Вторник, 26 Мая 2020 г.
Духовная мудрость

сщмч. Иларион о подменах
Наше время – время всяких подделок и фальсификаций. Церковь подменена «христианством»; живая жизнь – отвлеченным учением. Стираются в сознании многих границы между православием и ересью, между истиной и заблуждением.
Сщмч. Иларион (Троицкий) об апостасии

Свт. Игнатий о ереси
Вы говорите: «Еретики – те же христиане». Откуда Вы это взяли? Если только кто-нибудь, именующий себя христианином и ничего не знающий о Христе, по крайнему невежеству своему решится признать себя таким же христианином, как и еретики, а святую веру христианскую не отличит от чада клятвы – богохульной ереси!
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о «межхристианском» экуменизме

Томос о "боге" мухаммеда
Мусульмане под именем Бога поклоняются мысленному идолу, жалкому измышлению жалкого ума Мухаммеда.
Томос Константинопольского Собора о «едином Всевышнем» с исламистами

Прав. Иоанн Кронштадсткий о Монархии и евреях
Не будет Самодержавия — не будет России; заберут власть евреи, которые сильно ненавидят нас
Прав. Иоанн Кронштадтский о Монархии и ее главных врагах

Свт. Игнатий (Брянчанинов) о ереси
Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душою, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелью... 
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

В кулуарах

Глумление обновленцев-криптокатоликов над таинствами
Митрополит Иларион (Алфеев) обвинил в неразумной ревности тех верующих, кто не желает причащаться новым «коронавирусным» способом с окунанием или протиранием лжицы и отиранием уст одноразовыми салфетками.

Тайные молитвы да не звучат вслух
В наше непростое время все чаще и чаще в некоторых храмах священники читают вслух тайные священнические молитвы за Литургией. Это веяние получило распространение в обновленческой среде еще в конце XIX – начале XX века. Представители так называемой «живой церкви» стали сокращать службы, переводить на...

«Из русского народа еще выйдут герои»
О плодотворном художественном творчестве Максима Фаюстова мы уже не раз писали на страницах нашей газеты. В этом году исполняется 10 лет, как он впервые выставил самую известную свою картину «Русский герой Евгений Родионов». За эти годы в постерах и репродукциях она разошлась далеко по России.

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Евфросиния Неведомая: День памяти Колюпановской блаженной, местночтимой святой Тульской епархии
Евфросиния Неведомая: День памяти Колюпановской блаженной, местночтимой святой Тульской епархии
16.07.2019
 
Евфросиния происходила из знатного рода – она была урожденная княжна Вяземская. Образование получила в Санкт-Петербурге, в Смольном институте, по окончании которого стала фрейлиной при дворе Императрицы Екатерины II. Сколько лет она жила так – неизвестно.

Горя любовию к Небесному жениху и желая себя уневестить Ему, она и еще две фрейлины единовременно уговорились оставить мир и провести остальную жизнь в духовных подвигах. В то время, когда двор находился в Царском селе (где стоят дворцы императорские, окруженные громадными садами), оставили они платья свои на берегу большого и глубокого пруда, чтоб убедить всех, что они утонули, купаясь, и тем изгладить из памяти всякое воспоминание о себе. Переодевшись в бедное рубище, пошли они странствовать, добровольно таким образом презревши мир со всеми его благами и принявши вольную нищету и юродство, которое Святыми Отцами Церкви признается за самое высокое подвижничество.

Старица рассказывала, что она была в монастыре Феодосия Тотемского в Вологодской губернии, где жила на скотном дворе и доила коров, а в другом монастыре несколько времени несла послушание в просфорне. Через некоторое время старица трудом настолько уже распяла свою плоть, что могла вступить в молитвенный подвиг, и пришла в Москву к митрополиту Платону и, поведав ему свою тайну, просила ради богоугодной ее цели скрыть ее от преследования миpa под покров неизвестности. Испытав ее и убедившись в твердости ее жизни, мудрый архипастырь отослал ее с собственноручной запиской к игуменье в Серпуховской Девичий монастырь, где была она принята весьма милостиво. Здесь-то она и начала свой трудный подвиг юродства Христа ради, который продолжала до самой своей кончины.

2019-07-16.2.jpg

Святая старица смиренно претерпела здесь много искушений, подобно блаженной Исидоре и Иоанну Блаженному. Оставив Серпуховской монастырь, она поселилась вне его, у ограды, в тесной хижине, где держала кошек и трех собак. С собаками она даже спала на голом полу, а если кто ее спрашивал: «Зачем Вы позволяете собакам спать с собою?», то отвечала: «Я хуже собак». Келью она не чистила, пол был завален остатками пищи животных. На полу стояло небольшое корытце, и когда нужно было кормить животных, старица подходила к нему и стучала палкой. Тогда в одну минуту кошечки и собачки сбегались, и старица ласково приговаривала: «Кушайте, кушайте, дорогие мои!»

Однажды игуменья Евгения Озерова (настоятельница Аносина Борисоглебского монастыря под Звенигородом. – Примеч. ред.) сказала: «Матушка, зачем держите Вы животных? Такой ужасный воздух!» Она засмеялась и отвечала: «Это мне заменяет духи, которых так много я употребляла при дворе». В жару келья топилась, а зимой почти нет. Старица носила железные вериги, одевалась в рубашку толстого, неваляного сукна (власяницу), ходила босиком и зимой, голова ее была стриженая, иногда она обматывала ее тряпицей и надевала шапочку; на шее блаженная старица носила железную цепь и на груди – медный крест величиною около четверти. Выходила она из кельи обычно с палкой в руке. По ночам же имела обыкновение ходить вокруг монастыря и петь духовные псалмы. Есть вблизи той обители часовня, в которую она заходила молиться Богу и убирала иконы цветами, а днем шла в монастырский бор, где собирала грибы, травы и цветы; к ней приходили больные, она давала им эти травы, говоря: «Пейте и будьте здоровы!» Люди принимали даваемое с верой и получали исцеление.

Неоднократно митрополит Филарет [Московский] приезжал во Владычный монастырь и, первым долгом посещая блаженную старицу, в ее келье беседовал с нею как с великой подвижницей. Старица всегда выходила за монастырскую ограду встречать его, подходила к нему под благословение, целовала руку, и он целовал у нее руку, а когда он уезжал, блаженная провожала его за ворота.

Святую Евфросинию почитал весь город Серпухов и его окрестности. Сколько ни старалась скрывать она свою богоугодную жизнь, но по воле Божией духовная мудрость и подвижничество ее скоро сделались известны. В то время, когда нищие духом и обремененные скорбями и печалями житейскими радовались, что обрели в сей рабе Божией себе утешительницу и крепкую о них к Богу молитвенницу, и пользовались ее наставлениями, по наущению исконного врага рода человеческого воздвигнуто было на блаженную Евфросинию гонение со стороны тех, которые кичились лжеименным разумом. Старица, уступив гонителям, переселилась по приглашению владелицы села Колюпанова Тульской губернии Алексинского уезда Наталии Алексеевны Протопоповой к ней на жительство, оставив город Серпухов в начале 40-х годов, не взяв с собою ничего, кроме одного святого образа.

Госпожа Протопопова против своего помещения построила для старицы особую горницу со всеми удобствами, внутри оштукатурила, снаружи огородила балясником, окоймила деревьями, но матушка поместила в ней свою корову, сама же приютилась в доме, в трехаршинной комнате, между задней и передней девичьими комнатами, и в этой-то тесной каморке жили с нею куры, индейки с цыплятами, кошки с котятами и две собачки. Поэтому там была страшная, невыносимая духота, так что едва несколько минут можно было там пробыть человеку. Старица же со всяким усердием служила Творцу и восхваляла Господа. И кто исповесть вполне лишения, труды и подвиги ее?! Разве Один Бог, создавый сердца и разумеваяй вся дела Своя.

Принимая к себе посетителя, матушка с первых же слов начинала высказывать укоризны да жалобы на то, что замки у нее поломали и все поворовали. Это она говорила иносказательно о любопытных, которые останавливались, подсматривали и как бы окрадывали ее духовное делание. Пищи она употребляла весьма мало, может быть, несколько золотников в сутки, потому что приносимые блюда кушаний всегда отдавала своим безсловесным сожителям, и часто случалось видеть, что не псы питались от крупиц ее трапезы, а она питалась от остатков их. Впрочем, не всегда сожители ее пребывали с ней: когда она приобщалась Святых Христовых Таин, то высылала их из своей комнаты на целый день. Любила она и сама полежать на воздухе, только не в саду на зелени, но на пометах при конюшне, скотных дворах и т. п. Много раз ее находили в этих местах и в зимнее время, в лютые морозы, без обуви, только в одном ватном капоте.

Отец Павел Просперов (священник колюпановской Казанской церкви. – Примеч. ред.) рассказывал следующее. Когда его жена была еще девицею, она ходила к преподобному Сергию с товарками, и по дороге они зашли в город Серпухов. Старица пригласила к себе на ночлег всех богомолок (их было пятнадцать человек). Принявши гостей в свое жилище, она принесла им квасу и хлеба; накормив, уложила спать в сарайчик, а будущую жену отца Павла и дворовых – в своей комнате, где они и рассмотрели ее и все, что у нее было.

При входе в комнату в стороне поделаны были нашестки, на которых сидело более двенадцати кур и индеек, немного дальше стояла кровать с занавеской и покрывалом, как первое, так и второе были грязны. Под покрывалом были только кирпичи; под кроватью стояла корзинка с двумя кошками. У стены стоял стол и на нем образ с горевшей лампадою, а в углу – другой стол, накрытый салфеткой, на котором как попало лежали разные съестные припасы, к которым по очереди подходили кошки. Все это они рассмотрели, пока матушка ухаживала за гостями и укладывала крестьянок. На дворе у нее были лошадь, корова, а у дверей – привязана огромная собака. От чрезвычайно удушливого воздуха никто не мог уснуть. Матушка села и шепотом читала молитвы. Вдруг в окно кто-то постучал. Матушка встала, подошла и отворила створку окна со словами: «Что, нагулялся?» В это время влетел большой ворон и закаркал; матушка принесла горшок каши и рассыпала ее на коленях. Когда он перестал клевать, она набрала каши в рот и ворон стал хватать изо рта до тех пор, пока не насытился, потом вспорхнул и вылетел вон. А старица опять продолжила читать молитвы. В полночь пропел петух, старица перекрестилась: «Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа...», встала, подошла к столу, оправила лампаду и уже молилась, стоя на коленях, до рассвета, затем подняла богомолок, подала им умыться и отпустила их с миром и благословением.

Ворон, питаемый матушкой, в годину ее искушений послужил и ей: однажды в келье у нее случился пожар, кто-то в отверстие окна, через которое впускала она ворона, бросил подоженный пук соломы, и келья загорелась. Старица, тушивши пожар, вся обожглась, так что шесть недель лежала без движения и без всякого призрения; один ворон не оставлял ее, он приносил ей пищу и питие и влагал в уста. Об этом происшествии матушка сама рассказывала многим любившим ее, на любовь коих и она отвечала тем же, называя их или сынком, или дочкой.

Умерщвляя свою плоть, она, как агнец непорочный, смиренно переносила искушения и гонения и так достигла высокого духовного совершенства; нищетою приобрела богатые дарования и была, по Апостолу, всем вся. Посему, получив высокие и богатые дары, она не пользовалась ими лишь для себя, но раздавала и помогала всем верующим и приходящим к ней.

2019-07-16.2.1.jpg
Старица Евфросиния на смертном одре
Копия снимка с фотографии П.А. Пономарева

Немногие уразумевали высоту и значение подвига блаженных, Христа ради юродивых при жизни, большая часть людей смеялась над ними, оскорбляла их словом и делом. Но по смерти Господь прославил их особенными знамениями Своей чудодейственной силы. Конечно, подвиг юродства доступен далеко не всем христианам, а только особым избранникам Божиим. Нет нужды и никто не требует от нас, чтобы мы оставляли свои обычные занятия, непременно отрешились от семьи, достояния и всех внешних удобств. И живя в миpу и пользуясь достатками, можно благоугождать Господу, лишь бы только наше сердце не увлекалось прелестью лукавого миpa сего, наши желания и поступки не направлялись бы только к самоугождению, плотоугодию и своекорыстию. Кого Бог ущедрил благами миpa сего, тот не должен прилепляться к ним всею душою своею. Не должен впадать в уныние и тот, кто находится в бедности. Таковой да укрепится примером блаженной старицы Евфросинии, Христа ради юродивой, добровольно переносившей все невзгоды жизни, тернистого самоотверженного пути ради Христа Бога нашего со Отцем и Святым Духом славимого ныне и присно и во веки веков.

Подготовил Олег Белов

По книге И.М. Сурикова 
«Жизнеописание подвижницы 
и прозорливицы блаженной старицы 
Евфросинии, Христа ради юродивой, 
княжны Вяземской, фрейлины 
Императрицы Екатерины II». 
Сергиев Посад, 1911.
 
___________________
* Такая надпись была сделана на надгробии старицы по указанию свт. Филарета Московского.




___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998.


См.также:





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Более ста российских ученых подписались под письмом президенту о недопустимости принятия закона о едином регистре учета населения (ЕФИРе)

Законопроект нарушает положения, установленные Конституцией РФ: ст. 24, согласно которой «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются»; ст. 55 - «в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», которые могут быть ограничены лишь...


Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Фотогалерея
Полезно почитать

Православие – сила неодолимая

Столетиями удары внешних врагов были нацелены на Россию – бастион Православия. И Великая Отечественная война тоже была сражением духовным, где Русский народ защищал свою Родину как хранительницу христианской веры. Внешне эта брань выражалась в долгой и суровой битве, но самый главный, глубинный смысл...


Эпидемия пройдет. А что дальше?

В связи с паникой, поднятой вокруг коронавируса, появилось множество лжепророчеств. Поклонники Нострадамуса, например, нашли у него предсказание о том, что якобы «большая чума не прекратится». Высказались по этой теме и некий раввин, и иранский прорицатель, и оба напророчили человечеству кошмарное будущее. Но ведь не нужно быть пророком, чтобы догадаться о том, что у нас впереди большие испытания. Достаточно почитать Священное Писание.


Молитва за усопших - спасительный круг для них

Сегодня возобновляются поминальные службы в храмах. Более двух недель, начиная со Страстной Седмицы, Церковь не совершала панихиды по усопшим; даже во время отпевания умерших в эти дни звучит радостный Канон Пасхи. За почивших монахов в монастырях читают не Псалтирь, а Евангелие.  


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100