Среда, 21 Августа 2019 г.
Духовная мудрость

Свт.Игнатий об узком пути
Всегда немногие, весьма немногие, шествовали по узкому пути. В последние дни мира этот путь до крайности опустеет.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Оптинский старец Нектарий о влиянии запада
Нам надобно, оставя европейские обычаи, возлюбить Святую Русь и каяться о прошедшем увлечении во оные, быть твердым в Православной вере, молиться Богу, приносить покаяние о прошедшем.
Оптинский старец Нектарий о душепагубном влиянии запада

свт.Феофан об апостасии
Некому будет сказать властное: «вето», а смиренного заявления веры и слушать не станут. Вот когда заведутся всюду такие порядки, благоприятствующие раскрытию антихристовых стремлений, тогда явится и антихрист.
Свт. Феофан об апостасии

митр.Иоанн о пагубности экуменизма
Как и всякая ересь, экуменизм лжет, предлагая «братски соединить» Истину с ложью, лукаво делая вид, что не понимает противоестественность такого соединения, надеясь, что люди, завороженные благородством лозунгов, не заметят страшной подмены.
Митр. Иоанн (Снычев)

О.Иона о возрождении
Мы слишком рано обрадовались возрождению веры и слишком быстро забыли, что иная вера хуже безверия и что Христа распяли отнюдь не атеисты.
Старец Иона Одесский об апостасии

В кулуарах

Апокалипсис в действии: Близ есть, при дверех (+ВИДЕО)
Очевидно, что не можем устраниться от ожидающих нас впереди событий, предваряющих Второе Пришествие Христово и предсказанных Господом в Священном Писании и пророчествах многочисленных святых, близких от нас по времени и далеких. Посмотрим, что для нас готовили и осуществили сильные мира сего в текущем...

Народ уходит от непоминающих: Два случая возвращения из раскола в лоно матери-Церкви
Тема раскола по-прежнему остается одной из актуальных в православной жизни. Уход из Русской Православной Церкви в храмы, где не поминают Патриарха, переход к «истинно-верующим» – катакомбникам, старообрядцам, зарубежникам, и прочие отступления являются кровоточащей раной на теле многострадальной России...

Верующий народ не обманешь: Почему прихожане перестают посещать некоторые храмы?
...Живя почти в центре Москвы, знаю много приходов, старинных храмов, в которых действительно происходит то, что описано в Вашей статье.  Своей истовостью, стариной стены храмов притягивают многих людей. Но заходя в них, часто испытываешь неосознанное чувство смятения и растерянности от царящей...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Развенчивание клеветы: Беседа с историком Д.И. Стоговым о Григории Ефимовиче Распутине-Новом
Развенчивание клеветы: Беседа с историком Д.И. Стоговым о Григории Ефимовиче Распутине-Новом

В продолжение публикации:


Мы завершаем публикацию обширной апологетической беседы к 150-летию со дня рождения Григория Ефимовича Распутина-Нового. На наши вопросы отвечает православный историк, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории культуры, государства и права Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» Дмитрий Игоревич Стогов.


– У людей, пытающихся объективно разобраться в этой теме, возникают конкретные недоумения. Адресую Вам наиболее распространенные:
...4) насколько правдивы результаты наружного наблюдения, фиксировавшиеся петербургской полицией?
5) зачем Григорий Ефимович пошел в дом Феликса Юсупова?
6) как нужно смотреть на написанные в эмиграции воспоминания его дочери Матрены?

– 4) Дневники наружного наблюдения за Г. Е. Распутиным, ведшиеся с 1912 года, хранятся в фондах Государственного архива Российской Федерации и представляют собой разрозненные, зачастую фрагментарные материалы, донесения агентов, справки, документы и проч. Люди, с которыми общался Григорий Ефимович, в полицейских сводках поименованы кличками (например, М. А. Сазонова названа «Вороной», З. Л. Манчтет – «Голубкой», Ю. А. Ден – «Галкой»). Постепенно в агентурных донесениях появляются упоминания проституток. При этом, как установил О. А. Платонов, если сами агенты в своих донесениях делали лишь предположения, что та или иная «барынька» является женщиной легкого поведения, то начальники агентов, судя по всему, желая угодить вышестоящему начальству, переписывая эти донесения, опускали слова «по-видимому», «вероятно» и т. п.

Есть в донесениях и такая информация, которая при всем желании никак не может быть интерпретирована против Распутина. Так, в одном из них написано, что Григорий Ефимович «на Невском пр. сел в трамвай, доехал до Разъезжей улицы, вышел и тут же встретил какую-то женщину, по-видимому, проститутку, с которой дошел до Коломенской улицы – расстался и бегом вернулся домой». Комментируя подобного рода информацию, О. А. Платонов отмечает, что «если почти все лица, с которыми встречался Распутин, указаны по фамилиям, на всех через полицию наводятся справки, то ни одного конкретного имени проститутки в донесениях не приводится». Хотя установить личности этих особ было вполне возможно – нужно было «только ее подождать и потребовать документы или задержать до выяснения личности». По словам писателя, «несмотря на огромное желание некоторых вышестоящих лиц „застукать“ Распутина с проституткой, по материалам наружного наблюдения видно, что это не удалось. Нет ни одного имени проститутки, нет ни одного протокола, составленного по этому случаю». Существуют только необоснованные домыслы. О. А. Платонов также отмечает, что один из непосредственных начальников агентов умолчал факт, упомянутый в донесении – о том, что дом, возле которого Распутин встречался с женщиной, являлся гостиницей.

Нередки и ошибки самих агентов (ими, кстати говоря, были, как правило, полуграмотные люди, например, некие извозчики – Поляков, Гусев, Ларионов). Так, поначалу две женщины, С. А. Каравья и М. Н. Маймескуль, считались проститутками. Но позже выяснилось, что это почитательницы Распутина, которые регулярно ходили к нему в гости, причем практически всегда вместе. Иногда их навещал и сам Григорий Ефимович, причем всегда тоже обеих вместе. Безосновательно была объявлена проституткой аферистка В. И. Трегубова, которая разыгрывала из себя поклонницу старца, вошла к нему в доверие, предлагала помогать в благотворительной деятельности, однако была обличена Григорием Ефимовичем в январе 1916 года и более с ним не встречалась (см.: Платонов О. А. Жизнь за Царя. М., 1996. С. 144–145).

Упоминания о проститутках, услугами которых якобы пользовался Г. Е. Распутин, использовались также для формирования негативного мнения о старце. С подачи В. Ф. Джунковского подобного рода сведения попадали в периодическую печать и затем широко распространялись в народе.

2019-05-09_200352.jpg

5) Ф. Ф. Юсупов-младший познакомился с Г. Е. Распутиным еще около 1911 года у его поклонницы Марии Евгеньевны Головиной, встречался с ним дважды. В ноябре 1916 года, когда уже был разработан план убийства, Юсупов, добиваясь встречи с Распутиным, приехал к Головиным. Феликс рассказал историю о том, что якобы нуждается в лечении и в помощи старца, и затем примерно в конце ноября – начале декабря побывал у него вместе с М. Е. Головиной. Как стало впоследствии известно из показаний родных и прислуги Григория Ефимовича, около полуночи 17 декабря 1916 года к нему в дом на Гороховой улице приехал князь Ф. Ф. Юсупов, и затем оба они отбыли. К тому же сам Распутин ранее упоминал о том, что поедет к Юсупову в гости. Когда он выходил из своего дома, то был одет в голубую рубашку и шубу. По наиболее распространенной версии, Феликс обещал познакомить его со своей супругой Ириной, которой на самом деле в Юсуповском дворце и вообще в Петрограде на тот момент не было.

Сам Г. Е. Распутин, несомненно, предчувствовал свою мученическую кончину – об этом имеются мемуарные свидетельства. В частности, М. Е. Бульмеринг в воспоминаниях пишет: 
   «За две-три недели до этого убийства одна хорошая знакомая мне рассказывала, что она видела Распутина на вечере в большом аристократическом доме, и он сказал между прочим в разговоре с гостями: „Вот и меня, верно, убьют, тогда, коль это случится, пропала матушка Россия и Царю с Царицей несдобровать!“ Врагов было у него много, он это знал, и его не раз били, и было два-три покушения. Предсказание его оправдалось!» (Бульмеринг М. Е. Воспоминания // Архив Дома русского зарубежья им. А. И. Солженицына. Ф. 1. Д. Е-32. Л. 72).

Вероятнее всего, Григорий Ефимович, предвидя свою смерть, во всем положился на волю Божию – как иначе объяснить, зачем он в ту роковую ночь поехал в Юсуповский дворец?

2019-05-09_195236.jpg

6) Родная дочь Распутина Матрена (Мария) Григорьевна после революции оказалась в эмиграции. Она оставила после себя несколько вариантов воспоминаний, весьма беллетризированных, содержащих массу противоречий и неточностей и написанных в соавторстве с рядом журналистов. В частности, в последней своей книге «Распутин. Почему?» Матрена утверждает, что у ее отца в детстве якобы не водилось друзей, но был не зафиксированный ни в каких метрических книгах старший брат Миша, трагически погибший (утонувший). Правда, иногда встречается утверждение о том, что брат был двоюродным, однако никаких убедительных доказательств его существования при этом не приводится. Таким образом, к этому источнику (впрочем, как и ко всем) нужно относиться весьма критически. Еще раз подчеркну: все надо перепроверять!


– Особая сложная и важная тема – восприятие Григория Ефимовича в церковной среде – как в прошлом, так и сегодня. Что Вы можете об этом сказать? Многие ссылаются на неодобрительные слова архиереев и официальные документы (заключение Синодальной комиссии). Но есть и противоположные свидетельства – письма, наставления и благословения духовно авторитетных старцев: отцов Кирилла (Павлова), Николая Гурьянова, Иеронима (Верендякина) и др. Как все это осмыслить и «примирить» в своем уме и сердце верующему человеку, послушному чаду Русской Православной Церкви?

– Постараюсь ответить на этот вопрос как можно короче. Дело в том, что, как известно, и носители высоких санов, и притом весьма благочестивые люди, даже те, кто впоследствии был канонизирован Церковью, могли в чем-то при жизни ошибаться, где-то быть несогласными друг с другом и т. д. Время и Божественный Промысл расставят все точки над «i». Наше же дело – усердно молиться, чтобы Господь открыл нам правду о трагических событиях прошлого. 

2019-05-09_193200.jpg 

– Как раз следующий вопрос – о народном почитании, движении за историческую реабилитацию и церковное прославление мученика Григория. Как Вы на это смотрите? Нужно ли православным христианам РПЦ МП в этом участвовать? Стоит, например, создать экскурсионный маршрут «Петербург Распутина»?

– Канонизация святых Царственных Страстотерпцев Русской Православной Церковью Московского Патриархата в августе 2000 года напрямую поставила вопрос о пересмотре мнений относительно приближенных Царской Семьи, в особенности, Григория Распутина, пользовавшегося безусловным доверием святых Императора, Императрицы и Их Августейших Детей.

Дискуссия, развернувшаяся в начале 2000-х годов по вопросу о возможном прославлении Григория Ефимовича, продемонстрировала совершенную полярность точек зрения на личность Друга Царской Семьи. Огромное число православных христиан по-прежнему абсолютно ничего не знает о нем и основывает свои суждения на слухах и сплетнях, инспирированных недругами России и Русского народа еще в предреволюционное время, а затем усиленно распространявшихся как большевиками, так и либеральными и даже консервативными деятелями Русской эмиграции. Полемика показала, что время церковного прославления Григория Распутина еще не пришло, общество к этому ответственному шагу не готово, и, возможно, какие-либо скоропалительные действия в данном направлении могут привести к расколу в Церкви.

Однако все это вовсе не означает, что мы должны замалчивать правду о личности Царева Друга.

Поэтому одной из важнейших просветительных инициатив представляется создание в начале 2017 года Народной комиссии по общественной реабилитации Григория Ефимовича Распутина-Нового и сбору свидетельств о его благодатной помощи. Как сообщалось на сайте «Русской народной линии», ее члены «ставят своей задачей собрать и обобщить объективные материалы, основанные на исторических и архивных исследованиях, о жизни и мученической кончине Григория Ефимовича Распутина с целью его общественной реабилитации. Также будет осуществляться сбор свидетельств благодатной помощи по молитвенному обращению к мученику Григорию». В состав Комиссии вошли известные священнослужители, ученые, общественные деятели Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, ответственным секретарем стал директор издательства «Царское Дело» Сергей Игоревич Астахов*.

2019-05-09_193339.jpg

Следует отметить, что по сравнению с началом 2000-х годов не только в обществе, но и в среде священноначалия Русской Православной Церкви отношение к Цареву Другу стало значительно меняться. 

Показательно, например, высказывание епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова; ныне митрополита Псковского и Порховского), который в ходе встречи 4 июля 2017 года в Москве, в Библиотеке иностранной литературы, коснулся вопроса о фальсификации истории в художественных произведениях и публицистических высказываниях некоторых современных деятелей искусства. По словам владыки Тихона, «сейчас, как только начнешь говорить о Распутине, пытаясь выяснить, что объективно это был за человек, тут же попадаешь в разряд нерукопожатных, в том числе и в нашей православной среде. А между тем меня в свое время поразило, когда я еще был послушником в Псково-Печерском монастыре и разбирал библиотеку, которую нам привезли из Тартуского университета... Знаете, я, воспитанный на совершенно полнейшем негативном, брезгливом отношении к этому человеку…, и вдруг я читаю и поражаюсь, что это действительно интересно пишет, с моей точки зрения, человек верующий. Меня это просто поразило. И живо очень пишет», – продолжил архиерей. 

Владыка делает в этой связи следующий вывод:
   «Понятно, что антигосударственная пропаганда использовала Распутина. Здесь уже надо покопаться и посмотреть, что там было и чего там не было на самом деле… В каком-то фильме я давал интервью, где сказал, что есть на свете люди, о которых мы окончательно узнаем только на Страшном Суде. Они настолько загадочны. По всей видимости, к этим людям относится и Распутин».

Резюмируя, отмечу: канонизация, если на то есть воля Божия, рано или поздно произойдет. Ведь святыми становятся не по воле людей, а по Божественному Промыслу.

Разработать экскурсионный маршрут «Петербург Распутина» – весьма актуальная и интересная задумка. За последние годы фактически создан музей Г. Е. Распутина в его квартире на Гороховой улице, 64. Но помимо этой, старец Григорий проживал в Северной столице на множестве других квартир. Необходимо все эти сведения систематизировать, добавить к ним остальные петербургские адреса, связанные со старцем (храмы, которые он любил посещать; дворцы, в которые его приглашали, и т. д.), и постепенно, думаю, идея маршрута воплотится на практике. Главное здесь – время и энтузиазм тех, кто будет этим заниматься.

– В книге «Терновый венец России» О. А. Платонов пишет: «Миф о Распутине нужно рассматривать как специально созданное препятствие (хотя далеко не единственное) на пути понимания наших духовных, политических и национальных ценностей. И создан он именно для того, чтобы препятствовать возвращению к этим ценностям». Будет ли, по Вашему мнению, в конце концов разрушен данный миф и произойдет ли возвращение России к ценностям Святой Руси? Что нам для этого необходимо?

– К уже сказанному можно добавить, что, как гласит народная поговорка, «капля камень точит». О том, что отношение к Г. Е. Распутину в обществе в целом меняется, и меняется в лучшую сторону – свидетельствуют события и публикации последних лет.

Так, буквально пару месяцев назад вышла книга «Последняя тайна Распутина» (М., 2019) журналиста О. А. Шишкина, ранее весьма негативно относившегося к старцу. Во-первых, по поводу правдоподобности содержащихся в филерских (агентских, – примеч. ред.) отчетах сведений об активном посещении Григорием Ефимовичем публичных домов и кабаков автор пишет: 
   «…Эти эпизоды сегодня вызывают сомнения в безпристрастности составителей филерских тетрадей наблюдения и подозрения в предвзятости полицейских, в служебном произволе и даже оговоре. Тем более что записи в филерских тетрадях в те времена не сопровождались фотографиями» (Шишкин О. А. Последняя тайна Распутина. М., 2019. С. 78). 

Также Шишкин полностью опровергает утверждения недругов старца о его принадлежности к секте хлыстов (см.: Там же. С. 64–65). 

Наконец, в заключение говорится о необходимости сооружения «небольшого гранитного камня» с краткой мемориальной надписью на уличном пространстве слева от Юсуповского дворца, где, как считает автор, и наступила непосредственно смерть Распутина (см.: Там же. С. 433). 

Кроме того, по словам писателя, с которыми можно в значительной мере согласиться, главными организаторами убийства Григория Распутина являлись сотрудники британской разведки.

И приведенные случаи изменения взглядов в сторону положительного отношения к старцу (владыка Тихон, О. А. Шишкин) – далеко не единственные…

Итак, подытожим: необходимо во что бы то ни стало продолжать дело исторической реабилитации Григория Ефимовича Распутина-Нового.

2019-05-09_193645.jpg

Беседовала Анна Самсонова


___________________


См. также:








Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Сводка с антицифрового фронта: Какие ключевые законы, когда были приняты, кем пролоббированы и что делать?

В последнее время идет очень серьезная атака на все традиционные основы. Условным началом ее можно считать 1 апреля 2019 года, когда был принят 48-ФЗ, который легализовал СНИЛС как универсальный идентификатор личности – по сути как замену паспорта, имени и всего прочего для цели...


Антиэкуменический Катехизис: Труд Оптинского старца Симеона (Ларина) о пагубной всеереси нашего времени

Этот Катехизис составлен Оптинским игуменом Симеоном (Лариным) (1918–2016). Сам старец считал этот труд соборным, потому что при его написании много советовался с оптинскими и афонскими отцами. Вероятно, по этой причине на обложке издания указаны в качестве составителей монахи и Оптиной...


Потребуют ли осознанного отречения от Бога при антихристе?: Доклад с конференции антиглобалистов УПЦ (+ВИДЕО)

...Так следует поступать со всеми веяниями глобализма – отвергать на том этапе, когда от нас требуется добровольное согласие с «новым мировым порядком». Иначе, добровольно согласившись с навязываемой нам системой, мы принимаем ее правила, заключающиеся в поклонении новому «хозяину мира», будет оно совершаться...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Мы должны остаться Христовыми: Проповедь о вере во всесильную помощь Божию в последние времена

Промыслом Божиим в один из недавних праздников мы сподобились побывать в древней обители нашей обширной Матушки-России, где услышали проповедь, которая отогнала от сердца малодушие и укрепила в вере во всесильную помощь Божию. Нам удалось записать эти слова и позже познакомиться с батюшкой, но по смирению...


Пятое Евангелие – живая природа: Состояние Христианства наших времен – солнце на закате

...Закатывающееся солнце живо представляет собою состояние Христианства наших времен. Светит то же солнце правды Христос, Он испущает те же лучи; но они уже не проливают ни того сияния, ни той теплоты, как во времена, нам предшествовавшие. Это оттого, что лучи не падают прямо на нас, но текут к нам лишь...


Последние времена: Для чего живем, куда идем, кому служим?

Мы говорим: последние времена, и только слепой этого не видит. Но почему же большинство из нас слепые? Надо открыто всем решить вопрос: для чего мы живем, куда идем, кому служим? Мы говорим о последних временах, но умалчиваем причины: что их приближает? Боимся сильных мира сего и забываем о вечном. «Кругом...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100