Воскресенье, 25 Августа 2019 г.
Духовная мудрость

Прп. Иустин о соборе
Если такой собор, не дай Бог, состоится, от него можно ожидать только одного: расколов, ересей и гибели многих душ.
Прп. Иустин (Попович) о «восьмом вселенском соборе»

прп. Паисий о конце
Многие святые просили бы о том, чтобы жить в нашу эпоху и совершать подвиги. Я радуюсь, когда некоторые угрожают мне расправой за то, что я не молчу и разрушаю их планы.
Прп. Паисий Святогорец о последних временах

свт. Филарет о СМИ
Если хотя за один год взять все худое из светских журналов и соединить, то будет такой смрад, против которого трудно найти довольно ладана, чтобы заглушить оный.
Свт. Филарет (Дроздов) о либеральных СМИ

О.Иона о возрождении
Мы слишком рано обрадовались возрождению веры и слишком быстро забыли, что иная вера хуже безверия и что Христа распяли отнюдь не атеисты.
Старец Иона Одесский об апостасии

Свт. Игнатий о мире
Времена чем далее, тем тяжелее. Христианство, как Дух, неприметным образом для суетящейся и служащей миру толпы, очень приметным образом для внимающих себе, удаляется из среды человечества, предоставляя его (мир) падению его.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) о мiре

В кулуарах

Где лучше жить в наше апостасийное время?: 5 страхов, которые надо победить. Господь выведет Своих
Уважаемая редакция, хочу через Вас обратиться с вопросом к какому-нибудь авторитетному священнику. Сейчас в интернете, в связи с апостасийным возрастанием и усилением электронного контроля, много пишут о том, что лучше жить вдали от мегаполиса. Мы тоже это понимаем, но хотелось бы услышать церковную...

Апокалипсис в действии: Близ есть, при дверех (+ВИДЕО)
Очевидно, что не можем устраниться от ожидающих нас впереди событий, предваряющих Второе Пришествие Христово и предсказанных Господом в Священном Писании и пророчествах многочисленных святых, близких от нас по времени и далеких. Посмотрим, что для нас готовили и осуществили сильные мира сего в текущем...

Народ уходит от непоминающих: Два случая возвращения из раскола в лоно матери-Церкви
Тема раскола по-прежнему остается одной из актуальных в православной жизни. Уход из Русской Православной Церкви в храмы, где не поминают Патриарха, переход к «истинно-верующим» – катакомбникам, старообрядцам, зарубежникам, и прочие отступления являются кровоточащей раной на теле многострадальной России...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Добрые дети – дому венец, злые дети – дому конец: Что конкретно в семьях надо возрождать?
Добрые дети – дому венец, злые дети – дому конец: Что конкретно в семьях надо возрождать?

«Воспитание, созданное самим народом и 
основанное на народных началах, имеет ту 
воспитательную силу, которой нет в самых 
лучших системах, основанных на абстрактных 
идеях или заимствованных у другого народа». 
Ушинский К.Д. 
  
Испокон веков семья была защитой и убежищем для подрастающего человека, местом, где он с младенчества впитывал основы родной культуры, обычаев, нрав­ственных устоев. 

   «В каждом из нас материально, интеллектуально и духовно отражается вся мировая история, история своего народа, своей эпохи, своей семьи».

Проблема семьи в современном мире стоит как никогда остро. Одна из основных причин кризиса семьи и воспитания утрата преемственности с прошлым, нарушение связей между поколениями. 

   «Именно по причине утраты исторической преемственности современная семья не выполняет исконной своей функции: передачи подрастающим поколениям духовно-нравственных и культурных традиций, утратив понимание самого процесса воспитания как питания ребенка не только телесной, но и духовной пищей».
 
Культура семьи определяет направленность развития личности человека. Нравственные чувства ребенка постепенно оформляются в его нравственную позицию. Доминирующие чувства и нравственная позиция составляют нравственный облик и определяют в последующем нравственное поведение человека.

Основы духовно-нравственного воспитания ребенка закладываются в семье. В этой связи – духовно-нравственное воспитание детей в семье возможно лишь при условии укрепления, нравственного и духовного оздоровления семьи, что, в свою очередь, является основой стабилизации общества и страны в целом.
 
Среди духовно-нравственных характеристик семьи, характерных для отечественной семейнойкультуры, и благоприятствующих духовно-нравственному воспитанию детей являются:
 
· любовь, жертвенность и взаимопонимание между супругами,
 
· ведение нравственного образа жизни на основе отечественных
духовных традиций,
 
· общую для членов семьи духовную цель служения ближним,
обществу, Отечеству,
 
· признание супругами семьи и детей подлинными духовным
ценностями,
 
· желание супругов укреплять семью и стремление воспитать
гармонично развитых детей,
 
· признание иерархичности взаимоотношений в семье с учетом
интересов, роли и места всех ее членов,
 
· взаимоуважение и взаимоответственность всех членов семьи,
 
·совместное духовное возрастание всех членов семьи.

Духовно-нравственное воспитание в традиционной российской семье исторически основывалось на традиционных формах православного семейного уклада:
 
· жизни семьи в соответствии с годовым кругом традиционных
праздников, общей трудовой и молитвенной жизни семьи,
 
· уходе за маленькими детьми и престарелыми членами семьи,
 
· особо ответственном и любовном отношении к воспитанию
младенца (долгое грудное вскармливание, пестование),
 
· использовании в воспитании устного и изобразительного народного
творчества, фольклорных игр, совместного изготовления игрушек-
самоделок,
 
· посильном участии детей в трудовой деятельности семьи,
обучении рукоделию и ,
 
· общей семейной трапезе,
 
· назидательном семейном чтении с последующим обсуждением
прочитанного,
 
· существовании семейного совета с решающим словом старшего
члена семьи.
 
Необходимо подчеркнуть, что в традиционной российской семье, являющейся эталоном благополучной и духовно состоятельной семьи, все формы духовно-нравственного воспитания детей основывались на принципах иерархии отношений и четком распределении обязанностей матери и отца, бабушки и дедушки, старших и младших в семье, закрепленных в социальном идеале мужчины и женщины, юноши и девушки, отрока и отроковицы, мальчика и девочки. Отношения в традиционной семье строились на послушании и ответственности каждого члена семьи, уважения к старшим, заботы о младших.

1419542514_2.jpg

Важнейшим нравственным основанием семьи служило почтительное отношение детей к родителям, которое воспитывалось в крестьянских семьях с малолетства и укреплялось самим строем религиозной и социальной жизни деревни в течение всей жизни каждого человека. Религиозный смысл почтения к родителям («Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет» Мф. 15, 4) особенно ясно проявлялся в повсеместно распространенном у русских особом отношении к родительскому благословению и родительскому проклятью.
 
Духовное воспитание начиналось с крещения. По­давляющее большинство русского народа не могло допустить, чтобы новорожденный остался не крещеным. Вполне осознанное признание необхо­димости крещения составляло и составляет важнейший элемент массово­го религиозного сознания русских.

Религиозное воспитание в благочестивых крестьянских семьях отраже­но в многочисленных жизнеописаниях подвижников, вышедших из крес­тьян. Их современники, приступая к повествованию о жизни подвижника, как правило, говорили, хотя бы кратко, о той обстановке, в которой он вырос в детстве. Чаще всего, они опирались на рассказы самого подвиж­ника.

Обязательными были исповедь и прича­щение детей, молитвы детей в храмах и участие их всемейных молит­вах дома все это и было основой массового духовно-нравственного вос­питания.

Примером благочестия для детей были родители. Как пишет А.С. Макаренко, «воспитательный процесс есть процесс, постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон создается собственной жизнью и собственным поведением родителей».

Трудно переоценить значение семьи в трудовом воспитании каждого человека. При этом трудовое воспитание очень естественно и незаметно соеди­нялось с духовным, составляя его необходимую, неотъемлемую часть.

Во многих играх крестьянские дети и подростки очень точно подра­жали разным видам работ. Иногда такие игры возникали из непосредственного наблюдения, проходили рядом с действиями взрослых, все­гда поощрявших подобный поворот в детских забавах. Чаще это были давно сложившиеся игры по определенным правилам, хорошо извест­ным большинству участников. Но импровизация всегда дополняла стро­гую схему игры.

Существовала определенная последовательность включения детей и подростков в разные области хозяйства. Сложившиеся в течение длитель­ного времени, традиции эти имели достаточно жесткие возрастные рамки и учитывали особенности хозяйства данного района. Включение детей и подростков во все промысловые занятия происходило постепенно, соот­ветственно возрасту, под наблюдением взрослых.

Начиналось это зачас­тую с поощрявшихся родителями игр, переходивших в полуигру, полуза­нятие. Следующим этапом было подключение к настоящему промыслу, но на определенном, наиболее легком участке — под руководством старшего. Заканчивался процесс самостоятельной деятельностью, наступавшей иногда уже в подростковом возрасте. Приобретение навыков в земледельческих работах, как и в промыслах, выходило за рамки семьи.

Дети, естественно, наблюдали в поле, на лугу, в лесу и на реке труд не только взрослых членов своей семьи, но и соседей, односельчан. И не только стихийно наблюдали, но и получали от них нередко направленные указания и советы. Существенно помогало в этом отношении семье общественное мнение. Над теми из подростков, кто не овладел мастерством, соответствовавшим, по местным представлениям, их возрасту, начинали насмехаться.
Системными составляющими традиционной культуры семейного воспитания, построенными на приоритете духовно-нравственного воспитания детей в разных видах деятельности: в труде (домашнем, ремесленном, общинном), в праздниках, играх и семейном чтении, уходе за престарелыми и меньшими членами семьи оставалось самым важным:

·  уважительное отношение к старшим (их почитание),
·  отношение к браку как священному союзу,
·  требовательность и ответственность,
·  совесть и честь каждого члена семьи.

Преемственность отечественных семейных традиций, культуры семейного воспитания, безусловно, способна укрепить родственные связи и соборность общества в целом. Приоритетность высших духовных интересов и ценностей семьи над материальными выводит семью в своем развитии на более высокий уровень служения обществу, Отечеству.

В современной России необходимо возрождать практически все формы православного семейного уклада. Вполне реальнысемейные советы, благоприятно для гармоничного развития детей использование народных игрушек и игр, особенно изготовленных совместно детьми и взрослыми. Большие возможности для развития ребенка несут в себе устное и изобразительное народное творчество.

Отставание на первых месяцах и годах в психическом и речевом развитии можно преодолеть за счет возрождениятрадиционного воспитания младенцев: обязательного грудного вскармливания, пестования, использования попевок, потешек, колыбельных, сказок.

Укрепляют отношения доверия и уважениясемейные трапезы и общие праздники, как внутрисемейные, так и объединяющие несколько семей, групп детей в детском саду, школе, семейном клубе, церковной общине.
Забота о близких людях действенно проявляется и формируется в ходеподготовки к праздникамв течение всего года через изготовление подарков, угощений, выступлений, а необходимые навыки для этого приобретаются при обучении в семье рукоделию и ремеслам, в совместных общих делах.

Просвещенность русского народа во все времена определяласьтрадицией семейного чтения, которая в наше время сохранилась в немногих семьях. В это же время почти в каждом доме еще хранятся собрания книг русской классической литературы. Восстановлению интереса и любви к семейному чтению могут помочь новые современные формы межсемейного общения: семейные клубы, школы молодых родителей, семейные гостиные, которые реально в естественной форме решат проблему повышения педагогической компетентности родителей при привлечении специалистов к работе этих семейных объединений.

Целесообразно привлечение в семейные объединения людей старшего поколения, создание семейных библиотек, аудио и видеотек. Именно в неформальных объединениях возможно введение новых семейных традиций и праздников в дни памяти святых покровителей семейного благополучия преподобных Кирилла и Марии, благоверных Петра и Февронии, составление семейных родословных и фотоальбомов с обязательным участием всех членов семьи.

Благоразумно введение семейной традиции обсуждения прожитого дня, обсуждения прочитанного, увиденного, прослушанной музыки, пережитых событий.

Основные принципы, лежащие в основе традиционного семейного воспитания, современного духовно-нравственного воспитания детей в семье:
 
·принцип единства семьи на основе жертвенности и любви,
 
·духовный рост, стремление к высшим духовным ценностям, реализующийся в служении ближним, обществу, отечеству, участии в благотворительных программах общества,
 
·иерархичность, четкое распределение обязанностей в семье,
 
·преемственность разных поколений, сохранение семейных традиций,
династий,
 
·ответственность родителей за воспитание детей перед Богом
обществом,
 
·признание свободы личности ребенка и уважение его достоинства,
 
·сохранение чистоты и целомудрия супружеских отношений, способствующих адекватному развитию ребенка,
 
·принцип соответствия внутреннего уклада семьи духовным
национальным традициям народа.

1419542547_3.jpg

Основными мерами содействия и помощи современной семье в возрождении традиционной культуры семейного воспитания, в духовно-нравственном воспитании детей являются:
 
– создание новых нетрадиционных общественных организаций и семейных клубов, гостиных, школ молодых родителей, родительских университетов
 
– проведение идеи ценности семьи в детских садах, школах, внешкольных учреждениях, организация и обогащение совместного досуга родителей и детей (экскурсиями, поездками, организацией каникулярного отдыха) с учетом возрастных особенностей детей, возможностей их эмоционального и нравственного восприятия,
 
– создание библиотек для детей и родителей в образовательных учреждениях, семейных клубах, при храмах, и т.д.
 
– проведение на базе семейных клубов, в воскресных школах, детских садах праздников церковного и светского календаря с совместным участием родителей и детей в их подготовке и проведении,
 
– создание семейных воскресных школ,
 
– духовное окормление родителей и специалистов, работающих с семьями,
 
– подчеркивание важности роли отца в воспитании детей: организации совместного труда и обучении ремеслу, организации общих дел, поездок, походов, паломничеств,
 
– взаимодействие с органами образования,
 
– пропаганда лучшего опыта семейного воспитания (из отечественной истории, современной жизни) в средствах массовой информации, печати, радио, профессиональных учебных заведениях, семейных объединениях,
 
– выделение важности пренатального периода в воспитании детей, физической и духовной подготовки молодых родителей к рождению ребенка и уходу за малышом,
 
– пропаганда здорового образа жизни родителей и детей для с самого раннего возраста в семьях (грудное вскармливание до года, правильное питание, одежда, создание приближенной к традиционной предметно-развивающей среды, младенческое пестование, закаливание и оздоровление всей семьи, приемлемая нелекарственная терапия),
 
– содействие развитию добровольческого движения среди молодежи в направлении их участия и помощи в организации детских площадок, деятельности семейных клубов, организации семейных экскурсий, походов, семейных служб.  

___________________
См. также:







Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Сводка с антицифрового фронта: Какие ключевые законы, когда были приняты, кем пролоббированы и что делать?

В последнее время идет очень серьезная атака на все традиционные основы. Условным началом ее можно считать 1 апреля 2019 года, когда был принят 48-ФЗ, который легализовал СНИЛС как универсальный идентификатор личности – по сути как замену паспорта, имени и всего прочего для цели...


Антиэкуменический Катехизис: Труд Оптинского старца Симеона (Ларина) о пагубной всеереси нашего времени

Этот Катехизис составлен Оптинским игуменом Симеоном (Лариным) (1918–2016). Сам старец считал этот труд соборным, потому что при его написании много советовался с оптинскими и афонскими отцами. Вероятно, по этой причине на обложке издания указаны в качестве составителей монахи и Оптиной...


Потребуют ли осознанного отречения от Бога при антихристе?: Доклад с конференции антиглобалистов УПЦ (+ВИДЕО)

...Так следует поступать со всеми веяниями глобализма – отвергать на том этапе, когда от нас требуется добровольное согласие с «новым мировым порядком». Иначе, добровольно согласившись с навязываемой нам системой, мы принимаем ее правила, заключающиеся в поклонении новому «хозяину мира», будет оно совершаться...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Мы должны остаться Христовыми: Проповедь о вере во всесильную помощь Божию в последние времена (+Рассказ)

Промыслом Божиим в один из недавних праздников мы сподобились побывать в древней обители нашей обширной Матушки-России, где услышали проповедь, которая отогнала от сердца малодушие и укрепила в вере во всесильную помощь Божию. Нам удалось записать эти слова и позже познакомиться с батюшкой, но по смирению...


Пятое Евангелие – живая природа: Состояние Христианства наших времен – солнце на закате

...Закатывающееся солнце живо представляет собою состояние Христианства наших времен. Светит то же солнце правды Христос, Он испущает те же лучи; но они уже не проливают ни того сияния, ни той теплоты, как во времена, нам предшествовавшие. Это оттого, что лучи не падают прямо на нас, но текут к нам лишь...


Последние времена: Для чего живем, куда идем, кому служим?

Мы говорим: последние времена, и только слепой этого не видит. Но почему же большинство из нас слепые? Надо открыто всем решить вопрос: для чего мы живем, куда идем, кому служим? Мы говорим о последних временах, но умалчиваем причины: что их приближает? Боимся сильных мира сего и забываем о вечном. «Кругом...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100