Суббота, 7 Декабря 2019 г.
Духовная мудрость

свт. Григорий Богослов о худом мире
Не всяким миром надобно дорожить. Ибо есть прекрасное разногласие и самое пагубное единомыслие. Но должно любить (только) добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом. Когда же идет дело о явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требование времени и властителей (дерзну сказать, не только мирских, но и духовных) и вообще на все, нежели приобщаться лукавого кваса и прилагаться к зараженным. Всего страшнее – бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателем веры и истины!
Святитель Григорий Богослов

Свт. Игнатий о латинстве
Займитесь чтением Новаго Завета и св. Отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая «церковь» выдает за святых).
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о латинянах

Прп.Паисий о диктатуре

Некоторые европейцы выразили протест, потому что они боятся всемирной диктатуры. А мы, православные, противодействуем этому потому, что не хотим антихриста. И диктатуры, конечно, тоже не хотим. Нас ждут серьезные события, но долго они не продержатся. Как Православие якобы «исчезло» при коммунизме, так оно «исчезнет» и сейчас.

Прп. Паисий Святогорец об электронном концлагере

Свт. Иоанн Златоуст об «иудейско-христианском диалоге»
Если ты уважаешь все иудейское, то что у тебя общего с нами?.. Если бы кто убил твоего сына, скажи мне, ужели ты мог бы смотреть на такого человека, слушать его разговор?
Свт. Иоанн Златоуст об «иудейско-христианском диалоге»

Свт. Серафим о страстях
Три главные греха, в которых лежит теперь все человечество: 1) блуд, 2) гордость, 3) жестокость. Эти грехи влекут человечество к погибели. Господь не выносит блуда.
Свт. Серафим (Соболев) о современных страстях

В кулуарах

Тайна человеческой свободы: Не вседозволенность и произвол, но – жизнь духа
Свобода неуловима для определения и является, видимо, самым загадочным свойством человека. Но без свободы человек не был бы человеком в полном смысле слова, а был бы высокоорганизованным, запрограммированным автоматом. Милосердный Господь, не желая насильственного спасения человека, создал его не только...

Как я перестал быть эллинистом: История монаха-иконописца об увлечении греческими модернистами
Мое воцерковление происходило в 90-е годы. В нашей приходской книжной лавке продавались различные православные издания, в том числе и о греческих старцах, их поучения и наставления. Через эти книги я познакомился с житием и подвигами святителя Нектария Эгинского, преподобного Паисия Святогорца, старцев...

Женская мода: Вчера, сегодня, завтра
В отличие от наших целомудренных бабушек или прабабушек, многие современные девушки и женщины не находят необходимым, а точнее даже считают постыдным одеваться скромно и носить платок. Кому-то кажется, что ходить в длинной, хотя бы ниже колен юбке, некрасиво, кто-то не любит косу, предпочитая растрепанные...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Очередной тактический ход: Зачем грека поставили на украинскую «кафедру» к раскольникам и чего еще ждать от Фанара

Похоже, Константинопольский Патриархат пришлет в Украину
 не один десяток своих ставленников

26 мая состоялась хиротония архимандрита Епифания (Димитриу), клирика Димитриадской и Алмиросской митрополии Элладской Православной Церкви, в «епископа Ольвийского» ПЦУ. Зачем грека поставляют на украинскую «кафедру» и что это может означать для всего проекта ПЦУ?

Для начала небольшой экскурс в историю.

После Крещения Руси в 988 г., Русская Церковь была устроена в виде особой митрополии Константинопольского патриархата, причем митрополии весьма незначительной и далеко не самой важной.

Согласно традиционной историографии, первым митрополитом Киевским был святитель Михаил († 992), этнический грек, который пришел на Русь из Корсуня вместе со святым князем Владимиром. При нем Киевская митрополия сделала лишь самые первые шаги своего исторического бытия.

Правильное административное устроение с делением на епархии состоялось при преемнике святителя Михаила, святителе Леонтии († 1008 г.).

В дальнейшем, за редким исключением, в течение нескольких столетий митрополитов Киевских избирал и посвящал Константинопольский патриарх из греков. Согласовывали эти избрания не с киевскими великими князьями, а с византийским императором.

Как писал церковный историк Петр Знаменский,
   «в России они поэтому были люди чужие и по происхождению, и по языку, и по национальным симпатиям и не возбуждали к себе особенного доверия ни в князьях, ни в народе. Нужно при этом иметь в виду и ту дурную репутацию, какой греки исстари пользовались на Руси и которая выразилась в заметке летописца: "суть бо Греци льстиви и до сего дне". Притом же на Русскую митрополию присылались даже не лучшие люди из греков. Из 25 митрополитов-греков в первые четыре с половиной века существования Русской Церкви не более пяти-шести человек заявили себя просвещением и благочестием. <…> Между тем, немногие митрополиты из русских все оставили после себя самую хорошую память и по своему образованию, и по благочестию, и по благотворному влиянию на паству».

Несмотря на греческое происхождение, зависимость Киевских митрополитов от Константинопольской патриархии была незначительной. Во внутренней жизни Русской Церкви все решения принимал Киевский митрополит, который при необходимости собирал Собор русских епископов.

Что касается этнического состава архиереев Русской Церкви, то вскоре после Крещения Руси все они были греками или болгарами. Но затем большинство из их были русичами. Некоторые священники-греки, которые приходили с новым Киевским митрополитом из Византии в качестве его свиты, тоже часто становились русскими архиереями.

Такое положение давало свои преимущества и имело существенные недостатки. Недостатки уже описаны выше, что же касается преимуществ, то пришлые греки были, как правило, далеки от внутриполитической борьбы русских князей за власть. По этой причине они старались быть над схваткой в княжеских междоусобицах и, по возможности, мирить враждовавших князей. Так что исторический опыт пребывания греческих архиереев на Руси и управления ими Русской Церковью довольно богатый.

Теперь несколько слов о кадровой политике Константинопольской Церкви за последние столетия. Имеется в виду в подвластных Константинополю церковных структурах. Вкратце она состояла в следующем: всякий раз, когда греки могли поставить на какую-либо епархию грека – они это делали.

Так обстояло дело практически в каждой Поместной Церкви: Албанской, Болгарской, Сербской, Румынской и даже древних – Иерусалимской и Александрийской, когда соответствующие страны оказывались под властью Византийской, а затем и Османской империй. Церковная жизнь при этом подвергалась существенной эллинизации, вплоть до замены языка богослужений на греческий. Это порождало многочисленные конфликты епископата с духовенством, мирянами, а также местной властью.

Как только территории этих государств получали (отвоевывали) свою независимость, церковные структуры сразу же заявляли о желании самостоятельности и управления своими епископами, а не греческими.

Сегодня фанариоты любят приводить в пример дарование ими автокефалии Болгарской, Сербской, Румынской и прочим Церквям, но умалчивают, что в большой степени требования автокефалии, причем в резкой форме – до разрыва канонических отношений, были порождены политикой эллинизации, которую проводил Фанар, и засилья архиереев-греков в славянских (и не только) Церквях.

Получение автокефалии Церквями в восточно-европейских странах практически всегда сопровождалось вытеснением греческих архиереев и заменой их местными епископами. В сегодняшнем прецеденте замещения епископом-греком украинской «кафедры» ПЦУ мы наблюдаем обратную ситуацию: в «церковной» структуре, где до этого не было этнических греков, они начинают появляться. Это свидетельствует об обратном процессе. ПЦУ не расширяет свою «автокефалию», а наоборот ее утрачивает (если, конечно, то, что имеет ПЦУ можно назвать автокефалией).

Теперь о том, зачем Фанару понадобилось рукополагать грека на Ольвийскую «кафедру».

Греки хитры и возникновение подобного вопроса предусмотрели. Формальным ответом на него будет: для окормления этнических греков, проживающих в Мариуполе и его окрестностях. Таковых, согласно последней переписи населения, 21 923 или 4,3% местного населения. И вполне логично для них прислать епископа-грека.

Но дело, конечно же, не в греческой пастве. Во-первых, эти греки уже много веков назад «ославянились», их греческая самоидентификация не настолько сильна, чтобы им был нужен непременно епископ-грек. А во-вторых, абсолютное большинство греков, живущих в Мариуполе и окрестностях, принадлежат канонической Украинской Православной Церкви.

Главная задача «епископа» Епифания (Димитриу) – способствовать признанию ПЦУ Поместными Православными Церквями.

Как известно, одной из главных причин отказа признавать ПЦУ является неканоничность, а значит, и недействительность их «хиротоний». По-видимому, на Фанаре решили разбавить «епископат» ПЦУ вроде бы каноничными архиереями. Ведь в «хиротонии» архимандрита Епифания (Димитриу) принимали участие и представители Фанара, в частности, митрополит Галльский Эммануил и митрополит Адрионопольский Амфилохий.

Может ли быть признана действительной «хиротония» раскольников, если в ней примет участие канонический архиерей? Фанарские богословы полагают, что да. Но может ли беззаконие стать законным, если в нем примет участие законный архиерей? Вопрос риторический.

Разве один такой греческий «архиерей» в ПЦУ сможет представить эту религиозную организацию канонической в глазах Поместных Церквей? Очевидно, что нет. Отсюда можно сделать вывод, что назначение архимандрита Епифания «епископом» ПЦУ – всего лишь пробный шар. Кураторы проекта ПЦУ будут изучать реакцию на такое назначение со стороны и «епископата» ПЦУ, и украинского общества, и новой украинской власти. Если эта реакция не будет слишком негативной, то назначения греков на «кафедры» ПЦУ продолжатся.

Когда таких варягов, в смысле «архиереев»-греков, наберется некоторое количество, в руках Фанара окажется дополнительный козырь на переговорах о признании ПЦУ Поместными Церквями. Константинополь сможет требовать признания на основании того, что в ПЦУ уже есть достаточное количество «канонических» архиереев.

Вопрос назначения греков могут увязать и с вопросом о тех самых ставропигиях, то есть 20-30 древнейших монастырях и храмах, которые уходящая власть обязалась передать Фанару в качестве мзды за выдачу Томоса.

Церковная практика последних лет свидетельствует, что крупными монастырями управляют настоятели в епископском сане, а не в сане архимандрита или игумена. Соответственно, фанариоты могут потребовать, чтобы их ставропигии возглавляли епископы. Путем несложных подсчетов приходим к цифре в 20-30 «епископов»-греков в ПЦУ – по числу предполагаемых ставропигий. Это, конечно, если дело с получением ставропигий в Украине фанариотам удастся продвинуть.

Против такого варианта играет то, что власть, обещавшая Фанару ставропигии, уходит. Петр Порошенко уже не действующий Президент. Спикер Верховной Рады Андрей Парубий, который, собственно, и озвучил примерное число ставропигий, готовится покинуть свой пост через два месяца, когда должны будут состояться внеочередные парламентские выборы.

Причем представители уходящей власти вполне могут оказаться за решеткой. Против Порошенко уже инициировали уголовные дела, и он с Парубием пытаются обезопасить себя с помощью угроз нового Майдана.

Конечно, в таких условиях Фанар не может рассчитывать, что эти украинские политики выполнят перед ним свои обещания. Но существуют некоторые обстоятельства, которые позволяют фанариотам надеяться на получение обещанных ставропигий в Украине.

Во-первых, о ставропигиях упоминается в Томосе, причем не мельком, а довольно основательно. А на прошедшем 24 мая 2019 г. заседании «Синода» ПЦУ задекларировали приверженность ПЦУ положениям этого документа.

В свете недавней критики Томоса «почетным патриархом» ПЦУ Филаретом Денисенко и слов, что некоторые его положения он выполнять не собирается, «Синод» ПЦУ отдельным пунктом постановил: «Заверить, что в своих жизни и деятельности Поместная Украинская Православная Церковь (Православная Церковь Украины) руководствуется Священным Писанием и Преданием, канонами Православной Церкви, собственным Уставом, принятым Объединительным Собором 15 декабря 2018 и соответственно зарегистрированным государством, Патриаршим и Синодальным Томосом об автокефалии от 6 января 2019, решениями собственных уставных органов».

Во-вторых, сейчас в ПЦУ идет напряженная борьба между «почетным патриархом» и «митрополитом» Епифанием Думенко. «Дедушка ПЦУ» отстаивает идею независимости ПЦУ от Фанара, пусть и ценой непризнания этой религиозной организации со стороны Поместных Церквей и даже возможного отзыва Томоса.

Сторонники Епифания гораздо более лояльны Фанару и готовы выполнять все его указания. За это сторонники Филарета Денисенко прозвали их «младотурками», намекая на послушное исполнение этими «архиереями» ПЦУ воли турецкоподданных, то есть фанариотов.

Пока 90-летнему «почетному патриарху» удалось собрать под свои знамена очень немногих сторонников. Но сдаваться он не намерен, о чем и заявил открыто: «Увидите! Увидите, что я буду делать! Но я буду защищать Киевский патриархат до конца!»

Что задумал Филарет, по его собственному признанию, многие десятилетия сотрудничавший с КГБ СССР, мы увидим в ближайшее время. Но вероятнее всего, его дело проиграно. «Младотурки» тем и сильны, что они «младо-». Никто не хочет делать ставку на человека, которому исполнилось 90 лет.

Поэтому, вероятнее всего, максимум, что сможет сделать Филарет, – это уйти в очередной раскол. Для ПЦУ это, конечно, будет неприятным ударом по имиджу, но будет в этом и другая сторона. «Младотурки» смогут уже полностью взять власть в ПЦУ в свои руки и рулить ею без оглядки на мнение «почетного патриарха». Следовательно, фанариотам уже будет гораздо легче заставить ПЦУ раскошелиться на ставропигии в пользу Константинопольского патриархата.

Есть и еще одно требование, на которое могут пойти «младотурки» и выполнения которого от них может потребовать Фанар. Речь о «перерукоположении» «епископата» ПЦУ. Эту идею напрочь отвергает Филарет Денисенко, который очень дорожит именно этим – признанием законности всех своих «священнодействий».

Но «младотурки» в этом вопросе могут оказаться гораздо менее щепетильны. Можно предположить, что на переговорах представителей Госдепартамента США и Фанара, которые они открыто ведут с Поместными Православными Церквями по «украинскому вопросу», негласно обговаривают и этот вариант: архиереи Константинопольского патриархата по-тихому, без огласки, перерукополагают «архиереев» ПЦУ и делают это «секретом полишинеля». Кому положено, будет об этом знать, а для всех остальных «хиротонии» «иерархов» ПЦУ будут признаны каноничными изначально. В этом случае по крайней мере некоторые Поместные Церкви смогут признать ПЦУ. А для реализации этого варианта как раз и могут пригодиться греческие «епископы», интегрированные в структуру ПЦУ.

Как будут развиваться события и какие из наших предположений окажутся правильными, покажет время. Но одно можно констатировать уже сейчас: назначение грека «епископом» ПЦУ – не что иное, как очередной тактический ход в политических игрищах вокруг проекта ПЦУ, продиктованный необходимостью спасать этот проект, грозящий обернуться провалом для всех его участников.


Источник: Союз православных журналистов
https://spzh.news/ru/zashhita-very/62400

___________________ 

См. также:

Гениальный ход конем и усугубление кризиса: Клирик Элладской Церкви готовится стать «епископом» ПЦУ

Исправить сложившуюся ситуацию: Денисенко опубликовал официальное обращение в связи с ситуацией в ПЦУ       



Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

«Истоки» – школа жизни: Родителям и учителям об уникальной образовательной программе (+ВИДЕО)

В наше время все более актуальным становится вопрос, как оградить детей от учебных программ, растлевающих душу и тело. Надеемся, что для многих родителей отрадным открытием станет знакомство с уникальным курсом «Истоки», который отлично подходит для домашнего образования, весьма распространенного сегодня...


Несостоятелен: Юридическое заключение на законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в РФ»

29 ноября 2019 года Совет Федерации опубликовал для общественного обсуждения законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» (далее – ПФЗ о СБН). Законопроект является юридически несостоятельным, нарушает конституционные права граждан, игнорирует основные начала...


Тайна беззакония: Судебная экспертиза подтвердила присутствие трех шестерок в штрих-коде

Тайна беззакония, о которой говорит нам святое Евангелие, наконец-то открылась нам. Древние Святые Отцы не могли до конца объяснить, что означает начертание антихриста. Хотя они были просвещены Духом Святым и научили нас, как спасаться в этом мире. Только одна тайна была сокрыта от них и открыта для...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Идол по имени «ВИЛ»: Схииг. Сергий (Романов) и еп. Митрофан (Баданин) о духовной важности декоммунизации

Вопрос о возвращении исторической справедливости назрел в обществе. Об этом свидетельствуют многие выступления патриотически настроенной общественности и здравомыслящих представителей власти. Однако сакральной стороны этой темы мало кто касается. Несомненно, если придет понимание духовной важности декоммунизации,...


Держаться за Русскую Церковь и Государственность: Беседа о Промысле Божием в современном мировом кризисе

Отец Паисий – давний друг нашей редакции. Он много паломничает и периодически делится своими впечатлениями. Вот какие ценные мысли он сообщил нам на этот раз… – Батюшка, расскажите, что в последнее время происходит в Церкви? В каком состоянии, на Ваш взгляд, пребывает простой народ? Есть ли у людей правильное понимание ситуации?..


Молитвами Царя Бог спасет Россию: «Державная» беседа с прот. Николаем Болдыревым

В «Православном Кресте» №17 (233) от 1 сентября с. г. мы размещали объявление о помощи в сборе пожертвований на памятник Царю Мученику Николаю II. А недавно милостью Божией мы побывали в храме в честь Священномученика Михаила (Гусева) города Кулебаки Нижегородской области и пообщались...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100