Вторник, 15 Октября 2019 г.
Духовная мудрость

Свт. Феофан об апостасии
Евангелие будет всем известно. Но одна часть пребудет в неверии ему, другая, наибольшая, будет еретичествовать… и все-таки будут себе присваивать имя христиан. Будет часть и содержащая истинную веру, но и из этих немалая часть будет только по имени правоверными, а в сердце же не будут иметь того строя, какой требуется верою, возлюбив нынешний век.
Свт. Феофан Затворник о последних временах

Прп. Паисий Святогорец об экуменизме
Святые Отцы знали, что делали. Они воспретили общение с еретиками не без причины. Но сегодня призывают к совместным молитвам не только с еретиком, но и с буддистом, огнепоклонником и сатанистом. «Православные, – говорят, – тоже должны присутствовать на экуменических совместных молитвах и конференциях. Это – свидетельство!» Да какое там еще «свидетельство»!
Прп. Паисий Святогорец об экуменизме

Сщмч. Иларион (Троицкий) о Православии
Христианская жизнь возможна только в Церкви; только Церковь живет Христовой жизнью.
Сщмч. Иларион (Троицкий) о Православии

Ст. Николай Гурьянов о возрождении
«Батюшка, что мешает возрождению истинного Православия в России?» – «Потеря веры внутри Церкви».
Старец Николай Гурьянов об апостасии

Свт. Игнатий (Брянчанинов) об исправлении еретиков
Ересь не может быть побеждена человеком, потому что она изобретение, начинание демонское. Победителем ее может быть един Бог, призванный к борьбе с нею и к поражению ее смирением человека пред Богом и любовию этого человека к ближнему.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

В кулуарах

Женская мода: Вчера, сегодня, завтра
В отличие от наших целомудренных бабушек или прабабушек, многие современные девушки и женщины не находят необходимым, а точнее даже считают постыдным одеваться скромно и носить платок. Кому-то кажется, что ходить в длинной, хотя бы ниже колен юбке, некрасиво, кто-то не любит косу, предпочитая растрепанные...

Как живет наша деревня: Тревожное письмо в редакцию
Здравствуйте! я из Краснодарского края. Хочу поделиться болью о том, что происходит на моей Родине. Наш край – самый плодородный, самый «жирный» в плане еды. Сплошное изобилие. Все растет. Почти нет зимы. Урожай можно два раза в год собирать! Народ испокон веков был трудолюбивым земледельцем. А сейчас...

Где лучше жить в наше апостасийное время?: 5 страхов, которые надо победить. Господь выведет Своих
Уважаемая редакция, хочу через Вас обратиться с вопросом к какому-нибудь авторитетному священнику. Сейчас в интернете, в связи с апостасийным возрастанием и усилением электронного контроля, много пишут о том, что лучше жить вдали от мегаполиса. Мы тоже это понимаем, но хотелось бы услышать церковную...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Незаметно для себя становимся богохульниками: Упаковка, фирменный стиль и наша ответственность

13.06.2019

В продолжение публикации: 

Как мы незаметно для себя становимся богохульниками: Проблемы современного иконопочитания

 


Обертки для постных кондитерских изделий «От всей души».
На левой обертке ангел в виде мальчика облачен в детскую рубашечку
 и держит в руках надкусанную плитку шоколада

Напомним читателям, что под нормой иконопочитания авторы понимают использование священного изображения в соответствии с его предназначением согласно догмату, а именно для достижения таких целей, как:

• молитва, обращение ума от образа к первообразу;

• явление человеку образа священного, приобщение его к священному через лицезрение сакрального образа;

• почитание священных изображений, то есть воздаяние должной чести и поклонения первообразу через его образ на иконе, в том числе лобызанием (целованием устами), каждением фимиама (ладана), возжжением свечей и лампад;

• освящение профанного пространства жизни человека;

• благочестивое напоминание человеку о Священной истории и событиях нашего спасения, благодарение за это Богу и святых Его.

При условии:

• использования священных изображений в названных целях и сохранения их от обмирщения и смешения с профанным (обыденным);

• изготовления священных изображений из долговременных материалов для длительного благочестивого использования;

• размещения священных изображений в достойных местах или форматах, в которых они не будут подвергаться попранию и поруганию, вольному или невольному.

Далее под священными изображениями, как и прежде, понимаются любые изображения священного: иконы (в т.ч. живописного исполнения), Крест, православные храмы и часовни.

Священные изображения в оформлении полиграфической продукции и изделий

В последнее время распространилась практика использования священных изображений (Крест, образы Спасителя, Богородицы, ангелов, святых угодников Божиих, православные храмы) на канцелярских печатях, на официальных бланках в виде герба, в качестве элементов «фирменного стиля» документов, на визитных карточках и т.п.

Названные изделия используются для нужд православных приходов, епархиальных учреждений, отделов и комиссий, общественных организаций и богоугодных заведений и т.п. При этом отчасти копируются светские приемы и делаются попытки воспроизвести старую дореволюционную традицию.

Следует различать назначение документов, снабжаемых указанными изображениями. Существуют документы долговременного хранения и благочестивого использования, например наградные грамоты и документы, ставленные грамоты священников и т.п. Можно предположить, что подобные документы будут благоговейно храниться и имеющийся на них герб в виде иконы (или содержащий икону в качестве его части), оттиск печати организации, включающий в себя священные изображения, не подвергнутся поруганию.

Однако использование бланков церковных или православных организаций с сакральной символикой и оттисками печати, ее содержащими, в текущей деловой переписке, особенно со светскими адресатами, и в рутинной канцелярской практике с большой долей вероятности приведет к поруганию священных изображений, символов и знаков, например в результате бытовой утилизации или иным образом.

Поэтому следует разработать указанные изделия без священных изображений или создать два разных их типа:

1. для документов долговременного хранения и благочестивого использования;

2. для текущей деловой переписки и канцелярской работы.

Подобное разделение встречалось и в прошлом, когда, например, изготавливались двусторонние печати: одна сторона была простой, а другая – для особых торжественных случаев.


 
Печать патриарха Иова (1589–1605)

Возможные возражения со ссылками на древнюю христианскую традицию использования священных изображений для изготовления печатей не совсем обоснованны. Следует иметь в виду ряд отличий нашего времени от прошлых веков.

1. Во-первых, в старину документооборот не был столь массовым явлением, как сейчас: царские, княжеские, епископские грамоты были относительно немногочисленны и изготавливались для практически «вечного хранения» в надежном месте.

2. Во-вторых, в древности важные документы снабжались вислыми двусторонними печатями, причем нередко из металла (золота, серебра, меди, олова, свинца и даже железа). Именно поэтому до нас дошли древние византийские и русские печати, которые хорошо описаны специалистами по сфрагистике.

3. В-третьих, старинные двусторонние вислые печати обычно имели на одной стороне надписание имени и должности владельца, а на другой – священное или иное изображение. Например, на лицевой стороне печатей патриархов Иова и Филарета не было даже крупного изображения креста – только надписание имени, сана и изображение благословляющей руки.

 
Печать патриарха Филарета (1619–1633)

Поэтому и в наше время церковные и православные организации для рядовой переписки и делопроизводства вполне могут обойтись простой печатью без священных изображений (включая прорись храма, куполов с крестами и т.п.), а в качестве герба или эмблемы своей организации использовать рисунки, не содержащие сакральные образы, символы и знаки.