Пятница, 29 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

Прп.Иустин о 8 соборе 2
Что сделали Богом поставленные строители Церкви Христовой в защиту святого Православия от самоубийственной поверхностности и предательской несерьезности Цареградского патриарха Афинагора, который <…> вероломно и поспешно готовит, по примеру Ватикана, некий свой так называемый «Великий всеправославный собор»?..
Прп. Иустин Челийский

Свт. Григорий Палама об Истине
Те, кто от Церкви Христовой, - суть от истины, а те, кто не от истины, - те не от Церкви Христовой.

Свт. Григорий Палама

Митр. Иоанн о теории ветвей
Никакого разделения церквей никогда не происходило. История Христианства недвусмысленно и ясно свидетельствует о том, что в действительности имело место постепенное отпадение, не разделение, а именно отпадение западных народов и западноевропейских конфессий от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.
Митр. Иоанн (Снычев) об экуменической «теории ветвей»

Прп. Иустин о соборе
Если такой собор, не дай Бог, состоится, от него можно ожидать только одного: расколов, ересей и гибели многих душ.
Прп. Иустин (Попович) о «восьмом вселенском соборе»

Сщмч. Иларион (Троицкий) о Православии
Христианская жизнь возможна только в Церкви; только Церковь живет Христовой жизнью.
Сщмч. Иларион (Троицкий) о Православии

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Который сотворил и научил: День памяти святителя Макария (Невского)

2019-03-01.jpg

Служение святителя Макария, митрополита Московского и Коломенского, выдающегося иерарха нашей Церкви, пришлось на трагическое для Руси время. В судьбе его, как отмечали современники, был виден особый Промысл Божий: с одной стороны – всероссийская известность и высота сана, а с другой – великие испытания: изгнание, болезнь, людская оставленность, почти забвение. Но ни один из этих жизненных поворотов не заставил святого отступить от своего главного подвига – живого дела покаяния, веры и любви к Богу и ближним.

Михаил Андреевич Парвицкий (так звали святителя с миру, фамилию Невский он получил по обычаю того времени в семинарии) родился 1 октября 1835 года в селе Шапкино Владимирской губернии. Отец его, Андрей Иванович, служил причетником местного храма; семья жила в большой нужде. При появлении на свет младенец оказался настолько слабым, что родители не надеялись на его выживание, и после совершения Таинства Крещения он был положен под святые иконы в ожидании исхода. Однако святой не умер – эти первые часы стали прообразом всей его жизни, в которой затем неоднократно проявлялись чудесная помощь Божия и Покров Богоматери.

В 1843 году Парвицкие переехали в Сибирь, где Михаил поступил в Тобольское духовное училище, а позже – в Тобольскую семинарию. По окончании учебы в 1854 году, согласно собственному желанию, он отправился в Алтайскую миссию.

В марте 1861 года святой принял монашеский постриг с наречением имени в честь преподобного Макария Великого и  был рукоположен в диаконский, а затем и в священнический сан. С того времени началось его самостоятельное миссионерское служение и проповедь Слова Божия духовно истомленным языческим алтайским народам.

Алтай поражал контрастом своей царски роскошной, невероятно красивой природы и крайне убого быта ее обитателей. Нищета, постоянная грязь в жилищах и отсутствие медицинской помощи вызывали у людей кожные и другие заболевания. Алтайцы были суеверны и смотрели на религию лишь с точки зрения практической пользы. Чаще всего к православным миссионерам обращались в состоянии тяжелого недуга, выражая готовность креститься, если последует исцеление. Поэтому отцу Макарию приходилось выполнять и обязанности врача. Хотя знания его были весьма ограничены, а аптечка скудной, он доставлял облегчение болящим посетителям, восполняя недостаток материальных средств усиленной молитвой. Видя его великую веру и любовь к ближним, Господь совершал удивительные чудеса. Приведем лишь два из множества таких известных случаев.
   «Тяжело заболел мальчик в одном далеком аиле (традиционное жилье алтайцев, – примеч. ред.) близ озера Канунь. Он бредил, лицо было обезображено оспой, отец больного привез к нему отца Макария. <…>
   Присев у огня и гладя его горячую головку, священник стал говорить о Рождестве, о тайне Искупления – просто, понятно, тихо и спокойно. И старый хозяин юрты, и мать ребенка, и больное дитя слушали жадно, пока мальчик не уснул успокоенный, сжимая крест в худенькой смуглой руке.
   – Ну, мне надо ехать, – сказал миссионер. – Ему лучше, он выздоровеет…
   И, склонившись к ребенку, начавшему дышать тихо и ровно, он поцеловал обезображенное распухшее личико без боязни заразы – и вышел спокойный и тихий во мглу морозной ночи, совершив свое дело любви» (Макарова-Мирская А. Апостолы Алтая. Харьков, 1914). Мальчик действительно поправился.

В «Русском паломнике» за 1911 год (№ 16) в статье «50 лет миссионерского подвига» рассказывается об исцелении святителем Макарием человека, находившегося с точки зрения медицины в безнадежном состоянии. Этому больному с запущенной формой гангрены не помогало уже ничто, в том числе и заклинания местных знахарей. Он худел, тяжело страдал, а родственники избегали его как порченого, усугубляя физическую боль нравственными муками. Близкий к отчаянию, в сопровождении жены, алтаец приехал к святому в смутном уповании хоть на какое-то облегчение. Священник, протянув несчастному лекарство, призвал его подумать об истинном Боге, Творце мира, и попросить Его об исцелении. «Вера отца Макария передалась [присутствовавшим] и зажгла в их сердцах надежду. Через некоторое время алтаец выздоровел и крестился. Духовная семья отца Макария увеличилась».

Делу проповеди много способствовало обаяние светлой личности миссионера, в любых погодных условиях спешившего на помощь страждавшим. Отец Макарий, писал его современник, «обладает каким-то особым секретом располагать и притягивать к себе всех, с кем он встречается. Он не просто проповедует, – он входит в подробности жизни ближнего, знакомится с его нуждами, а затем уже просвещает его <…>. Даже когда он нездоров и его лихорадит, он не бережет себя: служит, проповедует, лечит» (Там же). Известно, что однажды святитель высосал смертельный для человека яд из ноги укушенного змеей мальчика, не дав ему погибнуть. «Сколько было случаев, когда отец Макарий подвергался явной опасности, и он шел на нее спокойно и уверенно, если видел, что это необходимо для спасения души из вверенного ему духовного стада» (Там же).

Со временем молва о дивном подвижнике распространилась до самых отдаленных уголков Алтая, многие собирались к нему или звали его к себе, встречая с радостью и провожая со слезами. Любовь и авторитет, завоеванные среди инородцев, открыли отцу Макарию доступ к их сердцам и возможность доносить до них Слово Христово. Ради этого святитель в совершенстве овладел алтайским языком и его наречьями и посвятил многие годы переводу на них славянских богослужебных книг.

В 1883 году он был хиротонисан во епископа Бийского и возглавил Алтайскую миссию. За последующие восемь лет количество крещеных алтайцев возросло до 19216 человек, приходских храмов – до 49, было открыто такое же число школ и училищ. В 1891 году святителя перевели на Томскую кафедру, где он не изменил своему призванию – трудам апостольским.

Особого внимания заслуживает проповедничество святого. Он не имел высшего богословского образования и не писал обширных сочинений. Но глубина содержания произнесенных им речей ставит его в один ряд с такими выдающимися пастырями Русской Церкви, как святитель Филарет (Дроздов) и святой праведный Иоанн Кронштадтский.

В мае 1906 года святитель Макарий был возведен в сан архиепископа, а в 1912-м назначен митрополитом Московским и Коломенским и членом Святейшего Синода. В Москве, как и в Томске, он продолжал уделять особое внимание катехизации народа, смело обличая нравственную распущенность современников и выступая против всего, что подтачивало тогда «твердыню Церкви Божией».

Епископ Арсений (Жадановский) вспоминал: «Гордой столице не понравилось его простое учительство, его строго церковное патриархальное направление. Отошедшие от веры и доброй нравственности люди считали его за отсталого, неинтересного архиерея, а пастыри, ставившие на первое место не спасение пасомых, а свои личные житейские интересы, не находили себе в митрополите поддержки».

Замечателен и тот факт, что святитель выступил добрым миротворцем в известных афонских спорах начала XX века об имени Божием. Его совесть не могла мириться с теми грубыми методами, какие применялись к русским имяславцам-святогорцам, последователям древнего аскетического учения о внутреннем делании. В 1914 году Владыка создал при Московской синодальной конторе особую Комиссию, которая определила учение имяславия не содержащим ереси. Таким образом несправедливое решение Святейшего Синода относительно афонских старцев было упразднено.

В 1917 году, после Февральского переворота, за сохранение верности присяге Государю и отказ признавать Временное правительство святитель Макарий подвергся газетной травле. Его не допустили на Всероссийский Поместный собор 1917–1918 годов и под угрозой заключения в Петропавловскую крепость принудили подать прошение об отставке. Это было явно беззаконное, противоканоническое действие со стороны Временного правительства, т. к. московские митрополиты, благодаря своему особому статусу, никогда не увольнялись с кафедры – ни по причине болезни, ни по возрасту. Кроме того, 82-летнего старца, священноархимандрита Троице-Сергиевой лавры, лишили положенного ему содержания и права проживания в обители, сослав в Николо-Угрешский монастырь.

Последние годы святой миссионер, забытый и покинутый почти всеми, лежал в параличе, но не потерял способности говорить. Не раз посещал больного Владыку Патриарх Тихон – последнее их свидание состоялось в августе 1924 года, незадолго до смерти обоих угодников Божиих. Священномученик митрополит Петр, став патриаршим местоблюстителем, просил у старца благословения, и святитель с любовью подарил ему свой белый клобук.

В 1925 году советская власть закрыла Угрешский монастырь; владыка Макарий и проживавшие с ним в архиерейском доме 13 человек выехали в соседнее село Котельники. Там 29 февраля 1926 года святитель отошел ко Господу и был погребен в ограде близ алтаря местной церкви.

16 апреля 1957 года Патриархом Алексием (Симанским) была учреждена комиссия, которая вскрыла могилу митрополита. Гроб почти весь разрушился – сохранилась лишь нижняя доска, но тело и облачения святого оказались нетленными. Обретенные мощи были перенесены в Троице-Сергиеву лавру и положены в нижней части Успенского собора.

Труды и дарования святителя Макария удивительны: это был не только выдающий миссионер и проповедник, но и стяжатель умно-сердечной молитвы, истинный монах и аскет, «живой русский святой», как называл его священномученик Сергий Мечев. За подвиг веры, проявленный в Алтайской миссии, в архипастырском служении и в исповедническом терпении скорбей, Архиерейский собор Русской Православной Церкви 2000 года причислил угодника Божия к лику святых. Воистину: Иже сотворит и научит – сей велий наречется в Царствии Небеснем (Мф. 5, 19).
 

Подготовила Ксения Миронова


___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 

__________________
Cм.также:





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100