Четверг, 28 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

Свт. Игнатий о гонениях
Противники антихриста сочтутся возмутителями, врагами общественного блага и порядка.
Свт. Игнатий Брянчанинов о гонениях

Сщмч. Иларион (Троицкий) о Православии
Христианская жизнь возможна только в Церкви; только Церковь живет Христовой жизнью.
Сщмч. Иларион (Троицкий) о Православии

Сщмч. Иларион (Троицкий) о патриотизме
Отношение к Церкви — вот пробный камень русского человека. Кто верен Церкви — тот верен России, тот — воистину русский.
Сщмч. Иларион (Троицкий) о патриотизме

сщмч. Иннокентий (Просвирнин) о патриотизме
Вернуться на стезю отцов, идти по стопам отцов – это главная задача нашего времени. Так мы понимаем патриотизм…
Архим. Иннокентий (Просвирнин) о спасении и России

Прп.Иустин о 8 соборе 2
Что сделали Богом поставленные строители Церкви Христовой в защиту святого Православия от самоубийственной поверхностности и предательской несерьезности Цареградского патриарха Афинагора, который <…> вероломно и поспешно готовит, по примеру Ватикана, некий свой так называемый «Великий всеправославный собор»?..
Прп. Иустин Челийский

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Блокадное Причастие: Петербургские кинодокументалисты сняли фильм о том, как вера помогла выжить в ВОв
Блокадное Причастие: Петербургские кинодокументалисты сняли фильм о том, как вера помогла выжить в ВОв

К знаменательной дате, к 75-летию со дня полного снятия блокады Ленинграда, в Санкт-Петербурге, сообщает сайт митрополии, сняли документальный 45-минутный фильм «Блокадные храмы Петербурга». Он заставляет о многом задуматься, на многое взглянуть по-другому, перенося нас в прошлое, которое безследно не проходит…

Продюсер проекта, руководитель сектора коммуникаций информационного отдела Санкт-Петербургской митрополии – Наталья Родоманова, режиссёр – Светлана Лялькина, оператор – Сергей Славницкий, ведущий фильма – Александр Малич.

Это – не оставляющий никого равнодушным кинорассказ о том, как Петроград, измотанный перед Великой Отечественной репрессиями, верил и молился, об удивительных судьбах священников, чьи личные дела сохранились в архиве Санкт-Петербургской митрополии, о духовной и патриотической работе Русской Православной Церкви. Это – ещё одна свеча памяти о многочисленных жертвах блокады, во время которой в петербургских православных храмах не прекращалась литургическая жизнь.

   «Фильм, – рассказывает Наталья Родоманова, – собрал в себя множество трепетных человеческих историй от  потомков тех людей, которые напрямую были связаны с жизнью блокадного Ленинграда».

Одна из таких историй, показанных в фильме, о 92-летнем протоиерее Иоанне Горемыкине, настоятеле церкви святого Димитрия Солунского в Коломягах, который каждый день пешком приходил в свой храм с Петроградской стороны, чтобы совершить литургию. Даже совсем обессилев от голода, священник не отказался от совершения богослужений. Прихожане привозили его в церковь на санках.

Отец Иоанн, который потерял на фронте четырёх сыновей, сам нуждался в помощи, но нередко отдавал голодающим собственный паёк, в буквальном смысле жертвуя последним: ведь священнослужители получали в блокаду паёк по самой скромной – иждивенческой карточке, и их ряды тоже редели из-за голодных смертей, особенно первой блокадной зимой.

   «Певчие пели в пальто с поднятыми воротниками, закутанные в платки, в валенках, мужчины даже в скуфьях, – вспоминал о декабре 1941 года один из прихожан Князь-Владимирского собора. – Так же стояли и молились прихожане. Посещаемость собора в блокаду нисколько не упала, а возросла. Служба у нас шла без сокращений и поспешности, много было причастников и исповедников, целые горы записок о здравии и за упокой, нескончаемые общие молебны и панихиды…».

Для совершения Божественной литургии были и просфоры, только крошечные, с пятикопеечную монетку. Власти вынуждены были идти навстречу Церкви. Ленинградской епархии, по воспоминаниям верующих, хоть и в малых количествах, но выделялись ежемесячно вино и мука.

На протяжении всей блокады, как свидетельствуют историки и очевидцы, богослужения в десяти ленинградских храмах проходили при большом стечении народа. Девять из них сохранились до нашего времени и показаны в фильме.

   «Удивительно, что они сохранились до сегодняшнего дня, несмотря на тяжёлые условия жизни в осаждённом городе, суровые зимы, бомбёжки и обстрелы, – рассказывает Наталья Родоманова. – Причём три из них – деревянные храмы, одно это является удивительным чудом, учитывая постоянные обстрелы города. На дрова разбирали всё, что могло согреть замерзающих людей, но храмы не тронули. Это свидетельствует о том, какую огромную роль играли они в жизни ленинградцев».

В фильме рассказывается и о знаменитом соборе Казанской иконы Божией Матери на Невском, закрытом перед войной. Уже в 1938 году, к 125-летию со дня кончины погребённого в соборе фельдмаршала М.И. Кутузова, могилу полководца вновь украсили привезёнными из московского Исторического музея трофейными французскими знамёнами и ключами от городов и крепостей, взятых в ходе заграничного похода Русской армии в 1813 году.

В первые месяцы после начала Великой Отечественной – в июле-августе – антицерковную экспозицию занимавшего Казанский собор Музея истории религии закрыли.

К осени 1941 года в здании собора устроили выставку «Героическое прошлое русского народа». С 1942 года здесь развернули выставку «Отечественная война 1812 года», которую активно посещали делегации с фронта.

На площади перед Казанским собором у памятников полководцам Отечественной войны 1812 года М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли давали клятву уходившие на защиту Петрограда воины и ополченцы. Для этой цели памятники, в виде исключения, не закрывали мешками с песком. Одновременно воины посещали расположенную в соборе могилу фельдмаршала М.И. Кутузова и возлагали на неё цветы.

Во всех храмах Северной столицы служились тогда и особые молебны «в нашествие супостатов». В чин Божественной литургии, как при нашествии Наполеона, были введены особые молитвы о даровании победы нашему воинству и об избавлении томящихся во вражеской неволе.

Не только молитвой сражались с врагом священники города на Неве, разделившие судьбу своей паствы. С первых дней войны многие молодые священнослужители ушли в армию, народное ополчение, на оборонные предприятия.

Те, кто остался в городе, пополнили ряды бойцов МПВО, тушили зажигательные бомбы, выполняли городские общественные работы, оказывали помощь людям. 

   «Оставшиеся в соборе, независимо от возраста, спешно изучали средства противопожарной и противовоздушной обороны и стали руководителями групп из прихожан, – писал осенью 1943 года в "Журнале Московской Патриархии" священнослужитель Князь-Владимирского собора, подписавшийся просто "Ленинградец". – Была также организована группа сохранения порядка на случай паники во время богослужения».

Ленинградец из Князь-Владимирского собора так писал об этом:
   «Иногда во время служб раздавались сигналы воздушной тревоги. Сначала молящиеся уходили в оборонные убежища, но потом ухо настолько свыклось с шумной работой тяжёлых зениток, с раскатистым гулом отдалённых фугасных разрывов, с дребезжанием стёкол, что продолжали стоять как ни в чём не бывало; только дежурные МПВО занимали свои места. Наши нервы оказались крепче, чем предполагали наши враги».
   «Гитлеровцы рассчитывали устрашить нас своими бандитскими налётами, сломить нашу волю к сопротивлению, расстроить наши ряды. Добились же они того, что все слои населения сплотились в одно целое для отпора подлому врагу». 

И далее:
   «Некоторые из верующих сначала ещё думали, что гитлеровцы уважают веру и церковь, но жестокая бомбардировка города и налёт аэропланов в Великую пасхальную ночь пред светлой заутреней, когда пострадал и наш собор, раскрыл всем глаза на истинный лик носителей "нового порядка" в Европе», – писал Ленинградец.

Зимой 1942-43 годов на студии Ленкинохроники был снят документальный фильм «Сбор ленинградскими верующими средств на танковую колонну имени Димитрия Донского и эскадрилью имени Александра Невского».

   «Это был приказ, боевое задание и, как мне намекнули, задание правительственное, – вспоминал автор, фронтовой кинодокументалист Н.А. Сотников. – Фильм предназначался для показа за рубежом, цели имел пропагандистские, должен был способствовать открытию второго фронта».

В качестве консультанта киноленты был приглашён митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), будущий Патриарх Алексий I, который разделил с ленинградцами все тяготы блокадного времени. По его инициативе уже с 23 июня 1941 года начался сбор пожертвований от верующих в Фонд обороны страны. И участие ленинградских верующих в годы блокады в сборе этих средств было весьма активным. Хотя конкретная благотворительная деятельность была всё ещё запрещена, приходы получили возможность перечислять деньги в общие фонды.

Одним из крупнейших вкладов верующих в оборону страны был сбор средств на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского. Общины Петербурга перечислили в этот фонд более 2 млн. рублей, то есть больше четверти всех собранных по стране денег.

На собранные православными верующими средства на Челябинском заводе было построено 40 танков Т-34, которые были переданы Красной Армии в 1944 году.

   «Митрополит Алексий, испытывая все бедствия блокады, проявил героическую бодрость духа и огромное самообладание, – рассказывал очевидец. – Он постоянно совершал богослужения, ободрял и утешал верующих. Несмотря на голод и бомбёжки, обезсиленные люди с опухшими лицами, едва держась на ногах, ежедневно наполняли храм, где служил архипастырь, и во множестве приобщались у него святых Христовых Таин. В дни блокады владыка Алексий служил Божественную литургию один, без диакона, сам читал помянники. Каждый вечер он служил молебен Святителю Николаю, затем обходил крестным ходом Николо-Богоявленский собор с иконой Святителя Николая, моля его, чтобы он сохранил храм и город от разрушения».

Жил митрополит в Николо-Богоявленском соборе сначала на хорах, а потом, когда владыка ослабел и не мог подниматься так высоко, ему оборудовали комнатку в алтарной части.

   «Очень многим владыка из личных средств оказывал материальную помощь… лишая себя, по-христиански делился пищей, — вспоминал благочинный церквей Ленинградской области, настоятель Никольской церкви Георгиевского (ныне Большеохтинского) кладбища Ленинграда протоиерей Николай Ломакин. – Желая молитвенно утешить и духовно ободрить пасомых, он нередко сам отпевал усопших от истощения мирян…, и обставлял эти погребения особенно торжественно».

Однажды прямо в келью митрополита Алексия попал осколок. И он хранил этот осколок у себя на рабочем столе до конца своих дней, даже когда переехал в Москву после избрания его Патриархом.

Во вторую годовщину блокады, 8 сентября 1943 года, митрополит Алексий выступил с докладом в Москве на Соборе епископов Русской Православной Церкви, на котором Патриархом был единогласно избран Патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский).

   «Мы можем отмечать повсюду, а живущие в местах, близких к военным действиям, как, например, в Ленинграде, в особенности, – подчеркнул митрополит Алексий, – как усилилась молитва, как умножились жертвы народа через храмы Божии, как возвысился, этот подвиг молитвенный и жертвенный. Тени смерти носятся в воздухе в этом героическом городе-фронте, вести о жертвах войны приходят ежедневно, самые жертвы этой войны часто, постоянно у нас перед глазами».

Тогда же владыку Алексия вместе с 12 другими священнослужителями блокадной столицы впервые наградили советскими наградами – медалями «За оборону Ленинграда».

В праздник Рождества Христова 7 января 1944 года во всех действовавших храмах блокадного Ленинграда были совершены Божественные литургии. К клиру и верующим жителям города на Неве, Новгородской и Псковской областей обратился митрополит Ленинградский Алексий:
   «Враги наши свои неудачи думают вознаграждать ограблением беззащитных, уничтожением оставляемых ими городов и селений, истязанием и истреблением многих тысяч русских людей, не пожелавших им покориться; но всё это не может отвратить или отдалить занесённый уже над ними меч суда Божия. И скоро этот меч опустится на все преступные головы».

…После избрания 2 февраля 1945 года владыки Алексия Патриархом Московским и всея Руси он посетил Петроград и, совершив литургию в Николо-Богоявленском соборе, обратился к пастве:
   «Вспоминается, как под грохот орудий, под страхом смерти вы спешили в этот святой храм, чтобы излить перед Господом свои скорбные чувства…
   Вспоминаю я, как мы совершали богослужения под грохот разрывов, при звоне падающих стёкол, и не знали, что с нами будет через несколько минут… И хочется мне сказать: град возлюбленный! Много горького пришлось пережить тебе, но теперь ты, как Лазарь, восстаёшь из гроба и залечиваешь свои раны, а скоро и предстанешь в прежней красоте
   Я призываю благословение Божие на град сей, на братий сопастырей моих, о которых сохраняю самые тёплые воспоминания. Они разделяли со мной все труды, испытывали много скорбей, ещё больше, чем я, и теперь несут тяжёлый подвиг… И будем молиться, чтобы Господь простёр благословение Свое над Русской Церковью и над дорогой Родиной нашей».

В фильме рассказано не только о блокадных храмах, но и о мемориальных, где особо хранят память о погибших жителях и защитниках города, сообщает сайт митрополии. Это появившихся в Петербурге уже в XXI веке храмы мучеников Адриана и Наталии в Старо-Панове, Всех святых, в земле Русской просиявших, в парке Победы, Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте.

Настоятель Старо-Пановского храма протоиерей Михаил Стрельников обратил внимание на то, что в день начала блокады отмечается память Владимирской иконы Божией Матери:
   «Господь попустил случиться блокаде, и Он же дал людям надежду. Через этот образ Божия Матерь, наша Заступница, уже однажды, в XVI веке, спасла Россию от нашествия орды хана Тамерлана. То, что страшные испытания начались в этот праздник, дало надежду: молитвами Богородицы Господь помилует людей».

Отец Михаил также отметил промыслительный момент: 8 сентября – престольный праздник храма святых Адриана и Наталии. Старая церковь, семейная усыпальница, была разрушена в годы войны, поскольку оказалась на передовом рубеже. Новая, с прежним посвящением, построена как храм-памятник.

В церковном музее-ДОТе – с волнением смотришь эти кадры в фильме! – помимо традиционных для военной экспозиции предметов есть свидетельства того, что в «окопах нет атеистов»: нательные образки, крестики, иконки, медальоны со святыми, зашитые в гимнастёрках молитвы.

Люди воевали, нося всё это под формой, как свидетельство не угасшей веры.

   «Самая интересная часть экспозиции, – рассказывает протоиерей Михаил Стрельников, – поцарапанные пулями образки, которые спасли кому-то жизнь, крестики, медальоны со святыми, молитвы, которые матери вкладывали в вещи своих сыновей, иногда даже в партбилеты. Это артефакты войны, касающиеся духовной жизни нашего народа, которая раньше замалчивалась».

Особенно ожесточённые бои шли здесь летом 1942 года во время Старо-Пановской наступательной операции, когда советские войска предприняли неудачную попытку прорвать кольцо блокады. Местность, где стоит Старо-Пановский храм, в годы войны была буквально отутюжена бомбардировками.

В районе Старо-Паново, только по официальным данным, погибло около четырёх тысяч советских солдат. Их поминают за богослужениями, а горожане записывают военные истории, сведения о родных, живые свидетельства о блокаде в храмовую Книгу памяти.

Поисковики находят у реки Дудергофки останки, с воинскими почестями и молитвенным поминовением перезахоранивают их вблизи храма.

Блокада Ленинграда – наша общая память, боль. Освобождение от неё великого города 27 января 1944 года, вспоминали современники, верующие отмечали торжественно и празднично. С благословения митрополита Алексия во всех храмах города были совершены благодарственные молебны.

А потом придёт и долгожданная Победа в Великой Отечественной.

На Нюрнбергском процессе 1946 года, где он будет представлять Ленинградскую епархию, протоиерей Николай Ломакин расскажет об ужасах блокады, немецких налетах и страшной смерти мирных жителей.

…Фильм создан творческой «Студией «Образ» на средства гранта Санкт-Петербурга при поддержке сектора коммуникаций Санкт-Петербургской епархии, сообщает сайт митрополии.

Идея документально-просветительского проекта, по словам Натальи Родомановой, родилась благодаря инициативе строительства музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда». Руководство будущего комплекса обратилось в Санкт-Петербургскую митрополию за содействием в создании экспозиции о церковной жизни в годы Великой Отечественной. Так началось взаимодействие архива митрополии и музея, которое дало свои прекрасные плоды.

Рассказ в фильме ведут настоятели и клирики блокадных и мемориальных храмов: протоиереи Владимир Сорокин, Михаил Стрельников, Вадим Балакирев, Сергий Ашиток, Антоний Витвицкий, иерей Игорь Троицкий. О старосте блокадного прихода храма святого Димитрия Солунского в Коломягах Ефиме Привалове рассказывает его внук – профессор СПбГУ Серафим Чуков.

В фильме использованы материалы архива и музея Санкт-Петербургской епархии, звучит запись голоса митрополита Алексия. Экспертами стали хранитель епархиальных архива и музея Ольга Ходаковская, профессор Европейского университета Никита Ломагин, историки Юрий Соколов и Иван Петров.

Фильм, в котором о некоторых фактах, судьбах и документах рассказано впервые, безусловно, должен быть показан и на центральных каналах ТВ. С этой лентой должно познакомиться как можно больше людей, особенно молодёжи: ведь в ходе съёмок её создатели встретились со множеством людей, которые делились живыми свидетельствами, долгие годы бывшими только семейным достоянием.

Фильм, как отметили авторы телепроекта, не вместил всего собранного материала. Так, например, ждут своего освещения чудеса, свидетелями которых были верующие защитники и жители города: помощь Господа, явления Божией Матери, святителя Николая, Ксении Петербургской.

Здесь представлено подлинное письмо, которое было направлено жителем города митрополиту Ленинградскому Алексию с просьбой обратиться к властям об открытии для доступа верующих часовни Ксении Петербургской на Васильевском острове.

Как известно, и в XIX, и в XX веке, когда Ксения Петербургская ещё не была прославлена, уже была глубоко почитаема верующими города. Существует немало свидетельств, и они приводятся в фильме: даже в блокаду и зимой, и летом люди приходили к её часовенке на Смоленском кладбище, оставляли записочки.

Хочется поблагодарить Правительство Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургскую митрополию, творческую студию «Образ», авторскую группу проекта за прекрасный фильм, который помогает нам стать со-причастниками подвига в годы блокады духовенства Ленинградской епархии и их прихожан. И ещё хочется пожелать авторской группе проекта продолжать столь нужную всем нам работу.



Источник: Русский путь
http://rossiyaplyus.info/16940-297/#more-16940

___________________
См. также:






Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100