Пятница, 22 Ноября 2019 г.
Духовная мудрость

Сщмч. Андроник Пермский о возрождении России
Нужна такая работа, чтобы сорганизовать весь народ русский во единую семью, твердо и сознательно стоящую за свое святое, народное, историческое достояние – веру христианскую и Царя самодержавного. <...> Дело в борьбе между верой и неверием, между Христианством и антихристианством.
Сщмч. Андроник Пермский о возрождении России

Ст.Кирилл(Павлов)
Здесь явно Дух Святый, открывший о печати (антихриста) и карточках (электронных), не делает различия в сопротивлении между печатью и карточкой, т.к. то и другое – дело сатаны.
Старец Кирилл (Павлов)

Прп.Варсонофий об Апокалипсисе
Тот, кто будет читать Апокалипсис перед концом мира, будет поистине блажен, ибо будет понимать то, что совершается, а, понимая, будет и готовить себя. Читая, он будет видеть в событиях, описанных в Апокалипсисе, те или иные современные ему события. Но кто сегодня читает его?..
Прп. Варсонофий Оптинский

сщмч.Андроник о врагах России
Россия разрушается теориями масонского либерального кагала... Отечество в опасности; оно потрясено в основах своих.
Сщмч. Андроник (Никольский) о врагах России

Свт. Филарет о европе и России
Поспешим вполне воздать неотъемлемую славу Царю Небесному на земле, еще взирающей к вечному Востоку, еще не объятой мраком Запада, еще не примесившейся к новому смешению Вавилонскому!
Свт. Филарет Московский о России и Европе

В кулуарах

Как я перестал быть эллинистом: История монаха-иконописца об увлечении греческими модернистами
Мое воцерковление происходило в 90-е годы. В нашей приходской книжной лавке продавались различные православные издания, в том числе и о греческих старцах, их поучения и наставления. Через эти книги я познакомился с житием и подвигами святителя Нектария Эгинского, преподобного Паисия Святогорца, старцев...

Женская мода: Вчера, сегодня, завтра
В отличие от наших целомудренных бабушек или прабабушек, многие современные девушки и женщины не находят необходимым, а точнее даже считают постыдным одеваться скромно и носить платок. Кому-то кажется, что ходить в длинной, хотя бы ниже колен юбке, некрасиво, кто-то не любит косу, предпочитая растрепанные...

Как живет наша деревня: Тревожное письмо в редакцию
Здравствуйте! я из Краснодарского края. Хочу поделиться болью о том, что происходит на моей Родине. Наш край – самый плодородный, самый «жирный» в плане еды. Сплошное изобилие. Все растет. Почти нет зимы. Урожай можно два раза в год собирать! Народ испокон веков был трудолюбивым земледельцем. А сейчас...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Вечные уроки забытых войн – Афган, Чечня, Сербия, Грузия, Сирия,..: Беседа с С.Г. Галицким, автором книг «Из смерти в Жизнь»

2019-02-22_234341.jpg

   «Афганская война – необычная. Это война не за освобождение нашей территории. Да, мы защищали и свои геополитические интересы. Но Афганистан должен был превратиться в наркобандитский рассадник, что и произошло после вывода нашей армии… В Афганистане Русские воины воевали с организованным воинствующим злом, а не с афганским народом. То же самое потом происходило и в других „горячих“ точках – Приднестровье, Карабахе, Чечне… Война – это воплощение духовной брани, которая ведется сатаной и его приспешниками со Христом и Его небесным и земным воинством. Война не прекращается никогда. 15 февраля исполняется 21 год со дня вывода российских войск из Афганистана…», – так писала наша газета девять лет назад, в одном из своих первых номеров. 

Сегодня, вспоминая уже 30-летний юбилей этого события, предлагаем вниманию читателей интервью с писателем и журналистом, членом Союза писателей Сергеем Галицким, автором книг и фотоальбомов об афганской и современных кавказских военных кампаниях и не только. Также наш собеседник является создателем уникального интерактивного музея боевой славы «Они защищали Отечество» при санкт-петербургской школе № 216, посвященного воинам Афганской и Чеченских войн. 
     
Прощайте, горы, вам видней,
Кем были мы в краю далеком,
Пускай не судит однобоко
Нас кабинетный грамотей.
Прощайте, горы, вам видней,
Какую цену здесь сплатили,
Врага какого не добили,
Каких оставили друзей.
Из песни «Мы уходим»,
сопровождающей фоторяд в музее

(сл. и муз. Игоря Морозова) 


2019-02-22_234612.jpg– Сергей Геннадьевич, расскажите, пожалуйста, хотя бы вкратце, о себе, своем пути к Богу, в Церковь. Как Вы пришли к тому, чем сейчас занимаетесь? 

– Крестился я в 1991 году, в 33-летнем возрасте. Причем крестить меня привела моя жена, на тот момент еще мусульманка, когда я сильно заболел. Со временем, выздоровев, я, к сожалению, не сделал правильных выводов. Продолжал заниматься бизнесом и жить по-прежнему, пока не наступил кризис 1998 года, в результате которого под угрозой оказалась не только работа, но и вообще материальная возможность как-то существовать. Вот тогда я пошел в храм, стал каяться, поститься, исповедоваться, причащаться, трудиться в Церкви. Потом крестилась супруга, мы повенчались; воцерковились и наши дети. Все это – великая милость Божия. 

Сначала мы стали заниматься экскурсиями по храмам и святыням Петербурга. Потом от этого пришли к издательству православного глянцевого журнала – уникального для первой половины 2000-х годов. Мы старались освещать самые разные темы – культурные, исторические, духовные, патриотические, в том числе о войне в Афганистане и боевых действиях в Чечне, подкрепляя материалы уникальными иллюстрациями. И когда ресурсы на журнал внезапно закончились, практически сразу появился человек, бывший офицер ГРУ, который попросил выпустить опубликованные статьи о войне в виде фотоальбомов. Получилось некое продолжение военной тематики. Связей в кругах ветеранов всех современных войн становилось все больше, погружение в историю этих событий – все глубже. В итоге альбомов вышло аж восемь. Причем о каждом я думал как о последнем.
  
 
– Вы ставили перед собой задачу затрагивать в военных материалах духовные темы? 

– В принципе, нет – я не тот человек, который занимается «миссионерскими беседами». Нас так воспитал батюшка Василий Ермаков. Ни в семье, ни в кругу близких людей, соратников я не говорил специально о Боге – только когда спрашивали. Просто старался жить по заповедям, ходить в храм, поститься, молиться – тихо и спокойно, никого не укоряя и не смущая. Потому что всем нам известно, какая реакция бывает у окружающих, когда начинаешь поучать в вопросах веры...
   
И получилось, что, работая над фотоальбомами, я общался с людьми на военные темы, и они сами рассказывали о чудесах, благодаря которым остались в живых. А когда заказы на альбомы прекратились, «вдруг» один знакомый батюшка собрал деньги на выпуск книги конкретно о помощи Божией на войне в Афганистане и во время современных кавказских военных кампаний. 
 
Стоит отметить, что в советское время быть открыто верующим офицером не представлялось возможным, ни при каких обстоятельствах, в принципе. Человека сразу выгнали бы из партии  – а это значит «волчий билет» на всю оставшуюся жизнь. Советские годы были периодом даже не научного, а тотального атеизма. И вот при этом получилось, что у меня свидетельств о чудесах Божиих, в том числе и явленных советским солдатам и офицерам во время войны в Афганистане, предостаточно. Уже вышло семь книг, одна из которых называется «Выбор сильных». После ее презентации, также «вдруг», пришел заказ от муниципального образования Владимирский округ Санкт-Петербурга на фильм, раскрывающий непобедимый Русский дух воинов, именно православный. Так режиссером Аленой Поликовской по этой книге был снят одноименный документальный фильм «Выбор сильных».
 
уроки3.jpg
Книги С. Галицкого
  

– А как возник музей «Они защищали Отечество»? 

– Постепенно, из тех же материалов и знакомств с людьми, в процессе работы над журналами, фотоальбомами. Плюс – элементы современной техники, т. к. музей интерактивный: чтобы удержать внимание детей с помощью разных форм подачи информации. Музей создан на деньги того же Владимирского округа Петербурга, т. е. он муниципальный. Здесь побывали уже тысячи детей. После того как был установлен новый праздник – День неизвестного солдата, 3 декабря, наша деятельность активизировалась еще больше. Случалось, что за неделю мы принимали человек по 500 учащихся и военных курсантов. Кроме того, в этом году – 30-летие окончания войны в Афганистане, и у нас достаточно плотный график экскурсий. Но все же музей работает не в полную силу: можно проводить больше экскурсий, жаль, групп не хватает, народ мало интересуется темой современных войн.
 

– Действительно, мы о них практически совсем не знаем… 

– Да. Когда я говорю, например, об Афганской войне, у взрослых-то людей редко возникают какие-то картинки, четкие образы перед глазами. Поэтому и нужны реальные примеры, особенно детям. Еще больше впечатлений от бесед с самими участниками боевых действий, которых мы тоже периодически приглашаем на встречи. Как они говорят о войне, не расскажет никто. Тем более что даже у нашего поколения практически нет понимания произошедшего, не говоря о молодежи. А теперь поставьте себя на место людей, которые там воевали, или тех, у кого там погибли родственники, – они понимают, что мы об этом ничего не знаем и даже не хотим узнавать, что нам просто «не до этого»…

Печально, что в самосознании нашего народа есть белые дыры и черные пятна. Именно ими являются войны последнего времени – Афганская, Югославская, чеченские военные кампании, военная операция по принуждению Грузии к миру в 2008 году, боевые действия в Сирии. Вот сколько их в наше «мирное либерально-демократическое» время!

С Великой Отечественной войной народу все относительно понятно: герои защищали Родину, мы сражались с фашизмом и победили это мировое зло. Война в Афгане длилась в два раза дольше, но ее цели до сих пор не поняты, а итоги «слиты» властями. Но в ней хотя бы была относительно сплоченная вертикаль между политиками, генералами и солдатами. А, например, во время Чеченской военной кампании армию часто подставляли свои собственные начальники, а тех, в свою очередь, – власти светские. Было и прямое предательство, бизнес на крови… 

Тысячи солдат погибших, а сколько участников и близких им людей, на которых война непосредственно сказалась! И у этих воинов с родственниками наступает, как говорят психологи, фрустрация – ощущение пустоты и безсмысленности. Т. е. жертва принесена – например, погиб сын, – а ради чего?! И что дальше? Никому это оказалось не нужно. Как будто ничего не было. И такое отношение не только у молодых. Это страшно. Поэтому наша главная цель – заинтересовать, пробудить, затронуть струнки души, чтобы человек сам уже начал копать, узнавать, погружаться в тему.
  
  2019-02-23_000504.jpg


– Многим известны примеры судеб, искореженных упомянутыми войнами. Как правильно к этому относиться и строить общение с такими людьми? 

– Да, нередко воевавшие впадают в тяжелое душевное состояние и остаются непонятыми своими близкими. Мне часто доводится общаться с бывшими воинами и их родственниками на эти темы. Тут надо четко понять: сами мы никого не можем заставить или уговорить уверовать, привести в храм; можем лишь указать людям направление: спасение – там; а пойдут они или не пойдут – уже их выбор.

Случается, бывшие военнослужащие, офицеры срываются и начинают пить, разрушая все в своей жизни, в том числе и отношения с ближними. На них сыплются упреки, появляется злость, скандалы, но мало кто догадывается спросить: отчего это, чем тут можно помочь духовно? Всегда есть причина. Здесь она в том, что им невыносимо жить с тем, что пришлось сделать на войне. 

Там ведь нет никакой романтики. Есть присяга, приказ, команда, расчет, боевое задание. Вот, Вы, например, молодой солдат, призванный на срочную службу, находитесь в казарме в каком-то городе, куда попали после призыва. Вдруг всех поднимают по тревоге. Вы бежите, хватаете автомат, магазины с патронами, вас грузят и куда-то везут. Вот так начинается война… Причем в 90% случаев не говорят, ни что везут на войну, чтобы не разбежались, ни куда везут. Дальше – привезли неизвестно куда, построили и объявляют: «Вот здесь вы будете спать, здесь есть. Завтра идем на боевые, задачу доведут завтра». И все. Солдат ничего не знает, не имеет никакого глобального взгляда, понимания, кроме политинформации – пропаганды. 

Вся война – это выполнение приказов, на этом держится армия. А приказы бывают очень страшные. Причем не потому, что их отдают какие-то нелюди, а потому, что это расчет, стратегия и тактика. И вот в чем суть нравственной трагедии, которая там происходила: каждому солдату приходилось принимать решение в таких ситуациях, когда конкретной официальной инструкции нет, есть только общая команда. Т. е. приказы проходили через нравственный выбор, стойкость воли человека. А единственный выбор зачастую был между плохим и очень плохим. Например, необходимо зачистить после себя все следы, а там могут оказаться старики, женщины и дети врага… Или ты в карауле в засаде и видишь мальчика-«душмана», который скорее всего – вражеский разведчик. Ты жалеешь его, умоляющего о пощаде, а через час на твоих солдат обрушивается враг… И в итоге ты еще можешь предстать перед военными прокурорами и в том, и в другом случае действий. Вот она какая, война. 

2019-02-23_002524.jpg

За все это, пережитое солдатами и офицерами, мы уже должны их уважать. Те воины, которые принимали решения по совести, пройдя через мыслимые и немыслимые испытания, зачастую становятся верующими, воцерковленными людьми. А те, кто переступал через совесть, и не раз? Представляете, как им с этим сейчас жить? Только церковные Таинства, Господь могут очистить человека по-настоящему, а не на время или просто загнать эти нравственные терзания поглубже. Если пытаешься забыть или отречься от пережитого как не бывшего, то получается еще хуже – упрятанная в подсознание боль неизвестно где «рванет» со временем. 

Но, конечно, о возможностях выхода из проблемы должен говорить тот, кто сам прошел этим путем. Кто имеет такой опыт. Военные – люди жесткие, они не слушают слова, которые им говорят, – они смотрят, кто им говорит. И если это человек с опытом, не сломленный, только тогда они станут с ним общаться и откроются. 

Вот почему важно то дело, которое мы с благословения делаем: конкретные люди – военные, окормляющие их священники или ставшие ими впоследствии миряне – свидетельствуют о своем опыте, помощи Божией в их жизни, в преодолении трудностей и последствий войны.
 

– Сергей Геннадьевич, как Вы считаете, почему России все это попускается и что нам делать дальше, чтобы жертвы современных войн не были напрасными? 

– Трудно ответить, это скорее к духовным людям вопрос. Со своей стороны могу сказать: утверждаюсь в том, что даже в падшем состоянии, сбившиеся со своего исторического православно-монархического пути, мы – Богом хранимая страна, Его любимый народ. Все остальные наши скорби, страдания и болезни – неизъяснимые пути Его Промысла.

Как говорил наш великий полководец, генералиссимус Александр Васильевич Суворов, «Бог нас водит – Он наш Генерал». Вот часто солдат в разведгруппе не знает задачи, и он специально ее не знает, чтобы никому ее не рассказал, если попадет в плен, и чтобы не испугался… И если бы я заранее знал, как в моей жизни это дело будет совершаться, то растерялся бы, запутался и т. д. Но когда я начинаю оглядываться назад, то явственно вижу, как вел Господь. Когда-то надо было, чтобы я «носом ткнулся» во что-то, когда-то – чтобы за голову схватился, чтобы оказался в безпомощном состоянии, без денег и работы… 

Суть в том, чтобы доверять Богу, как доверяет командиру боец в группе. Так, например, в спецназе: командира убили – все, группе конец, ее надо переформировывать, ждать, пока люди сработаются. Солдат в бою четко знает: если противник справа, то он должен упасть сюда, разделить позицию по секторам, вести огонь туда; поступает команда отходить – значит, делать это и как можно быстрее; если нет этой команды – стоять на месте. Но он не знает, что будет завтра, куда его приведут и что он там будет делать.

Так и мы не имеем полной картины происходящего. Господь знает, для чего все так совершается, что будет дальше, и от Него зависят наши плоды. Мы же должны сконцентрироваться на очевидном – каков наш долг в этот момент, в чем воля Божия.
  
 
– В наших ли силах это понять и тем более исполнить?

– Это уже вопросы духовного руководства, окормления. Как я сказал, моя жизнь начала поворачиваться к Богу под руководством отца Василия Ермакова, и после его смерти я вижу, как она устраивается его молитвами, потому что постоянно происходят вещи, которые никаким земным объяснениям не поддаются. Те проекты, в которые я вкладывался, планировал, вообще не получались, а как только оставлял самонадеяние и смирялся – все устраивалось просто чудом, как по маслу. У меня сложилось такое понимание: делай, что должен, – и будь, что будет.

Часто вспоминаю, как ответил стоявший на позиции простой солдат на провокационный вопрос журналистов: мол, что ты можешь в глобальном плане, ты – боевая единица с четырьмя магазинами и парой гранат, что ты решаешь?.. Он спокойно сказал: знаете, меня командиры учат, чтобы я свой сектор обстрела держал, чтобы через меня враг не прошел. И я не думаю, что происходит там, что политики решают. Вот мой окоп, сектор обстрела, и я должен не пропустить врага через себя. Мне это запомнилось как правило по жизни. Главное – чтобы через тебя не прошел враг, через те два миллиметра, которые тебе доверил Господь. Значит, это по силам, надо их держать. Но на этих двух миллиметрах выложись по полной. А для этого нужно в первую очередь не сдаваться внутри.
 
Было такое чудо с 19-летним солдатом. Он оказался в пещере, окруженный «духами», с гранатой без кольца в руках. Ему оставалось или сдаться, или подорвать себя вместе с врагами. И он взмолился Богу, как мог. Он во что бы то ни стало решил не сдаваться, но взорвать гранату было жутко страшно. Он возопил: «Господи, не дай убояться, отними страх!» Понимаете? Он не впал в панику и не стал проклинать все вокруг, а начал просить Бога отнять страх, чтобы не сдаться. И свершилось чудо: он увидел в скале лик Христа, после чего страх пропал. Но и ситуация разрешилась так, что подрывать себя не пришлось, он остался жив и свободен. Вот где, в Ком выход, когда страх, смущение уходят, и все начинает устраиваться. А «уходит» его Христос, по молитвам к Нему. А молитва возникает от решимости не сдаваться.

И последнее скажу, в эту же тему: на месте, где произошло убийство нашего мученика, воина Евгения Родионова, висит на дереве самодельный крест как свидетельство его подвига. Чеченцы этот крест до сих пор не снимают – боятся! Вот в чем, в Ком наша сила!

уроки6.jpg 
«Подвиг рядового Евгения Родионова». Худ. С. Смирнов   

Беседовала Анастасия Державина

+ + +

ЗДЕСЬ ДОЛЖЕН ПОБЫВАТЬ КАЖДЫЙ!

Первый интерактивный музей, посвященный военной тематике, «Они защищали Отечество» начал свою работу пять лет назад, в преддверии 25-летия вывода советских войск из Афганистана.

Экспозиция музея представляет собой боевой путь наших солдат и офицеров в Афганистане и Чеченской республике наглядно, через тысячи подлинных снимков. Это не взгляд на войну сквозь объективы профессиональных фотокамер, а своеобразное фотоповествование самих участников боевых действий. Не увлекаясь, как это принято сегодня, погоней за кровавыми подробностями боевых действий, экспозиция по-военному скупо и немногословно рассказывает о нелегком ратном труде бойцов спецподразделений – элите Вооруженных Сил. На уникальных фото – простые лица солдат среди развалин Грозного, взрывы, завязший в грязи «Урал», форсирующий речку Т-72, полевая кухня, боец в камуфляже с черными – то ли от пороховой копоти, то ли от дизельного топлива – пальцами разжигает кадило для священника...

Мы хорошо знаем имена героев Великой Отечественной. А имена людей, которые уже в наши дни встали на защиту Отечества в очень сложный для страны период, практически неизвестны. С некоторыми из них посетители музея смогут познакомиться.

2019-02-23_005241.jpg

уроки2.jpg 
В интерактивном музее «Они защищали Отечество»

Чтобы привлечь молодежную аудиторию и помочь государственным, муниципальным и общественным учреждениям в работе по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, в музее представлены самые современные технические средства: мультимедийные интерактивные столы и киоски со специально разработанным контентом, проекционное и звуковое оборудование. Благодаря интерактивной форме изложения, материалы с живыми примерами жертвенного служения Отечеству позволяют еще раз с благодарностью вспомнить наших солдат и офицеров, которые во время афганской и кавказских военных кампаний с честью исполнили свой воинский долг.


___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998

 
См. также:



Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Если есть соблазн: Допустимо ли печь просфоры и кушать кошерные или халяльные продукты?

К нам в редакцию обратились прихожане храма святителя Николая Нижегородской епархии с вопросом, вызвавшим у них смущение и недоумение. Они узнали, что просфоры в их храме выпекаются из кошерной муки. «Это не связано с грехом подозрительности, – объясняют наши читатели. – На упаковке от муки так и написано:...


Опасность для мирового Православия: Схиархим. Тит (Бородин) об апостасийной ситуации с Фанаром и Элладой

Святая Православная Церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в течение человеческой истории именуется Воинствующей. Два тысячелетия она ведет духовную брань с врагами Христа Бога, сохраняя чад своих во Истине. Враги Божии, стремящиеся властвовать над мiром, понимают, что пока на Земле есть святое Православие, они не достигнут своей цели. Поэтому они все силы мiрового зла бросили сейчас...


Несть достойно еретиком в Церковь Божию входити: Экуменический случай на Афонском подворье Москвы

Уважаемая редакция! Хотела поделиться своими переживаниями по поводу происшедшего со мною случая. Недавно я проходила около подворья Афонского монастыря в Москве и увидела группу людей, человек 20-30, приближающихся ко Святым вратам. Сначала не обратила на них внимания, а когда поравнялась с ними, встала,...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Держаться за Русскую Церковь и Государственность: Беседа о Промысле Божием в современном мировом кризисе

Отец Паисий – давний друг нашей редакции. Он много паломничает и периодически делится своими впечатлениями. Вот какие ценные мысли он сообщил нам на этот раз… – Батюшка, расскажите, что в последнее время происходит в Церкви? В каком состоянии, на Ваш взгляд, пребывает простой народ? Есть ли у людей правильное понимание ситуации?..


Молитвами Царя Бог спасет Россию: «Державная» беседа с прот. Николаем Болдыревым

В «Православном Кресте» №17 (233) от 1 сентября с. г. мы размещали объявление о помощи в сборе пожертвований на памятник Царю Мученику Николаю II. А недавно милостью Божией мы побывали в храме в честь Священномученика Михаила (Гусева) города Кулебаки Нижегородской области и пообщались...


Пресвятая Богородица еще хранит Святую Русь: Духовная беседа со схиигуменом Митрофаном (Лаврентьевым)

Cхиигумен Митрофан (Лаврентьев), настоятель храма в честь праведного отрока Артемия Веркольского в селе Мугреево-Никольское Ивановской области, известен православному читателю. Однако это интервью с отцом Митрофаном особенное – оно составлено нами по материалам разных лет и публикуется в связи...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100