Чем измерить духовную жизнь человека?: Проповедь прот. Иоанна Гончарова о Пасхальной радости (2 ВИДЕО)
Праздником Пасхи каждый человек в своем сердце проверяет наличие веры. Радость праздника Пасхи человек измеряет наличие веры в своем сердце.Насколько человек верует, настолько этот Праздник радостью откликается в его жизни, освящает его прошедшие пути и его будущее.
Маловерный человек не испытывает должной пасхальной радости. А неверующий - вообще её не испытывает. Насколько человек трудится в Боге постом, настолько он получает эту Божественную радость, наличие которой само по себе, как наличие красоты, говорит о присутствии Бога в сердце человека.
Ведь это не простая радость, а Пасхальная радость, настоящая радость, вечная радость, это соприкосновение с Божественной благодатью, непосредственной общение с Богом в сердце своем.
Пасха – самый радостный праздник в сердце каждого христианина. Этой радостью надо дорожить и помнить, что она зависит от того, насколько мы живем своей верой, насколько вера живет в нашем сердце, в нашей жизни. У верующего человека всегда мысли о Боге, чего бы он не делал земного – он всегда как-бы пред лицом Божиим. Упование его – с Богом, и жизнь его настоящая приносит глубину сердца своего туда – к Богу, и все это освящается Богом.
А Благодать Божия всегда старается как-бы отсоединить человека от влияния мира, который разлагает душу человека. Человека, который пытается соединить несоединимое – жить в этом мире в красивом благородном исполнении как все люди другие желают, и в то же время быть верующим человеком, это смешение путает человека и лишает той радости восхождения, настоящей живой веры, без которой нет настоящей живой радости. Без нее всегда какое-то недовольство, тревога в сердце.
Насколько человек устроен в Боге, настолько он благополучен и радостен. Особенно это проявляется на Пасху.
Радость – это измерение духовной жизни человека. Это такая внутренняя удовлетворенность, успокоенность и уверенность во всяком благополучии, которого человек ищет в этой жизни.
Это необъяснимо, как музыка, когда живой человек ощущает радость живой веры. Мы все призваны к этому, трудиться только надо, помышлять о Боге. А мы все суетимся, устраиваемся, тратим время и энергию души своей на все, что касается радости нашей плоти.
А Господь Своей радостью живой веры отрывает нас от этого, хочет нас поселить на небо, чтобы мысли наши, и мечты наши, и желания наши были там, на небе – с Ним.
И тогда и все это земное освящается, и тогда и поселяется эта радость, которая на Пасху вспыхивает особенным светом и радует сердце благородных людей так, что они утверждаются в своей вере, в своей надежде, и радуются жизни такой, какая она есть.
Им легко смиряться, им легко терпеть, потому что они понимают, что это созидательный материал для вечной души.
Пасха освящает нашу радость, приподнимает ее, обращает внимание наше, что надо трудиться, и Бог никогда не оставит человека ни при каких обстоятельствах. И когда эта радость поселяется и по-настоящему звучит в сердце человека, то страхи у него умаляются, они вообще исчезают, а остается один настоящий страх – страх Божий, который бережет человека, его благородство и святость в тех
законах, которые Бог определил в Евангелии.
И тогда все у человека благополучно, и все его радует, все его восхищает. И к другому человеку он всегда благожелателен, всегда другому подает лучшее, судит о людях великодушно, везде и всюду от него радость тихая идет. И близкие это ощущают. Святые Божии люди так влияют на окружающих людей, что даже находиться рядом с ними приятно и радостно.
Благодать Святаго Духа окружает жизнь человека, который ходит в вере. А мы почему-то все время скользим в этом плане, веру все время в формальный план вталкиваем, а как-то больше жить хотим в этом мире. Это потому, что живая вера в сути своей зовет на крест, т.е. на своего рода распятие плоти.
Мы хотим очень красиво выглядеть в глазах этого мира – какие мы модные, престижные, умные, удачливые и все прочее. А это все – не то. Мы как-бы торговать начинаем своим высшим достоинством, и Божественную Благодать и радость Божиего Благоволения тратим не на то.
Как бы деньги тратим не на то. Нам дали денег купить это, а мы потратили их совершенно не на то. Вот в этом и конфликт веры с миром. Мы хотим и там, и сям, и то, и другое, и хотим совместить, и Бога молим, чтобы все совместить, не хотим отделить одно от другого.
А в этом отделении как раз и состоит суть веры. У верующего человека другие оценки всех ситуаций, и он сам не стремится
рисоваться перед обществом, перед какой-то личностью, не очень заботится о своем внешнем престиже, не очень заботится о своем внешнем облике, чтобы выглядеть прилично или даже соблазнительно, просто на все смотрит, как перед Богом стоит, о остальное - как получится, т.е. отдает сердце Богу.
И вот тогда-то Благодать и оживляет это сердце, когда отделяет веру от мира. Наша беда сегодняшняя состоит в том, что мы именно соединить хотим, и постоянно соединяем, а самолюбие наше для нас – это наша постоянная беда, это наша скорбь, разрушающая жизнь нашей веры, как моль, как ржавчина.
Вот на эти вопросы и надо обратить внимание Пасхальной радостью, которую Господь бывает и взаймы дает человеку. Человек не достоин этой радости, а Бог, чтобы восхитить его в лоно веры, чтобы возжечь в нем желание духовной жизни, дает ему эту радость.
Сегодня Святая Церковь обрадовала нас явлением Святой Пасхи, и мы, переживая её, в сердце своем желаем углублять и оживлять
свою веру, чтобы ей жить всегда ныне и присно и во веки веков!
+ + +
ИСПОВЕДЬ. ПОКАЯНИЕ...
Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое...
___________________
См. также:
<-назад в раздел