Четверг, 25 Апреля 2024 г.
Духовная мудрость

Преп. Амвросий Оптинский о мудрости
"Будите мудры яко змия" (ср. Мф. 10,16). Змея, когда нужно ей переменить старую кожу на новую, проходит чрез очень тесное узкое место, и таким об разом ей удобно бывает оставить свою прежнюю кожу. Так и человек, желая совлечь свою ветхость, должен идти узким путем исполнения евангельских заповедей. - При всяком нападении змея старается оберегать свою голову. Человек должен более всего беречь свою веру. Пока вера сохранена, можно еще все исправить.
Преп. Амвросий Оптинский

прп. Анатолий Оптинский об апостасии монахов
Горе будет в те дни монахам, кои обзавелись имуществом и богатством, и, ради любви к покою, готовы будут подчиниться еретикам. Они будут усыплять свою совесть, говоря: «Если мы охраним и спасем обитель, Господь нас простит». Несчастные и ослепленные не помышляют о том, что с ересью войдет в обитель бес, и будет она тогда уже не святой обителью, а простыми стенами, откуда отступит благодать.
Оптинский старец Анатолий Младший об апостасии

Свт. Игнатий (Брянчанинов) о ереси
Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душою, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелью... 
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Митр. Иоанн о теории ветвей
Никакого разделения церквей никогда не происходило. История Христианства недвусмысленно и ясно свидетельствует о том, что в действительности имело место постепенное отпадение, не разделение, а именно отпадение западных народов и западноевропейских конфессий от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.
Митр. Иоанн (Снычев) об экуменической «теории ветвей»

Свт. Игнатий о латинстве
Займитесь чтением Новаго Завета и св. Отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая «церковь» выдает за святых).
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о латинянах

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
«Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех...»: Извинение себя в грехах ныне становится страшнее самих грехов

2019-03-15.1.jpg

Предлагаем вниманию читателей душеполезное слово известного богослова, одного из самых вдохновенных проповедников и апологетов Русской Церкви XIX века архиепископа Амвросия (Ключарева) (1820–1901). Для удобства восприятия мы разделили текст на части, подобрав им соответствующие заголовки.

Не уклони сердце мое в словеса
лукавствия, непщевати вины о гресех. 
(Пс. 140, 4)

БОЛЕЗНЬ САМОИЗВИНЕНИЯ

Эти слова из 140 псалма Давидова мы всегда слышим на Литургии Преждеосвященных Даров в ряду стихов, составляющих столь любимое нами церковное песнопение «Да исправится молитва моя». Вознося от каждого из нас умилительные молитвенные слова: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, и воодушевляя нас к молитве прекрасным образом восхожденья к небу жертвенного фимиама, – это песнопение влагает в уста наши и два знаменательных прошения: Положи, Господи, xpaнениe устом моим, и то, которое мы прочли: Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех. Остановимся на последнем, как имеющем ближайшее отношение к настоящему времени покаяния.

По русскому переводу оно читается так: Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел гpеxoвных. Нельзя не удивляться силе и глубине этого указания на целую обширную и вместе печальную область нашей нравственной жизни, которой мы большею частью не примечаем, – это: извинение себя во грехах. Что мы грешим, это естественно, – хотя прискорбно и страшно, – так как мы рождаемся во грехах (ср.: Пс. 50, 7). Что Сын Божий силою крестной Своей жертвы снял с нас бремя грехов прирожденных и в Таинствах Покаяния и Пpиoбщения даровал нам врачевство от грехов свободных, т. е. наших собственных, – это утешительно и радостно. Вот прямые отношения наши к правде Божией и милосердию Божию. 

«Беги, – говорят нам Святые Отцы и учители наши, – от страшного суда правды Божией к Божию милосердию». Содержать себя в постоянном опасении греха как причины нашей вечной погибели и носить в сердце сокрушение о грехах соделанных с постоянною заботою об исправлении и с упованием на милость Спасителя нашего – вот прямой путь ко спасению. Но в нашей действительной жизни в эти два ясные нравственные состояния незаметно вплетается третье: извинение во грехах, делаемое нами самими – себе самим.

Что это? Грехами мы оскорбляем Господа Бога нашего Создателя, – Ему единому принадлежит и суд над нами: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь (Рим. 12, 19). Определение важности и силы оскорбления, причиняемого грехами нашими Господу, и меры вины и наказания грешникам – Ему же принадлежит, т. к. даже по законам правды человеческой преступник может только просить у судей, как милости, облегчения наказания, но оправдывать себя в преступлении доказанном и прощать его сам себе – не может.

КОРНИ САМОИЗВИНЕНИЯ 

Откуда же мы заимствовали этот обычай извинять себя во грехах, уменьшать их значение и тяжесть, не справляясь с законом правды Божией? Откуда эта легкомысленная надежда на прощение, выражаемая словами: «Бог милостив, Бог простит», – надежда, не оправдываемая подвигом покаяния? Не есть ли это дерзкое выговаривание себе уступок от правосудия Божия? Не есть ли это хула на безконечное Божие милосердие, превращающая его в некое слабое простодушие, как бы дающее дерзкому оскорбителю право и повод к дальнейшим оскорблениям правосудия Божия?

Подобное вторжение лжи и лукавства в нашу нравственную жизнь могло произойти не от кого иного, как от врага нашего спасения – отца лжи диавола, человекоубийцы от начала (ср.: Ин. 8, 44). Он на нашу погибель извратил смысл самой первой заповеди Божией, данной в раю нашим прародителям; под его след и они, первые грешники, повредили полноте своего покаяния самоизвинением: Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от древа, и я ел, – говорит Господу Адам; Змей обольстил меня, и я ела, – говорит Ева (Быт. 3, 5, 12–13). Потому-то Давид и называет все наши извинения «словесами лукавствия» и, зная по опыту слабость человеческую в борьбе с страшным врагом нашим и удобопреклонность нашего сердца к самоизвинению и самооправданию, призывает в помощь благодать Божию: Не дай, Господи, уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных.

Нужна и нам, следовательно, особенно в настоящее время, постоянная и усердная молитва ко Господу, чтобы силою благодати Своей Он удерживал сердца наши от склонения к лукавым речам самоизвинения, столь ныне многочисленным и разнообразным. Нам кажется, что мы не погрешим против истины, если скажем, что это извинение себя в грехах ныне становится страшнее самих грехов.

ТРИ ЗЛА САМОИЗВИНЕНИЯ

Нет возможности указать и обсудить порознь все лукавые речи самоизвинения, повреждающие правильное течение нашей духовной жизни, как невозможно в короткое время перечислить и описать все болезни, повреждающие и разрушающие наше тело. Врачебная наука разделяет болезни по родами их и описывает по тем частям тела, которые ими повреждаются: внутренние, наружные, грудные и проч. Последуем и мы этому правилу для указания различных родов самоизвинения по тем частям нашей нравственной жизни, где они производят наибольшее расстройство и опустошение.

1. ИЗВРАЩЕНИЕ ЗАПОВЕДЕЙ БОЖИИХ

Первое зло, какое мы причиняем себе самоизвинением, есть затемнение и ослабление в нашем уме и сознании точного смысла и объема заповедей закона Божия. Заповеди, данные нам от Господа, отличаются ясностью и определенным указанием на род добродетелей, какие от нас требуются, и преступлений, от которых они нас предостерегают. «Помни день субботний», разумеется, – всегда и постоянно, и самое слово «помни» указывает нам на обязанность содержать ум наш в бодрственном состоянии по отношению к этой заповеди; «чти отца твоего и матерь», разумеется, – во всех случаях, когда это легко и трудно; «не укради», разумеется, – ни большего, ни малого, ни прямо, ни косвенно; «не убий», разумеется, – никаким способом, ни быстрым, ни медленным; «не лжесвидетельствуй», разумеется, – ни в каком случае обсуждения поступка или поведения ближнего; «не прелюбодействуй», разумеется, – ни делом, ни мыслью, ни в брачном, ни в безбрачном состоянии.

За нарушение всех этих и подобных им заповедей нам угрожает суд Божий и осуждение на смерть вечную, если не покаемся и не исправимся. Ничего среднего, т. е. ни уступок, ни ограничений, ни исключений, ни условий здесь нет и не поставлено Верховным Законодателем и Судиею. Кто же может их поставить? Попытайся кто-нибудь даже из людей властных в законы государственные внести свое правило, или при решении дела дать закону произвольное и ложное толкование, – как посмотрит на это Государь, единственно полноправный законодатель для своих подданных? По этому примеру власти и правды земной можно судить, как велико наше ослепление, когда мы решаемся делать ограничения и ложные толкования в законах Царя Небесного.

2019-03-15.2.jpg

Говорить ли уже о том, как на деле мы обращаемся с заповедями Божиими? Приводить ли образцы и примеры нашего самоизвинения в нарушении их? Каждый из нас, взглянув по совести на свою собственную жизнь, легко увидит это несчастное собрание речей лукавых, которыми мы освобождаем себя – и от законного препровождения дней, посвященных Господу, и от строгого исполнения обязанностей по отношению к родителям, и от неприкосновенности чужой собственности и чести, и от сохранения безопасности и счастья своего ближнего, и от соблюдения во всей строгости целомудрия. Мы говорим: «Невозможно не согрешить против всех этих заповедей». Правда; но, если согрешил, и говори, что согрешил, и приноси покаяние; но стой перед законом прямо в благоговении и страхе, не лукавь, не ищи себе двусмысленных извинений, а проси помилования у Господа и помощи благодати Его в борьбе с грехом на будущее время.

Если закон Божий есть для нас зеркало, в котором мы можем и должны видеть пятна и повреждения на душе нашей, чтобы по его указаниям исправлять и очищать себя, – то мы нашими оговорками и исключениями повредили и запятнали в нашем уме и сознании это самое зеркало; мы лишили его надлежащей верности в отображении наших пороков, а в слово Божие для поверки своего сознания и для восстановления в уме нашем во всей ясности закона Божия – не заглядываем. Вот почему наша жизнь, даже и при внутреннем своем безобразии, кажется нам добропорядочною и благовидною, доколе не прорвутся из нее, как из прикрытой пропасти, чудовища ужасающих преступлений. Вот почему мы не чувствуем нужды ни в покаянии, ни в исправлении, ни в нравственном самоусовершенствовании. У нас в наших потемках – все прекрасно.

2. ОСЛЕПЛЕНИЕ СОВЕСТИ

Второе неизбежное последствие самоизвинения во грехах есть отупение нашей совести. Совесть есть отзыв сердца, или всей чувствующей духовной природы нашей на всякую мысль и желание, переходящие в жизнь. Отзыв этот в неиспорченном сердце бывает радостный при появлении доброй мысли и при совершении доброго дела, – скорбный и болезненный при совершении преступления. Чувствуя на себе тяжесть греха и стремясь по природе к духовному совершенству, мы жаждем мира совести или того сладостного ощущения от согласия и легкости в деятельности всех наших духовных сил, какие дает нам исполнение закона Божия: По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием (Рим. 7, 22), – говорит Апостол; Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего (Пс. 118, 18), – молится псалмопевец. Поэтому тем живее порыв нашего сердца к нашему исправлению, чем яснее в уме нашем представление о величестве Божием и благотворности Его закона.

Выражаясь страхом осуждения при обозрении соделанных нами грехов, одобрением при исправлении, дерзновением и радостью при внутренней правоте, – этот голос сердца, или совести, является постоянным внутренним показателем состояния нашего духа, так что его можно сравнить с теми инструментами, которыми мы пользуемся для различения перемен воздушных. Доколе этот духовный снаряд в нас не поврежден – показания его верны; в противном случае мы постоянно находимся в заблуждении относительно своего нравственного состояния. Мы можем быть спокойны, но не от того, что освободились от опасности осуждения, а от того, что не чувствуем этой опасности; мы можем быть бодры, даже дерзновенны (или, правильнее, – дерзки), но не потому, что освободились от уз греха, а потому что сбросили с себя узду закона; мы можем быть веселы, но не от радостного ощущения мира совести, а от взыграния сердца, возбужденного плотскими удовольствиями. И как при представлении себе во всей доступной нам ясности величества Божия и святости Его закона мы постепенно возвышаемся к тому состоянию, которое на языке библейском называется хождением пред Богом, или пребыванием в чувстве присутствия Божия и страхом Божиим, – так при удалении из души нашей памяти о Боге мы постепенно переходим в безстрашие, безчувствие и погружаемся в то ужасное состояние, которое в слове Божием называется безпробудным сном и духовною смертью (ср.: Еф. 5, 14), когда человек видя не видит, и слыша не слышит (ср.: Мф. 13, 13), когда на него, как на мертвый труп, и самый гром небесный не производит никакого впечатления.

2019-03-15.3.jpg 

К таким-то состояниям и приводят нас постепенно и незаметно это выговаривание себе из закона Божия послабления и позволения на то или другое, несогласное с точным его смыслом, – это оправдание себя в нарушении заповеди, как в деле не особенно важном, – это удаление от себя всякой мысли об ответственности по надежде на благость Божию в такое время, когда надлежало бы думать о правде Божией. Последний исход такого состояния есть привычка ко греху, несчастная способность уживаться с ним, заглушать ропот совести и искать счастья не в совершенстве духа, а в свободе плотской жизни и в обилии ее наслаждений. Бывали ли вы, слушатели, в ночлежных домах больших городов, где ютится нищета и порок? Выходя из подобного убежища, грязного и смрадного, вы с ужасом спрашиваете себя: как тут живут люди? Но они живут в этой нечистоте и духоте, потому что прижились, придышались, привыкли. До такого же состояния доходит и душа грешника, все себе прощающего и во всем себя извиняющего.

3. ПРЕЗРЕНИЕ ЗАКОНОВ ЦЕРКВИ

Наконец, самоизвинение есть главнейшее препятствие к употреблению для нашего исправления единственно верных средств, предлагаемых нам Церковью. И самый безпечный из нас знает, что освобождение себя от греховных привычек и приучение в добродетели невозможно без тяжкой борьбы и великого труда. И сколько бы мы не увлекались ложными мыслями относительно Святой Церкви нашей, но при небольшом внимании к себе и при первых попытках к исправлению мы сознаемся, что нет для нас нигде иного надежного руководства для покаяния и исправления, кроме Церкви, ее учения, правил и предписываемых ею упражнений. Большинство же православных христиан наших, благодарение Богу, еще не сомневается в этом.

 2019-03-15.4.jpg

Но посмотрите, сколько и здесь вредят нам – самоизвинения, саморазрешения, оговорки и исключения. Если бы при лечении телесной болезни кто позволил себе такие уклонения от предписаний врача, какие мы позволяем себе относительно заповедей Церкви при врачевании больных душ наших, – мы сочли бы это безрассудным, мы сказали бы такому больному: «Ты умрешь». Но это именно преступное легкомыслие мы и позволяем себе, когда, например, на заповедь Церкви о воздержании от излишеств и увеселений говорим: «Мы этого не можем, от этого больны, это противно принятым обычаям». Относительно молитвы говорим: «Нам некогда»; относительно духовного чтения для отрезвления ума: «Это не наше дело, а духовенства»; относительно бдения над помыслами и пожеланиями и борьбы с искушениями: «Это дело монахов» и т. д.

Есть поучительное в этом отношении для нас сказание из жизни одного из наших святых подвижников. К знаменитому старцу пришли иноки просить указания для них высших подвигов духовного совершенства, но на слова подвижника о высших подвигах поста, бдения и молитвы они отвечали: «Мы этого не можем, и этого не можем, и этого не можем». Тогда старец, выслушав эти ответы гостей своих, говорит ученику своему: «Накорми их и отпусти». Если и для нас в деле самоисправления одно лишнее, другое трудно, третье не соответствует нашему общественному положению, – то и нам ничего не остается более, как погружаться в жизнь чувственную и, по слову Апостола, жить по нашим плотским похотям, исполнять желания плоти и помыслов и оставаться, как были люди до искупления, – по природе чадами гнева (Еф. 2, 3). Но тогда мы должны уже отказаться и от имени христианского, и от надежды спасения.

ОБРАЗ ПОКАЯНИЯ

Чтобы мы не забывали этого учения о трезвенном стоянии в духе пред Богом и святым Его законом, Господь воплотил для нас это учение в одном прекрасном образе и, конечно, с целью, чтобы мы чаще восстановляли этот образ в своем воображении. Мы говорим о мытаре кающемся. Он в своей молитве о прощении грехов не фарисействует, не говорит о своих добрых делах, которые, конечно, и у него были, не оправдывает себя в притеснении народа при сборе податей и в обидах бедным людям тем, что это неизбежно, что это сопряжено с его несчастною должностью, что у него самого семейство, что все так делают, и т. п. Став вдали от алтаря Господня, у порога храма, он, как истинно сознающий вины свои грешник, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне грешнику (Лк. 18, 13). Аминь.

Архиепископ Амвросий (Ключарев)


___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998.


См. также:





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100