«…Поскольку было признано, что латиняне издревле являются еретиками, во-первых, из этого совершенно очевидно следует, что они не крещены... Ибо, став мирянами в результате их отсечения от Православной Церкви, они больше не имеют на себе благодати Святаго Духа, посредством которой православные священники совершают таинства... Если бы даже любой из латинян или латиномудрствующих захотел утверждать обратное на том основании, что он трижды призывает Святую Троицу, он не должен делать вид, будто забыл [слова святого Фирмилиана и Афанасия Великого, которые приводились ранее]: когда эти Пребожественные имена произносятся устами еретиков, то они безплодны и безуспешны… Точно так же и латиняне не могут совершать крещение, потому что они — еретики и потеряли благодать, необходимую для совершения таинств…».
В крещении «три погружения и выхода из воды необходимы, поскольку ими изображается трехдневная смерть, погребение и Воскресение Спасителя. Поскольку латинское окропление лишено погружения и выхода из воды, следовательно, в нем отсутствует и образ трехдневной смерти Господа, Его погребения и Его Воскресения. Если же так, то совершенно очевидно, что (такое крещение) лишено всякой благодати, и освящения, и оставления грехов. Если же латиняне будут перечить, говоря что их кропление с призыванием Святой Троицы содержит освящение и благодать, то давайте вспомним, что Крещение не совершается только призыванием Святой Троицы, но имеет необходимость и в образе смерти, и погребения, и Воскресения Христова. Следовательно, крещаемого спасает не только вера в Троицу, но и вместе с тем существует необходимость в вере и в смерть Мессии, и посредством этих двух совершается спасение и очищение от грехов».
Святой Никодим Святогорец занимает весьма строгую позицию:
В качестве подтверждения этих воззрений прп. Никодим приводит имена тех, кто считает, что латиняне по сути «издревле являются еретиками»: Иосиф Вриенний, свт. Марк Ефесский, Сильвестр, Досифей, Патриарх Иерусалимский и Илия Минятий (ἹερόνΠηδάλιον, σ. 55-56, 65).
Крещение – это одно, а окропление – совсем другое.
См. также:
<-назад в раздел