Четверг, 28 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

Свт. Игнатий о «едином всевышнем» с магометанами
Вы хотите, чтоб… магометане, за то что они кажутся вам добренькими, непознавшие и неуверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставляемое одним, одним, повторяю вам, средством, – верою в Искупителя? – Христиане! познайте Христа! – Поймите, что вы Его не знаете, что вы отрицались Его, признавая спасение возможным без Него за какие-то добрые дела! Свт. Игнатий о «едином всевышнем» с магометанами

свт. Афанасий о католиках
Умоляю с терпением пребывать в чистом житии и верных догматах. От всей души отвергайте общение с италийцами, пусть даже если его и постигнет какая-либо беда ради чести и славы Отца и Сына и Святого Духа.
Свт. Афанасий Константинопольский о католиках

Прп.Иустин о 8 соборе
Не могу избавиться от впечатления и убеждения, что все это указывает на тайное желание известных лиц Константинопольской Патриархии, чтобы первая <лишь> по чести Патриархия в Православии могла навязать свои концепции православному миру и санкционировать такое неопапистское намерение единым «Вселенским собором».
Прп. Иустин (Попович) о «восьмом вселенском» «всеправославном соборе»

Свт.Игнатий об узком пути
Всегда немногие, весьма немногие, шествовали по узкому пути. В последние дни мира этот путь до крайности опустеет.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Прп.Варсонофий об Апокалипсисе
Тот, кто будет читать Апокалипсис перед концом мира, будет поистине блажен, ибо будет понимать то, что совершается, а, понимая, будет и готовить себя. Читая, он будет видеть в событиях, описанных в Апокалипсисе, те или иные современные ему события. Но кто сегодня читает его?..
Прп. Варсонофий Оптинский

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Вечные уроки забытых войн – Афган, Чечня, Сербия, Грузия, Сирия,..: Беседа с С.Г. Галицким, автором книг «Из смерти в Жизнь»

2019-02-22_234341.jpg

   «Афганская война – необычная. Это война не за освобождение нашей территории. Да, мы защищали и свои геополитические интересы. Но Афганистан должен был превратиться в наркобандитский рассадник, что и произошло после вывода нашей армии… В Афганистане Русские воины воевали с организованным воинствующим злом, а не с афганским народом. То же самое потом происходило и в других „горячих“ точках – Приднестровье, Карабахе, Чечне… Война – это воплощение духовной брани, которая ведется сатаной и его приспешниками со Христом и Его небесным и земным воинством. Война не прекращается никогда. 15 февраля исполняется 21 год со дня вывода российских войск из Афганистана…», – так писала наша газета девять лет назад, в одном из своих первых номеров. 

Сегодня, вспоминая уже 30-летний юбилей этого события, предлагаем вниманию читателей интервью с писателем и журналистом, членом Союза писателей Сергеем Галицким, автором книг и фотоальбомов об афганской и современных кавказских военных кампаниях и не только. Также наш собеседник является создателем уникального интерактивного музея боевой славы «Они защищали Отечество» при санкт-петербургской школе № 216, посвященного воинам Афганской и Чеченских войн. 
     
Прощайте, горы, вам видней,
Кем были мы в краю далеком,
Пускай не судит однобоко
Нас кабинетный грамотей.
Прощайте, горы, вам видней,
Какую цену здесь сплатили,
Врага какого не добили,
Каких оставили друзей.
Из песни «Мы уходим»,
сопровождающей фоторяд в музее

(сл. и муз. Игоря Морозова) 


2019-02-22_234612.jpg– Сергей Геннадьевич, расскажите, пожалуйста, хотя бы вкратце, о себе, своем пути к Богу, в Церковь. Как Вы пришли к тому, чем сейчас занимаетесь? 

– Крестился я в 1991 году, в 33-летнем возрасте. Причем крестить меня привела моя жена, на тот момент еще мусульманка, когда я сильно заболел. Со временем, выздоровев, я, к сожалению, не сделал правильных выводов. Продолжал заниматься бизнесом и жить по-прежнему, пока не наступил кризис 1998 года, в результате которого под угрозой оказалась не только работа, но и вообще материальная возможность как-то существовать. Вот тогда я пошел в храм, стал каяться, поститься, исповедоваться, причащаться, трудиться в Церкви. Потом крестилась супруга, мы повенчались; воцерковились и наши дети. Все это – великая милость Божия. 

Сначала мы стали заниматься экскурсиями по храмам и святыням Петербурга. Потом от этого пришли к издательству православного глянцевого журнала – уникального для первой половины 2000-х годов. Мы старались освещать самые разные темы – культурные, исторические, духовные, патриотические, в том числе о войне в Афганистане и боевых действиях в Чечне, подкрепляя материалы уникальными иллюстрациями. И когда ресурсы на журнал внезапно закончились, практически сразу появился человек, бывший офицер ГРУ, который попросил выпустить опубликованные статьи о войне в виде фотоальбомов. Получилось некое продолжение военной тематики. Связей в кругах ветеранов всех современных войн становилось все больше, погружение в историю этих событий – все глубже. В итоге альбомов вышло аж восемь. Причем о каждом я думал как о последнем.
  
 
– Вы ставили перед собой задачу затрагивать в военных материалах духовные темы? 

– В принципе, нет – я не тот человек, который занимается «миссионерскими беседами». Нас так воспитал батюшка Василий Ермаков. Ни в семье, ни в кругу близких людей, соратников я не говорил специально о Боге – только когда спрашивали. Просто старался жить по заповедям, ходить в храм, поститься, молиться – тихо и спокойно, никого не укоряя и не смущая. Потому что всем нам известно, какая реакция бывает у окружающих, когда начинаешь поучать в вопросах веры...
   
И получилось, что, работая над фотоальбомами, я общался с людьми на военные темы, и они сами рассказывали о чудесах, благодаря которым остались в живых. А когда заказы на альбомы прекратились, «вдруг» один знакомый батюшка собрал деньги на выпуск книги конкретно о помощи Божией на войне в Афганистане и во время современных кавказских военных кампаний. 
 
Стоит отметить, что в советское время быть открыто верующим офицером не представлялось возможным, ни при каких обстоятельствах, в принципе. Человека сразу выгнали бы из партии  – а это значит «волчий билет» на всю оставшуюся жизнь. Советские годы были периодом даже не научного, а тотального атеизма. И вот при этом получилось, что у меня свидетельств о чудесах Божиих, в том числе и явленных советским солдатам и офицерам во время войны в Афганистане, предостаточно. Уже вышло семь книг, одна из которых называется «Выбор сильных». После ее презентации, также «вдруг», пришел заказ от муниципального образования Владимирский округ Санкт-Петербурга на фильм, раскрывающий непобедимый Русский дух воинов, именно православный. Так режиссером Аленой Поликовской по этой книге был снят одноименный документальный фильм «Выбор сильных».
 
уроки3.jpg
Книги С. Галицкого
  

– А как возник музей «Они защищали Отечество»? 

– Постепенно, из тех же материалов и знакомств с людьми, в процессе работы над журналами, фотоальбомами. Плюс – элементы современной техники, т. к. музей интерактивный: чтобы удержать внимание детей с помощью разных форм подачи информации. Музей создан на деньги того же Владимирского округа Петербурга, т. е. он муниципальный. Здесь побывали уже тысячи детей. После того как был установлен новый праздник – День неизвестного солдата, 3 декабря, наша деятельность активизировалась еще больше. Случалось, что за неделю мы принимали человек по 500 учащихся и военных курсантов. Кроме того, в этом году – 30-летие окончания войны в Афганистане, и у нас достаточно плотный график экскурсий. Но все же музей работает не в полную силу: можно проводить больше экскурсий, жаль, групп не хватает, народ мало интересуется темой современных войн.
 

– Действительно, мы о них практически совсем не знаем… 

– Да. Когда я говорю, например, об Афганской войне, у взрослых-то людей редко возникают какие-то картинки, четкие образы перед глазами. Поэтому и нужны реальные примеры, особенно детям. Еще больше впечатлений от бесед с самими участниками боевых действий, которых мы тоже периодически приглашаем на встречи. Как они говорят о войне, не расскажет никто. Тем более что даже у нашего поколения практически нет понимания произошедшего, не говоря о молодежи. А теперь поставьте себя на место людей, которые там воевали, или тех, у кого там погибли родственники, – они понимают, что мы об этом ничего не знаем и даже не хотим узнавать, что нам просто «не до этого»…

Печально, что в самосознании нашего народа есть белые дыры и черные пятна. Именно ими являются войны последнего времени – Афганская, Югославская, чеченские военные кампании, военная операция по принуждению Грузии к миру в 2008 году, боевые действия в Сирии. Вот сколько их в наше «мирное либерально-демократическое» время!

С Великой Отечественной войной народу все относительно понятно: герои защищали Родину, мы сражались с фашизмом и победили это мировое зло. Война в Афгане длилась в два раза дольше, но ее цели до сих пор не поняты, а итоги «слиты» властями. Но в ней хотя бы была относительно сплоченная вертикаль между политиками, генералами и солдатами. А, например, во время Чеченской военной кампании армию часто подставляли свои собственные начальники, а тех, в свою очередь, – власти светские. Было и прямое предательство, бизнес на крови… 

Тысячи солдат погибших, а сколько участников и близких им людей, на которых война непосредственно сказалась! И у этих воинов с родственниками наступает, как говорят психологи, фрустрация – ощущение пустоты и безсмысленности. Т. е. жертва принесена – например, погиб сын, – а ради чего?! И что дальше? Никому это оказалось не нужно. Как будто ничего не было. И такое отношение не только у молодых. Это страшно. Поэтому наша главная цель – заинтересовать, пробудить, затронуть струнки души, чтобы человек сам уже начал копать, узнавать, погружаться в тему.
  
  2019-02-23_000504.jpg


– Многим известны примеры судеб, искореженных упомянутыми войнами. Как правильно к этому относиться и строить общение с такими людьми? 

– Да, нередко воевавшие впадают в тяжелое душевное состояние и остаются непонятыми своими близкими. Мне часто доводится общаться с бывшими воинами и их родственниками на эти темы. Тут надо четко понять: сами мы никого не можем заставить или уговорить уверовать, привести в храм; можем лишь указать людям направление: спасение – там; а пойдут они или не пойдут – уже их выбор.

Случается, бывшие военнослужащие, офицеры срываются и начинают пить, разрушая все в своей жизни, в том числе и отношения с ближними. На них сыплются упреки, появляется злость, скандалы, но мало кто догадывается спросить: отчего это, чем тут можно помочь духовно? Всегда есть причина. Здесь она в том, что им невыносимо жить с тем, что пришлось сделать на войне. 

Там ведь нет никакой романтики. Есть присяга, приказ, команда, расчет, боевое задание. Вот, Вы, например, молодой солдат, призванный на срочную службу, находитесь в казарме в каком-то городе, куда попали после призыва. Вдруг всех поднимают по тревоге. Вы бежите, хватаете автомат, магазины с патронами, вас грузят и куда-то везут. Вот так начинается война… Причем в 90% случаев не говорят, ни что везут на войну, чтобы не разбежались, ни куда везут. Дальше – привезли неизвестно куда, построили и объявляют: «Вот здесь вы будете спать, здесь есть. Завтра идем на боевые, задачу доведут завтра». И все. Солдат ничего не знает, не имеет никакого глобального взгляда, понимания, кроме политинформации – пропаганды. 

Вся война – это выполнение приказов, на этом держится армия. А приказы бывают очень страшные. Причем не потому, что их отдают какие-то нелюди, а потому, что это расчет, стратегия и тактика. И вот в чем суть нравственной трагедии, которая там происходила: каждому солдату приходилось принимать решение в таких ситуациях, когда конкретной официальной инструкции нет, есть только общая команда. Т. е. приказы проходили через нравственный выбор, стойкость воли человека. А единственный выбор зачастую был между плохим и очень плохим. Например, необходимо зачистить после себя все следы, а там могут оказаться старики, женщины и дети врага… Или ты в карауле в засаде и видишь мальчика-«душмана», который скорее всего – вражеский разведчик. Ты жалеешь его, умоляющего о пощаде, а через час на твоих солдат обрушивается враг… И в итоге ты еще можешь предстать перед военными прокурорами и в том, и в другом случае действий. Вот она какая, война. 

2019-02-23_002524.jpg

За все это, пережитое солдатами и офицерами, мы уже должны их уважать. Те воины, которые принимали решения по совести, пройдя через мыслимые и немыслимые испытания, зачастую становятся верующими, воцерковленными людьми. А те, кто переступал через совесть, и не раз? Представляете, как им с этим сейчас жить? Только церковные Таинства, Господь могут очистить человека по-настоящему, а не на время или просто загнать эти нравственные терзания поглубже. Если пытаешься забыть или отречься от пережитого как не бывшего, то получается еще хуже – упрятанная в подсознание боль неизвестно где «рванет» со временем. 

Но, конечно, о возможностях выхода из проблемы должен говорить тот, кто сам прошел этим путем. Кто имеет такой опыт. Военные – люди жесткие, они не слушают слова, которые им говорят, – они смотрят, кто им говорит. И если это человек с опытом, не сломленный, только тогда они станут с ним общаться и откроются. 

Вот почему важно то дело, которое мы с благословения делаем: конкретные люди – военные, окормляющие их священники или ставшие ими впоследствии миряне – свидетельствуют о своем опыте, помощи Божией в их жизни, в преодолении трудностей и последствий войны.
 

– Сергей Геннадьевич, как Вы считаете, почему России все это попускается и что нам делать дальше, чтобы жертвы современных войн не были напрасными? 

– Трудно ответить, это скорее к духовным людям вопрос. Со своей стороны могу сказать: утверждаюсь в том, что даже в падшем состоянии, сбившиеся со своего исторического православно-монархического пути, мы – Богом хранимая страна, Его любимый народ. Все остальные наши скорби, страдания и болезни – неизъяснимые пути Его Промысла.

Как говорил наш великий полководец, генералиссимус Александр Васильевич Суворов, «Бог нас водит – Он наш Генерал». Вот часто солдат в разведгруппе не знает задачи, и он специально ее не знает, чтобы никому ее не рассказал, если попадет в плен, и чтобы не испугался… И если бы я заранее знал, как в моей жизни это дело будет совершаться, то растерялся бы, запутался и т. д. Но когда я начинаю оглядываться назад, то явственно вижу, как вел Господь. Когда-то надо было, чтобы я «носом ткнулся» во что-то, когда-то – чтобы за голову схватился, чтобы оказался в безпомощном состоянии, без денег и работы… 

Суть в том, чтобы доверять Богу, как доверяет командиру боец в группе. Так, например, в спецназе: командира убили – все, группе конец, ее надо переформировывать, ждать, пока люди сработаются. Солдат в бою четко знает: если противник справа, то он должен упасть сюда, разделить позицию по секторам, вести огонь туда; поступает команда отходить – значит, делать это и как можно быстрее; если нет этой команды – стоять на месте. Но он не знает, что будет завтра, куда его приведут и что он там будет делать.

Так и мы не имеем полной картины происходящего. Господь знает, для чего все так совершается, что будет дальше, и от Него зависят наши плоды. Мы же должны сконцентрироваться на очевидном – каков наш долг в этот момент, в чем воля Божия.
  
 
– В наших ли силах это понять и тем более исполнить?

– Это уже вопросы духовного руководства, окормления. Как я сказал, моя жизнь начала поворачиваться к Богу под руководством отца Василия Ермакова, и после его смерти я вижу, как она устраивается его молитвами, потому что постоянно происходят вещи, которые никаким земным объяснениям не поддаются. Те проекты, в которые я вкладывался, планировал, вообще не получались, а как только оставлял самонадеяние и смирялся – все устраивалось просто чудом, как по маслу. У меня сложилось такое понимание: делай, что должен, – и будь, что будет.

Часто вспоминаю, как ответил стоявший на позиции простой солдат на провокационный вопрос журналистов: мол, что ты можешь в глобальном плане, ты – боевая единица с четырьмя магазинами и парой гранат, что ты решаешь?.. Он спокойно сказал: знаете, меня командиры учат, чтобы я свой сектор обстрела держал, чтобы через меня враг не прошел. И я не думаю, что происходит там, что политики решают. Вот мой окоп, сектор обстрела, и я должен не пропустить врага через себя. Мне это запомнилось как правило по жизни. Главное – чтобы через тебя не прошел враг, через те два миллиметра, которые тебе доверил Господь. Значит, это по силам, надо их держать. Но на этих двух миллиметрах выложись по полной. А для этого нужно в первую очередь не сдаваться внутри.
 
Было такое чудо с 19-летним солдатом. Он оказался в пещере, окруженный «духами», с гранатой без кольца в руках. Ему оставалось или сдаться, или подорвать себя вместе с врагами. И он взмолился Богу, как мог. Он во что бы то ни стало решил не сдаваться, но взорвать гранату было жутко страшно. Он возопил: «Господи, не дай убояться, отними страх!» Понимаете? Он не впал в панику и не стал проклинать все вокруг, а начал просить Бога отнять страх, чтобы не сдаться. И свершилось чудо: он увидел в скале лик Христа, после чего страх пропал. Но и ситуация разрешилась так, что подрывать себя не пришлось, он остался жив и свободен. Вот где, в Ком выход, когда страх, смущение уходят, и все начинает устраиваться. А «уходит» его Христос, по молитвам к Нему. А молитва возникает от решимости не сдаваться.

И последнее скажу, в эту же тему: на месте, где произошло убийство нашего мученика, воина Евгения Родионова, висит на дереве самодельный крест как свидетельство его подвига. Чеченцы этот крест до сих пор не снимают – боятся! Вот в чем, в Ком наша сила!

уроки6.jpg 
«Подвиг рядового Евгения Родионова». Худ. С. Смирнов   

Беседовала Анастасия Державина

+ + +

ЗДЕСЬ ДОЛЖЕН ПОБЫВАТЬ КАЖДЫЙ!

Первый интерактивный музей, посвященный военной тематике, «Они защищали Отечество» начал свою работу пять лет назад, в преддверии 25-летия вывода советских войск из Афганистана.

Экспозиция музея представляет собой боевой путь наших солдат и офицеров в Афганистане и Чеченской республике наглядно, через тысячи подлинных снимков. Это не взгляд на войну сквозь объективы профессиональных фотокамер, а своеобразное фотоповествование самих участников боевых действий. Не увлекаясь, как это принято сегодня, погоней за кровавыми подробностями боевых действий, экспозиция по-военному скупо и немногословно рассказывает о нелегком ратном труде бойцов спецподразделений – элите Вооруженных Сил. На уникальных фото – простые лица солдат среди развалин Грозного, взрывы, завязший в грязи «Урал», форсирующий речку Т-72, полевая кухня, боец в камуфляже с черными – то ли от пороховой копоти, то ли от дизельного топлива – пальцами разжигает кадило для священника...

Мы хорошо знаем имена героев Великой Отечественной. А имена людей, которые уже в наши дни встали на защиту Отечества в очень сложный для страны период, практически неизвестны. С некоторыми из них посетители музея смогут познакомиться.

2019-02-23_005241.jpg

уроки2.jpg 
В интерактивном музее «Они защищали Отечество»

Чтобы привлечь молодежную аудиторию и помочь государственным, муниципальным и общественным учреждениям в работе по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, в музее представлены самые современные технические средства: мультимедийные интерактивные столы и киоски со специально разработанным контентом, проекционное и звуковое оборудование. Благодаря интерактивной форме изложения, материалы с живыми примерами жертвенного служения Отечеству позволяют еще раз с благодарностью вспомнить наших солдат и офицеров, которые во время афганской и кавказских военных кампаний с честью исполнили свой воинский долг.


___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998

 
См. также:



Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100