Воскресенье, 29 Мая 2022 г.
Духовная мудрость

Свт. Феофан об очист.войне
Припомним 1812-й год: зачем это приходили к нам французы? – Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал уже забываться тот урок.
Свт. Феофан Затворник

Прп. Паисий о радости
Некоторые говорят: «Я христианин и поэтому должен быть радостным и спокойным». Но это не христиане. Вам понятно? Это равнодушие, это радость мирская... Духовный человек – весь сплошная боль, т.е. ему больно за то, что сейчас происходит, ему больно за людей! Но за эту боль ему воздается Божественным утешением.
Прп. Паисий Святогорец о духовности

сщмчю Киприан Карфагенский о лжехристианах
Еретик и христианином называет себя так же ложно, как и диавол часто называет себя ложно Христом.
Сщмч. Киприан Карфагенский о «христианских церквах»

Прп. Феодосий Печерский о латинстве
Вере латинской не приобщайтесь, обычаев их не придерживайтесь. Причастия их бегайте и всякого учения их избегайте и нравов их гнушайтесь.
Прп. Феодосий Печерский о католиках

Прп. Серафим Вырицкий
Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога, и погибнет куда больше душ, чем во время открытого богоборчества.
Прп. Серафим Вырицкий

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Мудрость и любовь в ревности по вере: Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая в Бар

2019-05-22.jpg

Прославляющыя Мя прославлю.
1 Цар. 2, 30

Как звезда от звезды разнится в достоинстве, так праведники отличаются один от другого в своих качествах и дарованиях, трудах и подвигах. Одни просияли словом мудрости, другие – словом знания; одни прославились даром исцелений, другие – даром пророчества.

Чем преимущественно ознаменовал себя прославляемый ныне нами угодник Христов, святитель и чудотворец Николай? Тем, что он среди распространявшейся тьмы ариевой ереси просиял верою и был защитником Православия – не умствованиями, но силою простой и чистой веры, – ценил веру не по словам, а по делам, мыслил так, как мыслили все истинно верующие, и учил так, как учили предшествовавшие ему Отцы, за это и прославил его Господь и на земле, и в Небесах. Посему мы не имеем, слушатели, причин искать иного предмета для своего наставления, кроме того, которым ознаменовал себя ублажаемый нами святитель. Ревность по вере – вот одна из отличительных черт его жизни.

Что есть ревность по вере? Есть такое расположение духа, по которому мы с пламенным желанием и живейшею деятельностию стараемся истинную веру, которую познали и возлюбили, сохранить и распространить, защищать от врагов и обращать их к оной. Сия ревность должна состоять из двух сил – мудрости и любви. Мудрость должна светить ревности в избрании средств, а любовь – согревать и поддерживать ревность в случае необыкновенных усилий. Ревность без благоразумия есть то же, что орган зрения без света, и ревность без любви – то же, что огнь палящий и сожигающий все без разбора. Но чем благоразумнее ревность – тем осторожнее она, разборчивее и внимательнее; и чем полнее любовию – тем кротче и терпеливее, мужественнее и постояннее. Таковая ревность до времени безмолвствует, где не слушают и не хотят слушать истин Божественных; но не коснит говорить и учить, где есть сердца отверстые к принятию учения. Укоряет и обличает ожесточенных, утешает и успокаивает кающихся; удаляет лжеучителей и хульников от собрания простодушных христиан, и не отдаляет их самих от любви христианской, увещая их и убеждая обратиться от тьмы ко свету, от заблуждения к истине. Сию-то ревность имел святитель Николай. Сколько он был строг и взыскателен по вере, столько кроток и благ по любви. Его ревность по Бозе была соединена с ревностию ко благу ближнего.

И подлинно! Бог, нами проповедуемый, есть Бог любви и мира! Убо можно ли угодить Ему преследованием за веру своих собратий? Искупитель наш пролил кровь Свою за самых врагов Своего Божества! Убо восхощет ли, чтобы ревнители Его славы проливали слезы и кровь искупленных Им? Дух Святый, Коим мы освящаемся, есть Дух истины, благодати и щедрот; убо вселится ли Он в душе, которая не растворяет истины и правды кротостию и милосердием?

Объяснимся примерами: некогда ученики Иисуса просили дозволить им истребить жителей одного самарянского селения небесным огнем за то, что они, по суеверной своей ревности, не приняли Его! Господи, хощеши ли, речема, да огнь снидет с небесе и потребит их, якоже и Илиа сотвори? Не веста, – сказал им кротчайший Учитель, – коего духа еста вы (Лк. 9, 54–55). Ваша ревность несвоевременна и неуместна. Ибо Сын человеческий пришел не погублять души человеческие, но спасать; пришел не как Судия, но как Спаситель; пришел не для того, чтобы устрашать людей силою и угрозами, но чтобы чрез познание и уверенность в благотворности и божественности Его благовестия привлекать к вере в Него. Еще пример из Христовой притчи: некогда рабы, увидев на ниве своего господина растущие вместе с пшеницею плевелы, сказали ему: Хощеши ли убо, да шедше исплевем я? Ни.., – сказал им господин, – оставите расти обое купно до жатвы (Мф. 13, 28–30). Ваша ревность нерассудительна, вы не можете довольно распознать хорошую пшеницу: многое можете почитать за плевелы, между тем как, может быть, это и не они, – во время жатвы распознаете их удобнее.

Так, слушатели, где нужно исторгать заблуждения, как плевелы, и беречь добрые склонности и чувства, как пшеницу, там ревность по вере без ревности ко благу ближнего – недостаточна. Ревность по вере должна все, что может ей покоряться, могущественно направлять к своей цели, способное к очищению – очищать, смешанное – разделять, противоборствующее – отражать; а ревность ко благу ближнего должна все, что ей покоряется, вести к своей цели тихо и кротко, утешать и успокаивать, покровительствовать и благотворить.

Нет ничего неестественнее, как заблуждающегося и в своем заблуждении упорствующего почитать уже окончательно погибшим врагом добродетели. Кто может знать тайные помышления и чувствия в душе человека? Он заблуждает, но есть друг добродетели. Так в одно время один из Иудеев попался разбойникам, которые сняли с него платье, изранили его и мучили. Увидел израненного священник – и прошел мимо, увидел левит – и прошел мимо, увидел самарянин – и помог несчастному. Как трогателен поступок самарянина, который, не спрашивая, принадлежит ли несчастный к его вероисповеданию, милосердствует о нем! Что пользы в ревности без милосердия самарянинова? Что такое наружная праведность и благочестие без благости и милосердия к человечеству? Ревность Божию имут, – говорит Апостол, – но не по разуму (Рим. 10, 2).

Ревность не по разуму не приносит пользы и даже опасна. Так, иной имеет ревность учить других закону Божию и вере, не зная совершенно ни того, ни другого. Научит ли он? Иной имеет ревность к делам благочестия и всю праведность поставляет в одних внешних подвигах. Сделается ли он от одного этого истинно благочестивым? История свидетельствует, что безрассудная ревность по вере всегда порождала ненависть, производила несогласие и вражду и доводила людей до убийства… Но вера невинна. Она в существе своем есть любовь; виноваты ревнители по вере. Они, они-то причинили глубокое зло Православной Церкви, ревнуя не по вере, но по собственным мнениям и собственным выгодам.

Нужна ли ныне ревность по вере? Нужна. Есть сидящие во тьме и сени смертной, есть поклонники лжепророка, есть ревность религии Моисеевой, есть заблуждающие в самой религии христианской. Нужна ревность по разуму, ревность, которая бы основывалась на чистой любви, управлялась здравым рассудком и действовала в духе Евангелия. Смирение и кротость, терпение и постоянство, твердость и мужество – должны быть отличительными чертами истинной ревности.

Кто имеет любовь – тот не может быть без ревности. Но какова любовь – такова и ревность; мы не любим чужих преступлений, хотя сами и ежечасно преступаем закон Божий, и потому ревность наша к чужим грехам бывает горяча, как огнь, а к собственным – холодна, как лед. Сучец в глазе брата нашего, т. е. малейшее прегрешение его, кажется нам бревном, т. е. великим грехом; напротив, бревно в собственном глазе, т. е. наше великое преступление, кажется нам за ничто. Таковая ревность есть безрассудная. Кто имеет ее – тот не думай, что он есть ревнитель добродетели: он, по слову Христову, есть лицемер (ср.: Мф. 7, 5).

Обратись, христианин, в собственную храмину души твоей и посмотри, нет ли чего такого, что должно снедать тебя ревностию. Не прилагается ли ум твой в поучении странна и различна? Употреби против себя самого ревность святителя и чудотворца Николая, который силою веры ниспроверг замыслы и всякую высоту, возвышающуюся на разум Божий. Не наполняет ли сердца твоего корысть и суета? Употреби противу себя самого ревность Моисея и Илии, обличавших и истреблявших идолослужение.

Ревнуя, поревнуй по Господе Боге твоем, поревнуй как о спасении собственном, так и о других, и да прославит тебя Господь и здесь, на земле, и там, на Небесах. Аминь.

Митрополит 
Никанор (Клементьевский)


___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998.


См. также:






Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100