Понедельник, 25 Мая 2020 г.
Духовная мудрость

митр.Иоанн о пагубности экуменизма
Как и всякая ересь, экуменизм лжет, предлагая «братски соединить» Истину с ложью, лукаво делая вид, что не понимает противоестественность такого соединения, надеясь, что люди, завороженные благородством лозунгов, не заметят страшной подмены.
Митр. Иоанн (Снычев)

Свт.Игнатий об апостас
Отступничество принимает огромные размеры. Наступают времена трудные в духовном отношении: затруднительность постоянно увеличивается. Это попущение Божие.
Свт. Игнатий Брянчанинов о церковной апостасии

Свт. Феофан об апостасии
Евангелие будет всем известно. Но одна часть пребудет в неверии ему, другая, наибольшая, будет еретичествовать… и все-таки будут себе присваивать имя христиан. Будет часть и содержащая истинную веру, но и из этих немалая часть будет только по имени правоверными, а в сердце же не будут иметь того строя, какой требуется верою, возлюбив нынешний век.
Свт. Феофан Затворник о последних временах

Свт. Игнатий (Брянчанинов) о ереси
Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душою, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелью... 
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Прп. Никодим Святогорец о католиках
Латиняне являются многочисленными еретиками.
Прп. Никодим Святогорец о католиках

В кулуарах

Глумление обновленцев-криптокатоликов над таинствами
Митрополит Иларион (Алфеев) обвинил в неразумной ревности тех верующих, кто не желает причащаться новым «коронавирусным» способом с окунанием или протиранием лжицы и отиранием уст одноразовыми салфетками.

Тайные молитвы да не звучат вслух
В наше непростое время все чаще и чаще в некоторых храмах священники читают вслух тайные священнические молитвы за Литургией. Это веяние получило распространение в обновленческой среде еще в конце XIX – начале XX века. Представители так называемой «живой церкви» стали сокращать службы, переводить на...

«Из русского народа еще выйдут герои»
О плодотворном художественном творчестве Максима Фаюстова мы уже не раз писали на страницах нашей газеты. В этом году исполняется 10 лет, как он впервые выставил самую известную свою картину «Русский герой Евгений Родионов». За эти годы в постерах и репродукциях она разошлась далеко по России.

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Возможно ли Крещение вне Православия?: Согласие Святых Отцов до Карфагенского Собора 256 года и ересь «крещального богословия»

крещение.jpg
«Крещение» от папы Франциска

ВВЕДЕНИЕ

Серьезный вопрос, которым часто задавались и который стремились изучить с самым пристальным вниманием с первых лет послеапостольского периода, – это вопрос о способе принятия в лоно Кафолической Церкви тех, кто отпал от нее в ересь; о возникших вследствие этого отпадения целых инославных, т. е. еретических, сообществах «христиан»; а также вопрос о действительности или недействительноcти таинств у этих групп. 

Церковь, основываясь на канонических решениях Святых Отцов, Поместных и Вселенских Соборов, которые выражают ее экклезиологию, имеет решение по данному вопросу, применяя в зависимости от ситуации акривию или икономию. Несмотря на все это, в наши дни, под влиянием т. н. экуменического движения, существенно действующего на современное сознание многих православных богословов и иерархов, эти вопросы, которые получили свое окончательное решение и разрешение в предшествующие века, решаются иначе, с помощью новых теорий и концепций. 

Если в первых веках вопрос ограничивался только способом принятия еретиков в лоно Церкви Христовой, то сегодня в экуменическом движении поднимается вопрос даже не о принятии в Церковь Христову – ведь по воззрениям сторонников и участников экуменизма инославные якобы и так относятся к Церкви Христовой[1], – а о признании наличия божественной благодати[2], совершающей Таинства, и, следовательно, – очищающей, просвещающей и обожающей энергии Святаго Духа в еретических сообществах-«церквах». 

Таким образом, для новоявленной экклезиологии экуменического движения границы Церкви определяются не Божественной Евхаристией, а крещением. Т. е., все, кто принял крещение во имя Святой Троицы в любом сообществе, называющем себя христианским, якобы являются полноправными членами Церкви Христовой, независимо от той веры, которую исповедует их религиозное сообщество-«церковь» (т. н. «крещальное богословие»). Это ведет к серьезным экклезиологическим последствиям, самым значительным из которых является то, что Православная Церковь больше не рассматривается последователями этого течения как единственная Церковь Христова («исключительная экклезиология»), а считается, будто все сообщества, называющие себя христианскими, в которых есть «крещение», являются настоящими «церквами», входят в Церковь Христову («всеобъемлющая экклезиология») и несут спасение своим членам, поскольку в них якобы действует благодать, совершающая Таинства. Именно на этой модернистской экклезиологии основывается экуменическое движение.
Безусловно, данный подход абсолютно чужд и противен богословию и пастырской практике всего нашего экклезиологического предания. 

Карфагенский Собор при сщмч. Киприане (256 г.) утвердил богословский принцип: «Крещение — одно и единственное, и оно существует только в Кафолической Церкви»[3]. Этот Собор и принцип получили вселенский авторитет на Шестом Вселенском Соборе[4]. 

Несмотря на признание вселенского авторитета богословских принципов Карфагенского Собора, в рамках экуменического движения поднимается вопрос об ошибочности решений Собора и необходимости признать «крещальное богословие» в качестве основы для объединения всех сообществ, называющих себя христианскими. В связи с этим представляет значительный интерес отношение Отцов и Соборов Церкви к крещению вне Церкви в докиприанову эпоху с точки зрения принципа согласия Отцов. Ниже свидетельства об отношении Церкви к таинствам еретиков до Карфагенского Собора 256 года.

Отметим, что в церковных канонах дается следующее определение еретиков: «Еретиками же именуем как тех, которые издавна чуждыми Церкви объявлены, так и тех, которые после того нами анафеме преданы; кроме же сего и тех, которые хотя притворяются, будто веру нашу исповедуют здраво, но которые отделились и собирают собрания против наших правильно поставленных епископов» (6-е правило Второго Вселенского Собора)[5]. 
 
ОТЦЫ И СОБОРЫ О КРЕЩЕНИИ ВНЕ ЦЕРКВИ 

Апостольские правила (I в.):
   «Епископы, или пресвитеры, принявших крещение или жертву еретиков, извергать повелеваем. Какое согласие Христа с велиаром, или какая часть верному с неверным?»[6]
 
Климент Александрийский (почитается Церковью как христианский философ, учитель веры, свидетель Предания) (IIв.): 
   «Священное Писание восклицает: Ибо поступив так, ты пройдешь мимо воды чуждой (Прит. 6, 18); т. е. Священное Писание на воду еретического крещения смотрит как на нечистую (святости дома Божия не соответствующую) и незаконную (ему чуждую). И ты перейдешь, говорит оно, реку чуждую, течением которой отвращающиеся от учения истинного, единого и неколебимого, бывают увлекаемы и ввергаемы вместе с язычниками в пучину изменчивых и безпорядочных человеческих мнений, пучину, крутящую свои воды, выбивающую их и вновь поглощающую на меже между приливом и отливом»[7].
 
Тертуллиан (запечатлен в сознании Церкви как один из выдающихся христианских мыслителей, плодовитый писатель, догматист, мужественный апологет, ревностный обличитель еретиков. В труде «О крещении», написанном в период 198–203 гг., т. е. задолго до приблизительной даты разрыва Тертуллиана с Церковью в 213-м г.): 
   «Еретики же не имеют никакого участия в нашем учении, и что они „внешние", об этом свидетельствует самое прекращение церковного общения с ними. Я не обязан признавать существования у них того, что служит для меня заповедью, ибо не тот же Бог у нас и у них, не один Христос, т. е. не тот же самый. Посему и крещение (у них) не едино, ибо не то же самое. Т. к. они не имеют его по законному обряду, то, без сомнения, вовсе не имеют, а что не имеется, того нельзя считать существующим. И не могут они его принимать, ибо не имеют его. Но об этом уже подробнее вами сказано на греческом языке»[8].
 
Карфагенский Собор при блж. Агриппине (около 220 г.): 
   «Должны быть перекрещиваемы те, которые переходят в Церковь от еретиков» (Киприан, ер. 73, 3)[9].
 
Собор в Иконии и Синааде (230–235 гг.): 
   «Давно уже мы, сошедшись из Галатии, Киликии и других ближайших областей, на Соборе в Иконии, что в Фригии, постановили твердо держаться такового мнения о еретиках и отстаивать его, когда обнаружится сомнение относительно этого предмета… мы, рассмотрев этот предмет со всем тщанием, на Соборе в Иконии постановили – вовсе отвергать всякое крещение, которое совершается вне Церкви» (еп. Фирмилиан к еп. Киприану Карфагенскому)[10].
 
Свидетельство св. Дионисия Александрийского о докиприановой практике приема еретиков в Церковь и о соборах в Иконии, Синааде: 
   «На значительнейших Соборах епископов, как я слышу, действительно постановлены правила, чтобы приходящие в Церковь из ереси по предварительном оглашении были потом омываемы и очищаемы от скверн старой и нечистой закваски» (Дионисий к Сиксту II)[11]; 

   «Узнал я также, что не в одной Африке и не теперь только введено это, но что подобное мнение существовало с давнего времени у прежних епископов, в Церквах многолюднейших и на Соборах братий в Иконии, Синнаде и во многих других странах» (Дионисий к Филимону в «Церковной истории» Евсевия (VIII, 7))[12].
 
Свидетельство св. Василия Великого о докиприановой практике приема еретиков в Церковь (вселенский авторитет запечатлен на Шестом Вселенском Соборе): 
   «Ибо древние положили приимати Крещение, ни в чем не отступающее от веры... Почему, от начала бывшим отцам, угодно было крещение еретиков совсем отметати… Ибо не суть крещены крестившиеся в то, что нам не предано»[13]. 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Из вышеприведенных свидетельств следует, что Отцы и Соборы в докиприанову эпоху не признавали возможности совершения крещения вне Кафолической Церкви, т. е Православной Церкви. Такое отношение Церкви к «таинствам» еретиков не претерпело изменений и на Карфагенском Соборе при сщмч. Киприане. Принятый Карфагенским Собором богословский принцип – «Крещение одно и единственное, и оно существует только в Кафолической Церкви» – находится в полном согласии с приведенными свидетельствами Апостолов, Святых Отцов и Соборов. Апостольские правила (I в.), труды Климента Александрийского (II в.) и Тертуллиана (198–203 гг.), древние Соборы в Карфагене (220 г.), Иконии (235 г.) и Синааде (230 г.), свидетельства святых о докиприановой практике приема еретиков в Церковь: «от начала бывшим отцам, угодно было крещение еретиков совсем отметати» (св. Василий Вел.), «не теперь только введено это, но что подобное мнение [никто не может быть крещен вне Кафолической Церкви] существовало с давнего времени у прежних епископов» (св. Дионисий Александрийский), – показывают согласие Святых Отцов и Соборов: «Крещение – одно и единственное, и оно существует только в Кафолической Церкви». 

Принципу согласия Отцов следовал и Карфагенский Собор при св. Киприане, утверждая: «Мы изложим наше мнение [о том, что никто не может быть крещен вне Кафолической Церкви] – не новое и не только теперь установленное, но давно уже нашими предшественниками со всякою точностию и со тщанием испытанное, которое мы соблюдаем, которым мы руководствуемся и которым мы желаем поделиться с вами»[14]. 

Римский папа Стефан, по-видимому, впервые потребовал признать крещение вне Церкви истинным. Желая навязать свое мнение всей Церкви, Стефан отверг древние Соборы о крещении еретиков, отверг Соборы при сщмч. Киприане, заклеймил сщмч. Киприана «лжехристом, лжеапостолом и коварным делателем!»[15] и отлучил святого от общения. Это ошибочное мнение Стефана, вероятно, стало следствием господствовавшей в Римской Церкви широкой икономии в отношении принятия еретиков без повторения обряда крещения, совершенного вне Церкви. Важно отметить, что Карфагенский Собор при сщмч. Киприане также допускает принцип икономии при определенных условиях для обращающихся от ереси к Церкви и не получивших Крещения в Православной Церкви, ибо «Господь, по милосердию своему, силен даровать им прощение и тех, кои, быв приняты в Церковь, в Церкви же и опочили, не лишить даров Церкви Своей» (акты Карфагенского Собора)[16]. Однако из возможности применения икономии к еретикам и раскольникам Карфагенский Собор вовсе не делает вывода о возможности Крещения вне Церкви, подобно тому, как это сделал Римский папа Стефан.
  

Примечания
[1] Собственно, именно так решается вопрос о существовании инославного «христианского мира» документом Критского собора «Отношение Православной Церкви к остальному христианскому миру». 

[2] См. Баламандский документ 1993 г. и богословскую критику на него. 

[3] Карфагенский Собор при священномученике Киприане (256 г.). Акты и протокол Собора, правило и толкование. Правило святого Поместного Собора, состоявшегося в Карфагене при священномученике Киприане. Интернет-содружество «Православный Апологет», 2018. Режим доступа: https://apologet.spb.ru/en/?id=3416. 

[4]«Посему и Второй Вселенский Собор в своем 7-м правиле настоящее правило принял частично (он не принял его полностью только потому, что руководствовался принципом икономии и проявил снисхождение, не поступая по всей строгости, как мы писали в примечании к 46-му Апостольскому правилу). Утвердил его и Шестой Вселенский Собор во 2-м своем правиле (хотя этот Собор и говорит, что это правило действовало только в некоторых местах Африки, но раз принявши его, он утвердил его для дальнейшего применения, а не отменил). Принял его и свт. Василий Великий в своем 1-м правиле. См. также примечание к вышеупомянутому 46-му Апостольскому правилу. Далее: Вселенские Соборы приняли и утвердили определения Поместных Соборов и, в частности, приняли правила свт. Василия Великого, что мы видели ранее во 2-м правиле Шестого Вселенского Собора. Следовательно, вместе с тем они приняли и утвердили все, что определили эти Поместные Соборы и свт. Василий Великий ранее» (Пидалион. Агапий иеромонах и Никодим монах (Святогорец). Правило Третьего святого Поместного Собора, состоявшегося в Карфагене при священномученике Киприане с толкованием. Издание 4-е. Афины, 1886. Режим доступа: https://apologet.spb.ru/gr/?id=3308).

О признании Шестым Вселенским Собором канона Карфагенского Собора при сщмч. Киприане также см. толкование преп. Никодима Святогорца на 46-е Апостольское правило (Там же). 

[5] Правила Святых Апостолов и Святых Отец с толкованиями Алексея Аристина, Иоанна Зонары, Феодора Вальсамона. Режим доступа: http://agioskanon.ru/otci/007.htm#1. 

[6] Там же. 

[7] Cтpоматы. Творение учителя Церкви Климента Александрийского. Пер. с примечаниями Н. Корсунского. Ярославль, 1892. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksandrijskij/stromaty-perevod-n-korsunskogo/1_20#sel=340:260,340:341. 

[8] Тертуллиан. О крещении. Гл. XV. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/o_kreshenii/#0_15. Слова Тертуллиана к адресату труда: «Но об этом уже подробнее вами сказано на греческом языке», – показывают само собой разумеющимся и давно известным мнение о невозможности Крещения вне Церкви для неизвестного писателя на греческом языке, к которому или которым пишет Тертуллиан. 

[9] Поснов М. Э. История христианской Церкви (до разделения Церквей – 1054 г.). Брюссель, 1964. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/istorija-hristianskoj-tserkvi-do-razdelenija-tserkvej-1054-g/1#sel=522:84,522:105. 

[10] Творения св. священномученика Киприана, епископа Карфагенского. Письмо Фирмилиана к Киприану по поводу разногласия с Римским епископом Стефаном относительно крещения еретиков. Киев, 1879. Режим доступа: http://www.odinblago.ru/kiprian_1/62. 

[11] Свящ. А. Дружинин. Жизнь и труды св. Дионисия Великого, епископа Александрийского. СПб., 2007. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleksandrijskij/zhizn-i-trudy-sv-dionisija-velikogo-episkopa-aleksandrijskogo/3#note589.
[12] Там же. 

[13] Правила Святых Апостолов и Святых Отец с толкованиями Алексея Аристина, Иоанна Зонары, Феодора Вальсамона. Режим доступа: http://agioskanon.ru/otci/007.htm#1. 

[14] Карфагенский Собор при священномученике Киприане (256 г.). Акты и протокол Собора, правило и толкование. Правило святого Поместного Собора, состоявшегося в Карфагене при священномученике Киприане. Интернет-содружество «Православный Апологет», 2018. Режим доступа: https://apologet.spb.ru/en/?id=3416. 

[15] Творения св. священномученика Киприана, епископа Карфагенского. Письмо Фирмилиана к Киприану по поводу разногласия с Римским епископом Стефаном относительно крещения еретиков. Киев, 1879. Режим доступа: http://www.odinblago.ru/kiprian_1/62. 

[16] Карфагенский Собор при священномученике Киприане (256 г.). Акты и протокол Собора, правило и толкование. Акты Карфагенского Собора: письмо к Юбаяну. Интернет-содружество «Православный Апологет», 2018. Режим доступа: https://apologet.spb.ru/en/?id=3416.


Источник: Интернет-содружество «Православный Апологет»
https://www.apologet.spb.ru


___________________
См. также: 



Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Более ста российских ученых подписались под письмом президенту о недопустимости принятия закона о едином регистре учета населения (ЕФИРе)

Законопроект нарушает положения, установленные Конституцией РФ: ст. 24, согласно которой «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются»; ст. 55 - «в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», которые могут быть ограничены лишь...


Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Фотогалерея
Полезно почитать

Эпидемия пройдет. А что дальше?

В связи с паникой, поднятой вокруг коронавируса, появилось множество лжепророчеств. Поклонники Нострадамуса, например, нашли у него предсказание о том, что якобы «большая чума не прекратится». Высказались по этой теме и некий раввин, и иранский прорицатель, и оба напророчили человечеству кошмарное будущее. Но ведь не нужно быть пророком, чтобы догадаться о том, что у нас впереди большие испытания. Достаточно почитать Священное Писание.


Молитва за усопших - спасительный круг для них

Сегодня возобновляются поминальные службы в храмах. Более двух недель, начиная со Страстной Седмицы, Церковь не совершала панихиды по усопшим; даже во время отпевания умерших в эти дни звучит радостный Канон Пасхи. За почивших монахов в монастырях читают не Псалтирь, а Евангелие.  


Император Николай II: отречение, которого не было

История знает множество мифов. Эти мифы бывают, иногда настолько живучи, что их воспринимают как истину. Мифы эти, конечно, создаются конкретными людьми ради конкретных целей, но затем они начинают жить сами по себе, и бороться с ними бывает крайне нелегко. К числу таковых лживых мифов принадлежит утверждение,...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100