Четверг, 28 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

Зиновий Мних
Зрите братие, аще и много понудят вас печать или карту приятии, то аще и кровь пролияти или имения лишитеся, то с радостию притерпите, точию не мозите поклонитися многоперстной их прелести.
Сказания Зиновия Мниха

Свт. Фотий о модернизме
В вопросах веры даже самое малое отклонение уже является смертным грехом. Знай же, что даже одно малое нарушение Предания позволяет небрежение ко всем догматам.
Свт. Фотий Константинопольский о модернизме

Сщмч. Иларион (Троицкий) о Православии
Христианская жизнь возможна только в Церкви; только Церковь живет Христовой жизнью.
Сщмч. Иларион (Троицкий) о Православии

Свт. Игнатий о гонениях
Противники антихриста сочтутся возмутителями, врагами общественного блага и порядка.
Свт. Игнатий Брянчанинов о гонениях

Прп.Паисий о позиции Церкви

Церковь должна занять правильную позицию, она должна говорить, объяснять верующим, чтобы те поняли, что принятие ими нового (электронного) удостоверения будет падением. И одновременно Церковь должна добиваться от государства того, чтобы новое удостоверение личности, по крайней мере, не было обязательным.

Прп. Паисий Святогорец

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
История обретения на Алтае третьей Царской иконы: В день празднования чудотворного образа Божией Матери «Феодоровская»

2019-03-27.jpg
Икона «Феодоровская» 
в память 300-летия Дома Романовых

История России и династии Романовых тесно переплетена, так что всякое известие о новых фактах, связанных с Царской Семьей, становится историческим открытием общероссийского значения. 

До настоящего времени было известно два святых образа, которые ассоциировались с Царским Домом Романовых. 

Довольно неожиданно в наше время стало известно о существовании третьей Царской иконы, которая разделила судьбу Царственных мучеников. Икона претерпела поругание, забвение и вновь была явлена верующим людям в наше время. В создании иконографической композиции этого образа принял участие последний Русский Император Николай II, который дал ей наименование. 

Икона исторически связана с Феодоровским образом Божией Матери, которым благословила на царствование первого царя Михаила Романова его мать – Ксения Ивановна Шестова (в иночестве Марфа). 

«Феодоровская» икона получила свое название по имени князя Ярослава Всеволодовича (в крещении Феодора), который был отцом св. князя Александра Невского. Образ по наследству перешел к сыну и был его моленной иконой. После окончания Смутного времени этот образ стал символом Царского Дома Романовых. Великие княгини, рожденные на Западе, становясь Русскими Царицами, при крещении именно по этой причине получали отчество «Федоровна». Так, например, последняя Русская Царица в крещении получила имя Александра Федоровна подобно тому, как мать Николая II, дочь короля Дании, после принятия Православия стала Марией Федоровной.

Второй иконой, связанной с Романовыми, стал образ Божией Матери «Державная», обретенный 2 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой. В этот же день произошло свержение с престола последнего Русского Царя Николая II. Обретение иконы «Державная» стало восприниматься верующими людьми и теми, кто остался верен монархическим убеждениям, как знак того, что власть над Россией перешла под водительство Божией Матери и Ее Божественного Сына.

Прошли долгие десятилетия безбожия, и на Алтае была обретена третья икона, связанная с Царским Домом Романовых. История обретения иконы сложна и напоминает необычный и запутанный сюжет трагического повествования со счастливым концом.

В 1972 году по Алтаю путешествовали местные художники Владислав Владимирович Тихонов и Михаил Прокопьевич Манеев. 

М.П. Манеев известен тем, что писал картины с помощью кисточки, зажатой между зубами, поскольку был лишен обеих рук. Оба художника были участниками Великой Отечественной войны, большими тружениками и энтузиастами своего дела. В алтайском селе Колывань, в красном уголке местной художественной школы, где демонстрировали советскую атрибутику, они заметили стол необычной формы. 

В. Тихонов, заинтересовавшись столом, заглянул под столешницу и с удивлением обнаружил там лики святых. Вероятно, в годы воинственного безбожия икону использовали для изготовления столешницы, демонстрируя свое пренебрежение святыней. Известно множество аналогичных фактов, когда иконы больших размеров использовали для изготовления дверей, настилов для скота и другим неподобающим образом. 

В данном случае превращение иконы в столешницу спасло ее от окончательной гибели. Художники, договорившись с руководством школы, забрали столешницу как представлявшую художественную ценность и передали ее в краеведческий музей города Рубцовска Алтайского края. В городе чудом сохранилась церковь Архангела Михаила, которую построил в 1906 году основатель города, предприимчивый крестьянин-переселенец Михаил Алексеевич Рубцов.

Для того чтобы переселиться из самарских пределов на Алтай и основать там поселение, Михаилу Рубцову необходимо было получить разрешение от самого Царя. Дело в том, что до революции земли Алтая принадлежали Царской Семье (так называемые «кабинетные земли»). Сибирь являлась личным владением Царей Дома Романовых. Сибирь, а также Забайкалье, принадлежавшее Царской Семье, перед революцией давали от 3 000 000 до 4 000 000 руб. дохода и управлялись из Санкт-Петербурга специальным Кабинетом (министерством), который располагался близ Аничкова дворца. Все решения по этим землям, по их населению и организации хозяйства принимались с одобрения Самодержца.

Икона, найденная художниками, два десятилетия пролежала в запасниках краеведческого музея города Рубцовска, и никто не интересовался ее историей или названием. Времена менялись, СССР перестал существовать, разочарованные в крахе коммунизма люди с надеждой обратили свои взоры к историческим и духовным истокам. В 1992 году сотрудник краеведческого музея Елена Владимировна Бычкова решила создать художественную композицию «Возвращение к истокам», посвященную 100-летию города. Центром композиции стала икона из села Колывань с изображением Богородицы и 12 святых. Икона была не отреставрирована, тем не менее благородные лики святых, изящество и простота образа, чистые цвета, ее необычайная внутренняя сила привлекали внимание. К этой иконе потянулись верующие, которые стали приходить в музей и читать перед ней акафисты. 

Тогда никто не мог понять, по какой причине именно эти избранные святые, числом двенадцать, изображены на иконе вместе. Несколько раз икону пытались сфотографировать, но всякий раз неудачно. Корреспондент газеты «Местное время», сфотографировав икону, был разочарован, обнаружив, что вся пленка, на которой был заснят разнообразный материал, засветилась, хотя никакой видимой причины для этого не было. 

В конце концов икону удалось сфотографировать, и небольшой снимок, с размытым изображением, Е.В. Бычкова всегда держала рядом с собой. Она решила узнать историю иконы и ее точное название, для чего брала с собой фотографию во все поездки, показывая ее различным специалистам, надеясь получить информацию о святом образе. С фотографией иконы она побывала во многих городах, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. Она обращалась за исторической справкой к сотрудникам Музея церковного искусства Троице-Сергиевой Лавры, но безрезультатно: никто не мог ей рассказать об этой иконе. Помог «счастливый случай». В городе Барнауле эту фотографию увидел священник Константин Метельницкий. Он сказал, что читал об этой иконе статью в дореволюционном журнале. Отец Константин показал журнал из личного семейного архива − «Русский паломник» за 1913 год, № 27, в котором находилось подробное описание, фотография и история возникновения иконы.

2019-03-27.1.jpg
Фрагмент иконы

Благодаря статье из «Русского паломника» выяснилось следующее. 
   В связи с отмечаемым в 1913 году 300-летием царствования Дома Романовых были проведены многочисленные торжественные мероприятия. В рамках празднования этого события было решено создать икону-памятник, которая получила название «Феодоровская» в память 300-летия Дома Романовых. Создание этого образа осуществлялось с согласия и при личном участии государя Николая II, как об этом сообщила «Петербургская газета»: 
   «Государь император, по всеподданнейшему докладу министра внутренних дел, в 12-й день ноября 1912 года, Всемилостивейше соизволил одобрить проект иконы в память 300-летия царствования Дома Романовых в художественном киоте, исполненном в русском стиле… и присвоить этой иконе наименование “Икона в память 300-летия царствования Дома Романовых”». На иконе изображен образ Божией Матери «Феодоровская», парящий в небесах, а на земле, в сиянии голубого цвета, предстоящие в молитвенном сосредоточении двенадцать святых – покровителей всех русских правителей рода Романовых.

   Имена святых следующие: 
преподобный Михаил Малеин (покровитель первого царя Михаила Феодоровича Романова), 
преподобный Алексий, человек Божий (царя Алексея Михайловича), 
великомученик Феодор Стратилат (царя Феодора Алексеевича), 
святой Иоанн Креститель (царей Ивана IV и Ивана V), 
праведная Елисавета (императрицы Елизаветы Петровны), 
пророчица Анна (императриц Анны Иоанновны и Анны Леопольдовны), 
великомученица Екатерина (императриц Екатерины I и Екатерины II), 
апостол Павел (императора Павла I), 
апостол Петр (императоров Петра I Великого, Петра II и Петра III), 
благоверный князь Александр Невский (покровитель трех русских императоров: Александра I, Александра II и Александра III), 
святитель Николай Чудотворец (покровитель императоров Николая I и Николая II), 
святитель Алексий, митрополит Московский (цесаревича Алексея Николаевича). 

Всего на русском престоле правили 18 правителей рода Романовых, а Цесаревич Алексей не успел вступить на престол, погибнув в отроческом возрасте от рук богоборцев.

Как видно из приведенного списка, некоторые святые являлись покровителями нескольких русских правителей. Так, благоверный князь Александр Невский был покровителем трех Российских Императоров. Сама икона «Феодоровская» принадлежала князю Александру Невскому, так что через имена трех русских выдающихся Императоров, имевших одного святого покровителя, создавалась историческая преемственность с Царским родом Рюриковичей. 

Царский род Рюриковичей пресекся на сыне Иоанна Грозного царе Феодоре Иоанновиче. Небесным покровителем последнего Царя из рода Рюриковичей был великомученик Феодор Стратилат. Этого же покровителя избрали для третьего Русского Царя – Феодора Алексеевича Романова. Царская династия была символом единства русской истории, русских земель и всего русского народа. Избрание святого покровителя для будущего Русского Царя, таким образом, опиралось на традицию, чтобы соблюдалась преемственность не только земного рода, но и Небесного патроната.

К 300-летию Дома Романовых традицию наречения имени в честь избранного святого решили воплотить в новый иконографический образ. Изображенные на иконе святые покровители всех Русских Царей выступают в роли покровителей России и русского народа. Автором проекта был художник Александр Антипов, имевший чин полковника по адмиралтейству. 

О том, что планируется создать и распространить по России этот образ, написали все крупные издания, газеты и журналы того времени («Петербургская газета», «Церковные ведомости», «Правительственный вестник», «Русский паломник» и др.). Все упомянутые издания, за исключением «Русского паломника», тем не менее не поместили фотографии самой иконы. 

Этот образ предполагали поставить не только в храмах, но и в залах правительственных и общественных заведений, на вокзалах и других общественных местах. Икона должна была служить образом, подтверждающим благочестие Русских Царей и преемственность их политики по преумножению благосостояния, просвещения и процветания России.

2019-03-27.2.jpg
Икона в киоте, который восстановили по образцу 1913 г.

12 декабря 1912 года Государь Император Николай II в присутствии министров и других ответственных лиц одобрил проект образа. 19 декабря Синод издал постановление под номером 11737 о повсеместном распространении этой иконы

Согласно ее описанию и изображению в журнале «Русский паломник», икона имела киот, который венчает изображение державы царя Михаила Феодоровича Романова с большим крестом. Под державой укреплен двуглавый орел с гербом Дома Романовых. Держава покоится на верхней полукруглой части рамы киота, на которой золочеными буквами написаны слова из Священного Писания: «Мною цари царствуют» и «Сердце царево в руце Божией». Боковые части киота были украшены пилястрами. 

Слева в раме были помещены слова из грамоты Всероссийского земского собора 1613 года о призвании на царство Михаила Романова: 
   «Быти на Владимирском и Московском и на Новгородском Государствах, и на Царствах Казанском и Астраханском и Сибирском, и на всех великих и преславных Российских Государствах Государем, Царем и Великим Князем, всея Руссии Самодержцем, прежних великих благородных и благоверных и Богом венчанных Российских Государей Царей… Михаилу Феодоровичу Романову-Юрьеву из иных Государств и из Московских родов на Московском Государстве Государем никак иному никому не быти». 

Справа на киоте был отрывок из Высочайшего манифеста от 20 октября 1894 года, возвещающий о кончине государя Александра III и о вступлении в права престолонаследия Николая II: 
   «Божиею милостию Мы, Николай Вторый, Император и Самодержец Всероссийский… Объявляем всем верным нашим подданным… Мы же в сей скорбный, но торжественный час вступления Нашего на прародительский Престол Российской Империи…. вспоминаем заветы усопшего Родителя Нашего и, проникшись ими, приемлем священный обет перед лицом Всевышнего всегда иметь единою целью мирное преуспеяние счастия всех Наших верноподданных. Всемогущий Бог, Ему же угодно было призвать Нас к сему великому служению, да поможет Нам. Дан в Ливадии, лета от рождества Христова в 1894-е, Царствования же Нашего в первое, октября 20-го дня».

Икону предполагалось устанавливать на одну ступень выше пола, в знак принадлежности царского престола к миру не только земному, но и горнему. 

Именно этим образом, созданным с одобрения последнего Самодержца Царя-мученика Николая II, и была найденная на Алтае икона.

После того как выяснили название и историю иконы, клирики Михайло-Архангельского храма г. Рубцовска, по согласованию с руководством музея, приняли решение о перенесении иконы из музея в храм. К удивлению служащих музея, оказалось, что за все время нахождения в запасниках она не была должным образом оформлена и не фигурировала ни в каких музейных документах. Отсутствовала даже запись, фиксирующая поступление иконы в музей. Для музея это был случай уникальный, и его работники с недоумением разводили руками. 

Это также означало, что икону можно было передать церкви без каких бы то ни было затруднений, как объект, который никак не значится в музейных документах. В 2003 году торжественным крестным ходом состоялся перенос иконы из музея в церковь. В 2004 году было принято решение восстановить утраченный киот-сень с царскими атрибутами. В этом киоте икона пребывает в настоящее время в Михайло-Архангельском храме, прихожане которого с благоговением чтут святой образ как чудотворный. Е.В. Бычкова, бывший сотрудник Рубцовского краеведческого музея, а ныне работник Рубцовской епархии, связывает свой приход к вере именно с этим святым образом.

Сотрудники храма приложили большие усилия, чтобы выяснить, существует ли в России вторая подобная икона. В конце концов после долгих поисков они нашли второй образ в Свято-Троицком храме г. Всеволожска под Санкт-Петербургом. Вторая икона также сохранилась без киота, и сотрудники Троицкого храма не знали ее истории. Можно утверждать, что в настоящий момент в России известно о существовании только двух подобных икон. Их отличает высокое качество изображения, которое выдает столичное происхождение. Писать Царские иконы поручали только мастерам известных в Санкт-Петербурге артелей. В 1913 году таких икон было изготовлено множество, но в годы революции именно их уничтожили в первую очередь. 

Помимо ненависти к святыне как таковой, эта икона была символом Самодержавия, поэтому на нее обрушилась сугубая ярость богоборцев. В революционные годы и последующее время коммунистических свершений шансов уцелеть царской символике практически не было, кроме особых случаев, к которым относились, например, музейные экспонаты. По этой причине факт существования Царской иконы не был известен до настоящего времени.

В канун 100-летия русской революции сотрудники Рубцовской епархии приняли решение распространить информацию о Царской иконе и ее чудесном обретении. Выполняя просьбу верующих Алтая, автор статьи с благоговением предает огласке вышеизложенные факты.


По материалам: https://pravoslavie.ru/95318.html

____________________
См.также:







Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100