества трудов на кафедре его церкви: «Единожды приявшему на себя священноначальственное попечение подобало удержать оное с духовною крепостью, как бы вооружиться на труды и охотно переносить пот, обещающий воздаяние». Вспомним, что Патриарха Московского и всея Руси Никона тоже предали церковному суду по жалобе царя Алексия Михайловича за самовольное оставление Московской кафедры и самоустранение от церковных дел на несколько лет (Патриарх удалился в Ново-Иерусалимский монастырь).

В Русской Церкви, да и вообще в древней Церкви не было практики смены кафедр архиереями. Епископ обручался своей церкви и должен был пребывать на этой кафедре пожизненно. Сегодня у нас много сравнительно молодых архиереев, сменивших по 3-4 кафедры за считанные годы. Подобные ситуации должны были бы быть исключительными, но становятся массовыми. В советское время этому способствовало вмешательство государства в церковную жизнь.

Очевидно, что в древности ситуация отправки на покой епископов, которые хоть и в преклонных летах, но в здравии была немыслима. Хотя бы потому, что потенциально эта ситуация содержит угрозу нестроений и раскола. При живом и здравствующем отце-архиерее, который вот еще недавно был главой местной церкви, учителем веры и наставником для многих священников и монахов, рукополагавший их, принимавший обеты, назначается другой епископ, то есть другой отец… Ситуация очевидно сложная. Потому в Православной церкви такого правила и требования никогда не было.

Потому и наши современники духоносные архиереи, богословски высоко образованные, не смотря на все неканонические и неправославные требования Устава РПЦ добровольно не могли пойти на оставление своих епархий. Потому мы не слышали, да и не могли услышать от них заявлений, что они добровольно оставляют свои кафедры.

Посмотрим, есть ли подобное требование ухода «на пенсию» архиереев с кафедр из-за преклонного возраста в современных Сербской и Болгарской православных церквях?

Статья 111 Устава Сербской Православной Церкви содержит положение о том, что Святой Архиерейский Собор имеет право удалить епархиального архиерея только после канонического осуждения, по доказанным физическим недостаткам, на основании прошения об уходе на покой, или в случае нарушения одного из условий статьи 104 Устава СПЦ. Эта 104 статья предполагает для будущего архиерея необходимость соответствия каноническим требованиям, наличие богословского образования, всеобщего уважения за безпорочную жизнь и труды на благо Церкви, гражданство бывшей республики Югославии.

Таким образом, прошение об уходе на покой в Сербской Церкви теоретически возможно, но в Уставе нет требования писать такое прошение по достижении 75-летнего возраста.

Статья 82 седьмой главы Устава Болгарской Православной Церкви говорит о том, что в этой церкви служение митрополита (епархиального архиерея) пожизненно. Переход митрополита с одной епархии в другую запрещен. Митрополит по собственному желанию или по каноническим причинам может быть освобожден от должности, тогда к его титулу добавляется звание «бывший». Если по болезни епархиальный митрополит не может нести служение, Святой Синод назначает епископа в качестве управляющего епархией. Во время богослужения он поминает епархиального митрополита.

Таким образом, даже в случае болезни, митрополит Болгарской Церкви не оставляет своей кафедры. Ни о каком возрастном пороге в 75 лет речь не идет, хотя предусмотрена возможность ухода с кафедры «по собственному желанию».

Таким образом, пункт Устава РПЦ о возрастном 75-летнем цензе для священнослужителей ставит Русскую Церковь и архиереев в сложное антиканоническое положение, особенно при учете осуждающего послания отцов Третьего Вселенского Собора к священному Собору Памфилийскому по поводу епископа Евстафия, решившего преждевременно уйти на покой.

Возникает вопрос, откуда появился этот пункт в Уставе РПЦ, столь нехарактерный для Православия? Ответ на вопрос нашелся быстро. Митрополит Илларион (Алфеев) в своей книге «Православие» открыл тайну: «Данная практика заимствована из Римско-католической церкви, где каждый архиерей, за исключением папы Римского, по достижении 75-летнего возраста подает прошение об уходе на покой, а по достижении 80 лет обязан оставить свой пост» — пишет митрополит.

Итак, это требование продиктовано иным церковным правом, другой экклесиологией и другим пониманием действия Святого Духа в Церкви. Из очерков протоиерея Владислава Цыпина по истории РПЦ узнаем, кто составлял проект Устава с этим пунктом. Этим человеком был в 1980-х годах архиепископ Смоленский и Вяземский, то есть нынешний Патриарх Кирилл (http://www.sedmitza.ru/lib/text/440016/).

В феврале 2018 года сайт «Седмица.ru» как бы «в помощь» нашим «престарелым архиереям» опубликовал одну новость: «Папа Франциск внес изменения в порядок ухода на покой епископов Католической Церкви» (http://www.sedmitza.ru/text/7879016.html). Новость рассказывает о письме папы, где он дает рекомендации уходящим на покой 75-ти и 80-летним католическим «епископам», как научиться прощаться. В этом письме понтифик перечислил и некоторые из причин, которые могут повлиять на решение папы продлить служение того или иного «священнослужителя». В их числе «важность должным образом завершить какой-то очень полезный для Церкви проект; необходимость обезпечить продолжительность важным делам; некоторые трудности, связанные с составом дикастерии в переходный период; важность вклада, который данное лицо может сделать в реализацию недавно изданных Святым Престолом директив или в принятии новых ориентиров учительства Церкви…». Таким образом, то, что Триединый Бог нуждается в редких по нынешним временам людях, которые являются «избранными сосудами» Святого Духа и соработничают Богу в Божественном Домостроительстве, а не лично папе римскому или некой «дикастерии» — даже не приходит в латинские головы.

Но тогда почему все богоборцы и разрушители Церкви во времена всех гонений покушаются в первую очередь на духоносных людей? Потому что в «мире сем» такие светочи помогали Богу являть Его волю, духовно преображать людей и созидать Святую Церковь.

Так становится очевидным, что разбираемый пункт Устава Русской Православной Церкви должен быть осмыслен и, скорее всего, удален, как противоречащий православным канонам и православному вероучению. А положение с епископами, отправленными Синодом «на покой» и лишенными против своей воли кафедр, должно получить каноническую оценку и пересмотрено.

Романова Владислава Николаевна


Источник: Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»
http://beregrus.ru/?p=11645

___________________
См. также:

С такими архиереями уходит целая эпоха: Митрополитов Вениамина, Евлогия и Германа почислили на покой

Духовный удар по всей Дальней России: Боль и слезы принесло верующим известие о почислении на покой митр. Вениамина

Агенты влияния Ватикана в нашей Церкви: О новой экспасии Рима в Россию          

«Чья власть – того и вера»: О католическом иезуитизме и его проникновении в Россию



Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Антиэкуменический Катехизис: Труд Оптинского старца Симеона (Ларина) о пагубной всеереси нашего времени

Этот Катехизис составлен Оптинским игуменом Симеоном (Лариным) (1918–2016). Сам старец считал этот труд соборным, потому что при его написании много советовался с оптинскими и афонскими отцами. Вероятно, по этой причине на обложке издания указаны в качестве составителей монахи и Оптиной...


Потребуют ли осознанного отречения от Бога при антихристе?: Доклад с конференции антиглобалистов УПЦ (+ВИДЕО)

...Так следует поступать со всеми веяниями глобализма – отвергать на том этапе, когда от нас требуется добровольное согласие с «новым мировым порядком». Иначе, добровольно согласившись с навязываемой нам системой, мы принимаем ее правила, заключающиеся в поклонении новому «хозяину мира», будет оно совершаться...


Теперь начинается решительная борьба за будущее России: В Госдуму внесен законопроект о цифровом профиле и электронном паспорте

До полного подчинения транснациональной элитой многомиллионного «человеческого капитала» РФ, под предлогом перехода на цифровую экономику, остается совсем немного времени. Всемирный банк и прочие «уважаемые партнеры» из числа «хозяев денег» подгоняют компрадоров в кабмине РФ, и они послушно берут под...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Фотогалерея
Полезно почитать

Императорский Конвой возрождает Святую Русь: Беседа с духовником Сестрорецкого казачества

...Мы, значит, в 2017 году 100-летие гибели Империи памятовали, а они – праздновали юбилей октябрьской революции. И вот мы на этом берегу, в центре города, создаем в противовес им Царский мемориал, ценнейший артефакт. У них памятниками Ленину все заставлено, а мы – поклонные кресты водружаем, библиотеки...


Возрождение России – через исправление себя: О сегодняшнем состоянии православно-патриотического движения

В начале 90-х годов православно-патриотическое движение в России вышло из подполья, и началось его возрождение. За истекшие почти 30 лет оно пережило много бед и скорбей, но были и радостные моменты и даже небольшие победы. Перед нами прошла череда выдающихся, талантливых, отважных Русских людей, которые...


Возрождение – в единстве православного народа: Беседа с потомком Русских князей А.А. Трубецким о монархии и «кирилловичах»

...На монархию должна быть воля народа. Путь возрождения России в любом случае – в единстве православного народа. Мы не должны поддаваться ни на какие провокации, нападки и уловки со стороны тех, кто хочет нас разъединить – будь то церковный раскол, гражданский мятеж или внешнее вмешательство...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100