Понедельник, 20 Мая 2019 г.
Духовная мудрость

Прп. Амвросий об экуменизме
Свет истины Христовой с тьмой еретичества никогда совмещаться не может. Католики же своей ереси остановить не хотят и упорствуют... Благосклонные к католикам должны рассуждать о сказанном в псалмах: «возненавидех церковь лукавнующих».
Оптинский старец Амвросий об экуменизме

свт.Феофан об апостасии
Некому будет сказать властное: «вето», а смиренного заявления веры и слушать не станут. Вот когда заведутся всюду такие порядки, благоприятствующие раскрытию антихристовых стремлений, тогда явится и антихрист.
Свт. Феофан об апостасии

Прп. Паисий о глобализации

За «совершенной системой кредитных карточек», за компьютерной безопасностью кроется всемирная диктатура, кроется иго антихриста.

Прп. Паисий Святогорец о глобализации

Свт.Феофан о евроинтеграции
Нас увлекает просвещенная Европа… Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня… Западом наказывал и накажет нас Господь, а нам в толк не берется…
Свт. Феофан Затворник

Свт. Феофан о монархии
Когда Царская власть падет и народы всюду заведут самоуправство (республики, демократии), тогда антихристу действовать будет просторно... Некому будет сказать «вето» властное. Смиренное же заявление веры и слушать не станут.
Свт. Феофан Затворник об Удерживающем

В кулуарах

«Розовый оптимизм» в вопросах глобализации опасен: В.П. Филимонов о преступной лояльности к мировым процессам
...До сих пор многие православные, включая представителей духовенства, не хотят видеть, что на планете Земля вступило в решающую фазу построение новой «цифровой» цивилизации, которое может иметь для человечества самые катастрофические последствия. Причём, это происходит на фоне небывалого нравственного...

О распятой России: Пророческие и целительные для Русских труды свт. Николая Сербского
«Сколько бы сатана ни выглядел умным в своих собственных глазах, он глуп во всех своих кознях против святой Небесной логики. И рука сатаны не коснется души Русского народа: Господь не попустит. И сила иудействующих в России не означает их победы, но только прелюдию к Русской победе. Как и в случае с...

Настольные Русские книги: О значении насущного золотого слова митрополита Иоанна (Снычева)
...Из уст Владыки прозвучало слово, которого заждалась православная Россия, весь народ. Слово правды и напутствия, гнева и боли, обличения и взыскующих вопросов. Слово надежды и горячей уверенности в том, что если заблудившиеся люди вернутся к Богу, Россия возродится и народ Русский не погибнет. На краю...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Ревнитель веры Православной земли сербской: День памяти святителя Василия Острожского

2019-05-12.jpg

Святитель Василий Острожский – один из самых почитаемых святых земли сербской, которого Господь даровал ей в утешение во времена тяжкого турецкого ига, а его жизнь и подвиг – пример верности Православию и славянскому единству.

Святой Василий родился в деревне Мрконич в Поповом Поле 28 декабря 1610 года у благочестивых родителей Петра Йовановича и Анастасии, получив при Крещении имя Стоян. С детства он был воспитан в страхе Божием, посте и молитве. Для обучения грамоте родители отвели Стояна в ближайший монастырь Завала, весьма известный в Герцеговине. Обитель славилась множеством ученых монахов и большой библиотекой. Здесь благоразумный юноша постигал мудрость Священного Писания и творений Святых Отцов Церкви, а также полезные светские науки.

Пробыв некоторое время в Завале, Стоян перешел в монастырь Тврдош, в котором находилась резиденция Требиньской епархии, и принял постриг с именем Василий. Вскоре отец Василий был удостоен диаконского, а затем и священнического сана; служил он с глубокой верой и усердием.

По прошествии некоторого времени святой отправился в Черногорию к митрополиту Цетиньского монастыря Мардарию, который, зная, что в Черногории среди православных весьма активно ведется католическая пропаганда, этому никак не препятствовал, но даже попустительствовал. Римские «священники»-иезуиты, исполняя волю папы, согласно которой рабство и страдания сербов способствовали вовлечению их в католическую веру и подчинению папской власти, буквально наводнили Черногорию и Герцеговину. Ревнитель веры Православной блаженный Василий указал митрополиту на пагубность еретической деятельности католиков, но тот не внял его словам, продолжая потворствовать воинствующему прозелитизму униатов. Все последующие призывы отца Василия оказать горячее сопротивление врагам Церкви и безоглядно защищать веру и истину Христову, митрополит также оставил без внимания. Более того, он начал заводить интриги против святого Василия, пытаясь несправедливо обвинить его перед народом. Не желая более оставаться в атмосфере злобы и коварства, будущий святитель вернулся в монастырь Тврдош.

Однако и там отец Василий не прекращал борьбу за сохранение истинной веры, неустанно защищая свой народ от угрозы окатоличивания. Он возносил горячие молитвы Господу о спасении православных, живших в нищете и изнемогавших под тяжестью турецкого ига и от притеснений со стороны латинских униатов. К тому времени святой был уже архимандритом, но не замкнулся в стенах монастыря – как истинный духовник и пастырь он обходил деревни и посещал дома жителей Герцеговины, проповедуя Евангелие Христово.

Это апостольское усердие настроило против святителя местных потурченцев – вероотступников, перешедших в ислам, и они замыслили убить угодника Божия. Чтобы уклониться от опасности, но одновременно и не оставлять без помощи соотечественников, святой Василий предпринял поездку на Русь, откуда вернулся со многочисленными и щедрыми церковными дарами, святыми облачениями, богослужебными книгами и деньгами для своей паствы. Помощь от единоверных русских братьев он раздал небогатым храмам в Герцеговине и нуждавшимся прихожанам. Также святой смог восстановить многие опустевшие и обветшавшие церкви, учредил при монастыре в Тврдоше и приходских храмах народные школы.

Но лукавый враг человеков не желал оставлять праведника в покое. Труды милосердия вызвали ненависть к отцу Василию у герцеговинских потурченцев и папских эмиссаров. Поэтому вскоре будущий святитель отправился на Афон. По дороге он заехал в Печ к Патриарху Паисию I и подробно рассказал ему о тяжелом положении православных сербов в Герцеговине, о турецких насилиях и латинской пропаганде. Предстоятель отпустил его на Святую Гору, обязав вернуться. На Афоне отец Василий обошел многие монастыри и скиты, где учился и набирался опыта у местных подвижников и отшельников.

По возвращении угодника Божия в Печ Патриарх Паисий созвал сербских архиереев, которые в праздник Преображения Господня в 1638 году рукоположили его в епископа, поставив митрополитом Требиньским, тем самым показав, насколько Церковь полагается на него в столь сложный момент.

Из патриаршей резиденции святитель вернулся в Тврдош, где православный народ встретил его с огромной радостью. Здесь, в родных краях, епископ Василий продолжил свою пастырскую деятельность; как истинный архиерей он постоянно объезжал епархию, не взирая на угрожавшие ему опасности, которые он поборал словом Божиим и молитвой. Сила же его слова и его вера были таковы, что по молитвам святого совершались чудеса исцелений.

В то время турки убили митрополита Восточно-Герцеговинского Паисия, резиденция которого находилась на окраине Никшича. Тогдашний печский Патриарх Гавриил (Раич), впоследствии также пострадавший как священномученик, воссоединил Восточную и Западную герцеговинские епархии в единую Захолмскую митрополию под началом святителя Василия.

Притеснения турок в то время неимоверно усилились, процветали грабежи, сербский народ угоняли в турецкий плен. Безжалостный герцеговинский санджак-бек (правитель санджака – военно-административной единицы в Османской империи. – Примеч. ред.) взял в плен всех народных вождей и казнил их. Жизнь в монастыре святого апостола Луки в Жупе Никшичской в другое время была бы плодотворной, но в тот период беззакония турок вынудили святителя покинуть свою резиденцию и обосноваться в монастыре Острог у игумена Исаии.

С тех пор в течение 15-ти лет святой управлял своей митрополией оттуда. В Остроге он собрал монахов и подвижников, с помощью которых восстановил церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Позже в Острожской скале святитель построил и украсил церковь в честь Честного и Животворящего Креста Господня, которая сохранилась доныне.

2019-05-12.1.jpg

Святитель принял на себя самые строгие обеты. Питался только растительной пищей, полагал множество земных поклонов и приумножал подвиги монашеской жизни. Был он худ, цвет лица имел бледно-восковой, но внутренне являл собой храм Пречистого Духа.

Однако в своей келье святитель никогда не замыкался, спускаясь с острожских духовных высот к народу, чтобы вместе с ним разделить его страдания. К святому стали приходить люди в большом количестве, ища у него помощи, духовного и телесного утешения.

Упокоился  святитель Василий 29 апреля 1671 года, тихо и безболезненно, в своей келье. Из скалы, у которой она находилась, затем выросла виноградная лоза. Тело святого монахи погребли под церковью Введения Пресвятой Богородицы.

Спустя семь лет после своей кончины угодник Божий явился во сне настоятелю монастыря святого Луки в Жупе игумену Рафаилу, повелев ему пойти в Острог и открыть его могилу. Игумен не придал особого значения сну, но вскоре видение повторилось. Однако отец Рафаил снова не исполнил наказа святого. Тогда тот предстал ему и в третий раз – в архиерейском облачении и с кадильницей в руках. И пока святитель кадил, жаром из кадильницы игумену обожгло лицо и руки. По пробуждении настоятель со страхом рассказал братии свой сон. Придя в Острог, они поведали о случившемся и острожским монахам. Все вместе иноки наложили на себя строгий пост, ежедневно выполняли молитвенное правило и совершали Божественную Литургию. Семь дней спустя, покадив могилу, они открыли ее и увидели нетленное тело святителя, воскового цвета и благоухающее. Братия положили его в раку и перенесли в храм Введения Пресвятой Богородицы, в котором мощи угодника Божия пребывают и поныне.

Весть об обретении мощей святого быстро разнеслась по православным храмам и монастырям, и народ в большом количестве стал стекаться к Острог. С тех пор милостью Божией и молитвами святителя Василия у его чудотворных мощей не перестают совершаться исцеления. Впрочем, как во время земной жизни святой Василий подвергался гонениям от врагов Божиих, так и после его блаженной кончины они не оставляли его тело в покое. Три раза черногорцам приходилось спасать свою святыню.

Последний раз, в период Второй мировой войны, в феврале 1942 года, во время бомбардировки Острога фашистами, монахи, опасаясь, что бомбы могут разрушить церковь Введения Пресвятой Богородицы, где покоились мощи святого, перенесли их в маленькую пещеру, расположенную за братским корпусом. Однако страхи оказались напрасными, т. к. снаряды падали и взрывались вокруг монастыря, не причиняя ему ни малейшего ущерба – никто из иноков не получил даже царапины, несмотря на тысячи разлетавшихся осколков. Святитель Василий, как и прежде, сберег свою обитель.

Сегодня в Острог православные паломники приезжают с благоговением и верою, приходят пешком, часто преодолевая расстояние между Нижним и Верхним монастырями на коленях. Святой Василий исцеляет и освобождает страждущих от многих телесных и душевных недугов. Подтверждением этого служат многочисленные костыли, носилки, цепи, а также драгоценности, оставленные в монастыре верующими в знак благодарности Божию милость, явленную по молитвам святителя.

Подготовила 
Ксения Миронова


___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998.

___________________
См.также:





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Православные объединились для борьбы с цифрофашизмом: 20 апреля 2019 г. учрежден «Комитет защиты персональных данных» (КПД)

В субботу, 20 апреля 2019 г., в Москве около 1000 православных граждан из более чем 20 регионов России, а также представители Украины и Белоруссии собрались на Всероссийской конференции «Принудительная оцифровка личности или свобода человека». В контексте спешно принимаемых компрадорами во власти законов...


Три шестерки Апокалипсиса: Ответы на вопросы о конце мира, антихристе и его начертании

Что представляет собой православное учение о нашумевших сегодня апокалиптических вопросах? Зачем нам думать об антихристе и о «конце света»?.. Представляем богословский анализ некоторых воззрений на учение о конце мiра, антихристе и его начертании...


Ломка устава: Отзыв на проект документа «Пассия как элемент современного православного богослужения»

Представленный проект документа вызывает впечатление странной нелогичности. Он составлен с явным намерением легализовать пассию «как элемент современного православного богослужения». Эта цель прописана в самом его названии и содержится в итоговом заключении…


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Фотогалерея
Полезно почитать

Каждый должен быть готов к исповедничеству: Беседа с чадом старца Кирилла (Павлова) игуменом Силуаном (Филипповым)

«Если мы привязаны к этой жизни – мы не христиане»; «Вера – самый надежный наш спутник до гроба. Трудно жить на свете без веры, а еще труднее умирать… Вера же во мрак самого гроба проливает отрадный свет. При всяких бедствиях и невзгодах, постигающих нас, она укажет нам, где найти утешение и как отразить...


Может ли Россия сегодня возродиться в качестве Третьего Рима: Протодиакон Владимир Василик о Византийской Империи и ее Преемнице

Наш собеседник – протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии. Многим православным он известен как автор публикаций в православных...


Чтобы власти услышали голос православного народа: Митрополит Викентий об угрозах цифровизации

15 апреля 2019 года в Макариевском фонде (Фонд по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова)) прошла научная конференция «Цифровизация и молодежь». В мероприятии участвовали представители научной общественности, научных и образовательных молодежных организаций,...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100