Вторник, 16 Июля 2019 г.
Духовная мудрость

ст.Кирилл (Павлов) об "общих ценностях"
Помните: где нет Христа, там нет и нравственности. Не зная, Кем и для чего создан человек, к чему он призван, какие задачи перед ним поставлены, невозможно думать и поступать нравственно, т.е. согласно воле Божией.
Старец Кирилл (Павлов) о мифе про «общие религиозные ценности»

Сщмч. Иларион (Троицкий) о Православии
Христианская жизнь возможна только в Церкви; только Церковь живет Христовой жизнью.
Сщмч. Иларион (Троицкий) о Православии

Прп. Паисий об отречениях
Тяжелые годы!.. Нас ждет встряска. Знаете, что такое встряска? Если вы не находитесь хоть немножко в духовном состоянии, то вам не устоять. Сохрани нас, Господи, но мы дойдем еще и до того, что станут отрекаться от веры. Постарайтесь братски сплотиться, начать жить духовно, соединиться со Христом,.. чтобы не бояться ни бесов, ни мучений.
Прп. Паисий Святогорец об апостасии

Св. Иоанн Кронштадтский о папской "непогрешимости"
Самое вредное дело в христианстве, в этой богооткровенной, небесной религии, - есть главенство человека в церкви, например папы, и его мнимая непогрешимость. Именно в его догмате непогрешимости и заключается величайшая погрешность, ибо папа есть человек грешный и беда, если он помнит о себе, что он непогрешим.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Преп. Исаак Сирин об еретических книгах
Ничто так не располагает душу к богохульству, как чтение книг еретических.
Прп. Исаак Сирин о хранении веры

В кулуарах

Верующий народ не обманешь: Почему прихожане перестают посещать храмы?
...Живя почти в центре Москвы, знаю много приходов, старинных храмов, в которых действительно происходит то, что описано в Вашей статье.  Своей истовостью, стариной стены храмов притягивают многих людей. Но заходя в них, часто испытываешь неосознанное чувство смятения и растерянности от царящей...

Россия, волки и Иван Васильевич: Эссе о покаянии русского народа и наказании тех, кто глумится над нашим Отечеством
У волков в овечьих шкурах сейчас наблюдаются некоторые трудности. Они не узнают друг друга. Смотрят друг на друга, один о другом думает, что перед ним овца. Бросаются друг на друга, пока разберутся, кто есть кто, уже один другого загрызть успел. И вот такая проблема теперь у них, у волков, которые в...

Кто духа Христова не имеет, тот и не Его: Кого можно считать воцерковленным человеком?
Про кого можно сказать, что он живет настоящей церковной жизнью? И что можно считать своего рода недовоцерковленностью и личным недохристианством? Отвечают священники...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Родная для Царской Семьи: День памяти горничной А.С. Демидовой, убиенной с Царственными мучениками

2019-01-27.jpg
Анна Демидова

Анна Степановна Демидова родилась 14 января 1878 года в Череповце Вологодской губернии, в семье гласного и казначея Череповецкой городской Думы и Череповецкого уездного собрания Степана Александровича и домохозяйки Марии Ефимовны.

Ее родственники занимали в городе самое высокое положение, а главное – все они были православными, и многие отличались даже особой религиозностью. Так, в конце ХVIII века прапрадед Анны Степановны, именитый купец В. Н. Демидов, был избран городским головою Череповца, а ее дедушка, купец второй гильдии А. А. Демидов, служил заместителем городского головы. Помимо торговой и общественной деятельности, он занимался также делами милосердия. Есть сведения о том, что отец и мать Анны Степановны тоже принимали участие в благотворительности.

Из сохранившихся до нашего времени исповедных росписей и метрических книг известно, что все родственники А. С. Демидовой были православными, регулярно причащались и исповедовались.

В особенности же отличалась благочестием ее родная тетя и крестная мать – Аполлинария Евфимовна Тарасова (в первом браке – Заводчикова), главная благотворительница расположенной близ Череповца Филиппо-Ирапской мужской пустыни. В начале 20 столетия на ее средства в обители обновлялись и благоукрашались храмы, над ракой преподобного Филиппа Ирапского была устроена красивая сень. Супруг же ее, купец С. П. Тарасов, за свою благотворительную деятельность был даже удостоен Высочайшей благодарности и двух золотых медалей – на Станиславской и на Владимирской лентах.

В семье потомков А. С. Демидовой сохраняется предание, что, в частности, благодаря ходатайству своей тети, имевшей «доступ ко Двору», Анна Степановна и стала горничной Императрицы.

По документам, найденным в Государственном архиве Вологодской области, удалось уточнить состав семьи Демидовых. У Степана Александровича и Марии Евфимовны было семеро детей: сыновья Николай, Александр, Степан, Сергей и дочери Аполлинария, Анна и Елизавета (младший из сыновей, Сергей, скончался в возрасте двух месяцев от рождения).

Там же были найдены сведения о том, что в мае 1883 года, когда Анне исполнилось пять лет, оба ее деда – купцы Александр Андреевич Демидов и Евфимий Иванович Агафонов – вместе с городским головой И. А. Милютиным участвовали в торжествах по случаю коронации Императора Александра III. Именно они подносили Государю 16 мая в Москве хлеб-соль от череповецких жителей.

По достижении отроческого возраста Анна Степановна, по семейному преданию, была отдана для обучения в церковно-учительскую школу при Леушинском женском монастыре. Там, наряду с прочими предметами, серьезно преподавались прикладные дисциплины – рисование, рукоделие и т. п., а также иконопись.

Вскоре А. С. Демидова стала одной из лучших воспитанниц этого учебного заведения, а на выставках ученических работ ее изделия обычно занимали первые места.

Однажды посещавшая такую выставку Государыня Императрица Александра Феодоровна обратила внимание на Аннину работу, от которой пришла в восторг, т. к. сама занималась рукоделием и знала в нем толк. Желая лично видеть автора, она встретилась с девушкой и, поговорив с ней, почти сразу же предложила ей место камер-юнгферы (горничной).

Главной обязанностью Анны Степановны стало обучение шитью, вышиванию, вязанию и прочему рукодельному мастерству Великих Княжон. Императрица считала, что любая женщина должна уметь и пуговицу пришить, и вязать, и рисовать, и ухаживать за больными. Она тщательно выбирала учителей для своих детей, исходя из убеждения, что «выше всех знаний для человека должна быть чистая совесть и праведная жизнь».

Особенно теплые отношения установились у Анны Степановны с младшей из Царских дочерей – Анастасией. В тех случаях, когда Семья уезжала за границу, а маленькая Настя еще не знала грамоты, девочка просила кого-нибудь из взрослых написать Аннушке, поздравить с праздником, сообщить новости. На одной такой открытке читаем: «Поздравляю мадмуазель Анну! Анастасия. До скорой встречи!» Позже она пишет сама: «Дорогая Нюта! Поздравляю тебя с праздниками и желаю провести их по возможности с весельем. Хотя пишу немного поздно, но лучше поздно, чем никогда. Анастасия, Париж».

У Анны был жених – Николай Эрсберг, брат другой комнатной девушки Елизаветы Эрсберг, с которой она дружила. Но в случае замужества ей пришлось бы либо уволиться, либо прейти на другую должность. А поскольку Анна Степановна очень привязалась к Императорской Семье, то от возможности устроить личную жизнь отказалась.

Воспитанница Леушинского монастыря, она неоднократно писала родным, что службу у Помазанника воспринимает как послушание и по своей воле никогда это дело не бросит.

А. С. Демидова с восхищением и любовью рассказывала своей сестре Елизавете о Царской Семье. По ее словам, все члены Семьи были чрезвычайно трудолюбивы, у детей каждый день был расписан по часам. «Дети должны учиться самоотречению. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей», – говорила Императрица.

Царская Семья относилась к Анне с большим уважением. Сам Государь называл ее на Вы и по имени-отчеству, а Государыня – «Моя хорошая большая Нюта» (она была высокого роста). Сохранились письма Царицы: «Милую Анну Степановну сердечно поздравляю с днем Ангела, мысленно крепко целую и мои самые лучшие пожелания. А. Ф.»

Поскольку при Дворе А. С. Демидова служила лишь горничной, имя ее почти не упоминается в различных мемуарах, письмах и дневниках дореволюционного периода. Напротив, в письмах и дневниках членов Царской Семьи за 1917–1918 годы оно встречается очень часто, показывая, насколько близким и, возможно, даже незаменимым человеком стала она для них в то трагическое время.

21 марта 1917 года генерал Корнилов от имени Временного правительства объявил Государыне, что Государь и она арестованы. Все обитатели Царского Села, «кто не желал подвергаться тюремному режиму, должны были покинуть дворец до четырех часов 21 марта» (наставник Цесаревича П. Жильяр).

Право оставить Романовых было и у Анны Степановны, но она сохранила верность Императорской Семье, которой служила долгие годы. Эта Семья стала ей воистину родной!

Императрицу тронула верность Демидовой. И в Сибирь Анна поехала личной горничной Александры Феодоровны, а фактически – почти что членом Семьи. По крайней мере, ела она за одним столом с Царственными Мучениками.

Из писем Государыни: «13/26.04. В Иевлеве заночевали. Мы втроем спали в одной комнате, Мария на полу, Нюта в гостиной», «15/28.04. Покинули Тюмень. Едва уснули. Чудесная солнечная погода. Николай и я – в первом купе, дверь рядом – Мария и Нюта… Станция Називаевская – Мария и Нюта выходили гулять немного. Писала детям».

Сохранились также отрывки из собственного дневника Анны Степановны за август-сентябрь 1917 года, опубликованные в Мюнхене в журнале «Вече» в 1989 году. Там она упоминала обо всех богослужениях, которые совершались для Царской Семьи и их верных слуг в Тобольске, о посещениях ими храма, о церковных праздниках. Наряду с этим Анна писала о занятиях Царских детей, об их здоровье, а также упоминала множество мелких бытовых подробностей, связанных с ее служением Августейшим узникам. Из этого видно, что она и в заключении с ревностью и усердием, несмотря ни на что, продолжала исполнять свой долг.

О последних месяцах и днях жизни Анны Степановны известно из тех же источников, которые повествуют о жизни и мученической кончине святых Царственных Страстотерпцев. Им она была верна во дни их благоденствия и славы, с ними разделила и их крестный путь – даже до смерти.

В Екатеринбурге А. С. Демидова, единственная из женской прислуги, последние 53 дня вместе с Царской Семьей провела в Ипатьевском доме, среди шайки наглых головорезов, в атмосфере непрекращающихся издевательств.

«Ничего, жизнь – суета, все готовимся в Царство Небесное. Тогда ничего страшного нет. Все можно у человека отнять, но душу никто не может», – писала святая Царица Александра Феодоровна. С уравновешенной, доброй, трудолюбивой Нютой и это последнее пристанище могло показаться уютным.

Из письма Великой Княжны Марии Николаевны: «…Нюта штопает чулки. Утром вместе стелили постель… Покачалась с Нютой на американской качели, гуляла с Папой взад и вперед…» Из Дневника Государыни: «Дети с Нютой штопали белье…»

Наступило 17 июля 1918 года. Полночь. В дверь постучали… Августейшая Семья встала, умылась, оделась и сошла вниз в подвальную комнату. Алексея Николаевича Государь Император нес на руках. С собой они взяли подушки, а Анна Степановна держала их две…

Один из цареубийц, Медведев (Кудрин), свидетельствовал: «Затихли крики, но выстрелы еще грохочут <…>. Тишина. Звенит в ушах. <…> Редеет пелена дыма и пыли. <…> Вдруг из правого угла комнаты <…>, шатаясь, подымается уцелевшая горничная – она прикрылась подушками, в пуху которых увязли пули. У латышей уже расстреляны все патроны…»

И тогда другой, Ермаков, «взял винтовку и начал их докалывать. Это был самый ужасный момент их смерти. Они долго не умирали, кричали, стонали, передергивались. Особенно тяжело умирала та особа – дама (Демидова). Ермаков ей всю грудь исколол. Удары штыком он делал так сильно, что штык каждый раз глубоко втыкался в пол» (из показаний охранника А. Стрекотина на следствии).

Из показаний цареубийцы Алексея Кабанова: «Один из товарищей стал вонзать в грудь фрельны (так они называли Демидову) штык… вроде кинжала, но он был тупой и грудь не пронзил. Она ухватилась обеими руками за штык и стала кричать…»

И это еще не все – добивали Анну Степановну прикладами ружей. Потом кто-то из извергов нашел время подсчитать, что на ее теле было 32 раны…

Внук также пострадавшего с Августейшими Мучениками Царского повара Ивана Михайловича Харитонова – Валентин Михайлович Мультатули-Харитонов – посвятил оставшимся верным святой Семье слугам стихотворение, где есть такие строки:

…В темнице светлые души томились,
Светлые лики Русской земли.
Четверо верных Им не изменили,
Четверо слуг от Них не ушли.
И каждый стал на веки покоен
И боль свою к звездам унес,
И каждый был Царя достоин,
И каждого обнял Христос.
 

Подготовила Татьяна Виноградова

Источники: 
   1. Статья Л. В. Федченко, старосты храма Рождества Христова г. Череповца, «Верная до смерти» (http://vologda-mitropolia.ru/articles/item/8795-larisa-fedchenko-vernaya-do-smerti-gornichnaya-tsarskoj-semi-anna-stepanovna-demidova).
   2. Доклад монахини Евстафии (Морозовой), заместителя председателя Комиссии по канонизации святых Екатеринбургской митрополии, «Христианское осмысление подвига верных Царских слуг. Малоизвестные документы и новые источники» (http://kanonkom.ru/docs/monahinya-evstafiya-morozova-hristianskoe-osmyslenie-podviga-vernyh-carskih-slug-maloizvestnye#_ftnref78).

____________________
См.также:






Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Антиэкуменический Катехизис: Труд Оптинского старца Симеона (Ларина) о пагубной всеереси нашего времени

Этот Катехизис составлен Оптинским игуменом Симеоном (Лариным) (1918–2016). Сам старец считал этот труд соборным, потому что при его написании много советовался с оптинскими и афонскими отцами. Вероятно, по этой причине на обложке издания указаны в качестве составителей монахи и Оптиной...


Потребуют ли осознанного отречения от Бога при антихристе?: Доклад с конференции антиглобалистов УПЦ (+ВИДЕО)

...Так следует поступать со всеми веяниями глобализма – отвергать на том этапе, когда от нас требуется добровольное согласие с «новым мировым порядком». Иначе, добровольно согласившись с навязываемой нам системой, мы принимаем ее правила, заключающиеся в поклонении новому «хозяину мира», будет оно совершаться...


Теперь начинается решительная борьба за будущее России: В Госдуму внесен законопроект о цифровом профиле и электронном паспорте

До полного подчинения транснациональной элитой многомиллионного «человеческого капитала» РФ, под предлогом перехода на цифровую экономику, остается совсем немного времени. Всемирный банк и прочие «уважаемые партнеры» из числа «хозяев денег» подгоняют компрадоров в кабмине РФ, и они послушно берут под...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Фотогалерея
Полезно почитать

Императорский Конвой возрождает Святую Русь: Беседа с духовником Сестрорецкого казачества

...Мы, значит, в 2017 году 100-летие гибели Империи памятовали, а они – праздновали юбилей октябрьской революции. И вот мы на этом берегу, в центре города, создаем в противовес им Царский мемориал, ценнейший артефакт. У них памятниками Ленину все заставлено, а мы – поклонные кресты водружаем, библиотеки...


Возрождение России – через исправление себя: О сегодняшнем состоянии православно-патриотического движения

В начале 90-х годов православно-патриотическое движение в России вышло из подполья, и началось его возрождение. За истекшие почти 30 лет оно пережило много бед и скорбей, но были и радостные моменты и даже небольшие победы. Перед нами прошла череда выдающихся, талантливых, отважных Русских людей, которые...


Возрождение – в единстве православного народа: Беседа с потомком Русских князей А.А. Трубецким о монархии и «кирилловичах»

...На монархию должна быть воля народа. Путь возрождения России в любом случае – в единстве православного народа. Мы не должны поддаваться ни на какие провокации, нападки и уловки со стороны тех, кто хочет нас разъединить – будь то церковный раскол, гражданский мятеж или внешнее вмешательство...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100