Среда, 1 Апреля 2020 г.
Духовная мудрость

Свт.Игнатий: не покусись
Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Прп.Варсонофий об Апокалипсисе
Тот, кто будет читать Апокалипсис перед концом мира, будет поистине блажен, ибо будет понимать то, что совершается, а, понимая, будет и готовить себя. Читая, он будет видеть в событиях, описанных в Апокалипсисе, те или иные современные ему события. Но кто сегодня читает его?..
Прп. Варсонофий Оптинский

Свт. Серафим о Церкви и лжецерквах
Церковью, как учрежденною Самим Богом для нашего спасения, можно называть в строгом смысле только одно общество истинно верующих христиан. Называть же церковью каждое из еретических обществ – это значит не иметь правильного понятия о Церкви и попирать нашу веру и догмат о Церкви.
Свт. Серафим (Соболев) о Церкви и лжецерквах

Митр. Иоанн об экуменистах
Уклонение от защиты святынь веры не имеет извинения ни в телесной немощи, ни в материальной нужде! Кто же уклоняется от такой брани под предлогом ложно понятой «любви», понесет на себе великий грех вероотступника и предателя.
Митр. Иоанн (Снычев) об экуменистах

Прп. Паисий Святогорец о гностиках +

Некоторые современные «гностики» пеленают своих духовных чад, как младенцев, якобы для того, чтобы те не волновались. «Это неважно, – говорят они, – ничего страшного, лишь бы вы имели веру внутри себя». Или же причитают: «Не говорите вы на эту тему – об удостоверениях, о печати, чтобы люди не волновались!» Тогда как, говори они людям: «Давайте постараемся жить более духовно, быть близ Христа и ничего не бояться, ведь самое большее – мы станем мучениками», они бы хоть как-то готовили их к грядущим трудностям. Узнав истину, человек задумается и отрясет с себя сон...

Прп. Паисий Святогорец

В кулуарах

Тайные молитвы да не звучат вслух
В наше непростое время все чаще и чаще в некоторых храмах священники читают вслух тайные священнические молитвы за Литургией. Это веяние получило распространение в обновленческой среде еще в конце XIX – начале XX века. Представители так называемой «живой церкви» стали сокращать службы, переводить на...

«Из русского народа еще выйдут герои»
О плодотворном художественном творчестве Максима Фаюстова мы уже не раз писали на страницах нашей газеты. В этом году исполняется 10 лет, как он впервые выставил самую известную свою картину «Русский герой Евгений Родионов». За эти годы в постерах и репродукциях она разошлась далеко по России.

Россия, тревога!: «Мир вокруг нас ещё продолжает выглядеть привычно», но это уже не так
Председатель Правительства Мишустин выступил в Казахстане на пленарной сессии форума Евразийского экономического союза «Цифровое будущее глобальной экономики». Тема выступления: «Построение устойчивого региона на основе данных и искусственного интеллекта».

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Суетная вера: Путешествие по миру околоправославных суеверий


Рюмка водки, накрытая хлебушком. Мобильник и пачка сигарет, опущенные в могилу дорогого покойного. Долой вилку после причастия – чтоб благодать не проткнуть. В високосный год крёстных выбирать только из родни. Порвал батюшка во время исповеди бумажку «с грехами» – грехи простятся. Забыли при соборовании кадило – больному не встать. В мае не венчайся – маяться будешь... Краткое перечисление околоцерковных суеверий потолще Закона Божьего выйдет. А ведь большинство тех, кто идёт в храм, берут с собой в дорогу полный «рюкзак» такого багажа, который по ходу воцерковления становится всё тяжелее. Что ж, совершим путешествие по миру «православных» суеверий. 

суеверие.jpg

Суетная вера

Суеверие – суетная вера. Вера во все сразу, авось, что-то и пригодится. А православное суеверие? На первый взгляд оксюморон – сочетание несочетаемого. Но только на первый взгляд. Многие из тех, кто привык считать себя православными христианами, на деле тоже не прочь подстраховаться. Мол, если и не поможет, лишним не будет. Будет лишним! Потому что каждое суеверие – это нарушение или искажение какой-либо Божией заповеди. Подмена веры в Бога некими ритуальными действиями, не имеющими ничего общего с истиной. «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно» (Мф. 6. 22). Суеверие же – как кривое стекло, искажающее наш взгляд.

И самое грустное, суеверный человек уверен, что он и верующий, и православный, и особо праведный, а это не так. За примерами суеверий далеко ходить не надо. И объяснения им найти совсем не трудно.

После соборования три дня не умывайся! «Закрепляют» таким образом люди действие елея. Но ведь сам елей – лишь видимое проявление Таинства. Грехи наши Господь прощает уже в момент помазывания и молитвы. И как долго потом пробудет на лице освященное масло, нисколько не принципиально.

суеверие2.jpg

На 40-й день отпускай на поминках душу умершего: выпили, форточку открыли – она и вылетит плавно из дому в сторону кладбища. Душа от тела отходит в момент смерти, и волен над ней по-прежнему один Господь. А совсем не тот, кто форточку открывает.


Младенца в загсе записали Анжеликой, а окрестили Анной? Про «Анну» никому не говори – сглазят! В некоторых туземных племенах вообще в курсе имени человека лишь он сам да родители. Мол, тот, кто знает имя человека, имеет над ним власть. Но мы-то с вами знаем другое: лишь Бог властен над людьми. Не волнуйтесь понапрасну, родители Анжелики!

Крещён, а жизнь не складывается – окрестись второй раз. А как же «Верую во едино крещение…»?
Бедные люди! Это сколько же опасностей их подстерегает, если вместо поклонения единому Богу изо дня в день кланяются они огромному количеству «божков» – приметам, ритуалам, предметам? Бедный батюшка! Ни кадило забыть при соборовании. Ни кольца уронить при обручении. Для суевера тут явится не просто оплошность или неосторожность человеческая – это судьба! Не встать теперь больному... Не жить в любви молодым...

Верить и молиться – огромный, постоянный, но благодатный и осмысленный труд. А руководствоваться тем, что «одна церковная баба сказала», куда проще. Вот и погрязает человек в «суетной вере». Где же Бог в этих мелочах? Забыли, как кадило...

Блин комом

Самая концентрация суеверий – вокруг тайны смерти. Стал во время отпевания между гробом и алтарем – непременно скоро умрешь. Вернулся в дом после выноса тела и до общего возвращения с кладбища – умрёшь непременно. Со лба покойного слетел венчик, а ты рядом – опять умрёшь. Посмотрел из окна на катафалк и процессию, наступил на «покойничью» ёлку – считай, что уже помер. Всё, уже забудь, что жил.

суеверие3.jpg

А вот если всё соблюл, ничего не забыл, первым беги мыть полы после выноса тела. За мытьё полов после покойного 40 грехов прощается. Никогда не видели, как бабульки наперегонки полы «за покойником» моют?
Иногда перед погребением усопшему на лицо кладут блин. После похорон на поминках блин этот подсовывают священнику. Если съест, покойнику Царствие небесное. Знаю батюшку, который на поминках ни за что блинка не съест, даже если при нём пекли. Мотивы понятны.

суеверие4.jpg

Этими нелепыми ритуалами мы хоть как-то пытаемся выразить свою любовь тем, кто ушел. Только на самом деле не надо дорогому покойному ни водки, ни цигарки, ни скатерти на гробу, ни мобильника в кармане. А нужны ему наши молитвы и добрые дела, ради Бога совершаемые. Ведь он не только позвонить «оттуда» не может – он и изменить свою «загробную» судьбу не в силах: не исправить там ему земных ошибок, не доделать несделанное. Псалтырь бы нам в руки за усопшего. Только в молитве теперь наша любовь, только так и влияем на участь души.
Благодати мне. Да побольше!

«Стяжевайте благодать Духа Святаго», – говорил преподобный Серафим Саровский. Как? Молитвой, постом, добрыми делами… Но это ж работать над собой нужно, усилия прилагать – пугаемся мы открывающимся перспективам. А нельзя ли как-то проще? «Можно», – услужливо подсказывают нам суеверия. И начинается...
Вот диакон или священник кадит – сложи ладошки в лодочку, чтоб «зачерпнуть» благодати. Благодать потом «разотри» по лицу и телу. Вон Дуданчиха больше твоего зачерпнула – а ты и тут растяпа... Постоишь перед куполом храма – зарядишься энергией. Причащают простой священник и архиерей – стой к архиерею. От него же благодати больше – на то он и архиерей! Нательный крест носи большой, да подороже – Господь всё видит, тебе «зачтётся»...

Плотно и густо рассыпана «народная мудрость», бытующая в храме. Главные носители её – церковные бабушки. Им скучно, хочется хотя бы быть замеченными, а лучше кому-то нужными и полезными. От всей души старушки для нас стараются. Вот, к примеру, лекция одной «знающей» бабушки о святой воде: «Смесь святой воды, взятой в разных храмах, сильнее, чем вода, взятая в одном храме. Если вливать крещенскую воду в обычную, она освящается, а если наоборот – оскверняется. Когда разливаешь крещенскую воду, через воронку нельзя – структура нарушается, «через руку» нельзя, и «от себя» нельзя. И в левой руке ковш держать нельзя. Вода, освящённая в навечерие Богоявления – постная, а освящённая в день праздника Богоявления – скоромная».

суеверие5.jpg

Вот и сделали из святой воды магический эликсир. Неудивительно, что на Крещение очередь вокруг храма – в два-три круга. Только помогает человеку не сама вода, а Бог, ее освятивший. Без истинной веры и покаяния хоть по пять литров крещенской в день выпивай – все без толку. А чинопоследование молебна, к слову, и в навечерие Богоявления, и в сам день одно и то же.

А что касается «знающих» бабушек… Потерпим от старушек, посмиряемся! Не надо их обижать, но и не надо таким советам слепо следовать.

Чужой крест

Задумывались ли вы, что наши суеверия – это попытки «подстраховать» Бога? Самостоятельно уберечь себя от возможных бед, забыв, что и волос с головы нашей не упадет без Его воли.

…От чужой свечи свою не зажигай – примешь на себя все грехи. Нашел на земле крестик – не поднимай! А то чужой крест на себя возьмешь. Не будем льстить себе. Нам бы свой крест понести, а свыше меры Господь не даст.
И беречь себя надо не от чужого креста – от суеверий как раз. Нередко они настолько искажают Евангелие, что аж вздрогнешь: «Для того чтоб человек получил наказание за нанесенную тебе обиду, нужно пойти в церковь и поставить свечку за его здравие». Вот такое «молитесь за ненавидящих вас»...

А разве не искажается суть, когда вместо молитвы и покаяния мы делаем ставку на свечи и иконы, низводя их до уровня амулета? Разговор в одном храме: «Вы зачем это свечки скрутили?» – «Мне муж изменяет, так чтоб не ушёл...» И скручивает-скручивает с самым благочестивым лицом. Прямо ритуальное магическое действие.

Или вот студентка юридического в церковной лавке грозится чуть ли не Роспотребнадзором: «Матушка, я купила у вас иконку, чтобы она мне помогла сдавать экзамены! А с ней ещё хуже стало!» На наших глазах происходит утрата одного из суеверий... А была ли вера? Объяснения матушки не доходят – пока...

Суеверия ко всему живому липнут легко, а избавиться от них трудно. Только избавляться нужно. Потому что судьба – это суд Божий, и с предмета на человека она не переходит. Душу усопшего не мы «отпускаем». И душа эта не нуждается ни в рюмке водки, ни в скатерти на могилке. Скрученными свечками Бога «не уломать». Господь говорит с человеком на языке жизненных обстоятельств. Но даже святые отцы не часто берутся переводить этот язык: пути Господни неисповедимы. Как отвечать человеку в этом диалоге? Крестом и молитвой, чтением Евангелия и святых отцов, участием в церковных службах и Таинствах. И при всём при этом всякое мгновение своей жизни предстоять перед Господом. Православный знает, что это значит.


Источник: https://www.pravlife.org/

___________________ 
См. также:





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


«Роль Православия и Русских – государствообразующая»: Наказ священнослужителей по поправкам в Конституцию

Поправки к преамбуле российской Конституции, предложенные заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора Константином Малофеевым, поддержали и дополнили своими предложениями многие клирики Русской Православной Церкви.


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Фотогалерея
Полезно почитать

Император Николай II: отречение, которого не было

История знает множество мифов. Эти мифы бывают, иногда настолько живучи, что их воспринимают как истину. Мифы эти, конечно, создаются конкретными людьми ради конкретных целей, но затем они начинают жить сами по себе, и бороться с ними бывает крайне нелегко. К числу таковых лживых мифов принадлежит утверждение,...


Откровения глобалиста об эпидемии цифрового аутизма

На Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) 23 января с.г. состоялся бизнес-завтрак Сбербанка «Личностная трансформация в цифровую эпоху». Глобалисты признались, что перешли к цифровизации человека. О значении и результатах этого эксперимента мы узнаем из слов скандально известного и принципиально безбожного Андрея Курпатова...


Народ не готов к приходу Царя?: О единственном пути возрождения и спасения России

В наше время часто приходится слышать о том, что сейчас народ не готов к приходу Царя. И слышать это приходится от людей духовного звания. Дорогие мои, такие слова – не есть слова любви к Царю. Сердце истинно любящих нашего Русского Православного Царя-Батюшку и Великомученика Царя Николая II с его святой Семьей, и грядущего Царя, предсказанного нам многими святыми, никогда не сможет произнести такие слова.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100