Вторник, 18 Июня 2019 г.
Духовная мудрость

Прав. Иоанн Кронштадсткий о Монархии и евреях
Не будет Самодержавия — не будет России; заберут власть евреи, которые сильно ненавидят нас
Прав. Иоанн Кронштадтский о Монархии и ее главных врагах

свт.Серафим о Православии
Свято и неукоснительно храните нашу православную веру как в ее канонах, так и в ее догматах. Приспосабливайте не веру к своей жизни, а свою жизнь — к вере. От истинно православной веры черпайте все свое счастье.
Свт. Серафим (Соболев) о христианской жизни

Прп.Иустин о 8 соборе 3 (вост.папизм)
Первые четыре темы из десяти, выбранных для <всеправославного> собора, раскрывают именно стремление Константинополя подчинить себе всю православную диаспору – а значит, и весь свет! – и оставить за собой исключительное право давать автокефалию и автономию.
Прп. Иустин (Попович) о восточном папизме

Ст.Кирилл(Павлов)
Здесь явно Дух Святый, открывший о печати (антихриста) и карточках (электронных), не делает различия в сопротивлении между печатью и карточкой, т.к. то и другое – дело сатаны.
Старец Кирилл (Павлов)

Свт. Феофан об апостасии
Евангелие будет всем известно. Но одна часть пребудет в неверии ему, другая, наибольшая, будет еретичествовать… и все-таки будут себе присваивать имя христиан. Будет часть и содержащая истинную веру, но и из этих немалая часть будет только по имени правоверными, а в сердце же не будут иметь того строя, какой требуется верою, возлюбив нынешний век.
Свт. Феофан Затворник о последних временах

В кулуарах

Кто духа Христова не имеет, тот и не Его: Кого можно считать воцерковленным человеком?
Про кого можно сказать, что он живет настоящей церковной жизнью? И что можно считать своего рода недовоцерковленностью и личным недохристианством? Отвечают священники...

Как мы незаметно для себя становимся богохульниками: Проблемы современного иконопочитания
Вспоминая событие, связанное с окончательной победой иконопочитателей над иконоборцами в 843-м году, поговорим сегодня о том, как мы, православные верующие, сами нарушаем положения догмата об иконопочитании, в иных случаях становясь самыми настоящими иконоборцами и осквернителями святых образов…

Как мы незаметно для себя становимся богохульниками: Проблемы современного иконопочитания
Вспоминая событие, связанное с окончательной победой иконопочитателей над иконоборцами в 843-м году, поговорим сегодня о том, как мы, православные верующие, сами нарушаем положения догмата об иконопочитании, в иных случаях становясь самыми настоящими иконоборцами и осквернителями святых образов…

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Развенчивание клеветы: Беседа с историком Д.И. Стоговым о Григории Ефимовиче Распутине-Новом
Развенчивание клеветы: Беседа с историком Д.И. Стоговым о Григории Ефимовиче Распутине-Новом

В продолжение публикации:


Мы завершаем публикацию обширной апологетической беседы к 150-летию со дня рождения Григория Ефимовича Распутина-Нового. На наши вопросы отвечает православный историк, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории культуры, государства и права Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» Дмитрий Игоревич Стогов.


– У людей, пытающихся объективно разобраться в этой теме, возникают конкретные недоумения. Адресую Вам наиболее распространенные:
...4) насколько правдивы результаты наружного наблюдения, фиксировавшиеся петербургской полицией?
5) зачем Григорий Ефимович пошел в дом Феликса Юсупова?
6) как нужно смотреть на написанные в эмиграции воспоминания его дочери Матрены?

– 4) Дневники наружного наблюдения за Г. Е. Распутиным, ведшиеся с 1912 года, хранятся в фондах Государственного архива Российской Федерации и представляют собой разрозненные, зачастую фрагментарные материалы, донесения агентов, справки, документы и проч. Люди, с которыми общался Григорий Ефимович, в полицейских сводках поименованы кличками (например, М. А. Сазонова названа «Вороной», З. Л. Манчтет – «Голубкой», Ю. А. Ден – «Галкой»). Постепенно в агентурных донесениях появляются упоминания проституток. При этом, как установил О. А. Платонов, если сами агенты в своих донесениях делали лишь предположения, что та или иная «барынька» является женщиной легкого поведения, то начальники агентов, судя по всему, желая угодить вышестоящему начальству, переписывая эти донесения, опускали слова «по-видимому», «вероятно» и т. п.

Есть в донесениях и такая информация, которая при всем желании никак не может быть интерпретирована против Распутина. Так, в одном из них написано, что Григорий Ефимович «на Невском пр. сел в трамвай, доехал до Разъезжей улицы, вышел и тут же встретил какую-то женщину, по-видимому, проститутку, с которой дошел до Коломенской улицы – расстался и бегом вернулся домой». Комментируя подобного рода информацию, О. А. Платонов отмечает, что «если почти все лица, с которыми встречался Распутин, указаны по фамилиям, на всех через полицию наводятся справки, то ни одного конкретного имени проститутки в донесениях не приводится». Хотя установить личности этих особ было вполне возможно – нужно было «только ее подождать и потребовать документы или задержать до выяснения личности». По словам писателя, «несмотря на огромное желание некоторых вышестоящих лиц „застукать“ Распутина с проституткой, по материалам наружного наблюдения видно, что это не удалось. Нет ни одного имени проститутки, нет ни одного протокола, составленного по этому случаю». Существуют только необоснованные домыслы. О. А. Платонов также отмечает, что один из непосредственных начальников агентов умолчал факт, упомянутый в донесении – о том, что дом, возле которого Распутин встречался с женщиной, являлся гостиницей.

Нередки и ошибки самих агентов (ими, кстати говоря, были, как правило, полуграмотные люди, например, некие извозчики – Поляков, Гусев, Ларионов). Так, поначалу две женщины, С. А. Каравья и М. Н. Маймескуль, считались проститутками. Но позже выяснилось, что это почитательницы Распутина, которые регулярно ходили к нему в гости, причем практически всегда вместе. Иногда их навещал и сам Григорий Ефимович, причем всегда тоже обеих вместе. Безосновательно была объявлена проституткой аферистка В. И. Трегубова, которая разыгрывала из себя поклонницу старца, вошла к нему в доверие, предлагала помогать в благотворительной деятельности, однако была обличена Григорием Ефимовичем в январе 1916 года и более с ним не встречалась (см.: Платонов О. А. Жизнь за Царя. М., 1996. С. 144–145).

Упоминания о проститутках, услугами которых якобы пользовался Г. Е. Распутин, использовались также для формирования негативного мнения о старце. С подачи В. Ф. Джунковского подобного рода сведения попадали в периодическую печать и затем широко распространялись в народе.

2019-05-09_200352.jpg

5) Ф. Ф. Юсупов-младший познакомился с Г. Е. Распутиным еще около 1911 года у его поклонницы Марии Евгеньевны Головиной, встречался с ним дважды. В ноябре 1916 года, когда уже был разработан план убийства, Юсупов, добиваясь встречи с Распутиным, приехал к Головиным. Феликс рассказал историю о том, что якобы нуждается в лечении и в помощи старца, и затем примерно в конце ноября – начале декабря побывал у него вместе с М. Е. Головиной. Как стало впоследствии известно из показаний родных и прислуги Григория Ефимовича, около полуночи 17 декабря 1916 года к нему в дом на Гороховой улице приехал князь Ф. Ф. Юсупов, и затем оба они отбыли. К тому же сам Распутин ранее упоминал о том, что поедет к Юсупову в гости. Когда он выходил из своего дома, то был одет в голубую рубашку и шубу. По наиболее распространенной версии, Феликс обещал познакомить его со своей супругой Ириной, которой на самом деле в Юсуповском дворце и вообще в Петрограде на тот момент не было.

Сам Г. Е. Распутин, несомненно, предчувствовал свою мученическую кончину – об этом имеются мемуарные свидетельства. В частности, М. Е. Бульмеринг в воспоминаниях пишет: 
   «За две-три недели до этого убийства одна хорошая знакомая мне рассказывала, что она видела Распутина на вечере в большом аристократическом доме, и он сказал между прочим в разговоре с гостями: „Вот и меня, верно, убьют, тогда, коль это случится, пропала матушка Россия и Царю с Царицей несдобровать!“ Врагов было у него много, он это знал, и его не раз били, и было два-три покушения. Предсказание его оправдалось!» (Бульмеринг М. Е. Воспоминания // Архив Дома русского зарубежья им. А. И. Солженицына. Ф. 1. Д. Е-32. Л. 72).

Вероятнее всего, Григорий Ефимович, предвидя свою смерть, во всем положился на волю Божию – как иначе объяснить, зачем он в ту роковую ночь поехал в Юсуповский дворец?

2019-05-09_195236.jpg

6) Родная дочь Распутина Матрена (Мария) Григорьевна после революции оказалась в эмиграции. Она оставила после себя несколько вариантов воспоминаний, весьма беллетризированных, содержащих массу противоречий и неточностей и написанных в соавторстве с рядом журналистов. В частности, в последней своей книге «Распутин. Почему?» Матрена утверждает, что у ее отца в детстве якобы не водилось друзей, но был не зафиксированный ни в каких метрических книгах старший брат Миша, трагически погибший (утонувший). Правда, иногда встречается утверждение о том, что брат был двоюродным, однако никаких убедительных доказательств его существования при этом не приводится. Таким образом, к этому источнику (впрочем, как и ко всем) нужно относиться весьма критически. Еще раз подчеркну: все надо перепроверять!


– Особая сложная и важная тема – восприятие Григория Ефимовича в церковной среде – как в прошлом, так и сегодня. Что Вы можете об этом сказать? Многие ссылаются на неодобрительные слова архиереев и официальные документы (заключение Синодальной комиссии). Но есть и противоположные свидетельства – письма, наставления и благословения духовно авторитетных старцев: отцов Кирилла (Павлова), Николая Гурьянова, Иеронима (Верендякина) и др. Как все это осмыслить и «примирить» в своем уме и сердце верующему человеку, послушному чаду Русской Православной Церкви?

– Постараюсь ответить на этот вопрос как можно короче. Дело в том, что, как известно, и носители высоких санов, и притом весьма благочестивые люди, даже те, кто впоследствии был канонизирован Церковью, могли в чем-то при жизни ошибаться, где-то быть несогласными друг с другом и т. д. Время и Божественный Промысл расставят все точки над «i». Наше же дело – усердно молиться, чтобы Господь открыл нам правду о трагических событиях прошлого. 

2019-05-09_193200.jpg 

– Как раз следующий вопрос – о народном почитании, движении за историческую реабилитацию и церковное прославление мученика Григория. Как Вы на это смотрите? Нужно ли православным христианам РПЦ МП в этом участвовать? Стоит, например, создать экскурсионный маршрут «Петербург Распутина»?

– Канонизация святых Царственных Страстотерпцев Русской Православной Церковью Московского Патриархата в августе 2000 года напрямую поставила вопрос о пересмотре мнений относительно приближенных Царской Семьи, в особенности, Григория Распутина, пользовавшегося безусловным доверием святых Императора, Императрицы и Их Августейших Детей.

Дискуссия, развернувшаяся в начале 2000-х годов по вопросу о возможном прославлении Григория Ефимовича, продемонстрировала совершенную полярность точек зрения на личность Друга Царской Семьи. Огромное число православных христиан по-прежнему абсолютно ничего не знает о нем и основывает свои суждения на слухах и сплетнях, инспирированных недругами России и Русского народа еще в предреволюционное время, а затем усиленно распространявшихся как большевиками, так и либеральными и даже консервативными деятелями Русской эмиграции. Полемика показала, что время церковного прославления Григория Распутина еще не пришло, общество к этому ответственному шагу не готово, и, возможно, какие-либо скоропалительные действия в данном направлении могут привести к расколу в Церкви.

Однако все это вовсе не означает, что мы должны замалчивать правду о личности Царева Друга.

Поэтому одной из важнейших просветительных инициатив представляется создание в начале 2017 года Народной комиссии по общественной реабилитации Григория Ефимовича Распутина-Нового и сбору свидетельств о его благодатной помощи. Как сообщалось на сайте «Русской народной линии», ее члены «ставят своей задачей собрать и обобщить объективные материалы, основанные на исторических и архивных исследованиях, о жизни и мученической кончине Григория Ефимовича Распутина с целью его общественной реабилитации. Также будет осуществляться сбор свидетельств благодатной помощи по молитвенному обращению к мученику Григорию». В состав Комиссии вошли известные священнослужители, ученые, общественные деятели Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, ответственным секретарем стал директор издательства «Царское Дело» Сергей Игоревич Астахов*.

2019-05-09_193339.jpg

Следует отметить, что по сравнению с началом 2000-х годов не только в обществе, но и в среде священноначалия Русской Православной Церкви отношение к Цареву Другу стало значительно меняться. 

Показательно, например, высказывание епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова; ныне митрополита Псковского и Порховского), который в ходе встречи 4 июля 2017 года в Москве, в Библиотеке иностранной литературы, коснулся вопроса о фальсификации истории в художественных произведениях и публицистических высказываниях некоторых современных деятелей искусства. По словам владыки Тихона, «сейчас, как только начнешь говорить о Распутине, пытаясь выяснить, что объективно это был за человек, тут же попадаешь в разряд нерукопожатных, в том числе и в нашей православной среде. А между тем меня в свое время поразило, когда я еще был послушником в Псково-Печерском монастыре и разбирал библиотеку, которую нам привезли из Тартуского университета... Знаете, я, воспитанный на совершенно полнейшем негативном, брезгливом отношении к этому человеку…, и вдруг я читаю и поражаюсь, что это действительно интересно пишет, с моей точки зрения, человек верующий. Меня это просто поразило. И живо очень пишет», – продолжил архиерей. 

Владыка делает в этой связи следующий вывод:
   «Понятно, что антигосударственная пропаганда использовала Распутина. Здесь уже надо покопаться и посмотреть, что там было и чего там не было на самом деле… В каком-то фильме я давал интервью, где сказал, что есть на свете люди, о которых мы окончательно узнаем только на Страшном Суде. Они настолько загадочны. По всей видимости, к этим людям относится и Распутин».

Резюмируя, отмечу: канонизация, если на то есть воля Божия, рано или поздно произойдет. Ведь святыми становятся не по воле людей, а по Божественному Промыслу.

Разработать экскурсионный маршрут «Петербург Распутина» – весьма актуальная и интересная задумка. За последние годы фактически создан музей Г. Е. Распутина в его квартире на Гороховой улице, 64. Но помимо этой, старец Григорий проживал в Северной столице на множестве других квартир. Необходимо все эти сведения систематизировать, добавить к ним остальные петербургские адреса, связанные со старцем (храмы, которые он любил посещать; дворцы, в которые его приглашали, и т. д.), и постепенно, думаю, идея маршрута воплотится на практике. Главное здесь – время и энтузиазм тех, кто будет этим заниматься.

– В книге «Терновый венец России» О. А. Платонов пишет: «Миф о Распутине нужно рассматривать как специально созданное препятствие (хотя далеко не единственное) на пути понимания наших духовных, политических и национальных ценностей. И создан он именно для того, чтобы препятствовать возвращению к этим ценностям». Будет ли, по Вашему мнению, в конце концов разрушен данный миф и произойдет ли возвращение России к ценностям Святой Руси? Что нам для этого необходимо?

– К уже сказанному можно добавить, что, как гласит народная поговорка, «капля камень точит». О том, что отношение к Г. Е. Распутину в обществе в целом меняется, и меняется в лучшую сторону – свидетельствуют события и публикации последних лет.

Так, буквально пару месяцев назад вышла книга «Последняя тайна Распутина» (М., 2019) журналиста О. А. Шишкина, ранее весьма негативно относившегося к старцу. Во-первых, по поводу правдоподобности содержащихся в филерских (агентских, – примеч. ред.) отчетах сведений об активном посещении Григорием Ефимовичем публичных домов и кабаков автор пишет: 
   «…Эти эпизоды сегодня вызывают сомнения в безпристрастности составителей филерских тетрадей наблюдения и подозрения в предвзятости полицейских, в служебном произволе и даже оговоре. Тем более что записи в филерских тетрадях в те времена не сопровождались фотографиями» (Шишкин О. А. Последняя тайна Распутина. М., 2019. С. 78). 

Также Шишкин полностью опровергает утверждения недругов старца о его принадлежности к секте хлыстов (см.: Там же. С. 64–65). 

Наконец, в заключение говорится о необходимости сооружения «небольшого гранитного камня» с краткой мемориальной надписью на уличном пространстве слева от Юсуповского дворца, где, как считает автор, и наступила непосредственно смерть Распутина (см.: Там же. С. 433). 

Кроме того, по словам писателя, с которыми можно в значительной мере согласиться, главными организаторами убийства Григория Распутина являлись сотрудники британской разведки.

И приведенные случаи изменения взглядов в сторону положительного отношения к старцу (владыка Тихон, О. А. Шишкин) – далеко не единственные…

Итак, подытожим: необходимо во что бы то ни стало продолжать дело исторической реабилитации Григория Ефимовича Распутина-Нового.

2019-05-09_193645.jpg

Беседовала Анна Самсонова


___________________


См. также:








Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Церковь выступила за права верующих: В Правовом управлении Московской Патриархии призвали к альтернативе электронно-цифровой системе учета

В Правовом управлении Русской Православной Церкви подчеркнули, что верующие граждане России должны иметь возможность пользоваться не только цифровыми системами персональной идентификации, говорится в комментарии юридической службы Московской Патриархии, опубликованном 11 июня, во вторник, на официальном...


Одолеть бесовщину!: Заявление Совета православной патриотической общественности в связи с событиями в Екатеринбурге

В нескольких городах России проведены акции против строительства храмов. Катализатором их стала кампания в Екатеринбурге, в ходе которой была варварски разгромлена законно возведенная строительная ограда, поднимались флаги «уральской республики», звучали лозунги, заимствованные у украинских майданщиков....


Древнее пророчество сбывается в России: Фашисты в Бухенвальде и Освенциме таких методов представить себе не могли

«Каждый человек будет под учетом: каждое не только дело, но и жизнь, но и слово и даже душевное движение его будет под непрестанным надзором и наказанием, так что человек отучится и думать из боязни, чтобы на лице его невольно не отразилось нечто не созвучное власти всемирного правителя, то есть антихриста....


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Фотогалерея
Полезно почитать

По всему видно, что время жатвы близко: Беседа с батюшкой из Русского Севера, отцом Борисом Прокофьевым

В нашу редакцию поступила заметка, в которой автор, священник из Коми, затронул важную дискуссионную тему подвига святого Царя Мученика Николая II. Мы решили связаться с батюшкой, и уже с первых слов общения стало очевидным наше единодушие по многим актуальным вопросам…


Сейчас важное время для судеб России и всего мира: Схиархимандрит Тит (Бородин) о произволении человека и народа

Сколько ещё есть человеков, которые желают быть верными Богу, жить по Его святой воле и заповедям, по православным традициям, “во всяком благочестии и чистоте” в Царстве Русском во главе с Царем православным? Сколько ещё тех, кто хочет сохранить в себе образ и подобие Божие?.. От этого зависят и дальнейшие...


Церковь не должна молчать о глобализме: О. Никодим (Шматько) о Воскресении Христовом и угрозах трансгуманизма (+ВИДЕО)

В наше время нередко можно встретить какого-нибудь невежду или даже священнослужителя, который критикует верующих людей, не желающих подчиняться тотальному электронному контролю. Говоря множество слов о любви, эти критики извергают неприкрытую злобу в адрес тех, кто держится святоотеческого учения по вопросам глобализации. И даже выступления Святейшего Патриарха Кирилла на эту тему...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100