Суббота, 20 Апреля 2024 г.
Духовная мудрость

Прп.Паисий о позиции Церкви

Церковь должна занять правильную позицию, она должна говорить, объяснять верующим, чтобы те поняли, что принятие ими нового (электронного) удостоверения будет падением. И одновременно Церковь должна добиваться от государства того, чтобы новое удостоверение личности, по крайней мере, не было обязательным.

Прп. Паисий Святогорец

Свт. Игнатий (Брянчанинов) об исправлении еретиков
Ересь не может быть побеждена человеком, потому что она изобретение, начинание демонское. Победителем ее может быть един Бог, призванный к борьбе с нею и к поражению ее смирением человека пред Богом и любовию этого человека к ближнему.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Прп. Паисий о глобализации

За «совершенной системой кредитных карточек», за компьютерной безопасностью кроется всемирная диктатура, кроется иго антихриста.

Прп. Паисий Святогорец о глобализации

Свт. Игнатий о гонениях
Противники антихриста сочтутся возмутителями, врагами общественного блага и порядка.
Свт. Игнатий Брянчанинов о гонениях

Свт. Игнатий (Брянчанинов) о ереси
Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душою, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелью... 
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Почто гордится земля и пепел?: Слово пастыря в мясопустную родительскую субботу
Почто гордится земля и пепел?: Слово пастыря в мясопустную родительскую субботу
 
Почто гордится земля и пепел (Сир. 10, 9)?   

Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти (Псал. 88, 49)? Род проходит и род приходит (Еккл. 1, 4). Неизменный чин природы влечет за собою и ея властелина. Один ряд земнородных уступает место другому, другой — третьему и т. д. Видех, говорит Экклезиаст , всех живущих — ходящих под солнцем с юным вторым , иже востанет вместо его. Несть конца всем людем (Еккл. 4, 15). Нет конца смене живых мертвыми, мертвых живыми! Одни нисходят в могилу, другие на их место являются в мир, чтобы также в свое время почить в земле. Несть память первых, и последним бывшим не будет их память с будущими напоследок (Еккл. 1, 11). И те, и другие, и третьи, и десятые — все наследят одно и то же, все будут в земной утробе, ранее или позже, теперь или после — превратятся в пыль и прах: земля еси и в землю отыдеши (Быт. 3, 19), — ранее или позже, теперь или после — все с свою очередь будут забыты, затеряны в суете оставшихся живых. <…> Все, все в земле, — истлели или еще тлеют. И любовь их и ненависть их и рвение их уже погибе, и части несть им ктому во веки во всяком творении под солнцем!

Над гробами сих-то великих и малых, грозных и кротких , глупых и умных, — над гробами всех, от века почивших поставляет нас ныне с словом молитвы Св. Церковь. И что же приходит нам на мысль при взгляде на этот необозримый ряд гробов и могил? Горькое, безотрадное слово мудрости: почто гордится земля и пепел!

1.  З е м л я   и   п е п е л !.. <…>

Что такое   з е м л я?  — подножие ног наших, которое мы попираем по привычке, без внимания, без размышления. Посмотрите и на человека: не такое же ли подножие и он? Не попирает ли его все, что только имеет силу и возможность попирать? И во 1-х , не попирают ли его люди, его собратия, его общники по суете, и сонаследники по жребию смертному?.. Бывают случаи, когда посмотришь на отношения людей, и увидишь с одной стороны гордое и презрительное самовозношение, для котораго нет различия между людьми и предметами бездушными, а с другой — презренное раболепство и унижение в прах; то невольно подумаешь: нет, это червь, а не человек, это земля, а не дух безсмертный. Во 2-х, не попирает ли он сам себя? Ибо скажите, что значат все те безумныя желания, все те безсмысленныя страсти, которыя гнетут и порабощают дух наш на перекор всем убеждениям разсудка и внушениям совести?.. Нет, грех точно также безпрепятственно и безжалостно попирает нас, как мы — землю. — Не попирает ли наконец человека и все его окружающее — от стихий неба до последняго насекомаго? Ибо, что другое свидетельствуют его безчисленныя болезни, его преждевременная старость, его скоропостижная смерть, и множество других бед и напастей, как не то, что природа также попирает его, как он — землю?..

Что такое   з е м л я?   Это легкая пыль, которую возметает и носит самое малое дыхание ветра. Не так ли волнуют и человека многоразличныя обстоятельства его жизни? Ныне он лежит спокойно и попирается; завтра веяние неведомой силы поднимает его, и несет против его воли, куда хочет, заставляя попирать других!.. <…> Все движет его, играет им. И ужели это человек? Нет, это   в е р т я щ  и й с я   п р а х  ,   это пыль, это — земля!
<…>Пепел… Что такое пепел? Это остаток сотлевшаго вещества… Вот чем представляется мудрецу человек, в котором самолюбивый ум открывает так много великаго и прекраснаго! <…>

Что такое пепел? Это земля, в которой истреблены все семена и зародыши жизни. Пусть его орошает дождь, пусть греет солнце во благовремении — из него ничего не выйдет до тех пор, пока сторонняя сила не занесет на него семян растительных. Не живое ли это изображен ие человека грешнаго, нравственно-безплоднаго, к которому нельзя привиться и самой благодати Божией, орошающей и согревающей? <…>

Что такое пепелъ? То, что мы выгребаем и выметаем и выносим за пределы жилищ наших как лишнее, как сор, как нечистоту. Пепел есть то, чем посыпают себе голову (Пл.  Иер. 11, 10), на чем садятся во вретищи (Ион. 3, 6), и что кладут во уста (Псал. 101, 10) кающиеся, свидетельствуя тем последнюю степень самоуничижения. Пепел есть то, чего не может истребить и самый огонь. Пепел — не пройдем молчанием — есть, наконец, то, что мы употребляем на очистку скверн... <…> Мы предназначены очищать и истреблять мерзость гордыни и богоборства своим крайним смирением и безответным послушанием воле Творческой <…> Таков мы   п е п е л ,   ни на что непригодный, кроме уничтожен ия нечистот!

2. 3 е м л я   и   п е п е л !.. Почто ж гордится земля и пепел!

Но прежде всего — не напрасно ли спрашиваешь ты глубокомысленный мудрец: почто гордится?.. Может быть, гордиться также свойственно природе человеческой, как питаться, как дышать?.. <…> грешно ли сознание того, что я хорош , что я лучше других?<…>

Подумай сам: какая польза из того для твоего нравственнаго совершенства, если ты перечтешь всех, кого ты лучше и совершеннее (если бы даже имел возможность перечесть безошибочно)? Это может, скажешь ты, побудит тебя к дальнейшему преспеянию… Увы! брат мой! несмь якоже прочии человецы, хищницы, неправедницы, прелюбодее, или, якоже сей мытарь, говорил недавно упомянутый Церковию, мнимый праведник , и воздавал за свои совершенства хвалу Богу, — значит: был человек, думавший истинно стоять на страже своего нравственнаго преспеяния, — и что же? Бог осудил его неразумное и неправедное дело! Нет, смотри не на те ступени, которыя ты уже прошел, а на те, которыя еще остается пройти. Если ты часто будешь озираться назад, то можешь впасть в нравственный обморок, а когда будешь смотреть только вверх, то невольно и неоднократно повторишь смиренное слово мытаря…

Вот взгляд Евангелия на   г о р д о с т ь.   Таков должен быть и наш. Может быть, гордиться и действительно — в природе человека, только в природе падшей и растленной, в которую влил свой яд первый гордец и первый возмутитель Царства Божия; для природы же чистой, обновленной, равно как и для первобытной, это чуждо и неестественно. Впрочем у нас с тобою есть другое, ближайшее и очевиднейшее, свидетельство того, что гордость и несвойственна нам, и жалка, и смешна и богопротивна. Это свидетельство, неоспоримое и неопровержимое есть —  с м е р т ь,   уравнивающая всех высоких и низких, великих и малых, есть —  г р о б ,   в котором должно сокрыться всякое различие званий, возрастов , пород и отличий… Заглянем в это страшное свидетельство.

Есть в жизни человека время странное и не определенное, время надежд и желаний, время мечтаний и предположений. <…> Это время —  ю н о с т ь.   <…> Лучший учитель юности в этом случае есть гроб , в котором обрекается тлению та же самая юность, такая же мечтательная, такая же самонадеянная… Там, может быть, в первый раз узнает юноша, что он напрасно надеется на свою молодость, что он не крепость и сила, не жизнь и живость, а мертвый прах, — земля и пепел!

Спутница юности   к р а с о т а  — один из самых общих и самых жалких предметов надмения. <…>Что говорить против такого рода гордости? Не говорить должно, а указать только на гроб, в котором всякая красота превращается в ужасающее безобра ие, тлеет и исчезает , — остаются — земля и пепел!

Есть красота другаго рода, красота души — ея   о т л и ч н ы я   с п о с о б н о с т и.   <…> Надмевающийся своим гением! Приди и приникни ко гробу… <…> Где ум всепроникающий, где сила духа необоримая, где воля непреклонная, где сердце пламенное? Ничего нет! На месте всего этого лежит брение и тление, — земля и пепел!

<…> Есть способ заменить недостаток как природных , так приобретенных достоинств , этот способ —  б о г а т с т в о,   которое, вступив в права именитости, также делается предметом надмения — и еще самаго упорнаго. <…> Для богатаго открывается невозбранный путь к суетному возношению. Он приучается смотреть на себя, как на повелителя других, а на имение свое, как на верную и сильную защиту свою от всех коловратностей жизни, вверяется ему, и безпечно дремлет умом и совестию… Но, увы! избранный хранитель не может нередко защитить и от самых ничтожных врагов нашего довольства и благосостояния. Как же он защитит от страшнаго врага и разрушителя нашего — смерти? Враг приходит, — страж бежит… и на месте богатаго, высившагося и надмевавшагося, остаются — земля, и пепел!

Проходит молодость: проходит время силы и крепости. Страсти исчезаютъ. Долговременная опытность разоблачает мнимую прелесть наслаждений… утихает мало-по-малу и гордость. Близится   с т а р о с т ь,   и человек ищет покоя. <…> Но, увы! не может освободиться от своей суеты, — как дитя играет и услаждается своею старостию и опытностию <…> до тех пор , пока смерть не положит его во гроб , и не докажет неоспоримо, что и малые и старые равно — земля и пепел!

Есть другаго рода старость, — старость духовная, <.. >надмение добродетельною жизнию. Она есть прямое, вопиющее оскорбление любви и милости Божией. <…> Что в тебе добраго, это не твое, а Божие. Не ты, а Бог в тебе, велик и праведен. Ты же — смотри что такое — земля и пелел!
Все Божие, брат мой! И юность, и красота, и благородство, и праведность. И мы сами Божии. Чем же нам с тобой гордиться? Но нет, в нас есть нечто и свое, не Божие, это —  с в о е   есть грех, родивший смерть, превратившую нас в прах и пепел. Этим своим, если угодно, мы безпрепятственно можем гордиться. Но… гордиться грехом, — гордиться тем , что мы земля и пепел?! Это неразумно и неестественно. Так думал и мудрец Израильский. Потому-то он и спрашивает: почто гордится земля и пепел? <…> 

Архим. Антонин Капустин. Слово в субботу Мясопустную



Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100